Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 28 февраля 2018 г. N Ф06-29720/18 настоящее постановление отменено
г.Самара |
|
04 декабря 2017 г. |
Дело N А72-6458/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 04 декабря 2017 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Филипповой Е.Г., судей Засыпкиной Т.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола судебного заседания Плехановой А.А. с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" - представитель не явился, извещено,
от министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области - представителя Старостина Е.Ю. (доверенность от 10.01.2017),
от третьих лиц: правительства Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области - представитель не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 27 ноября 2017 года апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 августа 2017 года по делу N А72-6458/2017 (судья Страдымова М.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" (ОГРН 5157313110873, ИНН 7313009371), Ульяновская область, Новоспасский район, р.п.Новоспасское, к министерству промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (ОГРН 1027301172106, ИНН 7325018444), г.Ульяновск, третьи лица: правительство Ульяновской области (ОГРН 1027301175110, ИНН 7325001144), г.Ульяновск, министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области (ОГРН 1047301019776, ИНН 7325050230), г.Ульяновск,
о признании незаконными действия,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Симбирская экологическая компания" (далее - ООО "Симбирская экологическая компания", заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным действия министерства промышленности, строительства, жилищно-коммунального комплекса и транспорта Ульяновской области (далее - министерство, заинтересованное лицо), выразившегося в отказе утверждения Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы, об обязании устранить нарушения действующего законодательства путем утверждения Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены правительство Ульяновской области, министерство развития конкуренции и экономики Ульяновской области
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 29 августа 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Симбирская экологическая компания" просит решение суда отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на наличие у министерства обязанности утвердить подготовленную им Инвестиционную программу объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы.
В отзыве на апелляционную жалобу министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность обжалуемого решения суда.
Дело рассмотрено в соответствии с требованиями ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителей ООО "Симбирская экологическая компания", третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства возражал против удовлетворения апелляционной жалобы и просил оставить решение суда без изменения.
На основании ч.5 ст.158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании 01 ноября 2017 года рассмотрение дела было отложено на 12 час 20 мин 27 ноября 2017 года.
Проверив материалы дела, выслушав пояснения представителя министерства, арбитражный апелляционный суд не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, распоряжением Правительства Российской Федерации N 1082-р от 02.06.2016 был утвержден план мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации года экологии. Пункт 23 вышеуказанного распоряжения предусматривает строительство "межмуниципального полигона по утилизации твердых коммунальных отходов в поселке городского типа Новоспасское Ульяновской области".
Постановлением Правительства Ульяновской области от 26.10.2015 N 22/537-П, были внесены изменения в государственную программу Ульяновской области "Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014-2020 годы". Согласно указанному постановлению для оздоровления экологической обстановки и уменьшения негативного воздействия на окружающую природную среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ необходимо обеспечить строительство межмуниципального объекта размещения отходов в Новоспасском районе, для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Кузоватовский район", "Новоспасский район", "Николаевский район", "Павловский район", "Радищевский район", "Старокулаткинский район".
Между ООО "Симбирская экологическая компания" и правительством Ульяновской области 31.08.2016 было заключено соглашение N 144-дп о взаимодействии между правительством Ульяновской области и ООО "Симбирская экологическая компания". Предметом указанного соглашения является взаимодействие сторон по реализации инвестиционного проекта строительства "Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области" (п.1.1 соглашения).
Письмом, исх.N 9 от 17.02.2017 в адрес министерства ООО "Симбирская экологическая компания" был направлен проект Инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы.
Письмом от 15.03.2017 исх. N 73-ИОГВ-0601/3811 министерство сообщило о невозможности принятия материалов инвестиционной программы к рассмотрению в виду того, что предоставленные документы не содержат информации, требуемой действующим законодательством для утверждения инвестиционной программы. Представленные материалы после доработки могут претендовать на использование в качестве расчетных материалов для установления тарифа на услугу по утилизации ТКО без учета инвестиционной составляющей.
Письмом от 03.04.2017 исх.N 18 обществом в адрес министерства (получено 03.04.2017) был повторно направлен на утверждение проект инвестиционной программы и заявление об урегулировании разногласий.
ООО "Симбирская экологическая компания" 26.04.2017 был получен ответ, в котором министерство, руководствуясь п.2 Правил разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 16 мая 2016 года N 424, (далее - Правила N 424) разъяснило, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией. Согласно ответу министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14.04.2017 ООО "Симбирская экологическая компания" не входит в реестр регулируемых организаций коммунального комплекса Ульяновской области.
По мнению ООО "Симбирская экологическая компания", своими действиями (бездействием) министерство создало необоснованные препятствия осуществлению предпринимательской деятельности по реализации инвестиционного соглашения N 144-дп от 31.08.2016, а также ограничен доступ общества на рынок по обращению с ТКО, в связи с чем общество обратилось в суд с вышеуказанными требованиями.
Кроме того, заявитель ссылается на то, что министерством нарушены Правила N 424, а именно: срок рассмотрения повторного обращения общества, а также отсутствие действующей согласительной комиссии на территории Ульяновской области.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в заявленных требованиях, исходил из следующих обстоятельств.
В соответствии с частью 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, законодательство о недрах, об охране окружающей среды находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, решение вопросов: организации и осуществления региональных и межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности, обращения с твердыми коммунальными отходами; установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, порядка сбора твердых коммунальных отходов (в том числе их раздельного сбора), нормативов накопления твердых коммунальных отходов, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утверждения территориальной схемы в сфере обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами; организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов (пункт 2 статьи 26 Федерального закона от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления, Федеральный закон N 89-ФЗ).
Постановлением правительства Ульяновской области от 11 сентября 2013 года N 37/415-П утверждена государственная программа Ульяновской области "Охрана окружающей среды и восстановление природных ресурсов в Ульяновской области на 2014 - 2020 годы", в соответствии с которой для оздоровления экологической обстановки и уменьшения негативного воздействия на окружающую природную среду от выбросов и сбросов загрязняющих веществ необходимо обеспечить условия для строительства межмуниципальных объектов размещения отходов за счет внебюджетных источников на территории следующих муниципальных образований: "Барышский район" (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Базарносызганский район", "Барышский район", "Вешкаймский район", "Инзенский район", "Карсунский район"); "Новоспасский район" (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Кузоватовский район", "Николаевский район", "Новоспасский район", "Павловский район", "Радищевский район", "Старокулаткинский район"); "Цильнинский район" (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Майнский район", "Сурский район", "Цильнинский район"); "Чердаклинский район" (для размещения отходов, собранных на территориях муниципальных образований "Чердаклинский район" и "Старомайнский район").
Планом основных мероприятий по проведению в 2017 году в Российской Федерации года экологии, утвержденным распоряжением Правительства РФ от 02 июня 2016 года N 1082-р, предусмотрено строительство межмуниципального полигона по утилизации твердых коммунальных отходов в поселке городского типа Новоспасское, Ульяновская область, с указанием ответственного исполнителя - правительство Ульяновской области.
Между правительством Ульяновской области и ООО "Симбирская экологическая компания" 31 августа 2016 года заключено соглашение о взаимодействии по реализации инвестиционного проекта строительства "Объект размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области". Предметом указанного соглашения является реализация инвестиционного проекта - строительство объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области.
Пунктом 2.1.2 соглашения о взаимодействии между правительством Ульяновской области и ООО "Симбирская экологическая компания" от 31 августа 2016 года N 144-дп предусматривается рассмотрение вопроса о возможности представления ООО "Симбирская экологическая компания" мер государственной поддержки, установленных Законом Ульяновской области от 15.03.2005 N 019-30 "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области" (далее - Закон N 019-30).
Указанный Закон направлен на поддержание и развитие инвестиционной деятельности, обеспечение гарантий равной защиты прав и интересов участников инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области, а также устанавливает формы государственной поддержки инвестиционной деятельности, порядок ее оказания органами государственной власти Ульяновской области.
Постановлением правительства Ульяновской области от 01.12.2010 N 418-П "О некоторых мерах по реализации Закона N 019-30 определены меры государственной поддержки юридических лиц, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, утвержден порядок отбора реализуемых инвестиционных проектов и порядок принятия правительством Ульяновской области решения о присвоении им статуса особо значимого инвестиционного проекта.
Правила N 424 устанавливают порядок разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - инвестиционные программы) операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами и осуществляющих строительство, реконструкцию и (или) модернизацию объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами (далее соответственно - объекты, регулируемые организации), а также требования к содержанию инвестиционных программ и процедуру рассмотрения разногласий при их утверждении.
В соответствии с п.2 Правил N 424 проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией. Инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Исходя из постановления Правительства РФ от 30.05.2016 N 484 "О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами", "регулируемая организация" - оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляющие регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Статьей 1 Федерального закона N 89-ФЗ определено понятие "оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами" - это индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.
В соответствии со статьей 24.1 Федерального закона N 89-ФЗ к регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: обработка твердых коммунальных отходов; обезвреживание твердых коммунальных отходов; захоронение твердых коммунальных отходов; оказание услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами региональным оператором.
В отношении каждой организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливается предельный тариф на осуществление регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами и региональные операторы обязаны вести бухгалтерский учет и раздельный учет расходов и доходов по регулируемым видам деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, порядком ведения раздельного учета затрат по видам указанной деятельности и единой системой классификации таких затрат, утверждаемые уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно письму министерства развития конкуренции и экономики Ульяновской области от 14.04.2017, направленному в адрес заинтересованного лица, ООО "Симбирская экологическая компания" не входит в реестр регулируемых организаций коммунального комплекса Ульяновской области. Доказательств обратного материалы дела не содержат. При этом общество не представило суду подтверждения осуществления им регулируемых видов деятельности в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что доводы заявителя о необоснованных препятствиях осуществлению им предпринимательской деятельности по реализации Соглашения о взаимодействии между правительством Ульяновской области и ООО "Симбирская экологическая компания" от 31 августа 2016 года N 144 являются ошибочными. Предметом заключенного соглашения N144 от 31.08.2016 является реализация инвестиционного проекта строительства "Объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области". При этом обязательства правительства Ульяновской области или иного государственного органа субъекта РФ по утверждению инвестиционной программы данное Соглашение не содержит.
Указанное выше соглашение N 144 от 31.08.2016 является соглашением о намерениях, формулирует волю сторон подписать в будущем определенный договор, а также предусматривает возможность получения инвестором мер государственной поддержки, установленных Законом Ульяновской области от 15.03.2005 N019-ЗО "О развитии инвестиционной деятельности на территории Ульяновской области".
Инвестиционная программа, за утверждением которой обратилось общество, согласно постановлению Правительства РФ от 16.05.2016 N 424 разрабатывается и реализуется регулируемой организацией, которой общество не является. Данное требование предусмотрено федеральным законодательством и не может быть произвольно изменено субъектом РФ.
В судебном заседании представитель министерства пояснил, что согласительная комиссия, создание которой предусмотрено Правилами N 424, в Ульяновской области на сегодняшний день не создана, поскольку в этом отсутствует необходимость, в связи с тем, что Общество не являясь регулируемой организацией и оператором по обращению с ТКО, субъектом правоотношений, регулируемых постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2016 года N 424, не является.
Заявителем документальных опровержений указанным доводам в материалы дела не представлено.
На основании вышеизложенного суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе, являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, который дал им правильную оценку. Указанные доводы не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении дела, и не могут поставить под сомнение правильность применения им норм материального и процессуального права.
Судом апелляционной инстанции не принимается ссылка в апелляционной жалобе на статья 24.13 Федерального закона N 89-ФЗ, согласно которой строительство, реконструкция и (или) модернизация объектов, используемых для обращения с твердыми коммунальными отходами, осуществляются в соответствии с инвестиционными программами. Из названия статьи 24.13 закона "Инвестиционная программа оператора по обращению с твердыми бытовыми отходами" следует, что она применяется в отношении инвестиционных программ именно операторов по обращению с твердыми бытовыми отходами, тогда как заявитель таковым не является. Доказательств, которые бы подтвердили отнесение заявителя к операторам по обращению с твердыми бытовыми отходами (регулируемым организациям), в материалы дела не представлено. Сама по себе реализация инвестиционного проекта, на которую ссылается заявитель, не влечет за собой обязательного инвестирования в нее средств областного бюджета Ульяновской области и бюджетов иных уровней, при том что заявитель фактическую деятельность по обращению с твердыми коммунальными отходами не ведёт.
Ссылки заявителя на решение Ульяновского областного суда от 02 июня 2017 года по делу N 3а-22/2017 и апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2017 года N 80АПГ17-11 необоснованны, так как предметом указанных судебных актов являлось оспаривание территориальной схемы обращения с отходами. При этом данные судебные акты не содержат выводов относительно наличия у органов государственной власти Ульяновской области обязанности по утверждению инвестиционной программы объекта размещения отходов и первичной сортировки в Новоспасском районе Ульяновской области на 2017-2024 годы, подготовленной заявителем.
На основании изложенного решение суда от 29 августа 2017 года следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу заявителя - без удовлетворения.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 29 августа 2017 года по делу N А72-6458/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Филиппова |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-6458/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 октября 2018 г. N Ф06-38719/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СИМБИРСКАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КОМПАНИЯ"
Ответчик: МИНИСТЕРСТВО ПРОМЫШЛЕННОСТИ, СТРОИТЕЛЬСТВА, ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА И ТРАНСПОРТА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО РАЗВИТИЯ КОНКУРЕНЦИИ И ЭКОНОМИКИ УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ, Правительство Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
30.10.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-38719/18
08.08.2018 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10276/18
07.06.2018 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6458/17
28.02.2018 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-29720/18
04.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14720/17
29.08.2017 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-6458/17