г. Киров |
|
08 декабря 2017 г. |
Дело N А28-2819/2017-343 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 декабря 2017 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Пуртовой Т.Е.,
судей Дьяконовой Т.М., Шаклеиной Е.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Русиновой А.И.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области
на определение Арбитражного суда Кировской области от 23.08.2017 по делу N А28-2819/2017-343, принятое судом в составе судьи Вершининой А.А.,
по заявлению Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН: 4345164254, ОГРН: 1074345003963)
к должнику - обществу с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий комбинат "Камский" (ИНН: 4305071349, ОГРН: 1064303004710)
о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 6.948.662,37 рублей,
установил:
в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) общества с ограниченной ответственностью "Деревообрабатывающий комбинат "Камский" (далее - ООО ДОК "Камский", Комбинат, должник) Министерство лесного хозяйства Кировской области (далее - Министерство, кредитор) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с заявлением о включении в реестр требований кредиторов должника задолженности в сумме 6.948.662,37 рублей.
Определением Арбитражного суда Кировской области от 23.08.2017 заявленные требования удовлетворены частично в сумме 4.468.900,97 рублей, в удовлетворении остальной части требования отказано.
Министерство лесного хозяйства Кировской области с принятым определением суда в части отказа во включении требований в реестр требований кредиторов ООО ДОК "Камский" задолженности по арендной плате и неустойке в федеральный бюджет не согласно, обратилось во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит принять по делу новый судебный акт о включении требований Министерства в сумме 6.948.662,37 рублей в третью очередь реестра требований кредиторов ООО ДОК "Камский".
По мнению заявителя жалобы, Министерство обладает полномочиями по взысканию задолженности по арендной плате и неустойки как в федеральный бюджет, так и в бюджет Кировской области, в том числе по включению требований в реестр требований кредиторов в рамках дел о несостоятельности (банкротстве). В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" утвержден перечень главных администраторов доходов федерального бюджета согласно Приложению 5 к настоящему Федеральному закону. Согласно Приложению 5 "Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета" в полномочия налогового органа не входит администрирование платежей за использование лесов. Согласно Приложению 5 "Перечень главных администраторов доходов федерального бюджета" плата за использование лесов закреплена за главным администратором доходов федерального бюджета - Федеральным агентством лесного хозяйства, в том числе по кодам бюджетной классификации: 053 1 12 04012 01 6000 120 "Плата за использование лесов, расположенных на землях лесного фонда, в части минимального размера арендной платы); 053 1 16 90010 01 6000 140 "Прочие поступления от денежных взысканий, (штрафов) и иных сумм и возмещение ущерба, зачисляемые в федеральный бюджет". В соответствии с пунктом 1 приказа Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоза) от 10.04.2015 N 108 "Об администрировании органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношении, доходов федерального бюджета" (далее Приказ Рослесхоза) утвержден Перечень органов государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих переданные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений - администраторов доходов федерального бюджета согласно Приложению 1 (Кировская область - Министерство лесного хозяйства Кировской области). В соответствии с пунктом 2 Приказа Рослесхоза за органами государственной власти субъектов РФ, осуществляющими переданные полномочия РФ в области лесных отношений, закреплены источники доходов федерального бюджета согласно Приложению 2.
В соответствии с пунктом 3 Приказа Рослесхоза "органы государственной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия РФ в области лесных отношений, администрируют доходы федерального бюджета, осуществляя следующие полномочия: начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним; взыскание задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов...".
Заявитель жалобы заявил о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
Внешний управляющий должником в отзыве на апелляционную жалобу просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать в связи с уплатой третьим лицом спорной задолженности; в заседание суда не явился.
Иные лица, непосредственно участвующие в обособленном споре, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей указанных лиц.
Законность определения Арбитражного суда Кировской области от 23.08.2017 в обжалуемой части проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в отсутствие возражений непосредственно участвующих в обособленном споре лиц относительно проверки только части судебного акта и в переделах доводов апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 05.11.2008 между заявителем (Арендодатель) и должником (Арендатор) заключен договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 8-8, согласно которому по акту приема-передачи от 05.11.2008 во временное пользование Арендатору передан лесной участок общей площадью 33 045 га, местоположение: Кировская область, Верхнекамский район, Кайское лесничество, Камское участковое лесничество, кварталы 157-165, 173-181, 190, 192-198, 207-215, 224-226, 228-233, 243-247, 249-266, 268-271, 273-282, условный номер 43-43-01/388/2008-507. Договор лесного участка зарегистрирован в установленном порядке 10.12.2008.
Срок действия договора установлен 15 лет с даты его государственной регистрации (п. 20).
В соответствии с пунктом 5 договора арендная плата установлена в размере 4 158 336 рублей 00 копеек в год.
Пунктом 6 договора стороны установили, что Арендатор вносит арендную плату от установленного годового размера арендной платы в следующие сроки: 15 февраля - 15 %, 15 марта - 10%, 15 апреля - 10%, 15 июня - 10%, 15 июля - 10%, 15 сентября - 15%, 15 ноября - 15%, 15 декабря - 15%.
За нарушение сроков внесения арендной платы, пунктом 13 договора установлена ответственность в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей на момент исполнения обязательств, за каждый день просрочки исполнения обязательства от суммы подлежащей к оплате арендной платы.
В соответствии с пунктом 7 договора Арендодатель направил Арендатору уведомление от 02.03.2015 N 821-58-01-27 об изменении размера арендной платы в 2015, 2016 и 2017 годах с приложением расчета; уведомлением от 15.12.2015 N 5349-58-01-27 заявитель сообщил должнику о внесении изменений в уведомление от 02.03.2015.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 17.02.2017 по делу N А28-15612/2016 в договор аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 05.11.2008 N 8-8 внесены изменения: размер арендной платы установлен в 2016 году - 5.970.770,0 рублей в год (в том числе 3.979.036,0 рублей - в бюджет субъекта Российской Федерации, 1.991.734,0 рубля - в федеральный бюджет), в 2017 году - 6.074.130,0 рублей в год (в том числе 4.047.917,0 рублей - в бюджет субъекта РФ, 2.026.213,0 рублей - в федеральный бюджет).
Кроме того, решением Арбитражного суда Кировской области от 11.09.2015 по делу N А28-8300/2014 с должника в пользу заявителя взыскано 4.287.840,0 рублей - задолженность по арендной плате по договору N 8-8 от 05.11.2008 за период с 15.09.2011 по 15.12.2013, в том числе 1.496.906,0 рублей - в федеральный бюджет и 2.790.934,0 рублей - в бюджет Кировской области. Решение вступило в законную силу, 15.12.2015 выдан исполнительный лист серии ФС N 005361686; 26.01.2016 возбуждено исполнительное производство.
С учетом частичного исполнения судебного акта остаток задолженности составил 2.607.840,0 рублей, в том числе 925.706,0 рублей - в федеральный бюджет и 1.682.134,0 рублей - в областной бюджет.
Задолженность по арендной плате за период с 15.11.2016 по 15.04.2017, согласно расчету заявителя составила 4.177.156,0 рублей, в том числе 2.683.664,0 рублей - в областной бюджет и 1.493.492,0 рублей - в федеральный бюджет.
За несвоевременное внесение арендной платы за период с 16.02.2016 по 29.05.2017 в соответствии с пунктом 13 договора начислена неустойка в размере 163.666,37 рублей, в том числе 103.102,97 рублей - в областной бюджет и 60.563,40 рублей - в федеральный бюджет.
Таким образом, общий размер задолженности составил 6.948.662,37 рублей, из которых 6.785.026,0 рублей - арендной платы (из них 4.365.798,0 рублей в областной бюджет, 2.419.198,0 рублей в федеральный бюджет) и 163.666,0 рублей неустойки (из них 103.102,97 рублей в областной бюджет, 60.563,40 рублей в федеральный бюджет).
Определением Арбитражного суда Кировской области от 20.04.2017 принято заявление общества с ограниченной ответственностью "Вуд Трейдинг" о признании ООО ДОК "Камский" несостоятельным (банкротом).
Определением суда от 30.05.2017 заявление признано обоснованным, в отношении должника введено наблюдение, временным управляющим утвержден Терентьев И.М.
Объявление о введении наблюдения в отношении должника опубликовано в газете "Коммерсантъ" от 10.06.2017.
В связи с наличием долга Министерство лесного хозяйства Кировской области обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражный суд Кировской области признал требование Министерства обоснованным и подлежащим включению в реестр требований кредиторов должника в состав третьей очереди в размере 4.468.900,97 рублей, в том числе 4.365.798,0 рублей задолженность по арендной плате в областной бюджет и 103.102,97 рублей неустойки в областной бюджет. При этом суд первой инстанции отказал во включении задолженности, подлежащей уплате в федеральный бюджет, поскольку требование должно быть заявлено уполномоченным органом, то есть ФНС России.
В апелляционной жалобе Министерство обжалует судебный акт в части отказа во включении задолженности, подлежащей уплате в федеральный бюджет.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что определение суда в обжалуемой части подлежит отмене, исходя из нижеследующего.
Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), части 1 статьи 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).
Установление требований кредиторов осуществляется арбитражным судом в зависимости от процедуры банкротства, введенной в отношении должника в порядке, определенном статьями 71 и 100 Закона о банкротстве.
Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2012 N 35 "О некоторых процессуальных вопросах, связанных с рассмотрением дел о банкротстве" (далее - Постановление N 35) в силу пунктов 3-5 статьи 71 и пунктов 3-5 статьи 100 Закона о банкротстве проверка обоснованности и размера требований кредиторов осуществляется судом независимо от наличия разногласий относительно этих требований между должником и лицами, имеющими право заявлять соответствующие возражения, с одной стороны, и предъявившим требование кредитором - с другой стороны. При установлении требований кредиторов в деле о банкротстве судам следует исходить из того, что установленными могут быть признаны только требования, в отношении которых представлены достаточные доказательства наличия и размера задолженности.
При рассмотрении обоснованности требования кредитора подлежат проверке доказательства возникновения задолженности в соответствии с материально-правовыми нормами, которые регулируют обязательства, не исполненные должником, а также оценка сделки на предмет ее заключенности и ничтожности.
При этом необходимо иметь в виду, что целью проверки обоснованности требований является недопущение включения в реестр необоснованных требований, поскольку такое включение приводит к нарушению прав и законных интересов кредиторов, имеющих обоснованные требования, а также должника и его учредителей (участников).
В силу статей 64 (часть 1), 71 и 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на основании представленных доказательств.
Проверка обоснованности требований предусматривает, в числе прочего, выяснение вопроса о праве кредитора требовать заявленную задолженность с должника. В данном случае арбитражный суд первой инстанции, отказывая во включении в реестр заявленной Министерством суммы, исходил по существу из отсутствия у заявителя права требования задолженности в федеральный бюджет по договору аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, N 8-8 от 05.11.2008.
Между тем, судом первой инстанции не принято во внимание то обстоятельство, что спорное требование возникло из договора аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, от 05.11.2008 N 8-8, в котором Министерство выступало стороной по договору, поэтому обладало правом предъявления требования, связанного с ненадлежащим исполнением договорных обязательств. Заявитель действовал в соответствии с Положением о Министерстве лесного хозяйства Кировской области, утвержденным постановлением Правительства Кировской области от 28.03.2012 N 145/167, согласно которому Министерство является органом исполнительной власти Кировской области отраслевой компетенции, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфере лесных отношений.
Из материалов дела следует, что и взыскателем по исполнительному листу серии ФС N 005361686000824752 на сумму задолженности по арендной плате по договору N 8-8 от 05.11.2008 за период с 15.09.2011 по 15.12.2013 в размере 4.287.840,0 рублей, в том числе 1.496.906,0 рублей - в федеральный бюджет и 2.790.934,0 рублей - в бюджет Кировской области, также является Министерство.
Должник наличие задолженности по существу не оспорил.
Исходя из указанного, суд второй инстанции приходит к выводу о документально подтвержденном наличии задолженности Общества перед Министерством в полном объеме.
Таким образом, суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования, в связи с чем выводы суда первой инстанции по предмету обжалования следует признать не соответствующими обстоятельствам дела и нормам материального права, что в силу пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для отмены определения суда в отказа во включении требований в реестр требований кредиторов задолженности по арендной плате и неустойке в федеральный бюджет и удовлетворения требования Министерства в полном объеме.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины при обжаловании данного определения не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269 (пункт 2), 270 (пункт 3 части 1), 271, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
апелляционную жалобу Министерства лесного хозяйства Кировской области удовлетворить.
определение Арбитражного суда Кировской области от 23.08.2017 по делу N А28-2819/2017-343 в обжалуемой части отменить.
Резолютивную часть определения изложить в следующей редакции:
"Включить требование Министерства лесного хозяйства Кировской области (ИНН 4345164254, ОГРН 1074345003963) в сумме 6 948 662 рубля 37 копеек, в том числе 6 785 026 рублей арендной платы и 163 666 рублей 37 копеек неустойки, в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью Деревообрабатывающий комбинат "Камский" (ИНН 4305071349, ОГРН 1064303004710).
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение месяца со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
Т.Е. Пуртова |
Судьи |
Т.М.Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-2819/2017
Должник: ООО Деревообрабатывающий комбинат "Камский"
Кредитор: ООО "Вуд Трейдинг"
Третье лицо: Терентьев Игорь Михайлович (внеш.упр.), Терентьев Игорь Михайлович (врем.упр.), Ассоциация "Евросибирская саморегулируемая организация арбитражных управляющих", Булдаков Андрей Васильевич, Гребенев Игорь Владимирович, ЗАО "Автотранспортное предприятие - 27", Змитрович Алексей Александрович, ИП Ляпунов Владимир Николаевич, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N2 по Кировской области, Министерство лесного хозяйства Кировской области, МРИ ФНС N2 по Кировской области, ОАО "ЭнергосбыТ Плюс", ООО "ВТ-Промстрой", ООО "ИК "Норд", ООО "ЛЕС-ДОМ-СТРОЙ", ООО "ПКФ "Автоспектр", ООО "Спецэнергострой", ООО Деревообрабатывающий комбинат "Камский", ПАО Кировское отделение N 8612 Сбербанк, представитель Шулепов Андрей Борисович, Управление Федеральной налоговой службы по Кировской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кировской области, Шулепов Андрей Борисович
Хронология рассмотрения дела:
12.12.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7533/17
08.12.2017 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-7594/17
19.10.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-2819/17
28.07.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-2819/17
30.05.2017 Определение Арбитражного суда Кировской области N А28-2819/17