г. Москва |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А40-246351/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
Судей: Гончарова В.Я., Гармаева Б.П.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ашибоковым А.А.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Департамента городского имущества города Москвы на решение Арбитражного суда г. Москвы от 02.10.2017 по делу N А40-246351/15 по иску Департамента городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) к 1) ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" (ОГРН 1027700008599), 2) ООО "СтройРесурс" (ОГРН 1127746673240), 3) ООО "СК ПРОЕКТ" (ОГРН 112774668190) о признании недействительным договора от 27.11.13 г. N 003-001614-13,
при участии в судебном заседании:
от истца: Понамарёв Ю.А. по доверенности от 22.11.2016 г.,
от ответчиков: 1) не явился, извещен, 2) не явился, извещен, 3) не явился, извещен,
УСТАНОВИЛ:
Департамент городского имущества г. Москвы обратился в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы", ООО "СтройРесурс", ООО "СК ПРОЕКТ" о признании недействительным договора от 27.11.13 г. N 003001614-13.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2016 г. признан недействительным договор на выполнение строительно-монтажных работ от 27.11.2013 г. N 003-001614-13, заключенный между ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" и ООО "СтройРесурс". В остальной части исковых требований - отказано.
Постановлением Девятого Арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2016 г. по делу N А40-246351/15 оставлено без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 05.04.2017 г. решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.08.2016 г. и постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 15.12.2016 г. по делу N А40-246351/15 отменены. Дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы. ГУП г. Москвы.
Решением от 02.10.2017 в удовлетворении иска отказано. Суд исходил из доказанности пропуска срока исковой давности, а также указал на отсутствие оснований для признания недействительным договора.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, истец подал жалобу, в которой просит отменить судебный акт. По мнению заявителя жалобы, срок исковой давности не пропущен. Спорный договор является крупной сделкой и подлежит признание недействительным.
Рассмотрев апелляционную жалобу, материалы дела, Девятый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения обжалуемого судебного акта по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, между ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" (заказчик) и ответчиком ООО "СтройРесурс" (генподрядчик) заключен договор на выполнение строительно-монтажных работ от 27.11.2013 г., согласно условий которого заказчик поручает и оплачивает, а генподрядчик выполняет функции генерального подрядчика и обязуется в сроки, указанные в графике производства работ, выполнить на свой риск собственными и/или привлеченными силами и средствами, из собственных материалов, конструкций и т.п. строительство объекта гаражного назначения по адресу г. Москва, ЮВАО, ул. Новороссисйкая, вл.23Б, подготовку документов и получение Разрешения на ввод объекта в эксплуатацию и передать объект заказчику или указанной заказчиком эксплуатирующей организации в соответствии с условиями договора.
В соответствии с п.3.1 договора цена договора составляет 67 582 051,71 руб.
В соответствии с п.4.1 договора срок выполнения работ по договору устанавливается с даты подписания договора по 30 июня 2014 г
Из устава государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" следует, что оно по своей организационно-правовой форме является государственным унитарным предприятием.
При правовой проверке собственником ранее заключенных договоров организацией было выявлено, что ряд договоров был заключен в нарушении требований ст. 23 Закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях".
В частности, договор на выполнение строительно-монтажных работ от 27.11.2013 г. был заключен в нарушении п.3.8 устава ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы", согласно которого ответчик не вправе без согласия собственника в лице Департамента городского имущества города Москвы совершать крупные сделки.
Указывая, что заключив указанный договор, ответчик нарушил п.1 ст. 23 Федерального закона от 14.11.2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которого крупной сделкой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более 10% уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
В соответствии с п.9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав":
При разрешении споров, связанных с осуществлением унитарными предприятиями права хозяйственного ведения, следует учитывать установленные абзацем первым пункта 2 статьи 295 ГК РФ и статьей 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" ограничения прав названных предприятий по распоряжению закрепленным за ними имуществом.
В силу абзаца второго пункта 4 статьи 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" уставом унитарного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия.
При рассмотрении споров о признании недействительными указанных сделок судам следует руководствоваться статьей 174 ГК РФ. Сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 ГК РФ, а также с нарушением положений Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в частности пунктов 2, 4, 5 статьи 18, статей 22 - 24 этого Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица.
Ответчик вправе заявить об истечении срока исковой давности для признания такой сделки недействительной на основании пункта 2 статьи 181 ГК РФ.
Срок исковой давности по требованию о признании оспоримой сделки недействительной и о применении последствий ее недействительности составляет один год.
Течение срока исковой давности по указанному требованию начинается со дня, когда истец узнал или должен был узнать об обстоятельствах, являющихся основанием для признания сделки недействительной.
Как правильно указал суд первой инстанции, срок исковой давности, предусмотренный для обращения в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительными Контракта истек 27.11.2014.
Довод жалобы о том, что в нарушение требований Закона N 161-ФЗ при заключении Контракта не было получено согласие собственника и истцу стало известно об оспариваемой сделке только после смены руководства ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы", не принимается апелляционным судом.
Согласно п. 2.1. Устава ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы" целями деятельности Предприятия являются участие в реализации государственных целевых программ в части создания единого парковочного пространства в городе Москве, получение прибыли.
Строительство гаража-стоянки по адресу: г. Москва, ул. Новороссийская, вл.23Б, что являлось предметом контракта, происходило в рамках городской целевой программы строительства гаражей-стоянок в городе Москве (программа "Народный гараж").
Указанная целевая программа предполагает адресное выделение бюджетных средств для финансирования строительства объектов гаражного назначения и предусматривает обязанность ответчика отчитываться об ее исполнении.
Оценка хода выполнения Целевой программы осуществляется на основании отчетов исполнителей Целевой программы о выполнении ими основных мероприятий, в том числе отчетов префектур административных округов города Москвы о выполнении плановых показателей по вводу машиномест, предусмотренных Целевой программой.
Отчетный период выполнения Целевой программы - календарный год. Срок представления основными исполнителями отчетов - последний месяц отчетного года с проведением поквартального мониторинга хода выполнения плановых показателей.
Таким образом, с учетом требований Целевой программы, истец регулярно получал информацию о ходе реализации целевой программы, мог в любой момент провести проверку привлекаемых ответчиком 1 контрагентов.
Согласно п. 1 Распоряжения Правительства Москвы от 23 сентября 2011 г. N 726-РП (далее - "Распоряжение"), принято решение увеличить в 2011 году уставный фонд Государственного унитарного предприятия города Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы" (ГУП г. Москвы "Дирекция гаражного строительства") на сумму 8 000 000 000 рублей на цели проектирования и строительства объектов гаражного назначения согласно приложению к настоящему распоряжению.
Под номером 72 указан строительный адрес объекта г. Москва, ЮВАО, ул. Новороссийская, вл. 23Б. Строительство по указанному адресу гаража-стоянки и стало предметом Обжалуемого договора.
Пунктом 2.1. Распоряжения предусмотрено представление до 29 марта 2013 г. Комитетом города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства в Департамент имущества города Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы согласованного технико-экономического обоснования (далее - ТЭО) на сумму 8 000 000 000 рублей (п. 1) с указанием целей, объемов и периодов расходования предоставленных средств бюджета города Москвы.
Согласно п. 4 Распоряжения, Комитет города Москвы по обеспечению реализации инвестиционных проектов в строительстве и контролю в области долевого строительства обязано обеспечивать ежеквартальное представление в Департамент имущества города Москвы и Департамент экономической политики и развития города Москвы отчетов ГУП г. Москвы "Дирекция гаражного строительства" об исполнении ТЭО с указанием целей расходования предоставленных средств бюджета, объемов их расходования и достижения плановых показателей ТЭО.
Согласно Порядка взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы при осуществлении прав собственника имущества и учредителя Государственных унитарных предприятий города Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. N 441-1111) (Порядок взаимодействия).
В силу п. 1.2.2.8(1) Порядка взаимодействия, Департамент имущества города Москвы утверждает ежегодные планы (программы) финансово-хозяйственной деятельности государственных унитарных предприятий (государственных предприятий, казенных предприятий) города Москвы, относящихся к категориям "Б" и "В", а также сметы доходов и расходов казенных предприятий, относящихся к категориям "Б" и "В" (Ответчик 1 относится к категории "Б").
Порядок согласования собственником имущества сделок Государственных унитарных предприятий города Москвы (утверждено постановлением Правительства Москвы от 21 сентября 2011 г. N 441-ПП) (Порядок согласования). Согласно п. 2.2.1. Порядка согласования, к плановым сделкам государственного унитарного предприятия (государственного предприятия, казенного предприятия) города Москвы относятся сделки, одновременно отвечающие следующим условиям: - сделки включены в ежегодный план (программу) финансово-хозяйственной деятельности государственного унитарного предприятия (государственного предприятия, казенного предприятия) города Москвы (далее -План ФХД) путем указания существенных условий сделок, характеристик товаров, работ, услуг, объемов закупок (заказов) либо предусмотрены положением о планировании государственного унитарного предприятия (государственного предприятия, казенного предприятия) города Москвы с указанием предмета сделки; - объемы финансирования сделки учтены в лимитах, утвержденных Планом ФХД.
Ввиду того, что Обжалуемый договор подлежал включению в ежегодный план финансово-хозяйственной деятельности, такую сделку следует считать Плановой сделкой Государственного унитарного предприятия города Москвы.
Согласно п. п. 3.1., 3.1.1. Порядка согласования, формой согласования Собственником сделок Государственных унитарных предприятий города Москвы является ежегодное утверждение Плана ФХД. Согласно п.3.1.3.2. Порядка согласования, согласование сделок, признаваемых планово-определенными, осуществляется Собственником путем утверждения Плана ФХД. Представление заявки на совершение сделки, проекта договора, технико-экономического обоснования, бухгалтерской отчетности и иных документов не требуется.
Ответственность за достоверность представляемой информации несет руководитель государственного унитарного предприятия (государственного предприятия, казенного предприятия) города Москвы.
Таким образом, законодательством города Москвы прямо определен порядок взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы с Государственными унитарными предприятиями города Москвы в качестве собственника имущества, предусматривающий полный цикл согласования деятельности государственных унитарных предприятий начиная с утверждения Плана хозяйственной деятельности, выделения лимитов денежных средств, необходимых для осуществления уставных целей, и контроля за целевым использованием таких средств.
При этом, строительство Объекта, являющегося предметом Оспариваемого договора, предусмотрено городской целевой программой, утвержденной Правительством Москвы, для исполнения этой программы Правительством города Москвы выпущено Распоряжение от 23 сентября 2011 г. N 726-РП об увеличении уставного фонда ответчика, причем Приложением к этому Распоряжению утвержден перечень объектов, на строительство которых выделяются бюджетные средства, вносимые в уставной капитал ответчика.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правомерно указал, что истец был обязан контролировать и контролировал действия ответчика ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы", выполнял свои обязанности собственника Государственного унитарного предприятия, согласовывая планы хозяйственной деятельности ответчика, получая отчеты о реализации городской целевой программы, получая в собственность вновь построенные объекты гаражного назначения (в том числе гараж-стоянку по адресу: г. Москва, ул. Новороссийская, вл. 23Б.
То есть, информация о сделках, заключаемых ответчиком ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы" имелась у истца, который согласовывал плановые сделки путем утверждения плана хозяйственной деятельности.
При таких обстоятельствах срок исковой давности для признания контракта недействительным истек, что является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Кроме того, апелляционный суд считает правомерным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания контракта недействительным.
Предметом иска является требование о признании сделки контракта на выполнение строительных работ и ввода объекта в эксплуатацию недействительным, как заключенного с нарушением требований статьи 23 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" о необходимости получения одобрения собственника на заключение такой сделки.
В соответствии со статьей 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно статье 295 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник имущества, находящегося в хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия, осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью принадлежащего предприятию имущества. Собственник имеет право на получение части прибыли от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия. Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без согласия собственника. Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или иными правовыми актами.
Порядок распоряжения имуществом установлен в статье 18 Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", согласно которой государственное предприятие распоряжается движимым имуществом, принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения, самостоятельно, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами. Движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия.
Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
В качестве оснований для признания контракта недействительным истец указывает, что данный контракт является крупной сделкой, которая должна получить одобрение собственника, при этом ссылается на статью 23 Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" и статью 168 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Крупной сделкой в соответствии с данной нормой является сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения унитарным предприятием прямо либо косвенно имущества, стоимость которого составляет более десяти процентов уставного фонда унитарного предприятия или более чем в 50 тысяч раз превышает установленный федеральным законом минимальный размер оплаты труда. Для целей настоящей статьи стоимость отчуждаемого унитарным предприятием в результате крупной сделки имущества определяется на основании данных его бухгалтерского учета, а стоимость приобретаемого унитарным предприятием имущества - на основании цены предложения такого имущества.
Решение о совершении крупной сделки принимается с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Таким образом, в соответствии с данной статьей Федерального закона N 161-ФЗ от 14.11.2002 "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" крупной сделкой признается та сделка, результат совершения которой может существенным образом повлиять на судьбу предприятия.
Согласно п. 2.1. Устава ответчика ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы", целями деятельности Предприятия являются участие в реализации государственных целевых программ в части создания единого парковочного пространства в городе Москве, получение прибыли. Основными видами деятельности ответчика в том числе являются:
- выполнение функций заказчика-застройщика по строительству объектов гаражного назначения;
- привлечение проектных и строительных организаций для выполнения работ по проектированию и строительству объектов гаражного назначения;
- координация и организация строительства объектов гаражного назначения.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях движимым и недвижимым имуществом государственное или муниципальное предприятие распоряжается, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Сделки, совершенные государственным или муниципальным предприятием с нарушением этого требования, являются ничтожными.
Исходя из положений Устава истца и из условий контракта, учитывая, что предметом деятельности предприятия является строительство и управление объектами гаражного назначения, заключенный контракт предназначен для реализации ответчиком своей хозяйственной деятельности, поскольку данная сделка направлена на достижение правового результата - осуществление хозяйственной деятельности для удовлетворения общественных потребностей, что соответствует уставной деятельности Дирекции.
Ответчик, вступая в договорные отношения с ООО "СтройРесурс", совершил сделки, направленные на достижение уставных целей.
Согласно абзацу 3 пункта 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" сделки унитарного предприятия, заключенные с нарушением абзаца первого пункта 2 статьи 295 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также с нарушением положений Федерального закона "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", в частности, пунктов 2, 4, 5 статьи 18, статей 22 - 24 этого Закона, являются оспоримыми, поскольку могут быть признаны недействительными по иску самого предприятия или собственника имущества, а не любого заинтересованного лица.
Таким образом, само по себе отсутствие согласия собственника законодатель не счел достаточным для объявления сделки недействительной, в случае, если предмет, наступившие правовые последствия и экономические результаты спорной сделки свидетельствуют о совершении ее в процессе обычной хозяйственной деятельности.
Статья 23 Закона о государственных и муниципальных унитарных предприятиях не содержит исключений в части необходимости согласия собственника на совершение государственным предприятием в процессе обычной хозяйственной деятельности крупной сделки.
На основании изложенного заключенный контракт нельзя считать выходящим за рамки обычной хозяйственной деятельности ответчика ГУП г. Москвы "Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения г. Москвы" и направленным на приобретение или отчуждение имущества названного предприятия, в связи с чем оспариваемая сделка соответствует уставу и не требует согласия собственника имущества.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, которые бы влияли или опровергали выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 102, 110, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2017 по делу N А40-246351/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
А.Л. Фриев |
Судьи |
В.Я. Гончаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-246351/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф05-3066/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Департамент городского имущества г. Москвы, ООО "СК ПРОЕКТ"
Ответчик: ГУП г. Москвы "ДСиЭОГН г. Москвы", ГУП г.Москвы Дирекция строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения города Москвы, ООО "СК ПРОЕКТ", ООО стройресурс
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3066/17
12.12.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-59574/17
02.10.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-246351/15
05.04.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-3066/17
15.12.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-49664/16
12.08.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-246351/15