г. Владивосток |
|
12 декабря 2017 г. |
Дело N А51-19809/2017 |
Резолютивная часть постановления оглашена 11 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 12 декабря 2017 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Е.Л. Сидорович,
судей В.В. Рубановой, Т.А. Солохиной,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Е.Д. Витютневой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лидер-ДВ",
апелляционное производство N 05АП-8016/2017
на решение от 25.09.2017
судьи Д.А. Самофала
по делу N А51-19809/2017 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Находкинской таможни (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
к обществу с ограниченной ответственностью "Лидер ДВ" (ИНН 2508128639, ОГРН 1162536090991)
о взыскании утилизационного сбора в размере 684 000 рублей, за товар N 1, заявленный в ДТ N 10714060/190517/0001159,
при участии:
от Находкинской таможни: Кочеткова В.А., доверенность от 11.07.2017, сроком на 1 год, удостоверение;
от ООО "Лидер-ДВ": не явились,
УСТАНОВИЛ:
Находкинская таможня (далее - заявитель, таможня) обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лидер ДВ" (далее - ответчик, ООО "Лидер ДВ", Общество) утилизационного сбора в сумме 684 000 рублей за товар N 1, заявленный в декларации на товары (далее - ДТ) N 10714060/190517/0001159.
Решением суда от 25 сентября 2017 года требования были удовлетворены. Суд взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Лидер ДВ" утилизационный сбор в сумме 684 000 рублей, а также государственную пошлину по заявлению в сумме 16680 рублей.
Не согласившись с судебным актом, общество обжаловало его в апелляционном порядке.
В обоснование доводов жалобы общество указывает, что утилизационный сбор не является таможенным платежом и уплачивается при ввозе транспортного средства с целью обеспечения экологической безопасности, с целью компенсировать вред окружающей среде, который может быть нанесен при эксплуатации автомобиля бывшего в употреблении.
Ссылаясь на постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", общество считает, что поскольку транспортное средство заявлено на экспорт и не будет эксплуатироваться на территории Российской Федерации, то утилизационный сбор уплате не подлежит.
Таможенный орган против доводов жалобы возражает, считает решение суда законным и обоснованным.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке, предусмотренном статьями 266, 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской федерации, правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции установил следующее.
В мае 2017 года ООО "Лидер ДВ" на территорию России был ввезён товар, в том числе товар N 1 автомашина спецназначения (автовышка) бывшая в эксплуатации "MITSUBISHI CANTER", г/в 1992.03.15, двигатель дизельный, модель -номер двигателя: 4D32-979546, шасси: FE445E-560025, номер кабины (кузова): отсутствует, объем - 3 567 см3, мощность - 110 л.с, п/масса: 6 745 кг", код ТН ВЭД ЕАЭС-8705908009, который был помещен под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления" по ДТ N 10714060/190517/ 0001159.
В ходе проверки достоверности сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, предъявленных при таможенном декларировании товаров, и определения правильности исчисления и своевременности уплаты утилизационного сбора, таможней было установлено, что уплата утилизационного сбора Обществом произведена не была.
Кроме того, при проверке электронной копии карточки транспортного средства, заявленного в ДТ N 10714060/190517/0001159, установлено, что в графе "Утилизационный сбор. Статус" отсутствует информация о взыскании утилизационного сбора.
Письмом от 29.05.2017 N 37-02-12/00465 таможенный орган предложил ООО "Лидер ДВ" уплатить утилизационный сбор по спорному товару в размере 684 000 руб.
Поскольку утилизационный сбор в добровольном порядке со стороны Общества уплачен не был, таможенный орган обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением.
Удовлетворяя требования таможенного органа, суд первой инстанции основывал свои выводы на том, что ни нормы Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", ни нормы постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" не предусматривают в качестве основания для освобождения от уплаты утилизационного сбора вывоз транспортного средства с территории Российской Федерации без намерения его эксплуатации в РФ.
Коллегия апелляционного суда считает, что судом не было учтено следующее.
В целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации колесных транспортных средств (шасси), с учетом их технических характеристик и износа пунктом 1 статьи 24.1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Федеральный закон N 89-ФЗ) предусмотрена уплата утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации.
К плательщикам утилизационного сбора отнесены в том числе и лица, которые осуществляют ввоз транспортного средства в Российскую Федерацию (п. 3 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (п. 4 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Виды и категории колесных транспортных средств, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, определены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 N 1291 "Об утилизационном сборе в отношении колесных транспортных средств и шасси и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление N 1291).
Этим же постановлением утверждены "Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств и шасси, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора" (далее - Правила).
В п. 7 Правил установлено, что на бланке паспорта транспортного средства, оформляемого на выпускаемое в обращение транспортное средство, в отношении которого осуществляется уплата утилизационного сбора, проставляется отметка об уплате утилизационного сбора.
Поскольку в отношении транспортных средств, помещенных под таможенные процедуры выпуска для внутреннего потребления, выдача ПТС возложена на таможенные органы, то при реализации данной функции таможенные органы осуществляют контроль за полнотой уплаты утилизационного сбора в отношении таких транспортных средств.
При этом следует отметить, что данная функция не связана с таможенным контролем, осуществляемым при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, поскольку осуществляется после выпуска товара в свободное обращение на таможенной территории Таможенного союза.
Неуплата утилизационного сбора не является основанием для невыпуска товара, так как утилизационный сбор в силу положений пп. 18 и 25 п. 1 ст. 4 ТК ТС не является ни налогом, ни таможенной пошлиной, уплата которых обязательное условие для выпуска товаров таможенными органами.
В разделе II Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты (п.п. 11 - 14).
Согласно п. 11 Правил для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщик представляет в таможенный орган в том числе и расчет суммы утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств, а также копии платежных документов об уплате утилизационного сбора.
После проверки правильности исчисления суммы утилизационного сбора и ее поступления по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства таможенный орган проставляет на бланках паспортов, оформляемых в отношении транспортных средств, в отношении которых уплачен утилизационный сбор, отметку об уплате утилизационного сбора (п. 12 Правил).
Пунктом 5 ст. 24.1 Закона N 89-ФЗ установлено, что при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства (шасси), его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств.
Апелляционный суд, проанализировав нормы законодательства, регулирующие вопросы уплаты утилизационного сбора и выдачи ПТС, с учетом целей, преследуемых законодателем для обеспечения экологической безопасности и уменьшения экологического ущерба от эксплуатации автомобиля в зависимости от его года выпуска и объема двигателя, пришел к выводу, что уплата утилизационного сбора обусловлена эксплуатацией транспортного средства, участием его в дорожном движении.
Данный платеж связан с выдачей паспорта транспортного средства, именно с моментом идентификации транспортного средства в качестве такового, позволяющего допустить транспортное средство к эксплуатации на территории Российской Федерации, поскольку без паспорта транспортного средства эксплуатировать транспортное средство в качестве такого не разрешено.
Таким образом, уплата утилизационного сбора является непременным условием допуска транспортного средства к эксплуатации на территории РФ. В связи с чем суд считает, что в случаях, когда лицо до момента получения паспорта транспортного средства заявило об отсутствии намерения эксплуатации в качестве транспортного средства, утилизационный сбор уплате не подлежит.
Данные выводы согласуются с положением пункта 15(1) Постановления N 1291, устанавливающим право таможенных органов взыскивать утилизационный сбор в судебном порядке.
Согласно пункту 15(1) Постановления N 1291 в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта, информируют плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления. Указанная информация направляется в адрес плательщика заказным письмом с уведомлением.
В случае неуплаты плательщиком утилизационного сбора в срок, не превышающий 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации, доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Из указанной нормы следует, что право на взыскание возникает в двух случаях:
- если установлен факт неполной уплаты утилизационного сбора после уплаты утилизационного сбора и проставления соответствующей отметки;
- если установлен факт неуплаты после проставления соответствующей отметки в ПТС.
То есть в любом случае взыскание производится после проставления соответствующей отметки в ПТС и допуска транспортного средства к эксплуатации на территории РФ.
Как следует из материалов дела, на данное транспортное средство обществом не был получен ПТС, намерений эксплуатировать ввезенный товар как транспортное средство у ответчика нет.
Кроме того, спорный автомобиль изначально ввозился в качестве запасных частей и был непригоден для эксплуатации в качестве транспортного средства, о чем свидетельствует отметка в графе 31 ДТ.
В настоящий момент ООО "Лидер-ДВ" отказался от экспорта спорного товара, поскольку инопартнер отказался получить товар обратно. Товар был передан ООО "Лидер-ДВ" обществу "Авто Экспресс", с которым у него заключен договор N 1 от 15.11.2016 г. на поставку запасных частей. Согласно акта приема передачи от 05.10.2017 г. запасные части и прочие детали автомобиля "MITSUBISHI CANTER", двигатель 4D32-979546, шасси: FE445E-560025 были переданы в качестве металлолома ООО "Авто Экспресс".
Тот факт, что данный автомобиль, ввезенный по ДТ N 10714060/190517/0001159, не может эксплуатироваться в качестве транспортного средства подтверждается заключением N 17/05-37 от 29.05.2017, выполненное специалистом ООО "Профессионал".
При таких обстоятельствах, у ООО "Лидер-ДВ" не возникло обязательство по уплате утилизационного сбора, так как спорный товар не приобрел статуса транспортного средства.
Требование таможенного органа о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Лидер ДВ" утилизационного сбора в сумме 684 000 рублей удовлетворению не подлежит.
В связи с удовлетворением апелляционной жалобы, судебные расходы по уплате обществом государственной пошлины по жалобе в размере 3000 рублей подлежат взысканию с Находкинской таможни.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 25.09.2017 по делу N А51-19809/2017 отменить.
В удовлетворении требований Находкинской таможни отказать.
Взыскать с Находкинской таможни в пользу общества с ограниченной ответственностью "Лидер ДВ" судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Арбитражному суду Приморского края выдать исполнительный лист.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Е.Л. Сидорович |
Судьи |
В.В. Рубанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-19809/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 19 октября 2018 г. N Ф03-881/18 настоящее постановление изменено
Истец: Находкинская таможня
Ответчик: ООО "ЛИДЕР-ДВ"