Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2018 г. N Ф05-19864/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г.Москва |
|
13 декабря 2017 г. |
Дело N А40-208849/14 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 13 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Веклича Б.С.
Судей: Лящевского И.С., Савенкова О.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ярахтиным А.Е.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.07.2017 по делу N А40-208849/14, принятое судьей Прижбиловым С.В. (шифр 181-819)
по иску Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы
к ООО "Автоспектр ВВ"
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г.Москве, Префектура Западного административного округа г.Москвы, Комитет государственного строительного надзора г.Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы
о признании объекта самовольной постройкой, обязании снести объект самовольного строительства, освободить земельный участок от постройки
при участии в судебном заседании представителей:
от истцов: Соложенков А.С. по доверенностям от 30.11.2016, 26.12.2016;
от ответчика: Ушаков И.А. по доверенности от 19.12.2016, Отрощенко В.В. - генеральный директор на основании решения N 1;
от третьих лиц: не явились, извещены,
УСТАНОВИЛ:
Правительство Москвы и Департамент городского имущества города Москвы обратились в Арбитражный суд г.Москвы с иском к ООО "Автоспектр ВВ" о признании объекта общей площадью 1 368,7 кв.м, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Минская, д.1-М, на земельном участке общей площадью 2 000 кв.м. самовольной постройкой, обязании ответчика снести объект самовольного строительства, обязании освободить земельный участок от постройки.
ООО "Автоспектр ВВ" предъявило к Правительству Москвы и Департаменту городского имущества города Москвы встречный иск о признании права собственности на стационарную автомобильную мойку с комплексом сервисных услуг общей площадью 1 368,7 кв.м, расположенную по адресу: г. Москва, ул.Минская, д. 1-М, на земельном участке общей площадью 2 000 кв.м с кадастровым номером 77:07:0009005:7.
Решением суда от 16.05.2016 исковые требования удовлетворены в части обязания ООО "Автоспектр ВВ" в 2-х недельный срок с момента вступления в законную силу решения суда снести объект общей площадью 1 368,7 кв.м по адресу: город Москва, улица Минская, д.1-М, предоставив в случае неисполнения решения суда в указанный срок право Правительству Москвы в лице Префектуры Западного административного округа осуществить мероприятия по сносу самовольной постройки с дальнейшим возложением расходов на ответчика, в удовлетворении встречного иска отказано.
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 27.12.2016 решение Арбитражного суда города Москвы от 16.05.2016 и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2016 по делу N А40-208849/2014 отменены в части удовлетворения исковых требований Правительства Москвы и Департамента городского имущества города Москвы о признании объекта ООО "Автоспектр ВВ" самовольной постройкой и об обязании ответчика снести объект самовольного строительства, в указанной части дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы, в остальной части решение и постановление оставлены без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.
Кассационным судом указано, что судами первой и апелляционной инстанции не было рассмотрено заявление ответчика о пропуске срока исковой давности в соответствии с нормами п.1 ст.200 Гражданского РФ, не были исследованы в полном объеме имеющиеся в деле доказательства, что могло привести к принятию неправильного судебного акта при удовлетворении исковых требований о сносе самовольной постройки.
Решением суда от 26.07.2017 в удовлетворении первоначального иска отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением, истцы обратились с апелляционной жалобой, в которой просят его отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, неполное выяснение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, недоказанность имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, несоответствие выводов, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела.
Ответчик возражает против доводов апелляционной жалобы, просит отказать в ее удовлетворении. Представил письменный отзыв на жалобу.
Дело рассмотрено судом в порядке ст.ст.123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьих лиц, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного заседания.
Законность и обоснованность судебного решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, спорный объект учтен в государственном кадастре недвижимости.
Объекту присвоен кадастровый номер - 77:00:0000000:16348, согласно кадастровому паспорту от 12.05.2014 N 77/501/14-437904.
По сведениям государственного кадастра недвижимости здание общей площадью 1 368,7 кв.м по адресу: г. Москва, ул. Минская, д. 1-М является 2-х этажным, нежилым, кирпичным, год постройки - 2001.
Спорный объект расположен в границах земельного участка с кадастровым номером 77:07:0009005:7.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 07.05.2014 N 19/042/2014-2529 на здание с кадастровым номером 77:00:0000000:16348 право собственности не зарегистрировано.
Указанный земельный участок находится в собственности субъекта РФ - города Москвы на основании абз.3 п.10 ст.3 Федерального закона от 25.10.2001 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса РФ", поскольку право государственной собственности на него не разграничено.
Земельный участок предоставлен на основании распоряжения префекта Западного административного округа города Москвы от 30.07.1996 N 1083-РП индивидуальному частному предприятию "Автоспектр" на основании договора аренды от 26.08.1996 N М-07-006490 на 25 лет под размещение стационарной автомобильной мойки с комплексом сервисных услуг. В настоящее время договор аренды считается действующим.
В соответствии с дополнительным соглашением от 30.12.1998 арендатор - индивидуальное частное предприятие "Автоспектр" заменено на ООО "Автоспектр-2".
На основании дополнительного соглашения от 30.12.1999 ООО "Автоспектр-2" заменено на ООО "Автоспектр ВВ".
Собственник земельного участка - город Москва в лице его уполномоченных органов, не выдавал ответчику разрешения на возведение спорного объекта на указанном земельном участке.
По объекту по адресу: г. Москва, ул. Минская, вл.1-М застройщик с заявлением о выдаче разрешения на строительство и на ввод объекта в эксплуатацию в Мосгосстройнадзор не обращался.
12.09.1995 принято постановление Правительства Москвы N 764 "О неотложных мерах по ускоренному развитию сети моечных постов для обслуживания транспортных средств в г.Москве".
На конкурсной основе, на основании Решения Рабочей группы по оперативному рассмотрение вопросов отвода земельных участков N 37 от 18.01.1996 ИЧП "Автоспектр" предоставлен земельный участок под строительство автомоечного поста.
12.07.1996 принято Градостроительное заключение N 992-53/1336 на размещение "Стационарной мойки с комплексом сервисных услуг".
30.07.1996 Распоряжением Префекта западного административного округа г Москвы N 1083-РП предоставлен участок площадью 0,2 га под размещение "Стационарной мойки с комплексом сервисных услуг".
26.08.1996 заключен договор аренды земли N М-07-006490 под размещение "Стационарной мойки с комплексом сервисных услуг" 19.02.1998.
Решением комиссии по вопросам земельных отношений Западного АО г.Москвы в связи с уточнением проектом границ и площади земельного участке было предоставлено право пользования дополнительным земельным участком площадью 0,15965 га.
15.04.1998 Городская комиссия по предоставлению земельных участков утвердила Решением N 14 дополнительный земельный участок и обязала Московский земельный комитет оформить договор аренды земли в месячный срок.
31.08.1999 оформлен договор аренды земли N М-07-014945 на земельный участок площадью 0,15967 га. под размещение "Стационарной мойки с комплексом сервисных услуг".
В 1997 году проектной организацией ТОО "Росгипроместпром" начата разработка проекта строительства "Стационарной мойки с комплексом сервисных услуг".
В связи с ликвидацией ТОО "Росгипроместпром" разработку проекта в 2000 году продолжило Государственное предприятие "Институт строительного проектирования".
Проект получил все необходимые согласования, что в свою очередь подтверждается выпиской из протокола N 22 от 28.07.2000 Регламента рассмотрения проектных решений Главным архитектором города Москвы.
Спорный объект - здание общей площадью 1 368,7 кв.м по адресу: г.Москва, ул.Минская, д.1-М построено на земельном участке, который был предоставлен собственником в установленном порядке в соответствии с его целевым назначением определенном договором аренды.
Как указывает истец, иск основан на отсутствии у ответчика разрешения на строительство и направлен на защиту публичного интереса, который нарушен при строительстве объекта капитального строительства с нарушением градостроительных и иных норм публичного права, поскольку отсутствие необходимого разрешения на строительство (формально нарушен публичный порядок строительства), само по себе является достаточным основанием, чтобы считать постройку самовольной и требовать ее сноса.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что заявленные требования удовлетворению не подлежат на основании п.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ, так как установленный ст.196 Гражданского кодекса РФ срок исковой давности истек 28.07.2003.
Доводы истцов в полном объеме исследованы судом первой инстанции и обоснованно им отклонены как необоснованные.
Истцами указывается, что на спорный период времени пресечение самовольного строительства регламентировалось постановлением Правительства Москвы от 14.11.1995 N 916 "О мерах по пресечению самовольного строительства в г. Москве и усилению контроля за качеством проектной документации", в соответствии с п.1 которого для координации работ по ликвидации фактов самовольного строительства на территории г. Москвы была создана под председательством первого заместителя премьера Правительства Москвы Толкачева О.М. Городская комиссия по пресечению самовольного строительства и освобождению незаконно занятых земельных участков, зданий, строений и сооружений (.
Положение о Комиссии утверждено распоряжением Премьера Правительства Москвы от 10.11.1997 N 1215-РП "О создании Городской комиссии по пресечению самовольного строительства и освобождению незаконно занятых под строительство земельных участков, зданий, строений и площадей..."
Между тем, на спорный период, а именно на даты составления предписаний Объединением административно-технических инспекций Правительства г.Москвы "АТИ ЗАО", начиная с первого от 12.01.1997 (Предписание N 07В03-12), заканчивая последним от 20.05.1997 (Предписание N07В03-159), государственным органом контролирующим ход строительства и пресекающим нарушения в сфере строительства, включая самовольное строительство, являлось именно Объединение административно-технических инспекций Правительства г.Москвы.
При этом именно представленные предписания являются доказательствами начала течения срока исковой давности.
В соответствии с п.1 Приложения N 2 к Постановлению Правительства г.Москвы N 206 от 14.04.1992 "Положение об объединении административно-технических инспекций Правительства г.Москвы" Объединение административно-технических инспекций правительства г.Москвы, именуемое в дальнейшем "Объединение", является самостоятельным хозрасчетным звеном комплекса городского хозяйства, предназначенным для осуществления контроля за соблюдением всеми предприятиями и организациями, независимо от форм собственности, законодательства Российской Федерации, решений Моссовета и городской администрации в части содержания в чистоте и порядке города и его благоустройства.
Согласно п.2 ст.1 "Положения об АТИ" Объединение подчиняется и подотчетно в своей деятельности Правительству г. Москвы.
Пунктом 2.1. ст.3 вышеуказанного Положения установлено, что Объединение осуществляет контроль, в том числе за сроками и соответствием проекту организации строительства, выполняемых работ по строительству зданий.
Согласно п.2.5. ст.3 "Положения об АТИ" АТИ производит регистрацию, оформление и выдачу разрешений (ордеров) на производство работ, связанных со строительством зданий.
Статьей 4 "Положения об АТИ" установлены полномочия АТИ, включая "Предъявлять требования к должностным лицам о соблюдении правил благоустройства города, содержания территорий, зданий, сооружений и коммуникаций, давать обязательные для руководителей строительных и эксплуатационных организаций предписания об устранении выявленных нарушений, устанавливать сроки выполнения этих предписаний. При невыполнении требований и предписаний составлять протоколы на должностных лиц для привлечения их к административной ответственности, применять штрафные санкции, взыскиваемые в безакцептном порядке с виновных юридических лиц в соответствии с утвержденными правительством Москвы размерами этих санкций".
Основаниями для наложения штрафных санкций по Предписанию АТИ ЗАО N 07В03-12 от 12.01.1997, Предписанию АТИ ЗАО N 07В03- 96 от 21.03.1997, Предписанию АТИ ЗАО N 07В03-159 от 20.05.1997 является именно п.26 приложения N 1 к Постановлению N 526 от 01.06.1993. - самовольное строительство.
Таким образом, выданные исполнительным органом Правительства г. Москвы - Объединение административно-технических инспекций города Москвы "АТИ ЗАО" предписания безусловно свидетельствуют о том, что данный уполномоченный орган Правительства г.Москвы был извещен о ведении самовольного строительства по адресу: г.Москвы, ул.Минская, д.1-М, и имел возможность обратиться с соответствующим исковым заявлением начиная с 12.01.1997.
В материалы дела ООО "Австоспектр ВВ" представило Распоряжение. Главы управы района Фили-Давыдково от 28.12.1998 N 1483-Р "Об утверждении Акта Рабочей комиссии" по приемке в эксплуатацию тоннельной мойки, входящей в состав "Стационарной автомойки с комплексом сервисных услуг по адресу: ул.Минская, 9 км".
Согласно п.33 ст.14. Закона N 28-91 от 11.09.1996 г.Москвы "О районной управе в городе Москве" Глава Управы лично или через подразделения администрации района решает следующие вопросы в области строительства, землепользования и охраны окружающей среды: "Принимает меры по ликвидации самовольно построенных объектов".
Глава Управы района Фили-Давыдково с 28.12.1998 имел сведения об осуществленном Ответчиком строительстве "Стационарной автомойки с комплексом сервисных услуг" и обязан был в соответствии с вышеуказанным положением закона г.Москвы принять меры по ликвидации самовольно построенного объекта.
Согласно распоряжению Премьера Правительства Москвы от 10.11.1997 N 1215-РП "О создании Городской комиссии по пресечению самовольного строительства и освобождению незаконно занятых под строительство земельных участков, зданий, строений и площадей" в состав Городской комиссии, в том числе входили: первый заместитель начальника ГлавАПУ Москомархитектуры, начальник управления Москомархитектуры.
В материалы дела ООО "Австоспектр ВВ" представило Выписку из протокола N 22 от 28.07.2000 Регламента рассмотрения проектных решений Главным архитектором г.Москвы.
В документе указано следующее: "Учитывая, что за нарушения установленного порядка проектирования и строительства АТИ неоднократно применяла к заказчику штрафные санкции (штрафы уплачены), а проект получил все необходимые согласования, согласиться, в порядке исключения, с осуществленным строительством автомобильной мойки".
Главный архитектор г.Москвы, в соответствии с п.5.1 Распоряжения Мэра Москвы от 04.07.2000 N 687-РМ, возглавлял Москомархитектуру, которая в свою очередь согласно п.1.2 Распоряжения N 687-РМ являлась исполнительным органом власти г.Москвы.
Таким образом, в соответствии с вышеуказанной выпиской, Москомархитектура в лице Главного Архитектора г.Москвы знала о фактах допущенных Ответчиком нарушений.
Исходя из положений п.3.2 Распоряжения Мэра Москвы от 04.07.2000 N 687-РМ в функции Москомархитектуры входили: осуществление контроля за соблюдением положений Генерального плана, иной утвержденной документации о градостроительном планировании, требований градостроительных нормативов и правил города Москвы, требований территориальных регламентов регулирования градостроительной деятельности, требований исходно - разрешительной документации при осуществлении строительства.
Согласно п.4.5 Распоряжения Мэра Москвы от 04.07.2000 N 687-РМ Москомархитектура вправе проводить контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях соблюдения субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных строительных нормативов и правил, разрешений на строительство.
Согласно п.1 Постановления Правительства Москвы от 14.11.1995 N 916 "О мерах по пресечению самовольного строительства в Москве и усилению контроля за качеством проектной документации" для координации работы по ликвидации фактов самовольного строительства на территории г.Москвы указано создать под председательством первого заместителя премьера правительства Москвы Толкачева О.М. Городскую комиссию по пресечению самовольного строительства и освобождению незаконно занятых земельных участков, зданий, строений и сооружений.В состав Комиссии включить ответственных представителей Инспекции Госархстройнадзора, Объединения административно-технических инспекций г.Москвы, Москомзема, Москомприроды, Мосгорцентра Госсанэпиднадзора, Москомимущества, Москомархитектуры, Мосгосэкспертизы, Мосстройлицензии, Департамента строительства.
Начальник управления Москомархитектуры, входивший в состав Городской комиссии по пресечению самовольного строительства, являлся непосредственным подчиненным руководителя Москомархитектуры - Главного архитектора г. Москвы.
В соответствии с п.5.3.1 Распоряжения Мэра Москвы от 04.07.2000 N 687-РМ Главный архитектор г.Москвы руководит деятельностью Москомархитекторы и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на данный орган исполнительной власти г.Москвы функций.
В виду того, что руководитель Москомархитектуры знал о допущенных Ответчиком нарушения и отвечал за действия всех структурных управлений Москомархитектуры, в том числе и за действия начальника управления, входившего в состав Городской комиссии по пресечению самовольного строительства - Главный Архитектор обязан был лично или через начальника управления, входившего в состав Городской комиссии. передать информацию о допущенных нарушениях ответчиком на рассмотрение комиссии.
Таким образом, Москомархитектура в лице Главного Архитектора г.Москвы, начальника ГлавАПУ Москомархитектуры, начальника управления Москомархитектуры имели возможность заявить в Городскую комиссию по пресечению самовольного строительства о самовольности выстроенного объекта начиная с 28.07.2000.
В соответствии со ст.196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности устанавливается в три года.
Требования истцов предъявлены с истечением срока давности, в силу п.1 ст.200 Гражданского кодекса РФ течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а в соответствии с п.2 ст.199 Гражданского кодекса РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанном) до вынесения судом решения.
Истечение срока исковой давности является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске.
Таким образом, Арбитражным судом г.Москвы сделан верный вывод об истечении срока исковой давности начиная с 28.07.2003.
Учитывая изложенное, оснований, предусмотренных ст.270 АПК РФ, для изменения или отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Руководствуясь ст.ст.176, 266-268, 269, 271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 26.07.2017 по делу N А40-208849/14 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Б.С. Веклич |
Судьи |
И.С. Лящевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-208849/2014
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 19 марта 2018 г. N Ф05-19864/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, ЗАО Префектура г. Москвы, Комитет государственного строительного надзора г. Москвы, Правительство г.Москвы, Правительство Москвы, Управление Росреестра по Москве
Ответчик: ООО АВТОСПЕКТР ВВ
Третье лицо: Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, Комитет государственного строительного надзора города Москвы, Префектура ЗАО г. Москвы, УПРАВЛЕНЕ РОСРЕЕСТРА ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по г. Москве
Хронология рассмотрения дела:
19.03.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19864/16
13.12.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-48381/17
26.07.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208849/14
27.12.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-19864/16
05.09.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-37512/16
16.05.2016 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-208849/14