Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 апреля 2018 г. N Ф10-317/18 настоящее постановление отменено
г. Воронеж |
|
07 декабря 2017 г. |
Дело N А14-1724/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 30 ноября 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 07 декабря 2017 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Семенюта Е.А.,
судей Ольшанской Н.А.,
Донцова П.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Синюгиной Ю.А.,
при участии:
от товарищества собственников недвижимости "Березовское-2": Ермилов Е.В., представитель по доверенности от 23.01.2017, удостоверение;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области: Дубкова О.В., представитель по доверенности от 28.12.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2017 по делу N А14-1724/2017 (судья Максимович Т.Н.) по заявлению товарищества собственников недвижимости "Березовское-2" (ОГРН 1023601572697, ИНН 3663039664), г. Воронеж к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (ОГРН 1043600196254, ИНН 3663057705), г. Воронеж о признании незаконным отказа, выразившегося в сообщении от 01.01.2017 N36/001/076/2016-1002 об отказе в государственной регистрации права собственности на сооружение - газопровод низкого давления от ШРП N3; газопровод низкого давления от ШРП N2; газопровод низкого давления N1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м, расположенный по адресу: г. Воронеж, СНТ "Березовское-2", кадастровый номер 36:34:0000000:43087; обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем совершения действий по регистрации перехода права собственности заявителя на вышеуказанный объект недвижимости,
УСТАНОВИЛ :
Товарищество собственников недвижимости "Березовское-2", ранее Садоводческое некоммерческое товарищество "Березовское-2" (далее - заявитель, ТСН "Березовское-2", товарищество) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области (далее - регистрирующий орган, Управление Росреестра по Воронежской области) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности ТСН "Березовское-2" на сооружение - газопровод низкого давления от ШРП N 3; газопровод низкого давления от ШРП N 2; газопровод низкого давления от ШРП N 1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м, расположенный по адресу: г. Воронеж, СНТ "Березовское-2", кадастровый номер 36:34:0000000:43087, выразившегося в сообщении от 01.01.2017 N 36/001/076/2016-1002, и просит обязать Управление Росреестра по Воронежской области устранить нарушения прав и законных интересов СНТ "Березовское-2" путем осуществления государственной регистрации права собственности на вышеуказанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2017 по делу N А14-1724/2017 заявленные требования удовлетворены.
Отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области, изложенный в сообщении от 09.01.2017 N 36/001/076/2016-1002, в государственной регистрации права собственности товарищества собственников недвижимости "Березовское-2" на сооружение - газопровод низкого давления от ШРП N3; газопровод низкого давления от ШРП N2; газопровод низкого давления от ШРП N1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м, расположенный по адресу: г. Воронеж, СНТ "Березовское-2", кадастровый номер 36:34:0000000:43087 признан незаконным, как несоответствующий Федеральному закону от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Суд обязал Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Воронежской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов товарищества собственников недвижимости "Березовское-2", произвести государственную регистрацию права собственности товарищества собственников недвижимости "Березовское-2" на указанное сооружение.
Считая принятое решение незаконным и необоснованным, Управление Росреестра по Воронежской области обратилось в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить данное решение и принять по делу новый судебный акт.
В апелляционной жалобе заявитель указывает на то, что судом первой инстанции были неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела.
Считает, что государственная регистрация права собственности на сооружение - газопровод низкого давления от ШРП N 3; газопровод низкого давления от ШРП N 2; газопровод низкого давления от ШРП N 1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м. должна осуществляться по правилам статьи 25 Закона о регистрации.
Полагает, что постановка сооружения на кадастровый учет не является доказательством наличия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Представитель Управления в судебном заседании просил обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт.
В представленных суду возражениях ТСН "Березовское-2" соглашается с выводами суда первой инстанции. Указывает, что для строительства спорного газопровода не было необходимости получать разрешение на строительство и соответственно разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
В ходе судебного заседания арбитражного суда апелляционной инстанции представитель товарищества просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и возражения на нее, заслушав мнения лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены судебного акта.
Как следует из материалов дела, 17.11.2016 товарищество собственников недвижимости "Березовское-2", обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект: газопровод низкого давления от ШРП N 3; газопровод низкого давления от ШРП N 2; газопровод низкого давления от ШРП N 1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м, расположенный по адресу: Воронежская область, г. Воронеж, СНТ "Березовское-2".
На государственную регистрацию были представлены документы:
- кадастровый паспорт сооружения от 24.08.2016 N 36-00/5001/16-533511;
- декларация об объекте недвижимого имущества;
- ордер N 38 от 09.06.2014 на проведение земляных работ: прокладка газопровода;
- справка Управления главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж от 11.12.2014 N 1100 о том, что газопровод нанесен на планшеты г. Воронежа М1:500;
- справка Управления главного архитектора городского округа Администрации городского округа город Воронеж от 28.09.2016 о том, что спорный газопровод расположен в границах элемента планировочной структуры (ТСН "Березовское-2").
01.12.2016 Управлением Росреестра по Воронежской области регистрация спорного газопровода была приостановлена. Товариществу собственников недвижимости "Березовское-2" было предложено предоставить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
27.12.2016 товарищество дополнительно представило на регистрацию кадастровый паспорт земельного участка от 15.01.2016 N 36-00/5001/2016-8445 в отношении земельного участка с кадастровым номером 36:34:0000000:299, площадью 63000-/-88 кв.м, принадлежащего товариществу на праве собственности (регистрационная запись N 36-36-01/155/2012-190 от 23.08.2012).
Сообщением от 09.01.2017 N 36/001/076/2016-1002 Управление Росреестра по Воронежской области отказало Товариществу собственников недвижимости "Березовское-2" в регистрации права собственности на спорный объект на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N122-ФЗ) - не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, а именно: разрешение на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель полагая, что отказ Управления Росреестра по Воронежской области в регистрации права не соответствует действующему законодательству, и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Суд первой инстанции заявленные требования удовлетворил придя к выводу о наличии оснований для осуществления государственной регистрации.
Апелляционная коллегия не усматривает оснований для отмены судебного акта и полагает необходимым при рассмотрении данного спора руководствоваться следующим.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 АПК РФ для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч. 4 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт. решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, в том числе их возникновение, подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (пункт 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ)).
Государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты (статья 4 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ).
Государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения (статья 16 Закона N 122-ФЗ).
Основанием для государственной регистрации являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав (пункт 1 статьи 17 Закона N 122-ФЗ).
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В силу статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ одним из этапов государственной регистрации является проведение правовой экспертизы.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются в том числе договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверка законности сделки проводятся органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Требования к документам, устанавливающим наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемым на государственную регистрацию прав, определены в статье 18 Федерального закона N 122-ФЗ.
Документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 1 статьи 18 Закона N 122-ФЗ).
В государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10 статьи 20 Закона N 122-ФЗ).
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации прав установлен частью 1 статьи 20 Закона N 122-ФЗ, в котором в том числе предусмотрено не представление документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Как следует из материалов дела, Общество в порядке статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ обратилось в регистрирующий орган с заявлением о регистрации права собственности на сооружение - газопровод.
Согласно части 1 статьи 25.3 Закона N 122-ФЗ основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдача разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание и правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
В силу части 1 статьи 25 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ (в редакции, действовавшей в спорный период) право собственности на созданный объект недвижимого имущества регистрируется на основании правоустанавливающего документа на земельный участок, на котором расположен этот объект недвижимого имущества, а также разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, если в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется получение такого разрешения.
Обстоятельства дела свидетельствуют, что товарищество собственников недвижимости "Березовское-2", обратилось в Управление Росреестра по Воронежской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на созданный объект: газопровод низкого давления от ШРП N 3; газопровод низкого давления от ШРП N 2; газопровод низкого давления от ШРП N 1; газопровод высокого давления протяженностью 10 501 м., приложив правоустанавливающие документы на земельный участок.
Согласно части 10 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию является основанием для постановки на государственный учет построенного объекта капитального строительства.
По смыслу пунктов 10, 11 части 1 статьи 11 ГрК РФ к объектам капитального строительства относятся линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения, именуемые как линейные объекты.
Частью 1 статьи 51 ГрК РФ установлено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре), действовавшей на момент оформления кадастрового паспорта спорного объекта, государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Тем самым, кадастровый учет недвижимости подтверждает факт существования недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи.
Согласно пункту 2 статьи 14 Закона о кадастре кадастровый паспорт объекта недвижимости подтверждает сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости. Кадастровый паспорт объекта недвижимости представляет собой выписку из государственного кадастра недвижимости, содержащую необходимые для государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения об объекте недвижимости.
В данном случае, что подтверждается имеющимися в деле доказательствами, сведения о заявленном к государственной регистрации объекте внесены в государственный кадастр недвижимости, на этот объект выдан кадастровый паспорт сооружения газохимического комплекса от 24.08.2016 N 36-00/5001/16-533511: кадастровый номер 36:34:0000000:43087.
На основании изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что заявленный на государственную регистрацию объект прошел учетную регистрацию как законченный строительством и принятый в эксплуатацию, поставлен на кадастровый учет.
Согласно пункту 1 статьи 25.3 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются:
- документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание;
- правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что заявителем при обращении в регистрирующий орган были представлены все необходимые для регистрации документы, следовательно, оснований для отказа в государственной регистрации права собственности заявителя на спорный объект у Управления Росреестра по Воронежской области не имелось.
Отклоняя довод регистрирующего органа о том, что спорный объект расположен на трех земельных участках, из которых только один принадлежит заявителю, суд области правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 8 статьи 90 Земельного кодекса РФ на земельные участки, где размещены подземные объекты трубопроводного транспорта, относящиеся к линейным объектам, оформление прав собственников объектов трубопроводного транспорта, в порядке, установленном настоящим Кодексом, не требуется.
В пункте 11 статьи 1 ГрК РФ установлено, что линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения отнесены к линейным объектам.
Как указано в подпункте "а" пункта 4 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 N 878, в состав газораспределительных сетей входят наружные подземные, наземные и надземные распределительные газопроводы, межпоселковые газопроводы, газопроводы-вводы с установленной на них запорной арматурой.
Из представленных в дело доказательств усматривается, что спорный газопровод относится к числу подземных трубопроводов и является линейным объектом, введен в эксплуатацию в 2016 году.
Таким образом, как правильно указал суд первой инстанции, оформление прав на земельные участки, необходимые для эксплуатации спорного газопровода, в силу положений земельного законодательства не требуется.
Исследовав повторно и оценив в порядке, предусмотренном ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанций пришел к выводу, что в данном случае отказ регистрационного органа правомерен, прав Общества не нарушает и при условии представления заявителем необходимых для государственной регистрации документов, препятствий к совершению регистрационных действий не усматривается.
Все доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию Управления Росреестра по Воронежской области при рассмотрении дела судом области, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка. Ссылки на выводы, изложенные в судебных акта по делу N А14-1504/2016 не принимаются, поскольку указанное дело рассмотрено по иным фактическим обстоятельствам.
Судом первой инстанции фактические обстоятельства дела установлены полно, представленным доказательствам дана надлежащая оценка, оспариваемый судебный акт соответствует нормам материального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу ч. 4 ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции также не установлено.
В связи с изложенным, решение арбитражного суда области не подлежит отмене, а апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Руководствуясь частью 1 статьи 269, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 12.07.2017 по делу N А14-1724/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
Е.А. Семенюта |
Судьи |
Н.А. Ольшанская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-1724/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 апреля 2018 г. N Ф10-317/18 настоящее постановление отменено
Истец: ТСН "Березовское-2"
Ответчик: УФС государственной регистрации, кадастра и картографии по ВО