г. Тула |
|
15 декабря 2017 г. |
Дело N А09-9118/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 15.12.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Еремичевой Н.В., судей Мордасова Е.В. и Стахановой В.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Федосеевой Ю.А., при участии от ответчика - Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Брянск, ОГРН 1023202741100, ИНН 3234010426) - Барынкиной Н.Н. (доверенность от 09.01.2017 N 10), в отсутствие представителей заявителя - общества с ограниченной ответственностью "Соль Брянска" (г. Брянск, ОГРН 1103254010090, ИНН 3254507576), извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Брянской области от 27.09.2017 по делу N А09-9118/2017 (судья Халепо В.В.), установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Соль Брянска" (далее по тексту -заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Брянской области с заявлением к Государственному учреждению - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - ответчик, ГУ БРО ФСС РФ) и филиалу N 1 Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о признании незаконным уведомления о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 31.05.2017.
Решением Арбитражного суда Брянской области от 27.09.2017 требование удовлетворено частично. Признано недействительным уведомление о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 31.05.2017.
В части требований к филиалу N 1 Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации производство по делу прекращено.
В апелляционной жалобе Государственное учреждение - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации просит данное решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что нарушение страхователем срока предоставления документов является основанием для применения фондом положений пункта 13 Правил и пункта 63 Административного регламента для определения класса профессионального риска не из основного осуществляемого обществом вида экономического деятельности, а содержащихся в выписке из ЕГРЮЛ страхователя по состоянию на 01.01.2017.
ООО "Соль Брянска" отзыв на апелляционную жалобу не представило.
Проверив в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, законность обжалуемого судебного акта, Двадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции ввиду следующего.
Как усматривается из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Соль Брянска" в срок до 15.04.2017 не представило в филиал N 1 ГУ БРО ФСС РФ для определения класса профессионального риска документы, подтверждающие основной вид экономической деятельности.
Филиал N 1 ГУ БРО ФСС РФ 25.04.2017 направил в адрес общества уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видом деятельности "производство основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах" в размере 0,70 процентов, соответствующего шестому классу профессионального риска.
ООО "Соль Брянска" 03.05.2017 обратилось в ГУ БРО ФСС РФ с жалобой на данное уведомление, указав на то, что приведенный в уведомлении от 25.04.2017 вид деятельности общество никогда не осуществляло и в выписке из ЕГРЮЛ данный вид деятельности никогда не отражался.
Одновременно ООО "Соль Брянска" направило в филиал N 1 ГУ БРО ФСС РФ заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности "торговля оптовая солью" с приложением документов, предусмотренных пунктом 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55.
По результатам рассмотрения жалобы общества ГУ БРО ФСС РФ письмом от 31.05.2017 N 06-17/3206-1458, согласившись с доводами о неправомерности установления размера страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видом деятельности "производство основных химических веществ, удобрений и азотных соединений, пластмасс и синтетического каучука в первичных формах", уведомило заявителя о том, что уведомление от 26.04.2017 подлежит изменению в части вида экономической деятельности, класса профессионального риска и страхового тарифа.
Также 31.05.2017 в адрес общества направлено уведомление филиала N 1 ГУ БРО ФСС РФ о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видом деятельности "предоставление услуг по пропитке древесины" в размере 1,40 процентов, соответствующего тринадцатому классу профессионального риска.
Полагая, что уведомление филиала N 1 ГУ БРО ФСС РФ от 31.05.2017 не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской деятельности, ООО "Соль Брянска" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод суда первой инстанции о частичном удовлетворении заявленного требования является правильным ввиду следующего.
Правовые, экономические и организационные основы обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных Федеральным законом N 125-ФЗ случаях определены Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
ООО "Соль Брянска" в соответствии со статьей 3 Закона N 125-ФЗ является страхователем по указанному виду социального страхования.
Страхователь согласно статье 17 Закона N 125-ФЗ обязан в установленном порядке и в определенные страховщиком сроки начислять и перечислять страховщику страховые взносы.
Страховые взносы в силу пунктов 1 статьи 22 и статьи 21 Закона N 125-ФЗ уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа, который дифференцируется по классам профессионального риска.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 утверждены Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска (далее по тексту - Правила).
Экономическая деятельность юридических и физических лиц, являющихся страхователями по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, согласно пункту 8 Правил подлежит отнесению к виду экономической деятельности, которому соответствует основной вид экономической деятельности, осуществляемый этими лицами.
Основным видом экономической деятельности коммерческой организации является тот вид, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг (пункт 9 Правил).
Основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, в соответствии с пунктом 11 указанных Правил ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами (далее - Порядок), утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55 (с учетом изменений, внесенных приказом Минтруда России от 25.01.2017 N 75н).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации следующие документы: а) заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности по установленной форме; б) справку-подтверждение основного вида экономической деятельности по установленной форме; в) копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год (кроме страхователей - субъектов малого предпринимательства).
Пунктом 5 Порядка (в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) предусмотрено, что в случае если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
Судом первой инстанции сделано справедливое заключение о том, что предусмотренное пунктом 5 Порядка право территориального органа фонда самостоятельно отнести страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности не является санкцией за нарушение сроков представления документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, а является мерой, призванной гарантировать права застрахованных на обеспечение по страхованию в случае неисполнения страхователем своих обязанностей по подтверждению основного вида экономической деятельности.
Законодательством о социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний прямо не урегулирован вопрос об определении основного вида экономической деятельности в случае, когда документы, указанные в пункте 3 Порядка, представлены страхователем хотя и с нарушением установленного срока, но до направления ему уведомления фонда в соответствии с пунктом 5 Порядка.
Судом установлено и следует из материалов дела, общество в срок до 15.04.2017 не представило страховщику документы, указанные в пункте 3 Порядка.
Между тем в срок до 01.05.2017 ГУ БРО ФСС РФ в установленном порядке не установило обществу размер страхового тарифа, соответствующий классу профессионального риска, определенному в соответствии с пунктом 5 вышеуказанного Порядка.
Как верно указал суд первой инстанции, уведомление от 25.04.2017 вынесено с нарушениями требований пункта 5 Порядка, поскольку фонд исходил из вида деятельности, не указанного в отношении ООО "Соль Брянска" в Едином государственном реестре юридических лиц, что впоследствии признано ответчиком при рассмотрении жалобы общества.
Суд первой инстанции обоснованно посчитал, что если до момента установления страховщиком размера страхового тарифа в соответствии с пунктом 5 Порядка, страхователь представил документы для подтверждения основного вида экономической деятельности, что имело место быть в рассматриваемом случае, то фонд должен оценить представленные документы и учесть их при определении размера страхового тарифа.
Иной подход противоречил бы принципу дифференцированности страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска, который определяется исходя из величины интегрального показателя профессионального риска, учитывающего уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившийся по видам экономической деятельности страхователей.
Оценив представленные обществом документы, имевшиеся в распоряжении ответчика, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что с учетом доли доходов и поступлений по соответствующим видам деятельности в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг, основным видом деятельности ООО "Соль Брянска" является оптовая торговля солью (удельный вес 91,75 %, код по ОКВЭД 46.38.25), относящаяся к 1 классу профессионального риска, которому соответствует тариф страховых взносов в размере 0,2 процента.
С учетом вышеизложенного суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у фонда не имелось достаточных оснований для установления обществу тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с видом деятельности "предоставление услуг по пропитке древесины" в размере 1,40 процентов, в связи с чем удовлетворил требование общества о признании незаконным уведомления фонда о размере страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 31.05.2017.
Прекращая производство по делу в части требований к филиалу N 1 ГУ БРО ФСС РФ, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что в силу пункта 3 статьи 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 27, 43, 44 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации филиал не является юридическим лицом и не может выступать в суде в качестве истца (заявителя) или ответчика.
Доводы апелляционной жалобы основаны на ином ошибочном толковании вышеприведенных нормативных положений во взаимосвязи с установленными по делу фактическими обстоятельствами и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции, в связи с чем оснований для ее удовлетворения у судебной коллегии не имеется.
В соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации учреждение освобождено от уплаты государственной пошлины, поэтому уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату ответчику.
Учитывая изложенное и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Брянской области от 27.09.2017 по делу N А09-9118/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Возвратить Государственному учреждению - Брянское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации (г. Брянск, ОГРН 1023202741100, ИНН 3234010426) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 3 тысяч рублей, излишне уплаченную по платежному поручению от 25.10.2017 N 268468.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Н.В. Еремичева |
Судьи |
Е.В. Мордасов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А09-9118/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 18 апреля 2018 г. N Ф10-1008/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Соль Брянска"
Ответчик: ГУ - БРЯНСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ГУ Филиал N1 Брянское региональное отделение Фонда социального страхования РФ