Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2018 г. N Ф08-1112/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
14 декабря 2017 г. |
Дело N А63-7014/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 14 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Белова Д.А.,
судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2017 по делу N А63-7014/2017 (судья С.Л. Жирнова)
по заявлению индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкина Виктора Васильевича, с. Варениковское, ОГРНИП 310264118800026,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь, ОГРН 1042600339737,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, г. Ставрополь, прокуратура Ставропольского края, г. Ставрополь,
о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о назначении административного наказания от 28.04.2017, принятого Степновским отделом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о привлечении Жигалкина В.В. к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
в отсутствие лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания.
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкин Виктор Васильевич, с. Варениковское (далее - заявитель, глава КФХ, индивидуальный предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю, г. Ставрополь (далее - заинтересованное лицо, управление, административный орган) о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о назначении административного наказания от 28.04.2017, принятого Степновским отделом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о привлечении Жигалкина В.В. к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (уточненные требования).
В обоснование заявленных требований глава КФХ ссылается на то, что он обратился в суд с требованиями об отмене постановления главного государственного инспектора Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель Пономаревой Елены Викторовны от 28.04.2017 года по делу N прок/23 о привлечении индивидуального предпринимателя главы КФХ Жигалкина Виктора Васильевича по статье 7.1 КоАП РФ, производство по делу прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, в связи с недоказанностью обязательств, на основании которых вынесено постановление.
Решением суда от 27.09.2017 признано незаконным и отменено постановление о назначении административного наказания от 28 апреля 2017 года по делу об административном правонарушении N прок/23 о привлечении индивидуального предпринимателя - главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкина Виктора Васильевича к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении административного штрафа в сумме 100 000 рублей, вынесенное главным государственным инспектором Степновского района по использованию и охране земель управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю Е.В. Понамаревым.
Судебный акт мотивирован тем, что административный орган не доказал наличия в действиях главы КФХ Жигалкина В.В. события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, а собранные по делу об административном правонарушении доказательства, не являются достаточными для признания наличия в действиях индивидуального предпринимателя состава вмененному ему административного правонарушения, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ исключает возможность его привлечения к административной ответственности.
Не согласившись с таким решением суда, административный орган обратился с апелляционной жалобой, в которой просит Решение арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2017 по делу N А63-7014/2017 отменить полностью и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Апелляционная жалоба мотивирована тем что, освобождая заявителя от административной ответственности за совершённое правонарушение, у суда первой инстанции согласно с ч.2 ст. 211 АПК РФ не имелось оснований для принятия решения о признании незаконным и об отмене оспариваемого Постановления от 29.01.2016 по делу N 71 о привлечении общества к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ, поскольку наличие состава административного правонарушения предусмотренного настоящей статьей, доказано Управлением.
От представителя Жигалкина В.В. поступил отзыв на жалобу, в котором просит оставить решение суда без изменения, полагает, что суд первой инстанции правильно установил все юридически значимые обстоятельства по делу и применил нормы права, подлежащие применению.
На основании части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд рассматривает дело в отсутствие лиц, участвующих в судебном разбирательстве.
Изучив материалы дела и оценив доводы апелляционной жалобы арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, 20 июля 2012 года администрацией Советского муниципального района Ставропольского края (арендодатель) с крестьянским (фермерским) хозяйством Андрющенко Сергея Николаевича (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 259, в соответствии с которым арендатору предан в аренду на десять лет земельный участок из категории земель сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир: административное здание ул. Шоссейная, 34, с. Ольгино, участок находится примерно в 10 061 метрах от ориентира по направлению на северо-восток, почтовый адрес ориентира: Ставропольский, район Степновский, с. Ольгино, ул. Шоссейная, в границах муниципального образования Ольгинского сельсовета, с кадастровым номером 26:28:010205:74 общей площадью сельскохозяйственных угодий 504 570 кв. м, для сельскохозяйственного производства.
Названный договор зарегистрирован в установленном законом порядке 24.08.2012 за номером 26-0-1-111/2002/2012-162, что подтверждается уведомлением управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю от 24.08.2012 о государственной регистрации договора аренды.
17 августа 2015 года крестьянским (фермерским) хозяйством Андрющенко Сергея Николаевича с индивидуальным предпринимателем Жигалкиным Виктором Васильевичем (арендатор) заключен договор N 1 субаренды земельного участка, в соответствии с которым индивидуальному предпринимателю предоставлен в субаренды на 11 месяцев земельный участок с кадастровым номером 26:28:010205:74 площадью пастбищ 504 570 кв. м.
Факт передачи Жигалкину В.В. земельного участка подтверждается подписанным сторонами актом приема-передачи земельного участка.
07 марта 2017 прокуратурой Степновского района Ставропольского края в соответствии с пунктом 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45, в Степновский отдел управление направлено требование с приложением обращения Андрющенко С.Н., содержащее доводы о самоуправстве и самовольном занятии земельного участка главой КФХ Жигалкиным В.В., для организации проверки соблюдения земельного законодательства в пределах имеющихся полномочий.
На основании материалов направленных прокуратурой Степновского района Ставропольского края от 07.03.2017 (вх. N 26-19-28/00179 от 17.03.2017) государственным инспектором Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель Тагировой Розой Алиевной проведено административное обследование земельных отношений: земельного участка с кадастровым номером 26:28:010205:74, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (пастбище) общей площадью 504 570 кв. м.
В ходе проведения административного обследования установлено, что указанный земельный участок используется на праве временного владения согласно договору N 259 аренды земельного участка от 20.07.2012 крестьянским хозяйством Андрющенко Сергея Николаевича. Согласно, приложенным копиям документов к направленным прокуратурой материалам установлено что, данный земельный участок предоставлялся по договору субаренды земельного участка N 1 от 17.08.2015 индивидуальному предпринимателю Жигалкину Виктору Васильевичу на срок с 17.08.2015 по 17.07.2016. С выездом на место установлено, что на земельном участке расположен водоем (пруд), что не соответствует виду разрешенного использования, указанного в договоре аренды земельного участка N 259 от 20.07.2012. В действиях главы КФХ Жигалкина В.В. усматриваются признаки нарушения статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ответственность за которые предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ.
Названные обстоятельства зафиксированы в акте административного обследования объекта земельных отношений N 10/17 от 22.03.2017.
24 марта 2017 года главным государственным инспектором Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель Понамаревой Е.В. индивидуальному предпринимателю направлено уведомление о необходимости явиться 30.03.2017 в 11 часов 00 минут в Степновский отдел управления, для дачи пояснений и объяснений по возникшему вопросу в отношении земельного участка с кадастровым номером 26:28:010205:74. В названном уведомлении также указано, что в случае неприбытия будет составлен протокол об административном правонарушении в отсутствие вызываемого лица.
Указанное уведомление получено главой КФХ 28.03.2017, что подтверждается почтовым уведомлением о вручении.
30 марта 2017 года на основании акта административного обследования объекта земельных отношений N 10/17 от 22.03.2017 в присутствии главы КФХ Жигалкина В.В. составлен протокол об административном правонарушении, в котором отражено, что глава КФХ использует земельный участок с кадастровым номером 26:218:010205:74 для разведения рыбы с нарушением требований статей 25, 26 Земельного кодекса Российской Федерации, а именно без документов, подтверждающих право на земельный участок.
В тот же день главным государственным инспектором по использованию и охране земель вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N прок/23 на 13.04.2017 на 09 час. 00 мин.
Копия протокола об административном правонарушении и названного определения вручены лично Жигалкину В.В., что подтверждается его подписями в документах.
13 апреля 2017 года в Степновский отдел управления поступило ходатайство главы КФХ Жигалкина В.В. об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, по причине нахождения на амбулаторном лечении с 10.04.217, а с 12.04.2017 на дневном стационаре в Варениковской участковой больнице, в подтверждение данное факта приложена справка, в связи с чем главным государственным инспектором Степновского района по использованию и охране земель вынесено определение от 14.04.2017 об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении на 28.04.2017 на 10 часов 00 минут, которое направлено по средствам постовой связи в адрес заявителя 19.04.2017.
28 апреля 2017 года главным государственным инспектором Степновского района по использованию и охране земель Понамаревой Е.В. в присутствии главы КФХ Жигалкина В.В. были изучены материалы административного дела и вынесено постановление о назначении административного наказания N прок/23, которым индивидуальный предприниматель - глава крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, выразившегося в использовании земельного участка с кадастровым номером 26:28:010205:74 без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
В указанном постановлении также отражены замечания индивидуального предпринимателя Жигалкина В.В., согласно которым он видел последний раз Андрющенко С.Н. 17 августа 2015 года, по окончании срока договора субаренды земельного участка не препятствовал Андрющенко С.Н. в использовании спорного земельного участка.
Копия постановления о назначении административного наказания N прок/23 вручена лично Жигалкину В.В., что подтверждается его подписью в документе.
Полагая, что постановление управления о назначении административного наказания является незаконным, глава КФХ обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя требования общества указал, что в качестве доказательств по делу об административном правонарушении, подтверждающих факт совершения главой КФХ правонарушения, указаны: акт административного обследования земельного участка от 22.03.2017, фото-таблица от 22.03.2017 (приложение к акту) и протокол об административном правонарушении от 30.03.2017.
Оценив названные доказательства, суд первой инстанции сделал вывод, что фактические обстоятельства дела об административном правонарушении названными документами не зафиксированы и не подтверждены.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что административный орган не доказал наличия в действиях главы КФХ Жигалкина В.В. события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.1 КоАП РФ, а собранные по делу об административном правонарушении доказательства, не являются достаточными для признания наличия в действиях индивидуального предпринимателя состава вмененному ему административного правонарушения, что в силу части 4 статьи 1.5 КоАП РФ исключает возможность его привлечения к административной ответственности.
На основании всего вышеизложенного, суд первой инстанции указал, что требование заявителя о признании незаконным оспариваемого постановления административного органа, является обоснованным и подлежит удовлетворению в полном объеме.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции не учел в полной мере, что 07.03.2017 Прокуратурой Стешювского района Ставропольского края в соответствии с п. 3.5 Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 30.01.2013 N 45 в Степновский отдел Управление направлено требование с приложением обращения ИП Андрющенко С.П. для организации проверки соблюдения земельного законодательства в пределах имеющихся полномочий обращение Андрющенко С.Н., содержащее доводы о самоуправстве и самовольном занятии земельного участка Главой КФХ "Жигалкин В.В.", в лице Жигалкина В.В.
Государственный земельный надзор осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного земельного надзора).
На основании материалов направленных прокуратурой Степновского района Ставропольского крах от 07.03.2017 (вх. N 26-19-28/00179 от 17.03.2017) государственным инспектором Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель Тагировой Розой Алиевной проведено административное обследование объекта земельных отношений: земельного участка, расположенного по адресу: местоположение: установлено относительно ориентира расположенного за пределами участка. Ориентир: административное здание ул. Шоссейная. 34. с. Ольгино. Участок находится примерно в 10061 метрах от ориентира по направлению на северо-восток. Почтовый адрес ориентира: Ставропольский край, район Степновский. с. Ольгино, ул. Шоссейная, в границах муниципального образования Ольгинского сельсовета) с кадастровым номером 26:28:010205:74, категория: земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования - для сельскохозяйственного производства (пастбище), общей - площадью 504570 кв.м.
Административное обследование земельного участка с 26:28:010205:74 проведено путем визуального осмотра территории, анализа сведений содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведений содержащихся в государственном кадастре недвижимости, сведений содержащихся в государственном фонде данных (система земледелия и землеустройства колхоза (совхоза) "Дальний" от 1985), дела по кадастровому делению территории Стеиновского кадастрового района (26:28) от 2002. без доступа на обследуемый объект, произведена фотосъемка.
Согласно сведениям ЕГРН по данному адресу находится водный объект (водохранилище, площадью 49 га).
В ЕГРН имеются сведения о государственной регистрации договора аренды земельного участка N 259 от 20.07.2012. заключенного межу Администрацией Степновского Муниципального района Ставропольского края и ИП Главой КФХ Андрющенко Сергеем Николаевичем, сроком на 10 лет.
Согласно, приложенных копий документов к направленным Прокуратурой материалам установлено что, данный земельный участок предоставлялся по договору субаренды земельного участка N 1 от 17.08.2015 на праве субаренды ИП КФХ Жигалкину Виктору Васильевичу, сроком с 17.08.2015 по 17.07.2016.
В ходе проведения административного обследования установлено, что на данном земельном участке расположен водоем (пруд), что не соответствует виду разрешенного использования, указанного в договоре аренды земельного участка N 259 от 20.07.2012.
На основании п. 24 Приказа Росреестра от 03.05.2017 N П/0206 Об обзоре обобщения и анализа Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии правоприменительной практики при осуществлении государственного надзора (контроля) п. 3 ст. 71.2 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что в случае выявления по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений земельного законодательства, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, результаты такого обследования оформляются актом административною обследования объекта земельных отношений.
В соответствии с ч. 5 ст. 8.3 ФЗ (ред. от 01.05.2017) Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее-Закон N 294-ФЗ) установлено, что в случае выявления при проведении, в том числе административного обследования объектов земельных отношений, нарушений обязательных требований, установленных законодательством Российской Федерации, должностные лица Росреестра принимают в пределах своей компетенции меры по пресечению таких нарушений, а также направляют в письменной форме руководителю или заместителю руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля мотивированное представление с информацией о выявленных нарушениях для принятия при необходимости решения о назначении внеплановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя по основаниям, указанным в п. 2 ч. 2 ст. 10 настоящего Закона.
Результаты административного обследования объектов земельных отношений оформляются актом административного обследования объекта земельных отношений, форма которого утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 18 марта 2015 г. N 251 "Об утверждении Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений" (далее - акт) или заключением об отсутствии нарушений земельного законодательства Российской Федерации (п. 8 Постановления N 251).
Одним из процессуальных действий в рамках административной процедуры, направленных на формирование доказательственной базы по делу об административном правонарушении является проведение административного обследования, по итогам которого составляется акт. Возбудив в отношении Жигалкина В.В. дело об административном правонарушении, административный орган реализовал предоставленные ему законом процессуальные права в отношении индивидуального предпринимателя как лица, привлекаемого к административной ответственности. Указанные действия административного органа сами по себе не могут рассматриваться как нарушающие права и законные интересы лица, в отношении которого проводилось обследование объекта земельных отношений и возбуждено дело об административном правонарушении.
По итогам административного обследования в действиях МП КФХ Жигалкина В.В. усматриваются признаки нарушения ст. 42 Земельною кодекса РФ ответственность за которые предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ, о чем государственным инспектором Степновского района Ставропольского; края по использованию и охране земель Тагировой Розой Алиевной составлен Акт административного обследования объекта земельных отношений N 10/17 от 22.03.2017.24.03.2017 главным государственным инспектором Степновского района Ставропольскою края по использованию и охране земель Понамаревой Е.В. направлено Уведомление Жигалкину В.В. о необходимости явиться в Степновский отдел Управления, для дачи пояснений и объяснений по возникшему вопросу о нарушении земельного законодательства РФ в отношении вышеуказанного земельного участка, в случае не исполнения Уведомления, протокол об административном правонарушении составляется в отсутствии лица. Уведомление направлено по средствам почтовой связи заказным письмом с уведомлением о вручении, которое получено Жигаткиным В.В., 28.03.2017.
Таким образом, при проведении административного обследования объектов земельных отношений, выявления нарушения требований земельного законодательства лицо проводившее административное обследование, при наличии достаточных данных, указывающих на наличие состава и события административного правонарушения должно возбудить дело об административном правонарушении в порядке, установленном КоАП.
В соответствии с п. 99 Приказа Минэкономразвития России от 20.07.2015 N 486 (ред. от 15.02.2017) "Об утверждении Административного регламента Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по исполнению Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии государственной функции по осуществлению государственного земельного надзора" в случае выявления при проведении административного обследования объектов земельных отношений достаточных данных, указывающих на наличие нарушения законодательства Российской Федерации, принимается решение о проведении внеплановой проверки, а в случае наличия достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении принимается решение о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии со статьей 28.1 КоАП.
Статьей 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 29.07.2017) (далее - КоАП) поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются поступившие из правоохранительных органов материалы, а так же сообщения и заявления, в том числе физического лица содержащие данные, указывающие на наличие события административного правонарушения. Согласно ч. 5 при наличии предусмотренного п.1 ч.1 настоящей статьи повода к возбуждению дела об административном правонарушении в случае, если достаточные данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, обнаружены должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, в ходе проведения проверки при осуществлении государственного контроля (надзора) или муниципального контроля, дело об административном правонарушении может быть возбуждено после оформления акта о проведении такой проверки.
30.03.2017 на основании акта административного обследования объекта земельных отношений N 10/17 от 22.03.2017, составленного в соответствии со ст. 71.2 ЗК РФ Земельным кодексом Российской Федерации. КоАП РФ. Положением о государственном земельном надзоре, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 02.01.2015 N 1. выявлено наличие достаточных данных для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии со ст. 28.1 КоАП РФ, в связи с чем государственным инспектором Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель Р.А. Тагировой в присутствии ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкина В.В. составлен Протокол об административном правонарушении и вынесено Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении по делу N прок/23, назначенное на 13.04.2017. в 09 час. 00 мин., указанные документы получены лично под роспись ИП главой КФХ Жигалкиным В.В.
13.04.2017 в Степновский отдел Управления поступило Ходатайство ИП главы КФХ Жигалкина В.В. об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении, но причине нахождения на амбулаторном лечении с 10.04.217, а с 12.04.2017 на дневном стационаре в Варениковской участковой больнице, в подтверждение данное факта приложена справка, в связи с чем главным государственным инспектором Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель Понамаревой Е.В. вынесено Определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении от 14.04.2017. назначенное на 28.04.2017. в 10 час. 00 мин., которое направлено по средствам почтовой связи в адрес заявителя 19.04.2017, получено лично Жигалкиным В.В.
28.04.2017, главным государственным инспектором Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель Понамаревой И.В.. на основании ст.71 Земельного кодекса РФ, ст. 23.21 и ст. 29.10 КоАП РФ были рассмотрены материалы дела N прок/23 об административном правонарушении, в присутствии ИП главы КФХ Жигалкина В.В.. который был извещён надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, лично под роспись.
В адрес Управления ходатайств и отводов не поступало. По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении вина юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ доказана в части использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав и подтверждается материалами дела об административном правонарушении:
- протоколом об административном нарушении от 30.03.2017;
- актом административного обследования земельного участка от 22.03.2017;
- фото-таблицей от 22.03.2017 (приложение к акту проверки):
Таким образом, в действиях ИП главы КФХ Жигалкина Виктора Васильевича, наличествует состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 7.1 КоАП РФ - использование части земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных РФ прав на указанный земельный участок. Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ не установлено.
При назначении наказания, главный государственный инспектор Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель учтен характер совершенного административного правонарушения, финансовое положение ИП главы КФХ Жигалкина Виктора Васильевича.
Обстоятельств смягчающих административную ответственность не установлено.
ИП глава КФХ Жигалкин Виктор Васильевич, нарушение земельного законодательства совершил в первые, ранее не привлекался к административной ответственности за совершение нарушений земельного законодательства.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли. Предметом правонарушения являются земельные участки.
Объективная сторона правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными па установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица.
Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.02.2005 N 11301/04 по делу N А40-42210/03-96-447, под использованием земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю следует понимать пользование земельным участком, осуществляемое с разрешения собственника или уполномоченного им лица, однако сопряженное с невыполнением предусмотренной законом обязанности по оформлению правоустанавливающих документов на землю.
Так же согласно ст. 3 Федерального конституционного закона от 04.06.2014 N 8-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" и ст. 2 Федерального конституционного закона "О Верховном Суде Российской Федерации" разъяснения по вопросам судебной практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами, данные Пленумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сохраняют свою силу до принятия соответствующих решений Пленумом Верховного Суда Российской Федерации, вследствие чего, вышеуказанная позиция Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации является действующей.
Следовательно, если законом установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов образует указанный состав правонарушения и является основанием для привлечения к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Самовольное занятие земельного участка характеризуется деянием, в виде активных действий по установлению фактического господства над земельным участком путем размещения на нем без правоустанавливающих документов строений, сооружение, огораживания, осуществление посевов, принятия иных мер для воспрепятствования доступа на него законных собственников или контролирующих лиц.
Виновность лица в совершении административного правонарушения ставится в зависимость не от наличия умысла, а от бездействия, связанного с непринятием мер, направленных на соблюдение норм законодательства, за нарушение которых предусмотрена ответственность.
В силу ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Объектом правонарушения, предусмотренного ст. 7.1 КоАП РФ являются общественные отношения, возникающие в области владения, пользования и распоряжения землями, а также отношения, направленные на обеспечение охраны права собственности на данные земли. Предметом правонарушения являются земельные участки.
Объективная сторона правонарушения может быть выражена только активными действиями, направленными на установление доминирующего положения виновного лица на спорном земельном участке.
Субъектами правонарушения могут быть граждане, должностные лица и юридические лица. Согласно п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" под самовольным занятием земель понимается пользование чужим земельным участком при отсутствии воли собственника этого участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 7.1; 22.2; ч. 1 ст.29.9; 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, главным государственным инспектором Степновского района Ставропольскою края по использованию и охране земель Понамаревой Е.В.. 28.04.2017 вынесено Постановление о назначении административного наказания юридическому лицу, которое было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ст. 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначил наказание, в виде штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.
Кроме того, из сообщения Прокуратуры Степновского района Ставропольского края в Степновский следует, что подача воды в точке водовыдела на ПК 582+00 Первого Сухопадинского канала осуществлялась на основании заключенного с Жигалкиным Дмитрием Викторовичем (сыном Жигалкина Виктора Васильевича), который арендует соседний земельный участок.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания от 28.04.2017 по ст. 7.1 КоАП РФ по административному делу в отношении ИП Жигалкина Виктора Васильевича являетя законным и обоснованным.
Вывод суда первой инстанции о недоказанности административным органом состава правонарушения не состоятелен по следующим основаниям:
Статья 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях включена в Главу 7 названного Кодекса "Административные правонарушения в области охраны собственности" и предусматривает ответственность за нарушение права собственности на земельный участок путем самовольного занятия земельного участка или части земельного участка, в том числе использования земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на указанный земельный участок, то есть за совершение названных действий при отсутствии воли собственника этою земельного участка (иного управомоченного им лица), выраженной в установленном порядке.
Исходя из правового толкования диспозиции ст. 7.1 КоАП РФ, действия Жигалкина В.В. в части самовольного занятия земельного участка с КН 26:28:010205:74, образуют объективную сторону состава указанного правонарушения. При этом Жигалкин В.В. является лицом, не имеющим предусмотренных законодательством Российской Федерации прав на спорный земельный участок, что подтверждаются доказательствами, имеющимися в материалах дела
Основаниями возникновения прав на земельные участки согласно установленному пунктом 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации перечню оснований возникновения прав и обязанностей, могут являться: договор или иная сделка, акт государственного органа или органа местного самоуправления, судебное решение, установившее право на земельный участок, приобретение имущества по допускаемым законом основаниям вследствие событий, с которыми закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Земельные участки, согласно пункту 1 статьи 264 Гражданского кодекса Российской Федерации могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости" N 218-ФЗ от 13.07.2015 года (далее - Закон о регистрации) (пункт 1 статьи 25 Земельного кодекса Российской Федерации).
Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Законом о регистрации (пункт 1 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации).
В ЕГРН имеются сведения о государственной регистрации договора аренды земельного участка N 259 от 20.07.2012, заключенного межу Администрацией Степновского Муниципального района Ставропольского края и ИП Главой КФХ Андрющенко Сергеем Николаевичем, сроком на 10 лет.
Согласно, приложенных копий документов к направленным Прокуратурой материалам установлено что, данный земельный участок предоставлялся по договору субаренды земельного участка N 1 от 17.08.2015 на праве субаренды ИП КФХ Жигалкину Виктору Васильевичу, сроком с 17.08.2015 по 17.07.2016.
Пунктом 2 статьи 26 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 01.07.2017) установлено, что договоры аренды земельного участка, субаренды земельного участка, безвозмездного срочного пользования земельным участком, заключенные на срок менее чем один год, не подлежат государственной регистрации, за исключением случаев, установленных федеральными законами, в связи с чем стороны вышеназванного договора не обращались в уполномоченные органы для проведения государственной регистрации.
На дату проведения мероприятий по земельному надзору срок данного договора истек (других документов подтверждающих право пользования земельным участком ИП Жигалкиным В.В. не предоставлены). Согласно п. 1.1 данного договора субаренды земельный участок предоставлен как пастбище, что так же подтверждается актом приема- передачи земельного участка по договору N 1 от 17.08.2015, который является неотъемлемой частью данного договора субаренды.
ИП Жигалкин В.В. по истечении 11 месяцев продолжил использование земельный участок с КН 26:28:010205:74 не имея зарезервированных прав в соответствии с действующим законодательством.
ИП Жигалкиным В.В. также не предоставлены документы подтверждающие факт передачи земельного участка ИП Андрющенко С.Н. и приведение объекта аренды в первоначальное состояние, что противоречит от. 13 ЗК РФ.
Жигалкин В.В. письменно на Постановлении о назначении административного наказания, выразил замечание на данный ненормативный акт, где выразил свое несогласие с вменяемым ему наказанием, а так же уточнил, что "Андрющенко С.Н. я видел последний раз 17.08.2015. после этого я его ни разу не видел, тем более после окончания договора субаренды 17.07.2016", при этом в объяснениях от 30.03.2017 Жигалкин В.В. указывает, что встречался с Андрющенко С.Н. после заключения договора субаренды и в июне 2016 года предложил ему продлить срок договора на, что получил отказ.
Следовательно, если законом установлена обязанность лица оформить правоустанавливающие документы на землю, пользование земельным участком без оформления таких документов образует указанный состав правонарушения и является основанием для привлечения к ответственности по статье 7.1 КоАП РФ.
Кроме того, по итогам административного обследования государственным инспектором Степновского района Ставропольского края по использованию и охране земель Тагировой Розой Алиевной составлен Акт административного обследования объекта земельных отношений N 10/17 от 22.03.2017, в котором допущена техническая ошибка в указании статьи по усмотрению признаков нарушения ст. 42 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, по результатом административного обследования в действиях ИП КФХ Жигалкина В.В. усматриваются признаки нарушения ст. 25, 26 Земельного кодекса РФ ответственность за которые предусмотрена ст.7.1 КоАП РФ, о чем свидетельствует указание выявленного нарушения по ст. ст. 25. 26 Земельного кодекса, а именно: использование земельного участка лицом, не имеющим предусмотренных РФ прав на указанный земельный участок в Протоколе об административном правонарушении от 30.03.2017 (т. 1 л.д. 57)
На основании вышеизложенного у суда первой инстанции согласно с ч.2 ст. 211 АПК РФ не имелось оснований для принятия решения о признании незаконным и об отмене оспариваемого Постановления от 29.01.2016 по делу N 71 о привлечении общества к административной ответственности по ст.7.1 КоАП РФ, поскольку наличие состава административного правонарушения предусмотренного настоящей статьей, доказано собранными доказательствами.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, поскольку Жигалкин В.В. допустил пользование земельным участком с КН 26:28:010205:74 без оформления правоустанавливающих документов на землю, то его действия в части самовольного занятия земельного участка, следовательно имеет место событие и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена по ст. 7.1 КоАП РФ.
Таким образом, постановление о назначении административного наказания от 28.04.2017, принятого Степновским отделом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю о привлечении Жигалкина В.В. к административной ответственности по статье 7.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей является законным и обоснованным.
Административным органом была полностью соблюдена процедура привлечения к административной ответственности, предусмотренная действующим административным законодательством. Наказание назначено в пределах санкции.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
Соответственно заявление индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкина Виктора Васильевича о признании незаконным и подлежащим отмене постановления о назначении административного наказания от 28.04.2017, принятого Степновским отделом управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю не подлежит удовлетворению, поскольку административный орган действовал в пределах компетенции и права индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкина Виктора Васильевича в связи с привлечением к административной ответственности не нарушены.
С учетом изложенного и руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 27.09.2017 по делу N А63-7014/2017 отменить.
Апелляционную жалобу - удовлетворить.
В удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя главы крестьянского (фермерского) хозяйства Жигалкина Виктора Васильевича - отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Д.А. Белов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-7014/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19 марта 2018 г. N Ф08-1112/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Жигалкин Виктор Васильевич
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, Прокуратура СК