Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 апреля 2018 г. N Ф10-969/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Тула |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А68-8546/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 19.12.2017.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Грошева И.П., судей Токаревой М.В. и Бычковой Т.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Илюхиной С.В., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Новомосковская управляющая компания" - представителя Макаровой К.П. (доверенность от 09.03.2017), директора и главного бухгалтера Чумичевой Е.Н. (протокол внеочередного общего собрания участников N 3 от 23.09.2016, протокол N 5 от 25.09.2017, приказ N 19 от 27.09.2016), от общества с ограниченной ответственностью "Компания коммунальной сферы" - представителя Новиковой О.С. (доверенность N 3 от 18.01.2017) в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещённых о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Новомосковская управляющая компания" и общества с ограниченной ответственностью "Компания коммунальной сферы" на решение Арбитражного суда Тульской области 10.07.2017 по делу N А68-8546/2015 (судья Лукинова Д.М.), установил следующее.
ООО "Новомосковская управляющая компания" (далее - ООО "НУК", истец) обратилось в Арбитражный суд Тульской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Новомосковская тепловая компания" (в настоящее время общество с ограниченной ответственностью "Компания коммунальной сферы" (далее - ООО "ККС, ответчик) о рассмотрении возникших разногласий при заключении договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 30.04.2015 N 60, изложив условия пунктов 1.1., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.1.5., 2.1.8., 2.2.2., 2.2.3., 2.2.4., 2.3.2., 2.3.3.-2.3.6., 2.3.8., 2.3.11., 2.3.13., 2.3.14., 2.3.15., 2.3.16., 2.3.17., 2.4.2., 2.4.3., 3.1., 3.2., 3.3., 3.5., 3.6., 3.7., 4.1., 4.2., 4.3., 4.4., 5.3., 5.4., 5.6., 5.7., 6.1., 6.4., 8.1., 8.2., 8.3., 8.4., 9.2. договора в редакции истца.
В порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ, Кодекс) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, судом привечены общество с ограниченной ответственностью "Новомосковская энергосбытовая компания" и Администрация муниципального образования г. Новомосковск (далее - третьи лица, ООО "НЭСК", АМО г. Новомосковск).
В порядке статьи 49 Кодекса истец уточнил исковые требования, просил суд о рассмотрении возникших разногласий при заключении договора на снабжение тепловой энергией в горячей воде от 30.04.2015 N 60 (далее - договор), изложив условия пунктов 1.1., 2.1.1., 2.1.2., 2.1.3., 2.1.5., 2.1.8., 2.2.2., 2.2.3., 2.2.4., 2.3.2., 2.3.3.-2.3.6., 2.3.8., 2.3.11., 2.3.13., 2.3.14., 2.3.15., 2.3.16., 2.3.17., 2.4.2., 2.4.3., 3.1., 3.2., 3.3., 3.5., 3.6., 3.7., 4.1., 4.2., 4.3., 4.4., 5.3., 5.4., 5.6., 5.7., 6.1., 6.4., 8.1., 8.2., 8.3., 8.4., 9.2. договора в редакции истца. Уточнение исковых требований принято судом к рассмотрению.
Решением Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2017 исковые требования удовлетворены частично, судом распределены судебные расходы.
Не согласившись с принятым судебным актом, стороны обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят изменить принятое судом первой инстанции решение.
В обоснование апелляционной жалобы истец указывает, что принятая судом редакция пункта 6.1 договора противоречит положениям статей 421, 422, 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также Правилам, обязательным при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124) и Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 124). Поясняет, чтьо соглашение о распространение действия договора на ранее возникшие периоды сторонами не достигнуто. Просит изложить вышеуказанный пункт договора в следующей редакции: "Договор вступает в силу с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-8546/2015". В остальной части просит оставить обжалуемое решение без изменения.
В свою очередь ответчик также обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, изложив пункты 1.1., 2.1.1., 2.1.3., 2.3.8., 2.3.11., 3.1., 3.2., 3.5., 8.1., 8.2., 8.3., 8.4. договора в предложенной им редакции. В остальной части просит оставить обжалуемое решение без изменения.
В судебном заседании представители сторон поддержали изложенную ими правовую позицию.
Другие лица участвующие в деле, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в абзаце 3 пункта 25 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36, обжалуемый судебный акт проверен судом апелляционной инстанции в порядке статьей 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке статей 266, 268 Кодекса.
Рассмотрев материалы дела, исследовав и оценив представленные доказательства, а также доводы сторон и третьего лица, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Обстоятельства связанные с фактом возникновения у сторон разногласий при заключении спорного договора, соблюдением претензионного порядка урегулирования спора сторонами не оспариваются, подтверждаются представленными в дело документами, установлены арбитражным судом первой инстанции и в соответствии со статьями 65, 70 (часть 3.1 АПК РФ) являются доказанными.
Частично удовлетворяя исковые требования общества с ограниченной ответственностью "Новомосковская управляющая компания" суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 433 Гражданского кодекса Российской Федерации договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта.
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Согласно пункту 1 статьи 446 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. Договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения (пункт 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пункт 1 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусматривает, что потребители, подключенные (технологически присоединенные) к открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), приобретают тепловую энергию (мощность) и теплоноситель, в том числе как горячую воду на нужды горячего водоснабжения, у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения и поставки горячей воды.
Согласно пункту 2 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" к договору теплоснабжения и поставки горячей воды применяются положения статьи 15 настоящего Федерального закона с учетом особенностей, установленных настоящей статьей и правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом в пункте 3 статьи 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" предусмотрено, что существенные условия договора теплоснабжения и поставки горячей воды устанавливаются правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с положениями пункта 9 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" потребителем тепловой энергии (далее также - потребитель) признается лицо, приобретающее тепловую энергию (мощность), теплоноситель для использования на принадлежащих ему на праве собственности или 11 ином законном основании теплопотребляющих установках либо для оказания коммунальных услуг в части горячего водоснабжения и отопления.
Пунктом 1 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" установлено, что потребители тепловой энергии приобретают тепловую энергию (мощность) и (или) теплоноситель у теплоснабжающей организации по договору теплоснабжения. При этом в пункте 8 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" определено, что условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять: 1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем; 2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии; 3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора; 4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя; 5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; 6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; 7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" договор теплоснабжения содержит следующие существенные условия: договорный объем тепловой энергии и (или) теплоносителя, поставляемый теплоснабжающей организацией и приобретаемый потребителем; величина тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя 12 тепловой энергии с указанием тепловой нагрузки по каждому объекту и видам теплопотребления (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение), а также параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя; сведения об уполномоченных должностных лицах сторон, ответственных за выполнение условий договора; ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя, конденсата; ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором; обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов, иными обязательными требованиями по обеспечению надежности теплоснабжения и требованиями настоящих Правил, а также соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии; порядок расчетов по договору; порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя; объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета; объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение). К договору теплоснабжения прилагаются акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон. Условия договора теплоснабжения не должны противоречить документам на подключение теплопотребляющих установок потребителя.
Пункт 1.1. договора согласован судом в редакции истца, следующего содержания: энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть тепловую энергию в горячей воде на объекты, согласно Приложению N 1, а абонент обязуется принимать и оплачивать принятую тепловую энергию в определенном настоящим договором порядке, а также соблюдать предусмотренный настоящим договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении тепловых сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением тепловой энергии.
Согласовывая пункт 1.1 договора в части перечня находящихся на обслуживании управляющей компании многоквартирных домов в редакции предложенной истцом, суд первой инстанции исходил из того, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Новомосковск, ул.Генерала Белова, д. 22 "б" принят в управление ООО "НУК" с 09.06.2015. Данное обстоятельство подтверждается представленными в дело доказательствами, сторонами не оспаривается и в соответствии со статьями 65, 70 (часть 3.1) АПК РФ является доказанным.
Довод ответчика, содержащийся в апелляционной жалобе о том, что в принятом судом варианте спорного пункта договора не указана тепловая нагрузка, несостоятелен, поскольку в силу пункта 22 Правил N 808 договорный объем потребления тепловой энергии и (или) теплоносителя заявляется потребителем ежегодно (за исключением граждан-потребителей, а также управляющих организаций или товариществ собственников жилья либо жилищных кооперативов или иных специализированных потребительских кооперативов, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами и заключивших договоры с ресурсоснабжающими организациями) единой теплоснабжающей организации до 1 марта года, предшествующего году, в котором предполагается поставка. Если объем потребления не заявлен в указанные сроки, в следующем году действуют объемы потребления текущего года.
Согласованные судом условия пункта 1.1 договора не позволяют прийти к выводу о том, что они исключают обязанность по ежегодному согласованию тепловой нагрузки установленную пунктами 21, 22 Правил N 808.
Пункт 2.1.1. договора согласован судом в редакции истца, следующего содержания: подавать абоненту тепловую энергию до границы раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам. Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение N 2);
Урегулируя возникшие у сторон разногласия в указанной части суд первой инстанции руководствуясь статьями 15, 15.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190- ФЗ "О теплоснабжении", пунктами 21, 22 Правил N 808, пунктом 33 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" исходил из того, что ресурсоснабжающая организация, во всяком случае, должна обеспечить подачу тепловой энергии в соответствующие многоквартирные дома в объемах необходимых для обеспечения нужд потребителей 17 (граждан, проживающих в спорных многоквартирных домах и собственников нежилых помещений, расположенных в соответствующих многоквартирных домах). Указанный вывод суда области является правильным, поскольку соответствует приведенным выше положениям закона.
Давая оценку доводам сторон о принадлежности спорных участков тепловых сетей, находящихся между тепловыми камерами и домами, расположенными по адресам: г.Новомосковск, ул.Генерала Белова, д. 22 "б", г.Новомосковск, ул.Дружбы, д.2, корпус 1, корпус 2, корпус 3, г.Новомосковск, ул.Дружбы, д. 2 "а" суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" предусмотрено, что Правила регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель обязан: своевременно и в полном объеме вносить плату за коммунальные услуги, в том числе в объеме, определенном исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета коммунальных ресурсов, установленных в соответствии с подпунктом е(2) пункта 32 настоящих Правил, в случаях, установленных настоящими Правилами, если иное не установлено договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.
Согласно пункту 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" "точка поставки" - место исполнения обязательств теплоснабжающей организации или единой теплоснабжающей организации, которое располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации, или единой теплоснабжающей организации, или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно подпункту 3 пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В пункте 6 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил 19 содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" определено, что в состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
Пунктом 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 "Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание и ремонт жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность" предусмотрено, что внешней границей сетей электро-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сетей проводного радиовещания, кабельного телевидения, оптоволоконной сети, линий телефонной связи и других подобных сетей), входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома, а границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, если иное не установлено соглашением собственников помещений с исполнителем коммунальных услуг или ресурсоснабжающей организацией, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
Согласно пункту 4.12.2 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных Приказом Минэнерго Российской Федерации от 19.06.2003 N 229 "Об утверждении Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации" границами обслуживания тепловых сетей, если нет иных документально оформленных договоренностей 20 заинтересованных организаций, должны быть: со стороны источника тепла - границы, устанавливаемые в соответствии с положениями пункта 4.11.14 настоящих Правил; со стороны потребителя тепла - стена камеры, в которой установлены принадлежащие энергообъектам задвижки на ответвлении к потребителю тепла. Границы обслуживания тепловых сетей оформляются двусторонним актом.
Согласно пункту 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" "граница балансовой принадлежности" - линия раздела тепловых сетей, источников тепловой энергии и теплопотребляющих установок между владельцами по признаку собственности или владения на ином предусмотренном федеральными законами основании; "граница эксплуатационной ответственности" - линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
В соответствии с подпунктом а) пункта 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" в договоре ресурсоснабжения также предусматриваются следующие условия: условие о разграничении ответственности сторон за несоблюдение показателей качества коммунального ресурса.
Если иное не установлено договором ресурсоснабжения, ресурсоснабжающая организация несет ответственность за качество поставляемого коммунального ресурса на границе раздела внутридомовых инженерных систем, являющихся общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме, или общих сетей инженерно-технического обеспечения, которыми объединены жилые дома и которые подключены к централизованным сетям инженерно-технического обеспечения, и централизованных сетей инженерно-технического обеспечения, предназначенных для подачи коммунального ресурса к внутридомовым инженерным системам (отвода сточных вод из внутридомовых 21 систем).
Указанная граница раздела определяется в соответствии с актом разграничения балансовой принадлежности сетей и актом эксплуатационной ответственности сторон, копии которых прилагаются к договору ресурсоснабжения.
Проанализировав вышеуказанные нормы права в их системном толковании, суд приходит к выводу, что граница балансовой принадлежности, по общему правилу, устанавливается по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности, если стороны не договорились об ином, - по границе балансовой принадлежности. Другое толкование названных норм права относительно определения границы эксплуатационной ответственности означало бы незаконное возложение бремени содержания имущества на лицо, которому это имущество не принадлежит. Аналогичная позиция отражена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21.12.2015 по делу N 305-ЭС15-11564, А41-22117/2014.
Согласно сведениям, полученным из единого государственного реестра юридических лиц линейные объекты, а именно тепловые сети, расположенные между тепловыми камерами и многоквартирными домами, расположенными по адресам: г.Новомосковск, ул.Генерала Белова, д. 22 "б", г.Новомосковск, ул.Дружбы, д.2, корпус 1, корпус 2, корпус 3, г.Новомосковск, ул.Дружбы, д. 2 "а" не поставлены на кадастровый учет.
В едином государственном реестре прав на объекты недвижимого имущества отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на указанные тепловые сети, в том числе о правах собственников многоквартирных домов, управление которыми осуществляет истец.
Ответчик, полагает, что спорные участки тепловых сетей, расположенные между тепловыми камерами и спорными многоквартирными домами, вошли в состав общего имущества многоквартирных домов, поскольку были включены в сводный сметный расчет. В подтверждение своих доводов ответчиком представлены, выкопировки из сборников сметной документации в отношении спорных домов, согласно которым в сводный сметный расчет включена стоимость строительства спорных участков тепловой сети.
Оценив представленные в дело доказательства по правилам установленным статьей 71 АПК РФ, суд области пришел к выводу о том, что материалы дела не содержат допустимых доказательств, подтверждающих включение спорных участков тепловых сетей в состав общего имущества многоквартирных домов.
Указанный вывод соответствует статьям 67, 68 АПК РФ и фактическим обстоятельствам дела, оснований для его переоценки у суда апелляционной инстанции не имеется.
Исключая из договора пункт 2.2.3, предусматривающий возможность теплоснабжающей организации вводить графики ограничения потребления и отключения тепловой энергии при возникновении аварийного дефицита тепловой энергии, суд области исходил из того, что данное условие не является обязательным и существенным для договоров данного вида. Вывод суда в указанной части является правильным, он соответствует пунктам 76, 77, 104, 105, 108, 109 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" подпункту в) пункту 3 Правил Правил N 354, положениям статьи 421 ГК РФ.
Исключая из договора пункт 2.3.8. предусматривающий обязанность истца установить на всех подающих и обратных трубопроводах тепловых сетей на вводе и выводе их из тепловых пунктов запорную арматуру, осуществляющую отключение подачи теплоносителя, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 9.1. Приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" предусмотрено, что технические решения, производство строительно-монтажных работ на системах теплопотребления, а также средства автоматизации теплопотребляющих энергоустановок должны соответствовать требованиям действующих норм, правил, инструкций и стандартов.
Пунктом 9.2. Приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" предусмотрено, что на теплопотребляющих энергоустановках устанавливаются запорная арматура на линиях входа и выхода греющей и нагреваемой среды.
В пункте 9.1.25. Приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" установлено, что запорная арматура предусматривается: на всех подающих и обратных трубопроводах тепловых сетей на вводе и выводе их из тепловых пунктов; на всасывающем и нагнетательном патрубках каждого насоса; на подводящих и отводящих трубопроводах каждого водоподогревателя. В остальных случаях необходимость установки запорной арматуры определяется проектом. При этом количество запорной арматуры на трубопроводах предусматривается минимально необходимым, обеспечивающим надежную и безаварийную работу.
Установка дублирующей запорной арматуры допускается при обосновании. Тем не менее, Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок не предусматривают обязанность именно управляющей компании устанавливать на всех подающих и обратных трубопроводах тепловых сетей на вводе и выводе их из тепловых пунктов запорную арматуру, осуществляющую отключение подачи теплоносителя.
Пункт 2.1.5 Приказа Минэнерго Российской Федерации от 24.03.2003 N 115 "Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок" предусматривает, что разграничение ответственности за эксплуатацию тепловых энергоустановок между организацией - потребителем тепловой энергии и энергоснабжающей организацией определяется заключенным между ними договором энергоснабжения. При этом, согласно устным пояснениям истца, изложенным в ходе судебного разбирательства по делу запорная арматура установлена во всех спорных многоквартирных домах.
Включение в условия договора N 60 пункта 2.3.8. в редакции ответчика, фактически возложит на исполнителя коммунальной услуги ООО "НУК" обязанность по установке запорной арматуры на тепловых сетях на выходе из тепловых пунктов, не принадлежащих собственникам помещений в спорных многоквартирных домах, управление которыми осуществляет истец.
Поскольку пункт 2.3.8. договора предусматривает ничем не обусловленное требование ответчика установить на всех подающих и обратных трубопроводах тепловых сетей на вводе и выводе их из тепловых пунктов запорную арматуру, осуществляющую отключение подачи теплоносителя указанный пункт обоснованно исключен судом из условий договора.
Исключая из договора пункт 2.3.11, содержащий обязанность абонента согласовывать с энергоснабжающей организацией подключение вновь вводимых теплопотребляющих установок, а также подключение новых субабонентов, суд первой инстанции исходил из того, что такое условие ограничит права собственников помещений в многоквартирном доме по пользованию и распоряжению общим имуществом многоквартирного дома.
Заявитель жалобы указывает, что обязанность потребителя согласовывать с энергоснабжающей организацией подключение вновь вводимых теплопотребляющих установок, а также подключение новых субабонентов установлена пунктом 35 Правил N 354.
Данный довод является несостоятельным, поскольку в соответствии с абзацем 15 пункта 2 Правил N 354 потребителем является лицо, пользующееся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющее коммунальные услуги.
В спорном правоотношении истец, являющийся управляющей организацией, не является потребителем, следовательно на него не может быть возложена ответственность за действия собственников иных законных владельцев помещений в многоквартирном доме. Учитывая изложенное пункт 2.3.11 обоснованно исключен судом из договора.
Согласовывая пункты 3.1, 3.2 в редакции предложенной истцом суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
Согласно пункту 3 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении 57 договоров снабжения коммунальными ресурсами" договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.
При этом в пункте 16 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" предусмотрено, что условия договора ресурсоснабжения определяются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящими Правилами, а в части, не урегулированной указанными нормативными правовыми актами, - нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
В пункте 18 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" предусмотрены условия, которые должны содержатся в договоре ресурсоснабжения.
Из вышеназванных положений Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами", следует, что порядок заключения договоров ресурсоснабжения и их условия определяются гражданским законодательством Российской Федерации, указанными правилами, а также субсидиарно нормативными правовыми актами в сфере ресурсоснабжения.
Следовательно, применение к спорным отношениям положений Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя возможно при отсутствии положений, регулирующих спорные отношений 58 в гражданском законодательстве, а также Правилах обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами".
Согласно пункту 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" при установлении порядка определения объемов коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения, заключенному исполнителем в целях предоставления коммунальных услуг и потребляемого при содержании общего имущества в многоквартирном доме, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 21(1) настоящих Правил, учитывается следующее объем коммунального ресурса, поставляемого в многоквартирный дом, оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется на основании показаний указанного прибора учета за расчетный период (расчетный месяц) за вычетом объемов поставки коммунального ресурса собственникам нежилых помещений в этом многоквартирном доме по договорам ресурсоснабжения, заключенным ими непосредственно с ресурсоснабжающими организациями (в случае, если объемы поставок таким собственникам фиксируются коллективным (общедомовым) прибором учета); объем коммунального ресурса, поставляемого по договору ресурсоснабжения в жилой дом (домовладение), оборудованный индивидуальным прибором учета, определяется на основании показаний индивидуального прибора учета за расчетный период (расчетный месяц); объем тепловой энергии, поставляемой за расчетный период (расчетный месяц) в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором учета, а также по истечении 3 месяцев после выхода из строя, утраты ранее введенного в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета или истечения срока его эксплуатации, определяется по формуле.
Поскольку, применение Правил учета тепловой энергии и теплоносителя, Правил коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя носит субсидиарный характер, при этом пункт 21 Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или 59 товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами" предусматривает порядок определения объемов коммунального ресурса включение в пункт договора N 60 условий пунктов 3.1. и 3.2. договора в редакции ответчика не представляется возможным, суд области обоснованно урегулировал возникшие разногласия на условиях предложенных истцом.
Исключая из договора пункт 3.5 суд области обоснованно руководствовался следующим.
В соответствии с пунктом 5 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети 60 теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения (технологического присоединения) к бесхозяйной тепловой сети.
Согласно пункту 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" коммерческий учет тепловой энергии, теплоносителя осуществляется путем их измерения приборами учета, которые устанавливаются в точке учета, расположенной на границе балансовой принадлежности, если договором теплоснабжения или договором оказания услуг по передаче тепловой энергии не определена иная точка учета.
Согласно пункту 2 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" методика является методологическим документом, в соответствии с которым осуществляется определение количества поставленной (полученной) тепловой энергии, теплоносителя в целях коммерческого учета (в том числе расчетным путем), включая: а) организацию коммерческого учета на источнике тепловой энергии и в тепловых сетях; б) определение количества поставленных тепловой энергии, теплоносителя; в) определение количества тепловой энергии, теплоносителя расчетным путем, для подключений через центральный тепловой пункт (далее - ЦТП), индивидуальный тепловой пункт (далее - ИТП), от источников тепловой энергии, а также иных способов подключения; г) определение расчетным путем количества тепловой энергии, теплоносителя при бездоговорном потреблении тепловой энергии; д) определение распределения потерь тепловой энергии, теплоносителя тепловыми сетями; е) порядок корректировки показателей расхода тепловой энергии за время отсутствия показаний приборов учета в течение неполной продолжительности отчетного периода (в том числе расчетным путем).
Из буквального содержания пункта 76 Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя, утвержденного Приказом Минстроя России от 17.03.2014 N 99/пр "Об утверждении Методики осуществления коммерческого учета тепловой энергии, теплоносителя" следует, что для потребителя потери тепловой энергии учитываются в случае передачи тепловой энергии по участку тепловой сети, принадлежащему потребителю.
Обязанность по оплате потерь в тепловых сетях предопределяется принадлежностью этих сетей (статьи 539, 544 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 5 статьи 15, пункта 2 статьи 19 Федерального закона от 27.07.2010 61 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", пункт 2 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации"). Точка поставки тепловой энергии в многоквартирный дом по общему правилу должна находиться на внешней стене многоквартирного дома в месте соединения внутридомовой системы отопления с внешними тепловыми сетями. Иное возможно при подтверждении прав собственников помещений в многоквартирном доме на тепловые сети, находящиеся за пределами внешней стены этого дома. Вынесение точки поставки за пределы внешней стены без волеизъявления собственников означает незаконное возложение бремени содержания имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
Исполнитель коммунальной услуги обязан возмещать ресурсоснабжающей организации потери тепловой энергии в сетях только в тех случаях, когда указанные сети относятся к общему имуществу многоквартирного дома.
Указанная правовая позиция отражена в пункте 8 "Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 4 (2016)".
Учитывая изложенное суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что поскольку, истец управляет спорными многоквартирными домами в состав общего имущества, которых не входят участки тепловых сетей от тепловых камер до внешней стене многоквартирных домов, отнесение на истца и как следствие на собственников помещений в спорных многоквартирных домах стоимости потерь по участку тепловой сети фактически возложит обязанность по содержанию указанного имущества на лиц, которым это имущество не принадлежит.
При таких обстоятельствах суд обоснованно исключил пункта 3.5 из условий договора.
Согласовывая пункты 8.1, 8.2, 8.3 договора в редакции предложенной истцом суд области исходил из того, что содержащиеся в них условия соответствуют Правилам организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 72 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 "О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами". Оснований для иной правовой оценки выводам к которым пришел суд области у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вместе с тем, суд первой инстанции изложил пункт 6.1. договора в редакции ответчика, следующего содержания: договор вступает в силу с момента его подписания, действует по 31.12.2015 и распространяется на правоотношения, возникшие: Тульская обл., г.Новомосковск, ул.Дружбы, д. 2 корп.1 - с 03.12.2014, Тульская обл., г.Новомосковск, ул.Дружбы, д. 2 корп.2 - с 01.11.2014, Тульская обл., г.Новомосковск, ул.Дружбы, д. 2 корп.3 - с 01.11.2014, Тульская обл., г.Новомосковск, ул.Дружбы, д. 2а - с 01.12.2014, Тульская обл., г.Новомосковск, ул.Генерала Белова, д. 22 "б" - с 01.08.2015.
При этом суд руководствуясь пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.1998 N 30 "Обзор практики разрешения споров, связанных с договором энергоснабжения" и пунктом 2 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.05.1997 N 14 "Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением, изменением и расторжением договоров" исходил из того, что между сторонами сложились фактические договорные отношения.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с выводом суда области в силу следующего.
На основании пункта 4 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда условие договора предусмотрено нормой, которая применяется постольку, поскольку соглашением сторон не установлено иное (диспозитивная норма), стороны могут своим соглашением исключить ее применение либо установить условие, отличное от предусмотренного в ней. При отсутствии такого соглашения условие договора определяется диспозитивной нормой.
Таким образом, условие о сроке действия договора является диспозитивным. Стороны не смогли договориться об окончании срока действия договора, поэтому арбитражный суд счел возможным установить его, исходя из условия диспозитивной нормы, то есть на неопределенный срок.
По смыслу пункта 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если преддоговорной спор передан на рассмотрение суда, то договор считается заключенным на условиях, указанных в решении суда, с момента вступления в законную силу соответствующего решения суда.
Спорные условия переданы на рассмотрение суда, поэтому вновь заключенный договор не может вступить в силу ранее даты вступления в силу судебного акта по данному делу.
При таких обстоятельствах суд обоснованно принял спорный пункт в редакции истца: "Договор вступает в силу с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-8546/2015". В указанной части обжалуемое решение следует изменить.
В оставшейся части решение Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2017 по делу N А68-8546/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания коммунальной сферы" - без удовлетворения.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу искового заявления и апелляционной жалобы относятся на стороны в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Новомосковская управляющая компания" удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2017 по делу N А68-8546/2015 изменить.
Изложить пункт 6.1 договора от 30.04.2015 N 60 в следующей редакции:
"Договор вступает в силу с даты вступления в силу решения Арбитражного суда Тульской области по делу N А68-8546/2015".
В оставшейся части решение Арбитражного суда Тульской области от 10.07.2017 по делу N А68-8546/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Компания коммунальной сферы" - без удовлетворения.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Компания коммунальной сферы" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Новомосковская управляющая компания" в счет возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы 3 000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.П. Грошев |
Судьи |
М.В. Токарева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-8546/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 2 апреля 2018 г. N Ф10-969/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Новомосковская управляющая компания"
Ответчик: ООО "Компания коммунальной сферы", ООО "Новомосковская тепловая компания"
Третье лицо: Администрация МО г. Новомосковск, ООО "Новомосковская энергосбытовая компания", ООО НЭСК, ООО "Компания коммунальной сферы"