г. Москва |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А41-44405/16 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Игнахиной М.В.,
судей Ивановой Л.Н., Миришова Э.С.,
при ведении протокола судебного заседания: Калужиной Ю.К.,
при участии в заседании:
от ООО "Городская управляющая компания" - Касаткин А.Б. представитель по доверенности от 09.01.2017;
от ПАО "Т Плюс" - Арефьева Е.В., представитель по доверенности от 27.02.2017;
от ООО "УКС" - не явились, извещены;
рассмотрев в судебном заседании апелляционные жалобы общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" и публичного акционерного общества "Т Плюс" на решение Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2017 года по делу N А41-44405/16, принятое судьей Левкиной О.В., по иску общества с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" к публичному акционерному обществу "Т Плюс", при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" об урегулировании разногласий,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Городская управляющая компания" (далее - ООО "Городская УК") обратилось с иском в Арбитражный суд Московской области к публичному акционерному обществу "Т Плюс" (далее - ПАО "Т Плюс"), при участии в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС") об урегулировании разногласий, возникших при заключении сторонами договора теплоснабжения N К2531 от 21.03.2016.
Определением Арбитражного суда Московской области от 21.09.2016 исковое заявление ООО "Городская УК" оставлено без рассмотрения (т.1 л.д. 151).
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда 24.11.2016 указанное определение Арбитражного суда Московской области отменено, дело N А41-44405/16 направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Московской области (т.1 л.д. 178-181).
Определением Арбитражного суда Московской области от 11.04.2017 по делу N А41-44405/16 к участию в деле в качестве третьего лица привлечено ООО "Удмуртские коммунальные системы" (т.2 л.д. 96).
По итогам нового рассмотрения дела N А41-48906/16 Арбитражный суд Московской области решением от 22.06.2017 урегулированы разногласия сторон, возникшие при заключении сторонами договора теплоснабжения от 13.04.2016 N К2531.
Не согласившись с указанным решением суда в части урегулирования разногласий сторон по положениям пункта 4.5 договора и приложения N 2 к нему, ООО "Городская УК" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Также не согласившись с принятой судом редакцией пунктов 2.2.18, 2.2.20, 4.4 договора и с исключением из договора приложения N 7 к договору в редакции ответчика, ПАО "Т Плюс" обратилось в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, полагая, что судом первой инстанции неполно выяснены обстоятельства, имеющие значение для дела, а также нарушены нормы материального и процессуального права.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены арбитражным апелляционным судом в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Дело рассматривается в соответствии со статьями 121, 123, 156 АПК РФ в отсутствие представителей ООО "УКС", надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда.
В судебном заседании представитель ООО "Городская УК" поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции по настоящему делу изменить в обжалуемой части и принять новый судебный акт, которым условия заявленных в жалобе положений договора принять в редакции истца. Возражал против доводов апелляционной жалобы ПАО "Т Плюс".
Представитель ПАО "Т Плюс" поддержал доводы, изложенные в своей апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции по настоящему делу изменить в обжалуемой части и принять новый судебный акт, которым условия заявленных в жалобе положений договора принять в редакции ответчика. Возражал против доводов апелляционной жалобы ООО "Городская УК".
Поскольку от лиц, участвующих в деле, возражений относительно рассмотрения апелляционной жалобы только в обжалуемой части не поступало, то в соответствии с пунктом 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 " О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции." и п. 5 ст. 268 АПК РФ суд проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой истцом и ответчиком части (пунктов 2.2.18, 2.2.20, 4.4, 4.5 договора, приложений N 2 и N 7 к нему).
Выслушав объяснения представителей сторон, исследовав и оценив в совокупности все имеющиеся в материалах дела письменные доказательства, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд полагает обжалуемое решение суда первой инстанции подлежащим изменению в части принятой редакции урегулирования разногласий сторон по положениям пунктов 2.2.18, 2.2.20, 4.4 договора и исключения приложения N 7 к нему.
Как следует из материалов дела, ООО "Городская УК" является управляющей компанией многоквартирных жилых домов, а ПАО "Т Плюс" - теплоснабжающей организацией.
Поскольку ООО "Городская УК" является исполнителем коммунальных услуг и в силу своего статуса обязано заключить договоры ресурсоснабжения для нужд находящихся в его управлении многоквартирных жилых домом (пункт 12 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 31 (б) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354), последнее направило заявку в ПАО "Т Плюс" на заключение договора.
Получив от ПАО "Т Плюс" договор теплоснабжения от 21.03.2016 N К2531 (т.1 л.д.68), ООО "Городская УК" направило в адрес ответчика протокол разногласий от 07.04.2016 (т.1 л.д. 96).
В ответ ПАО "Т Плюс" направило истцу протокол урегулирования разногласий от 13.05.2016 (т.1 л.д. 111), просило истца рассмотреть данный протокол, подписать и направить ему один экземпляр подписанного документа.
Не согласившись с редакцией, изложенной в протоколе урегулирования разногласий, и учитывая то, что договор теплоснабжения является публичным договором и его заключение обязательно для сторон, ООО "Городская УК" обратилось в арбитражный суд с настоящим иском за урегулированием соответствующих разногласий сторон.
Как следует из правовых позиций, изложенных заявителями апелляционных жалоб, спорными на момент рассмотрения дела в суде апелляционной инстанции остались условий пунктов 2.2.18, 2.2.20, 4.4, 4.5 договора, а также приложения N 2 и N 7 к нему.
Принимая редакцию истца пунктов 2.2.18, 2.2.20, 4.4 договора, поддерживая позицию истца об исключении из текста договора приложения N 7, а также утверждая предложенную ответчиком редакцию пункта 4.5 договора и приложения N 2 к нему, арбитражный суд первой инстанции исходил из доказанности материалами дела соответствия указанных редакций действующему законодательству.
Оценив содержащиеся в материалах дела доказательства в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с учетом доводов заявителя апелляционной жалобы, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, предусмотренном АПК РФ.
Способы защиты гражданских прав перечислены в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), в соответствии с положениями которой защита гражданских прав осуществляется, в том числе, иными способами, предусмотренными законами.
Статьей 307 ГК РФ установлено, что в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности. Обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в настоящем Кодексе.
В силу положений пункта 1 статьи 420 ГК РФ договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей.
Договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора (пункт 1 статьи 432 ГК РФ). При этом, договор признается заключенным в момент получения лицом, направившим оферту, ее акцепта (пункт 1 статьи 433).
В соответствии с пункту 2 статьи 445 ГК РФ в случаях, когда в соответствии с ГК РФ или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение 13-ти дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий.
При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в соответствии с абз. 2 пункта 2 статьи 445 ГК РФ.
Как обоснованно указал суд первой инстанции и не оспаривается сторонами, соблюдение сторонами процедуры, предусмотренной частями 2 и 3 статьи 445 ГК РФ, подтверждается материалами дела.
Согласно статье 446 ГК РФ в случаях передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда на основании статьи 445 ГК РФ, спорные условия договора определяются в соответствии с решением суда.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 161 Жилищного кодекса РФ (далее - ЖК РФ), предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, обеспечивается посредством управления таким домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом, предусмотренных законодательством. Управление управляющей организацией является одним из таких способов.
Из частей 1 - 3 статьи 162 ЖК РФ следует, что управляющая организация осуществляет свои функции на основании договора управления, в соответствии с которым она по заданию собственников помещений в многоквартирном доме в течение согласованного срока за плату обязуется помимо прочего предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам. Перечень коммунальных услуг указывается в договоре управления.
В правоотношениях с собственниками помещений по предоставлению коммунальных услуг управляющая организация выступает как исполнитель коммунальных услуг, который в соответствии с пунктами 6, 13, подпунктом "б" пункта 31 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354), обязан заключить договор с ресурсоснабжающими организациями о приобретении коммунальных ресурсов в целях использования таких ресурсов при предоставлении коммунальных услуг потребителям.
Таким образом, истец является лицом, обязанным заключить с ресурсоснабжающей организацией договор теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 11 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" (далее - Закон N 190-ФЗ) теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии (данное положение применяется к регулированию сходных отношений с участием индивидуальных предпринимателей).
Согласно пунктам 3, 4 статьи 15 Закона N 190-ФЗ, единая теплоснабжающая организация и теплоснабжающие организации, владеющие на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, обязаны заключить договоры поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя в отношении объема тепловой нагрузки, распределенной в соответствии со схемой теплоснабжения. Договор поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом для договоров теплоснабжения, с учетом особенностей, установленных правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация, и теплосетевые организации в системе теплоснабжения обязаны заключить договоры оказания услуг по передаче тепловой энергии и (или) теплоносителя в объеме, необходимом для обеспечения теплоснабжения потребителей тепловой энергии с учетом потерь тепловой энергии, теплоносителя при их передаче.
Затраты на обеспечение передачи тепловой энергии и (или) теплоносителя по тепловым сетям включаются в состав тарифа на тепловую энергию, реализуемую теплоснабжающей организацией потребителям тепловой энергии, в порядке, установленном основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации. Договор теплоснабжения является публичным для единой теплоснабжающей организации.
Единая теплоснабжающая организация не вправе отказать потребителю тепловой энергии в заключении договора теплоснабжения при условии соблюдения указанным потребителем выданных ему в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности технических условий подключения (технологического присоединения) к тепловым сетям принадлежащих ему объектов капитального строительства (пункт 7 статьи 15 Закона N 190-ФЗ).
В соответствии с пунктом 8 статьи 15 Закона N 190-ФЗ условия договора теплоснабжения должны соответствовать техническим условиям. Договор теплоснабжения должен определять:
1) объем тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, подлежащий поставкам теплоснабжающей организацией и приобретению потребителем;
2) величину тепловой нагрузки теплопотребляющих установок потребителя тепловой энергии, параметры качества теплоснабжения, режим потребления тепловой энергии;
3) уполномоченных должностных лиц сторон, ответственных за выполнение условий договора;
4) ответственность сторон за несоблюдение требований к параметрам качества теплоснабжения, нарушение режима потребления тепловой энергии, в том числе ответственность за нарушение условий о количестве, качестве и значениях термодинамических параметров возвращаемого теплоносителя;
5) ответственность потребителей за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, в том числе обязательств по их предварительной оплате, если такое условие предусмотрено договором;
6) обязательства теплоснабжающей организации по обеспечению надежности теплоснабжения в соответствии с требованиями технических регламентов и с правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации, и соответствующие обязательства потребителя тепловой энергии;
7) иные существенные условия, установленные правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Оплата тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя осуществляется в соответствии с тарифами, установленными органом регулирования, или ценами, определяемыми соглашением сторон, в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом (часть 9 статьи 15 Закона N 190- ФЗ).
В силу части 10 статьи 15 Закона N 190-ФЗ теплоснабжение потребителей осуществляется в соответствии с правилами организации теплоснабжения, которые утверждаются Правительством Российской Федерации и должны содержать: существенные условия договора теплоснабжения; порядок расчетов по договору теплоснабжения и договорам оказания услуг по передаче тепловой энергии. Таким образом, договор теплоснабжения является публичным договором, и теплоснабжающая организация обязана его заключить с потребителем (управляющей компанией), на условиях, соответствующих требованиям действующего законодательства.
Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 N 808 "Об организации теплоснабжения в Российской Федерации и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" помимо названных выше условий договора теплоснабжения в качестве существенных названы также:
- порядок расчетов по договору;
- порядок осуществления учета потребляемой тепловой энергии и (или) теплоносителя;
- объем тепловых потерь тепловой энергии (теплоносителя) в тепловых сетях заявителя от границы балансовой принадлежности до точки учета;
- объем (величина) допустимого ограничения теплоснабжения по каждому виду нагрузок (на отопление, вентиляцию, кондиционирование, осуществление технологических процессов, горячее водоснабжение).
Поскольку урегулирование судом первой инстанции разногласий сторон по пунктам 2.2.1,2.2.3, 2.2.10, 2.2.11-2.2.17, 2.2.19, 2.2.21, 2.2.22, 2.3.1, 2.3.4, 2.3.6, 2.3.9, 2.3.10, 2.3.12, 2.3.14, 2.3.15-2.3.17, 2.3.21, 2.3.22, 2.4.1, 2.5.5, 3.2, 3.3, 3.5, 3.7-3.9, 4.6, 4.8, 4.9, 5.4, 5.5, 7.6 сторонами не оспаривается, в том числе и в части их частичного исключения (пункты 2.2.10, 2.2.11-2.2.17, 2.2.19, 2.2.21, 2.2.22,2.3.4,2.3.22, 2.4.1, 2.5.5), арбитражный апелляционный суд условия указанных положений договора не пересматривает.
Как следует из апелляционных жалоб заявителей, у сторон имеются возражения относительно принятой судом первой инстанции редакции пунктов 2.2.18, 2.2.20, 4.4, 4.5 договора, а также приложений N 2 и N 7 к нему.
Возражая против принятой судом первой инстанции редакции пункта 2.2.18 договора, ПАО "Т Плюс" ссылается на то, что в указанной редакции не учитываются случаи, когда прекращения действия лицензии управляющей компании или ее аннулирования в качестве основания для сторнирования начислений в пользу истца.
Арбитражный апелляционный суд признает данный довод ответчика состоятельным и подлежащим учету при урегулировании соответствующих разногласий сторон при заключении спорного договора ввиду следующего.
В соответствии с частью 8 статьи 162 ЖК РФ изменение и (или) расторжение договора управления многоквартирным домом осуществляются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством.
Согласно частям 2-3 статьи 453 ГК РФ, при расторжении договора обязательства сторон прекращаются, если иное не предусмотрено законом, договором или не вытекает из существа обязательства.
В случае изменения или расторжения договора обязательства считаются измененными или прекращенными с момента заключения соглашения сторон об изменении или о расторжении договора, если иное не вытекает из соглашения или характера изменения договора, а при изменении или расторжении договора в судебном порядке - с момента вступления в законную силу решения суда об изменении или о расторжении договора.
В силу части 1 статьи 192 ЖК РФ деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами (далее - лицензия), выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 198 ЖК РФ сведения о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, подлежат размещению лицензиатом на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", который определен федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в сфере жилищно-коммунального хозяйства, и предназначен для раскрытия информации организациями в соответствии со стандартом раскрытия информации, утвержденным Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт для раскрытия информации).
В случае изменения перечня многоквартирных домов, деятельность по управлению которыми осуществляет лицензиат, в связи с заключением, прекращением, расторжением договора управления многоквартирным домом лицензиат в течение трех рабочих дней со дня заключения, прекращения, расторжения указанного договора обязан разместить эти сведения в системе, а также направить их в орган государственного жилищного надзора.
Пунктом 32 Правил, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 N 124 (далее - Правила N 124), предусмотрено, что договор ресурсоснабжения прекращается одновременно с прекращением договора управления многоквартирным домом в случае исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Из анализа вышеприведенных норм права следует, что управляющая компания утрачивает полномочия по управлению многоквартирным домом не только с момента прекращения (расторжения) договора управления многоквартирным домом и, как следствие, исключения сведений о многоквартирном доме из реестра лицензий субъекта Российской Федерации, а также в случае, если действие лицензии прекращено или она аннулирована.
Соответственно, принятая судом первой инстанции редакция пункта 2.2.18 договора не учитывает случаи прекращения действия лицензии или ее аннулирования в качестве оснований для сторнирования начислений в пользу истца.
В рассматриваемом случае, предложенная ответчиком редакция пункта 2.2.18 договора наиболее полно соответствует положениям действующего законодательства и, более того, интересам истца.
Таким образом, пункт 2.2.18 подлежит принятию в следующей редакции: "2.2.18. Сторнировать начисления по многоквартирным домам с даты прекращения договора управления, в случаях, предусмотренных пунктом 32 Правил N 124".
Возражая против принятой судом редакции пункта 2.2.20 договора, обязывающей ответчика до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, направлять в адрес истца счет-фактуру и акт с расшифровкой потребления, ПАО "Т Плюс" ссылается на необоснованность возложения на него указанной обязанности.
Арбитражный суд полагает данный довод ответчика также обоснованным, поскольку в соответствии с действующим налоговым законодательством (ст.149, 169 Налогового кодекса РФ) счет-фактура является документом, служащим основанием для налогового вычета.
Поскольку истец в силу статьи 149 НК РФ освобожден от налогообложения, счет-фактура не является для истца необходимым документом, ввиду чего возлагать на ответчика обязанность по представлению указанного документа неправомерно.
Также действующим гражданским законодательством не предусмотрена обязанность теплоснабжающей организации по направлению потребителю акта приема-передачи тепловой энергии.
Учитывая изложенное, пункт 2.2.20 подлежит принятию в редакции ответчика, а именно: "2.2.20. Потребитель обязан до 10 числа месяца, следующего за расчетным, получить в Теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии с приложением расшифровки начислений в разрезе каждого многоквартирного дома, который в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в Теплоснабжающую организацию.
Если Потребитель в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес Теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданной-принятой тепловой энергии и не представит мотивированных возражений на акт, считается, что поставленные энергоресурсы приняты без возражений и акт подписан Потребителем.".
При этом, принимая указанную редакцию пункта, апелляционный суд полагает необходимым отметить, что указанная редакция соответствует принципу соблюдения баланса интересов сторон, а также способствует эффективному взаимодействию сторон в отношениях по поставке коммунального ресурса.
Урегулирую разногласия по пункту 4.4 договора, арбитражный суд первой инстанции счел обоснованной следующую формулировку абзаца 3 названного пункта: "В случае принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно теплоснабжающей организации оплата за тепловую энергию производится в порядке, предусмотренном действующим законодательством".
Возражая против названной редакции, ПАО "Т Плюс" настаивало на установлении в договоре порядка оплаты за тепловую энергию в названном случае в приложении N 7 к договору.
Арбитражный апелляционный суд полагает обоснованным данный довод апелляционной жалобы, поскольку в пункте 27 Правил N 124 установлено, что в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям (то есть в случае, указанном в пункте 4.4 договора), стороны обязаны предусмотреть в договоре ресурсоснабжения:
а) порядок, сроки и форма представления ресурсоснабжающей организацией исполнителю информации о поступившем от потребителей размере платы за коммунальную услугу и о задолженности исполнителя по оплате коммунального ресурса раздельно по платежам потребителей и по платежам за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме;
б) условие о том, что при осуществлении сверки расчетов раздельно указываются начисления, размеры платежей и задолженности исполнителя в части внесения платы за коммунальную услугу соответствующего вида, потребляемую при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы за соответствующую коммунальную услугу потребителями на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом;
в) порядок взаимодействия ресурсоснабжающей организации и исполнителя по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителям, которые не исполняют или ненадлежащим образом исполняют обязательства по оплате коммунальной услуги, соответствующий требованиям, предусмотренным Правилами предоставления коммунальных услуг;
г) ответственность исполнителя за невыполнение законных требований ресурсоснабжающей организации по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате (при наличии технической возможности для выполнения указанных требований), в том числе в виде возмещения исполнителем ресурсоснабжающей организации убытков, понесенных ею в результате невыполнения исполнителем указанных требований, а также порядок применения такой ответственности;
д) обязанность исполнителя предусматривать в договорах с потребителями согласованный с ресурсоснабжающей организацией порядок внесения потребителями платы за коммунальную услугу непосредственно ресурсоснабжающей организации.
Таким образом, действующее законодательство, в том числе пункт 25 Правил N 124, устанавливает порядок оплаты, но не регламентирует, в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям, порядок взаимодействия сторон договора ресурсоснабжения, обязательность установления которого в договоре предусмотрена пунктом 27 Правил N 124.
Следовательно, судом первой инстанции, учитывая отсутствие со стороны истца каких-либо предложения относительно порядка взаимодействия сторон в рассматриваемом случае, необоснованно отклонена предложенная ответчиком редакция пункта 4.4 договора, наиболее полно отвечающая как требованиям действующего законодательства, так и экономическим интересам сторон.
Учитывая изложенное, положения пункта 4.4 к договору и приложения N 7 к нему, подлежат утверждению в редакции, предложенной ответчиком.
При этом, арбитражный апелляционный суд полагает необходимым отметить, что предложенная истцом редакция, принятая судом первой инстанции, ставит ответчика в заведомо проигрышное положение, и фактически может привести к несоблюдению истцом обязанности по исполнению требований ответчика по приостановлению или ограничению предоставления коммунальной услуги потребителю, имеющему задолженность по ее оплате, поскольку фактически для истца это не будет нести каких-либо неблагоприятных последствий.
При этом, предложенная ответчиком редакция приложения N 7 к договору разработана на основании пункта 27 Правил N 124, в соответствии с которым стороны договора обязаны предусмотреть в договоре порядок взаимодействия сторон в случае принятия общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно ресурсоснабжающим организациям.
Следовательно, исключение судом первой инстанции приложения N 7 к договору в представленной ответчиком редакции, является необоснованным.
Ссылка истца на то, что оплата за тепловую энергию производится потребителем теплоснабжающей организации в срок до 25-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным месяцем (редакция истца п.4.5 договора), также отклоняется апелляционным судом, поскольку не соответствует пункту 25 Правил N 124, согласно которому при определении в договоре ресурсоснабжения порядка оплаты коммунального ресурса предусматривается осуществление оплаты путем перечисления исполнителем до 15-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом (расчетным месяцем) платы за коммунальный ресурс в адрес ресурсоснабжающей организации любыми способами, которые допускаются законодательством Российской Федерации.
Возражения истца против принятой судом первой инстанции редакции ответчика приложения N 2 к договору отклоняются арбитражным апелляционным судом ввиду следующего.
В пункте 5 статьи 15 Закона N 190-ФЗ предусмотрено, что местом исполнения обязательств теплоснабжающей организации является точка поставки, которая располагается на границе балансовой принадлежности теплопотребляющей установки или тепловой сети потребителя и тепловой сети теплоснабжающей организации или теплосетевой организации либо в точке подключения к бесхозяйной тепловой сети.
В силу пункта 8 статьи 15 Закона N 190-ФЗ и пункта 21 Правил организации теплоснабжения в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.08.2012 N 808 (далее - Правила N 808), к договору теплоснабжения прилагается акт разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и акт разграничения эксплуатационной ответственности сторон.
В пункте 2 Правил N 808 закреплено, что граница эксплуатационной ответственности - это линия раздела элементов источников тепловой энергии, тепловых сетей или теплопотребляющих установок по признаку ответственности за эксплуатацию тех или иных элементов, устанавливаемая соглашением сторон договора теплоснабжения, договора оказания услуг по передаче тепловой энергии, теплоносителя, договора поставки тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, а при отсутствии такого соглашения - определяемая по границе балансовой принадлежности.
В пункте 8 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 (далее - Правила N 491), предусмотрено, что внешней границей, в том числе тепловых сетей, входящих в состав общего имущества, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, является внешняя граница стены многоквартирного дома.
При этом границей эксплуатационной ответственности при наличии коллективного (общедомового) прибора учета соответствующего коммунального ресурса, является место соединения коллективного (общедомового) прибора учета с соответствующей инженерной сетью, входящей в многоквартирный дом.
В силу части 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в данном доме, приведенное в названной норме.
В состав общего имущества включаются инженерные системы горячего водоснабжения и внутридомовая система отопления (пункты 5 и 6 Правил N 491).
Граница балансовой принадлежности делит инженерные сети по признаку собственности или иного законного владения, а граница эксплуатационной ответственности предполагает линию раздела по признаку возложения бремени содержания инженерных коммуникаций.
Таким образом, поскольку иного сторонами согласовано не было, граница балансовой принадлежности подлежит установлению по внешней стене жилого многоквартирного дома, а граница эксплуатационной ответственности - по границе балансовой принадлежности.
Согласно статье 102 АПК РФ при подаче исковых заявлений, иных заявлений и жалоб, подлежит уплате государственная пошлина в установленном законом порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ, судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Поскольку доводы апелляционной жалобы ПАО "Т Плюс" признаны обоснованными, с ООО "Городская УК" в пользу ответчика взысканию подлежит государственная пошлина в сумме 3 000 руб.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11 октября 2017 года по делу N А41-44405/16 отменить в части принятия пунктов 2.2.18, 2.2.20, 4.4 договора, исключения приложения N 7 к договору.
Принять указанные пункты и приложение N 7 к договору в предложенной ПАО "Т Плюс" редакции.
Пункт 2.2.18 договора "сторнировать начисления по многоквартирным домам с даты прекращения договора управления, в случаях, предусмотренных пунктом 32 Правил N 124".
Пункт 2.2.20 договора "потребитель обязан до 10 числа месяца, следующего за расчетным, получить в теплоснабжающей организации счет-фактуру и акт поданной-принятой тепловой энергии с приложением расшифровки начислений в разрезе каждого многоквартирного дома, который в течение 3 (трех) рабочих дней со дня получения необходимо надлежащим образом оформить, подписать уполномоченными лицами и возвратить в теплоснабжающую организацию.
Если потребитель в установленный в настоящем пункте срок не направит в адрес теплоснабжающей организации надлежащим образом оформленный и подписанный уполномоченным лицом акт поданной-принятой тепловой энергии и не представит мотивированных возражений на акт, считается, что поставленные энергоресурсы приняты без возражений и акт подписан потребителем".
Пункт 4.4 договора "расчеты по настоящему договору производятся платежными поручениями в соответствии с "Требованиями к осуществлению расчетов за ресурсы, необходимые для предоставления коммунальных услуг", утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2012 N 253. По соглашению сторон возможно применение иных форм расчетов, не противоречащих законодательству Российской Федерации, в том числе путем уступки в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации в пользу теплоснабжающей организации прав требования к собственникам и пользователям жилых помещений многоквартирного дома, имеющим задолженность по оплате коммунальных услуг.
В случае принятия решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о внесении платы за коммунальные услуги непосредственно теплоснабжающей организации, осуществляющей горячее водоснабжение, оплата за тепловую энергию производится в порядке, предусмотренном приложением N 7 к настоящему договору".
Приложение N 7 к договору принять в редакции ПАО "Т Плюс", согласно которой:
1) Оплата за тепловую энергию производится путем:
- внесения собственниками и пользователями помещений в составе многоквартирного дома непосредственно в адрес теплоснабжающей организации в срок до 10-го числа месяца, следующего за расчетным, платы за коммунальную услугу отопления (стоимости тепловой, энергии в составе услуги горячего водоснабжения в случае самостоятельного производства потребителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению), потребляемую в жилых и нежилых помещениях многоквартирного дома, а также;
- в случае если размер денежных средств, перечисленных собственниками и пользователями жилых помещений в соответствии с пунктом 4.4.1 договора, недостаточен для полной оплаты стоимости тепловой энергии за расчетный месяц, оставшаяся сумма оплачивается потребителем до 15-го числа месяца, следующего за расчетным в адрес теплоснабжающей организации;
- потребителем до 15-го числа месяца следующего за расчетным путем внесения в адрес ресурсоснабжающей организации платы за тепловую энергию, использованную для предоставления коммунальных услуг в места общего пользования и в нежилые помещения в многоквартирном доме;
- исполнением обязательств по оплате считается дата поступления денежных средств на расчетный счет теплоснабжающей организации.
2. Для осуществления расчетов по настоящему договору теплоснабжающая организация составляет и передает потребителю в порядке, предусмотренном разделом 4 настоящего Договора, акт поданной-принятой тепловой энергии за фактически принятое; Количество тепловой энергии и счет-фактуру, которые отражают информацию о состоянии задолженности Потребителя по оплате тепловой энергии за расчетный период на 1-е число месяца, следующего за расчетным, раздельно по платежам потребителей коммунальных услуг и по платежам за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества, в многоквартирном доме.
Теплоснабжающая организаций в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за расчетным, представляет, в письменном виде (по форме, согласованной в приложении N 1 к настоящему приложению) в адрес потребителя сведения о поступившем от потребителей коммунальных услуг размере платы за коммунальные услуги и о существующей задолженности. потребителя по оплате тепловой энергии, теплоносителя за расчетный период.
3. Стороны обязуются ежемесячно, в срок до 20-го числа месяца, следующего за расчетным, а также по требованию одной из сторон оформлять акт сверки расчетов по настоящему договору (по форме, согласованной в приложении N 2 к настоящему приложению), в котором раздельно указываются начисления, размеры платежей, и задолженности потребителя в части внесения платы за коммунальные услуги, потребляемые при использовании общего имущества в многоквартирном доме, и в части внесения платы потребителями коммунальных услуг на 1-е число месяца, следующего за расчетным периодом.
4. В случае не исполнения или ненадлежащего исполнения обязательств потребителями коммунальных услуг по их оплате, потребитель по требованию теплоснабжающей организации приостанавливает или ограничивает предоставление коммунальной услуги таким потребителям коммунальных услуг.
Порядок взаимодействия теплоснабжающей организации и потребителя при приостановлении и ограничении предоставления соответствующих, коммунальных услуг потребителям, основания введения ограничения и порядок действий потребителя определяются требованиями утвержденных Правительством РФ Правил предоставления коммунальных услуг.
5. При невыполнении потребителем законных требований теплоснабжающей организации по приостановлению или ограничению коммунальных услуг соответствующего вида в отношении отдельных потребителей, имеющих задолженность по ее оплате, и при наличии технической возможности для выполнения требований, позволяющей в случае введения ограничения обеспечить соблюдение прав и законных интересов других потребителей коммунальных услуг, добросовестно исполняющих свои обязательства, потребитель несет ответственность перед теплоснабжающей организацией за невыполнение таких требований, в том числе в виде возмещения убытков, понесенных теплоснабжающей организацией в результате невыполнения указанных требований.
Пределы и порядок применения ответственности потребителя за невыполнение законных требований теплоснабжающей организации по приостановлению или ограничение коммунальных услуг определяются требованиями гражданского законодательства РФ.
6. Потребитель в случаях заключения с собственниками и пользователями помещений многоквартирного дома или жилого дома договоров на оказание коммунальных услуг обеспечивает включение условия о внесении платы непосредственно в адрес теплоснабжающей организации в тексты заключаемых договоров.
Взыскать с ООО "Городская управляющая компания" в пользу ПАО "Т Плюс" 3 000 рублей государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Московского округа через арбитражный суд первой инстанции в двухмесячный срок со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
М.В. Игнахина |
Судьи |
Л.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-44405/2016
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 28 мая 2018 г. N Ф05-4084/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Городская управляющая компания"
Ответчик: ПАО "Т ПЛЮС"
Хронология рассмотрения дела:
25.03.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4084/18
29.11.2018 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20860/18
28.05.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4084/18
20.12.2017 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-20001/17
11.10.2017 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-44405/16
24.11.2016 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-16420/16
21.09.2016 Определение Арбитражного суда Московской области N А41-44405/16