г.Москва |
|
18 декабря 2017 г. |
Дело N А40-134123/17 |
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
судьи С.Л. Захарова,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "ЧОП "Алмаз-Антей-Безопасность" на Решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2017, принятое судьей Махлаевой Т.И. (2-1031) в порядке упрощенного производства по делу N А40-134123/17,
по заявлению Московской прокуратуры по надзору за исполнения законов на особо режимных объектов
к ООО "ЧОП "Алмаз-Антей-Безопасность"
о привлечении к административной ответственности
УСТАНОВИЛ:
Московская прокуратура по надзору за использованием законов на особо режимных объектах обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением, в котором просит привлечь ООО ЧОП "Алмаз-Антей-Безопасность" к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.14.1 КоАП РФ за выявленные нарушения требований и условий, предусмотренных лицензией.
Арбитражный суд г. Москвы решением от 27.09.2017 удовлетворил заявленные требования и привлек ООО "ЧОП "Алмаз-Антей-Безопасность" к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ, назначив административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик в апелляционной жалобе просит отменить данный судебный акт, считая его незаконным и необоснованным.
Дело рассмотрено в соответствии со ст. 272.1 АПК РФ, судьей в порядке упрощенного производства, без вызова сторон.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, Московской прокуратурой по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах 05.07.2017 была проведена проверка исполнения АО "Головное производственно-техническое предприятие "Гранит" (далее АО "ГПТП "Гранит") законодательства об обеспечении безопасности функционирования особо режимных объектов, в том числе от угроз террористического характера и экстремизма.
В ходе проверки сотрудниками заявителя было установлено, что 18.07.2012 между ОАО "Головной центр сервисного обслуживания и ремонта Концерна ПВО "Алмаз-Антей" "Гранит" (в настоящее время АО "ГПТП "Гранит") и ООО ЧОП "АЛМАЗ-АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ" заключен договор N 1517187313361050105008974/19 на охрану зданий, сооружений, переданных под охрану, которые находятся на территории в границах, определенных в Приложении N 1 к договору "Объект охраны, схема дислокации постов" (далее - Объект охраны); охрану материальных ценностей заказчика, сдаваемых под охрану на территории Объекта охраны; обеспечение установленного пропускного и внутриобъектового режима на Объекте охраны, предотвращение несанкционированного вывоза/выноса имущества; консультирование и подготовку рекомендаций по вопросам правомерной защиты Объекта охраны от противоправных посягательств (п. 1.1, 1.1.1-1.1.4. договора).
В силу п. 7.1. договора в редакции дополнительного соглашения N 1 от 17.12.2012, настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания уполномоченными представителями Сторон и действует до 31 декабря 2015 года включительно.
ООО ЧОП "АЛМАЗ-АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ" в соответствии с Уставом, утвержденным решением единственного учредителя N 1 от 01.02.2017, создано с целью оказания юридическим и физическим лицам на возмездной договорной основе услуг по охране и защите их законных прав и интересов и извлечения прибыли.
Согласно п. 2.2.7 Устава, предметом деятельности общества является, в том числе, охрана объектов и (или) имущества, а также обеспечение внутриобъектного и пропускного режимов на 3 объектах, в отношении которых установлены обязательные для выполнения требования к антитеррористической защищенности, за исключением объектов, предусмотренных ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее Закон N 2487-1).
Аналогичные ограничения предусмотрены в п. 2 приложения к лицензии общества на осуществление частной охранной деятельности N 188 (ЧО N 025460) от 13.10.2009, выданной ГУ МВД России по городу Москве, сроком действия до 13.10.2019. Таким образом, на основании п. 1 ст. 1.1 Закона N 2487-1 ООО ЧОП "АЛМАЗ-АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ" является частной охранной организацией.
Сфера деятельности частных охранных организаций законодателем ограничена. Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности" утвержден перечень объектов, на которые частная охранная деятельность не распространяется (далее - Перечень).
К числу таких объектов, в том числе, относятся объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства (п. 10 Перечня). Указанное ограничение предусмотрено в п. 2 приложения к лицензии на осуществление частной охранной деятельности ООО ЧОП "АЛМАЗ-АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ".
Согласно п. 3 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 N 581, под "военной техникой" понимаются технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности и обучения войск (сил), а также для контроля и испытания вооружения и военной техники, под "вооружением" - средства, включая составные части, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, а также средства, непосредственно обеспечивающие их применение (наведение, пуск, управление и обслуживание).
В силу п. 2 перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 24.01.1998 N 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне", под военной техникой наряду с техническими средствами, предназначенными для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, понимаются также составные части этих средств и комплектующие изделия.
В соответствии с п. 398 приказа Минпромторга России от 23.07.2015 N 1828 АО "ГПТП "Гранит" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляется АО "ГПТП "Гранит" на основании бессрочной лицензии Министерства промышленности и торговли Российской Федерации от 12.09.2011 N 002045 ВВТ-ОПРУ (место осуществления лицензируемого вида деятельности: г. Москва, ул. Малогвардейская, д. 7).
В соответствии с уставными целями и видами деятельности (п. 1, 2 устава, утвержденного решением общего собрания акционеров от 21.01.2015) на основании указанной лицензии АО "ГПТП "Гранит" осуществляется разработка составных частей и компонентов систем управления оружием (огнем) (ЕКПС 1290), комплексов по ремонту вооружения и военной техники, производство и реализация составных частей командных пунктов ракетных и ракетно-космических комплексов (ЕКПС 1430) и др.
Таким образом, АО "ГПТП "Гранит" относится к объектам, осуществляющим производство военной техники, вместе с тем в нарушение вышеприведенных норм законодательства охраняется частной охранной организацией. ООО ЧОП "АЛМАЗ- АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ" охранные услуги оказываются на режимной территории предприятия в соответствии с утвержденным сторонами приложением N 1 к Дополнительному соглашению N 11 от 09.01.2017 к договору "Объекты охраны, дислокация постов".
Фактическое исполнение ООО ЧОП "АЛМАЗ-АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ" обязательств по договору от 18.07.2012 N 1517187313361050105008974/19 подтверждается актом проверки от 05.07.2017 с приложением свидетельств охранников, актами выполненных работ от 31.01.2017, от 28.02.2017, от 31.03.2017, от 30.04.2017, от 31.05.2017 платежными поручениями N 2084 от 16.02.2017, N 3014 от 06.03.2017, N 4904 от 05.04.2017, N 6541 от 02.05.2017.
С учетом изложенного в действиях юридического лица ООО ЧОП "АЛМАЗ- АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ" усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ, то есть осуществление предпринимательской деятельности с нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
В соответствии с п.1 ч.1 ст. 25.11 КоАП РФ прокурор в пределах своих полномочий вправе, в том числе, возбуждать производство по делу об административном правонарушении.
Согласно ч.1 ст. 28.4 КоАП РФ при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
По факту выявленных нарушений 17.07.2017 заместителем Московского прокурора по надзору за использованием законов на особо режимных объектах в отношении ООО ЧОП "АЛМАЗ-АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ" было вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по ч.3 ст. 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Факт выявленного правонарушения подтверждается материалами административного дела.
Как обоснованно отмечено судом первой инстанции, действующим законодательством сфера деятельности частных охранных предприятий ограничена.
Так, согласно ч. 3 ст. 11 Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации", постановления Правительства РФ от 14.08.1992 N 587 "Вопросы частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности", частная охранная деятельность не распространяется на объекты по производству, хранению, распространению и утилизации военной техники, боевого и служебного оружия и его основных частей, патронов и боеприпасов к нему, взрывчатых веществ (средств взрывания, порохов) промышленного назначения, в том числе полученных в результате утилизации боеприпасов, и отходов их производства (п. 10 Перечня). Аналогичные ограничения предусмотрены в приложении к лицензии ООО ЧОП "Алмаз-Антей-Безопасность".
АО "ГПТП "Гранит" включено в сводный реестр организаций оборонно-промышленного комплекса. Деятельность по разработке, производству, испытанию, установке, монтажу, техническому обслуживанию, ремонту, утилизации и реализации вооружения и военной техники осуществляется обществом на основании бессрочной лицензии Минпромторга России от 12.09.2011 N 002045 ВВТ-ОПРУ. При этом основными уставными целями и видами деятельности АО "ГПТП "Гранит" на основании указанной лицензии являются: разработка составных частей и компонентов систем управления оружием (огнем) (ЕКПС 1290), комплексов по ремонту вооружения и военной техники; производство и реализация составных частей командных пунктов ракетных и ракетно-космических комплексов (ЕКПС 1430) и др.
Согласно положениям ч.1 ст. 13 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются, в том числе, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять соискатель лицензии.
Наряду с этим в силу требований п.7 Положения о лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.06.2012 N 581, для получения лицензии соискатель лицензии направляет или представляет в лицензирующий орган заявление и документы (копии документов), указанные в части 1 статьи 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", а также:
а) номенклатуру вооружения и военной техники, в отношении которых будут выполняться заявленные работы (услуги) в соответствии с Единым кодификатором предметов снабжения;
б) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании помещений, зданий, сооружений и иных объектов, необходимых для выполнения заявленных работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и отвечающих установленным требованиям, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае если такие права зарегистрированы в указанном реестре, - сведения об этих помещениях, зданиях, сооружениях и иных объектах);
в) копии документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании технологического, испытательного оборудования и средств измерений, технической документации, необходимых для проведения заявленных работ (услуг), составляющих лицензируемый вид деятельности и отвечающих установленным требованиям;
г) копии документов, подтверждающих соответствие лиц, осуществляющих заявленные работы (услуги) требованию, указанному в подпункте "б" пункта 5 настоящего Положения;
д) сведения о наличии структурных подразделений, обеспечивающих контроль качества выполнения заявленных работ (услуг);
е) сведения о наличии системы менеджмента качества и ее соответствии установленным требованиям в форме заявления руководителя организации на основе результатов внутреннего или внешнего аудита либо копию сертификата соответствия системы менеджмента качества - при наличии;
ж) сведения об организации хранения документации, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, изделий (образцов) вооружения и военной техники (для утилизации вооружения и военной техники - сведения об организации хранения драгоценных металлов);
з) сведения о соблюдении требований Закона Российской Федерации "О государственной тайне" в случае осуществления работ (услуг), связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. В случае отсутствия таких работ соискателем лицензии предоставляется соответствующая справка, подписанная руководителем организации;
и) сведения о соблюдении требований федеральных законов "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" и "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства" - в случае наличия иностранных инвестиций.
Указанным условиям соискатель лицензии - АО "ГПТП "Гранит" соответствует в полном объеме.
В соответствии с выданной Минпромторгом России АО "ГПТП "Гранит" лицензией N 002045 ВВТ-ОПРУ местом осуществления лицензируемого вида деятельности указано: г. Москва, ул. Малогвардейская, д. 7. Этот же адрес и подлежащие охране объекты указаны в действующей редакции договора на оказание охранных услуг, заключенных между АО "ГПТП "Гранит" и ООО ЧОП "Алмаз-Антей-Безопасность".
Согласно ежегодно направляемым в прокуратуру сведениям о выполняемых объемах государственного оборонного заказа, на исполнении АО "ГПТП "Гранит" только в 2017 году находятся 15 государственных контрактов, заключенных с Минобороны России на сервисное обслуживание ВВСТ, поставку ЗИП и их запасных частей, выполнение опытно-конструкторских работ.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, представленные заявителем документы, приложенные к отзыву на апелляционную жалобу, не являются дополнительными доказательствами по делу. В настоящем случае, они являются документами, представленными в качестве опровержения доводов апелляционной жалобы.
Таким образом, ООО ЧОП "Алмаз-Антей-Безопасность" охранные услуги оказываются для АО "ГПТП "Гранит" с нарушением действующего законодательства и условий лицензии. Фактическое исполнение обязательств подтверждено материалами дела (акт прокурорской проверки, свидетельства охранников, акты выполненных работ, платежные поручения).
Довод общества о том, что суд необоснованно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства, так как было заявлено ходатайство о рассмотрении дела в порядке общего производства, а также непривлечение в качестве свидетеля начальника службы безопасности АО "ГПТП "Гранит" не может быть принят в связи со следующим.
В силу императивных требований ст. 227 АПК РФ, с учетом пункта 1.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства" от 08.10.2012 N 62, если по формальным признакам дело относится к перечню, указанному в части 1 и 2 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд на основании части 2 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в определении о принятии искового заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. При этом согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется, подготовка такого дела к судебному разбирательству по правилам главы 14 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не осуществляется.
Настоящее дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, при этом обстоятельства, указанные в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса РФ отсутствуют. Кроме того, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что для правильного разрешения дела в материалах дела достаточно доказательств, таким образом, он правомерно рассмотрел дело в порядке упрощенного производства. При этом согласие сторон не требовалось, суд самостоятельно решает данный процессуальный вопрос.
При рассмотрении дел в порядке упрощенного производства без явки сторон свидетели также не вызываются, дополнительные доказательства не принимаются, ходатайства не рассматриваются (ч. 2 ст. 272.1 АПК РФ).
Наличие у общества возражений по заявлению не является безусловным основанием для перехода к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ч. 3 ст. 229, ст. ст. 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 27.09.2017 по делу N А40-134123/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
С.Л. Захаров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134123/2017
Истец: Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на особо режимных объектах, Московская прокуратура по надзору за исполнения законов на особо режимных объектов
Ответчик: ООО "ЧОП "Алмаз-Антей-Безопасность", ООО ЧАСТНОЕ ОХРАННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ "АЛМАЗ-АНТЕЙ-БЕЗОПАСНОСТЬ"