Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18 декабря 2017 г. N 16АП-4652/17
г. Ессентуки |
12 декабря 2017 г. | Дело N А61-4208/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд на решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.09.2017 по делу N А61-4208/2017 (судья Н. М. Базиева)
по заявлению Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (ИНН 1516613034 ОГРН 1071516000720)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (ИНН 1501004390 ОГРН 1021500584148),
о признании недействительным и подлежащим отмене решения в части и определения об исправлении опечатки,
третье лицо: Администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Управление Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд (далее - управление по проведению закупок) обратилось в суд с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия - Алания (далее - УФАС, антимонопольный орган) о признании недействительным и подлежащим отмене решения от 26.10.2016 по делу N А309-10/16 в части признания Управления по проведению закупок нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) и признании незаконным определения Комиссии УФАС от 30.01.2017 N252 об исправлении описки (опечатки) в решении от 26.10.2016 по делу NА309-10/16.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечена: администрация местного самоуправления Правобережного района Республики Северная Осетия-Алания (далее - администрация).
Решением Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.09.2017 в удовлетворении требований заявителя отказано. Судебный акт мотивирован тем, что управление обязано разработать документацию об аукционе, разместить ее на официальном сайте и соответственно, нести за нее ответственность, в то время как такой ответственности за заказчиком Порядок взаимодействия не устанавливает.
Не согласившись с решением, управление по проведению закупок подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
От УФАС поступил отзыв, в котором он просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности все материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а доводы жалобы не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, управлением по проведению закупок в Единой информационной системе в сфере закупок 21.09.2015 размешены извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме N 0310200000316001929 на выполнение работ по ремонту кровли и столовой МКОУ СОШ в с. Зильги, Правобережного района, согласно техническому заданию и сметной документации (далее - аукцион) и документация для проведения указанного аукциона, разработанная 21.09.2016 уполномоченным органом - Управлением по проведению закупок.
Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в аукционе от 13.10.2016 ООО "СП "Стройрезерв" отказано в допуске к участию в аукционе на основании п. 2 ч. 4 ст. 67 Закона о контрактной системе.
ООО "СП "Стройрезерв" обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия Единой комиссии по размещению заказов Управления по проведению закупок.
По результатам рассмотрения жалобы ООО "СП "Стройрезерв", антимонопольный орган решением от 26.10.2016 по делу N А309-10/16 с учетом определений об исправлении опечатки от 29.12.2016 и от 26.01.2017 признал необоснованной жалобу ООО "СП Стройрезерв" на действия муниципального заказчика - отдел капитального строительства АМС Правобережного района и уполномоченного органа - управления по проведению закупок для государственных нужд при осуществлении закупки на выполнение работ по ремонту кровли МКОУ СОШ в с. Зильги Правобережного района согласно техническому заданию и сметной документации (электронный аукцион N 0310200000316001929) (пункт 1 решения).
Пунктом 2 решения антимонопольного органа от 26.10.2016 по делу N А309-10/16 управление по проведению закупок для государственных нужд признано нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N44-ФЗ).
Решение антимонопольного органа в этой части обосновано тем, что аукционная документация не соответствует требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, так как в аукционной документации не указано требование о наличии у участника закупки допуска саморегулируемой организации к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта по п. 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 (далее - Перечень видов работ).
На основании данного решения антимонопольный орган выдал заявителю предписание от 26.10.2016 N А309-10/16, которым обязал ОКС АМС Правобережного района РСО-Алания и Управление по проведению закупок в трехдневный срок со дня получения предписания прекратить нарушения законодательства РФ о контрактной системе в сфере закупок при проведении аукциона.
Считая решение в части признания управления по проведению закупок нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ обеспечения государственных и муниципальных нужд" управление по проведению закупок обратилось в суд с заявлением.
Отказывая в удовлетворении требований заявителя, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 55.8 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
В соответствии с ч. 3.1 ст. 52 ГрК РФ в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства) включены в Перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства, и соответственно, на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, заказчик при осуществлении таких закупок обязан установить в документации о закупке требование к участникам закупок о наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства.
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся: планирования закупок товаров, работ, услуг; определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей); заключения гражданско-правового договора, предметом 5 которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением либо иным юридическим лицом; особенностей исполнения контрактов; мониторинга закупок товаров, работ, услуг; аудита в сфере закупок товаров, работ, услуг; контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контроль в сфере закупок), регулируются Законом N 44-ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 64 и п. 6 ч. 5 ст. 63 Закона N 44-ФЗ, аукционная документация должна содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п. 1 ч. 1, ч. 2 и 2.1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с ч. 1.1 ст. 31 Закона N 127-ФЗ.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
При этом в силу п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ определение поставщика (подрядчика, исполнителя) - совокупность действий, которые осуществляются заказчиками в порядке, установленном Законом о контрактной системе, начиная с размещения извещения об осуществлении закупки товара, работы, услуги для обеспечения государственных нужд (федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации) или муниципальных нужд либо в установленных законом о контрактной системе случаях с направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), и завершаются заключением контракта.
В силу ч. 1 ст. 21 Закона N 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.
Как следует из ч. 11 ст. 21 Закона N 44-ФЗ, заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики в соответствии с ч. 3 настоящей статьи. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.
Приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 N 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства.
Согласно локальному сметному расчету на ремонт кровли, приложенному к аукционной документации, в ходе выполнения работ необходимо, помимо прочего: обшить дымоходы профильным листом (пункт 25); покрыть деревянные конструкции мансард и элементов кровли огнезащитным составом (пункт 19), и т.д.
Указанные работы входят в пункт 12.12 "Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования" Перечня видов работ, то есть оказывают влияние на безопасность объекта капитального строительства.
Подпунктом 1 п. 5.1 аукционной документации установлено требование к участникам аукциона, предусмотренное п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ, о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством РФ к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся предметом закупки, однако в аукционной документации не указано, какому именно требованию в соответствии с объектом данной закупки должен соответствовать участник закупки, а именно, не указано требование о наличии у участника закупки допуска саморегулируемой организации к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта по п. 33.3. "Жилищно-гражданское строительство" Перечня.
Постановлением Правительства Республики Северная Осетия - Алания от 19.03.2007 N 55 (в редакции от 26.04.2016) "Вопросы Управления РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд" утверждены "Положение об Управлении Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд" (далее - Положение) и "Порядок взаимодействия Управления Республики Северная Осетия - Алания по проведению закупок для государственных нужд с государственными заказчиками Республики Северная Осетия - Алания" (далее - Порядок взаимодействия).
Согласно пункту 1.1 Положения управление является уполномоченным органом исполнительной власти РСО-Алания наделенным полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд Республики Северная Осетия - Алания. Пунктом 1.3 Положения установлено, что управление обладает исключительными полномочиями на определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных нужд Республики Северная Осетия - Алания следующими способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей): конкурса, аукцион и т. д.
В силу пп. 4 - 5 п. 3 Положения управление в соответствии с действующим законодательством и возложенными на него задачами в установленном порядке разрабатывает документацию для проведения аукциона, размещает информацию о закупках на официальном сайте. Согласно п. 2.3 Порядка взаимодействия заказчики несут ответственность за своевременную подачу заявки, соответствие наименований и характеристик закупаемых товаров, работ, услуг требованиям, если такие законодательством установлены, соответствие электронных копий документов оригиналам, заключение контрактов в установленные сроки, осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства, некоммерческих организаций.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о том, что именно управление обязано разработать документацию об аукционе, разместить ее на официальном сайте, и, соответственно, нести за нее ответственность, в то время как такой ответственности за заказчиком Порядок взаимодействия не устанавливает.
В рассматриваемом случае нарушения касаются установления требований к участникам закупки; в силу п. 2.3 Порядка взаимодействия ответственность за указанные нарушения должен нести именно заявитель.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным (недействительным) определения от 30.01.2017 N 252 об исправлении описки (опечатки) в решении от 26.10.2016 по делу N А309-10/16, суд первой инстанции правильно исходил из следующего.
Как следует из материалов дела, первоначально в резолютивной части оспариваемого решения было указано на признание управления по проведению закупок нарушившим п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ.
УФАС вынесено определение от 26.01.2017 (исх. 30.01.2017 N 252) об исправлении опечатки в решении от 26.10.2016 по делу N А309-10/16.
Данным определением исправлена опечатка, допущенная при изготовлении решения, выразившаяся в указании в абз. 2 на стр. 8 и в п. 2 резолютивной части решения п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ вместо п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
В соответствии с ч. 1 ст. 51.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", комиссия, принявшая решение и (или) предписание по делу о нарушении антимонопольного законодательства, по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе вправе дать разъяснение решения и (или) предписания без изменения их содержания, а также исправить допущенные в решении и (или) предписании описки, опечатки и арифметические ошибки.
Определением об исправлении описки (опечатки) от т 26.01.2017 (исх. 30.01.2017 N 252) внесены изменения в решение, которые не изменяют содержания, сути, объема самого решения, поскольку из смысла мотивировочной части решения антимонопольного органа от 26.10.2016 следует, что заявителю вменено нарушение п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона N 44-ФЗ.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
Судом первой инстанции полно и всесторонне рассмотрены материалы дела, и им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Северная Осетия - Алания от 27.09.2017 по делу N А61-4208/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий | С.А. Параскевова |
Судьи | Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-4797/2018
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 8 ноября 2018 г. N Ф01-4937/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП "Дианова Юлия Викторовна", ИП ДИАНОВОЙ Ю.В
Ответчик: ПАО СК "Росгосстрах", ПАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ "РОСГОССТРАХ"
Третье лицо: Киселев Александр Владимирович