Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2018 г. N Ф08-1432/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
19 декабря 2017 г. |
Дело N А25-332/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Афанасьева Л.В..,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Магомедовым У.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу акционерного общества "Недра" на решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2017 по делу N А25-332/2017 (судья Биджиева Р.М.)
по заявлению Акционерного общества "Недра" (ОГРН 1020900729552, ИНН 0909000199)
к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Карачаево-Черкесской Республике (ОГРН 1040900961386, ИНН 0914000194)
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания,
третьи лица: Усть-Джегутинская межрайонная прокуратура, Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики,
в судебном заседании участвуют:
от акционерного общества "Недра" - Карпов А.В. по доверенности от 03.11.2017;
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Карачаево-Черкесской Республике - Манугевич К.И. по доверенности от 11.01.2017;
от Министерства имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики - Айбазов О.М. по доверенности от 14.09.2017,
УСТАНОВИЛ:
акционерное общество "Недра" (далее - заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Карачаево-Черкесской Республики с заявлением к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Карачаево-Черкесской Республике (далее - административный орган, управление) о признании незаконным и отмене постановления N 035/2017 от 28.02.2017 о назначении административного наказания по части 2 статьи 7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, привлечены: Усть-Джегутинская межрайонная прокуратура (далее - Прокуратура) и Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики.
Решением Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что событие административного правонарушения и вина общества в его совершении доказаны, в действиях заинтересованного лица имеется состав административного правонарушения, предусмотренной части 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Не согласившись с решением, общество подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы общество ссылается на отсутствие состава административного правонарушения.
В отзыве на апелляционную жалобу управление просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно материалам дела, общество 27.10.1992 зарегистрировано администрацией Усть-Джегутинского района Карачаево-Черкесской Республики за основным государственным регистрационным номером 1020900729552.
Основным видом деятельности общества является добыча и первичная обработка известняка и гипсового камня (ОКВЭД 08.11.2).
Общество осуществляет разработку Джегутинского месторождения на основании двух лицензий ЧЕР 00283 ТЭ и ЧЕР 00285 ТЭ.
На основании письма заместителя Прокурора Карачаево-Черкесской Республики от 16.11.2016 N 7-19-16 старшим помощником Усть-Джегутинского межрайонного прокурора Кожевниковой Т.В. и начальником отдела недропользования Министерства имущественных и земельных отношений КЧР Айбазовым О.М-У. 30.12.2016 проведена плановая выездная проверка соблюдения обществом законодательства о недрах в соответствии с лицензиями ЧЕР 00283 ТЭ и Ч ЕР 00285 ТЭ по добыче известняка и глины на Джегутинском месторождении цементного сырья в границах земель, расположенных на территории Усть-Джегутинского муниципального района за период 2013-2016 гг.
В ходе проверки установлено, что общество систематически на протяжении 2013-2016 гг. не выполняет объемы добычи известняка и глины, предусмотренные проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг." и годовыми планами развития горных работ, тем самым нарушая пункты 4.1 и 4.2 лицензионного соглашения от 01.09.2008; пункты 4.1 дополнения N 1, зарегистрированного под N 196 от 16.12.2011; пункты 4.3, 7 условий пользования недрами изменений N 240 от 29.09.2016 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ от 08.09.2008; пункты 4.1 дополнения N 1 к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ, зарегистрированного под N 197 от 16.12.2011 (Приложение N 10); пункты 4.3, 7 условий пользования недрами изменений N 241 от 29.09.2016 к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ от 08.09.2008.
Общество систематически на протяжении 2013-2016 гг. производит несвоевременную уплату налога на добычу полезных ископаемых, тем самым нарушая пункт 4.17 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами при добыче известняков и глин от 01.09.2008 (Приложение N 2), главы 6 дополнения N 1, зарегистрированного под N 196 от 16.12.2011; пункта 6.3 Приложение к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ Изменения к лицензии на пользование недрами ЧЕР 00283 ТЭ, зарегистрированного под N 240 от 29.09.2016 Условия пользования недрами и пункта 4 лицензионного соглашения от 01.09.2008 (Приложение N 2), главы 6 дополнения N 1, зарегистрированного под N 197 от 16.12.2011; пункта 6.3 Условий пользования недрами Изменения к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ, зарегистрированного под N 241 от 29.09.2016.
Годовые планы развития горных работ за период 2013-2016 гг. в части объемов добычи не соответствуют проекту "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 г.".
Обществом в 2015 и 2016 годах несвоевременно подготовлены и согласованы планы развития горных работ.
В 2016 году по проекту разработки АО "Недра" должно было добыть 818,4 тыс. тонн глины и 3321,6 тыс. тонн известняка.
Из формы 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых" видно, что обществом добыто 430.1 тыс. тонн глины (в том числе потери 6 тыс. тонн) и 1903 тыс. тонн известняка (в том числе потери 7 тыс. тонн) (л.д.108-111 т.3). По Годовому плану развития горных работ за 2016 год обществом должно было быть добыто 578,0 тыс. тонн глины и 2699,0 тыс. тонн известняка.
По результатам проверки 30.12.2016 старшим помощником Усть-Джегутинского межрайонного прокурора и начальником отдела недропользования Министерства имущественных и земельных отношений КЧР составлена справка о выявленных нарушениях обществом законодательства о недрах при осуществлении добычи известняка и глины на Джегутинском месторождении цементного сырья в границах земель, расположенных на территории Усть-Джегутинского муниципального района за период 2013-2016 гг.
И.о. Усть-Джегутинского межрайонного прокурора 22.02.2017 в присутствии законного представителя общества (Карпова А.В.) вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Должностным лицом управления 22.02.2017 вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении N 035/2017 на 28.02.2017 в 09 часов 30 минут в отношении общества по адресу: г. Черкесск, ул. Гагарина N 17, каб. N 301).
28.02.2017 должностным лицом управления, в присутствии законного представителя общества (Карпова А.В.) вынесено постановление о назначении административного наказания N 035/2017, которым общество привлечено к административной ответственности по ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
Считая, что постановление является незаконным, общество обратилось в суд с заявлением.
Разрешая заявленный спор, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для признания постановления незаконным.
В соответствии со ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Квалификация административного правонарушения (проступка) предполагает наличие события и состава правонарушения. В структуру состава административного правонарушения входят следующие элементы: объект правонарушения, объективная сторона правонарушения, субъект правонарушения, субъективная сторона административного правонарушения. При отсутствии хотя бы одного из элементов состава административного правонарушения лицо не может быть привлечено к административной ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Частью 2 ст. 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта, что влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается, в частности, в действиях или бездействии, состоящих в пользовании недрами с нарушением в условий лицензии и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта.
В соответствии с положениями ст. 11 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, определяющий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах, согласно которой лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме условия и форму договорных отношений недропользования, а также может дополняться иными условиями, не противоречащими этому Закону.
В силу ч. 2 ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований законодательства, а также утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по технологии ведения работ, связанных с пользованием недрами; обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов и схем развития горных работ; соблюдать утвержденные в установленном порядке стандарты (нормы, правила), регламентирующие условия охраны недр.
В соответствии со ст. 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить соблюдение законодательства, правил и норм в области использования и охраны, соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых, выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Из анализа указанных норм Закона о недрах следует, что лицензионное соглашение представляет собой приложение к лицензии, являющееся ее составной частью. Недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами, лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязанность по его исполнению.
Постановлением Госгортехнадзора России от 6 июня 2003 года N 71 были утверждены Правила охраны недр (далее по тексту - Правила охраны недр N71).
Требования данных Правил являются обязательными для организаций независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих составление и реализацию проектов по добыче и переработке полезных ископаемых, использованию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также производство маркшейдерских и геологических работ на территории РФ и в пределах ее континентального шельфа и морской исключительной экономической зоны РФ.
Согласно пункту 50 Правил охраны недр N 71, годовые планы горных работ, включая годовые планы развития горных работ и годовые программы работ, определяют направления развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, производства геологоразведочных, рекультивационных, вскрышных, горно-подготовительных или подготовительных работ, обработки (подготовки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами и проектной документацией, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, предотвращению их вредного влияния на окружающую среду, здания и сооружения.
Согласно пункту 51 Правил охраны недр N 71 Годовые планы и изменения к ним составляются на основании Проектной документации в соответствии с установленными требованиями в области рационального использования и охраны недр и утверждаются пользователем недр по согласованию с органами Госгортехнадзора России.
В соответствии с пунктами 50, 51 и 54 Правил охраны недр N 71, недропользователь обязан ежегодно согласовывать планы развития горных работ с органами Госгортехнадзора России.
Согласно требованиям пункта 54 Правил охраны недр N 71 производство горных работ без согласования с органом Госгортехнадзора России годового плана, а также отступлениями от согласованного годового плата не допускается.
Во исполнение положений указанной статьи Госгортехнадзором Российской Федерации разработана Инструкция по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденная Постановлением Федерального горного и промышленного надзора России от 24.11.1999 N 85, в которой определено, что годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, с учетом ряда законодательных и нормативных требований, в том числе, условий лицензии на пользование недрами.
Порядок согласования годовых планов развития горных работ установлен в Инструкции по согласованию годовых планов развития горных работ, утвержденной Постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 24.11.1999 N 85 (далее по тексту - Инструкция N 85).
В пункте 5 названной Инструкции определено, что под годовым планом развития горных работ понимается документ, составленный пользователем недр и определяющий направление развития горных работ, объемы добычи полезных ископаемых, объемы производства геолого- разведочных, рекультивационных, вскрышных, горноподготовительных или подготовительных работ, подготовки (обработки) и переработки минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), иных работ, предусмотренных условиями лицензий на пользование недрами, техническим проектом, проектными технологическими документами, проектом обустройства, нормативы потерь полезных ископаемых при их добыче и нормативы потерь полезных ископаемых при переработке минерального сырья (при наличии перерабатывающих производств), определенные в установленном порядке, а также мероприятия по охране недр, рациональному, комплексному использованию минерального сырья, промышленной безопасности, предотвращению вредного влияния горных работ на окружающую среду, здания и сооружения.
Годовые планы составляются на основании утвержденного проекта, в соответствии с законодательными и нормативными требованиями в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, условиями лицензии на пользование недрами, соглашений о разделе продукции, с учетом рекомендаций Государственной комиссии по запасам полезных ископаемых, Центральной комиссии по запасам полезных ископаемых и территориальных комиссий по запасам полезных ископаемых Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Центральной комиссии по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений и территориальных комиссий по разработке нефтяных и нефтегазовых месторождений Министерства топлива и энергетики Российской Федерации, научных и проектных организаций (пункт 8 Инструкции).
Согласование годовых планов не допускается при отсутствии предусмотренного ст. 24 Закона Российской Федерации "О недрах" комплекса геологических и маркшейдерских работ, Госгортехнадзора России на эксплуатацию горных производств и объектов, на производство маркшейдерских работ при пользовании недрами.
В соответствии с п. 14 Инструкции N 85 рассмотрение годовых планов осуществляется по графику. Графиком должно устанавливаться рассмотрение годовых планов в период не ранее 1 сентября и не позднее 15 декабря года, предшествующего планируемому.
В силу Инструкции N 85 годовые планы, не соответствующие проектной документации, законодательным и нормативным требованиям в области охраны недр, промышленной безопасности и охраны окружающей среды, а также условиями лицензии на пользование недрами не подлежат согласованию.
Согласно материалам дела, общество является обладателем двух лицензий на право пользования недрами ЧЕР 00283 ТЭ и ЧЕР 00285 ТЭ с целевым назначением и видами работ "добыча известняков и глин с целью получения грубомолотого шлама на Джегутинском месторождении цементного сырья". Срок окончания действия лицензии 31.12.2018.
Неотъемлемыми составными частями лицензии ЧЕР 00283 ТЭ и ЧЕР 00285 ТЭ являются: Приложение N 1 - Сведения об участке недр и недропользователе; Приложение N 2 - Лицензионное соглашение об условиях пользования недрами для добычи известняков и глин с целью получения грубомолотого шлама для производства цемента на Джегутинском месторождении цементного сырья.
Руководителем управления по недропользованию по КЧР взамен ранее действующего Лицензионного соглашения об условиях пользования недрами при добыче известняков и глин с целью получения грубомолотого шлама для производства цемента на Джегутинском месторождении цементного сырья включено в состав лицензии ЧЕР 00283 ТЭ и ЧЕР 00285 ТЭ в качестве неотъемлемой составной части: Условия пользования недрами Усть-Джегутинского месторождения цементного сырья (Приложение N 9 - Дополнение N 1, зарегистрированное Управлением под N 196 от 16.12.2011; Приложение N 10 - Изменение N 2, зарегистрированное Управлением под N 231 от 03.03.2014; Изменения к лицензии, зарегистрированное Управлением под N 240 от 29.09.2016) в новой редакции. Условия пользования недрами Усть-Джегутинского месторождения цементного сырья (Приложение N 10 - Дополнение N 1, зарегистрированное Управлением под N 197 от 16.12.2011; Приложение N 11 - Изменение N 2, зарегистрированное Управлением под N 232 от 03.03.2014; Изменения N 2 к лицензии, зарегистрированное Управлением под N 232 от 03.03.2014, Изменение к лицензии, зарегистрированное под N 241 от 29.09.2016) в новой редакции.
В соответствии с п. 4.1 и 4.2 Лицензионного соглашения от 01.09.2008 (Приложение N 2 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ), недропользователь обязан обеспечить объем добычи известняка и глины достаточный для производства грубомолотого шлама в количестве, определяемом договором с ЗАО "Кавказцемент", единственного потребителя производимой продукции, но не менее 1900 тыс. тонн известняка и 400 тыс. тонн глины, что позволит обеспечить производство грубомолотого шлама не менее 2100 тыс. тонн в год; соблюдать технологию работ, предусмотренную проектом строительства, разработки и рекультивации карьера, не допускать сверхнормативных потерь и выборочной обработки полезных ископаемых.
Согласно п. 4.1 и 4.2 Дополнения N 1 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ (Приложение N 9), владелец лицензии обязан обеспечить объем добычи известняка и глины в количестве, достаточном для обеспечения грубомолотым шламом ЗАО "Кавказцемент", но не менее 100 тыс. тонн известняка и 400 тыс. тонн глины в год; соблюдать технологию работ, предусмотренную проектом строительства, разработки и рекультивации карьера, не допускать сверхнормативных потерь и выборочной обработки полезных ископаемых.
В силу п. 4.3 Приложения N 1 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ Изменения к лицензии на пользование недрами ЧЕР 00283 ТЭ, зарегистрированного под N 240 от 29.09.2016 Условия пользования недрами, сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения.
В соответствии с п. 7 Приложения N 1 к лицензии ЧЕР 00283 ТЭ Изменения к лицензии на пользование недрами ЧЕР 00283 ТЭ, зарегистрированного под N 240 от 29.09.2016 Условия пользования недрами, согласованный уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Согласно с абз. 3, 4 п. 3 лицензионного соглашения об условиях пользования недрами от 01.09.2008 (Приложение N 2), недропользователь обязан с 01.06.2006 приступить к выполнению вскрышных работ и добыче известняков в объеме 1000 тыс. тонн в год и глины 200 тыс. тонн в год. Суммарный объем добычи на Джегутинском месторождении цементного сырья должен соответствовать потребности в сырье ЗАО "Кавказцемент" - единственного потребителя производимого ЗАО "Недра" грубомолотого шлама; соблюдать технологию работ, предусмотренную проектом разработки и рекультивации карьера, не допускать сверхнормативных потерь и выборочной отработки полезных ископаемых.
В силу п. 4.1 дополнения N 1 к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ, зарегистрированного под N 197 от 16.12.2011, Приложение N 10, владелец лицензии обязан обеспечить объем добычи известняков не менее 2800 тыс. тонн и глины не менее 200 тыс. тонн в год. Суммарный объем добычи по двум лицензиям на Джегутинском месторождении цементного сырья должен соответствовать потребности в сырье ЗАО "Кавказцемент" - единственного потребителя производимого ЗАО "Недра" грубомолотого шлама.
В соответствии п. 4.3, 7 Приложения к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ Изменения к лицензии на пользование недрами ЧЕР 00285 ТЭ, зарегистрированного под N 241 от 29.09.2016 к лицензии ЧЕР 00285 ТЭ от 08.09.2008 Условия пользования недрами, сроки выхода предприятия по добыче полезных ископаемых на проектную мощность определяются согласованным и утвержденным в установленном порядке техническим проектом разработки месторождения; согласованный уровень добычи минерального сырья и сроки выхода на проектную мощность определяются техническим проектом разработки месторождения полезных ископаемых.
Разработка месторождения в пределах указанных лицензии производится на основании Проектной документации - "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг." и ежегодно составляемых на ее основании Планов развития горных работ.
Проектная документация - "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг." предусматривает за 2016 год объем добычи известняка - 3321,6 тыс. тонн, глины - 818,4 тыс. тонн.
План развития горных работ общества на планируемый 2016 год первоначально предусматривал объемы добычи: известняка (1 квартал - 568,964 тыс. тонн; 2 квартал - 771,222 тыс. тонн; 3 квартал - 808,914 тыс. тонн; 4 квартал - 510,333 тыс. тонн, всего - 2659,43 тыс. тонн); глины (1 квартал - 125,06 тыс. тонн; 2 квартал - 166,36 тыс. тонн; 3 квартал - 174,49 тыс. тонн; 4 квартал - 110,73 тыс. тонн, всего - 576,64 тыс. тонн).
Как следует из Протокола рассмотрения годового плана развития горных работ от 24.12.2015 N 07 Кавказское управление Ростехнадзора, согласовало АО "Недра" План развития горных работ на 2016 год с учетом потерь сырья при добыче полезных ископаемых: добыча известняка - 2699,0 тыс. тонн; добыча глины - 578 тыс. тонн.
В связи с изменением потребности АО "Кавказцемент" в грубомолотом шламе, План развития горных работ на 2016 год скорректировался дважды.
Кавказское управление Ростехнадзора Протоколом рассмотрения годового плана развития горных работ на 1 квартал 2016 года от 22.01.2016 N 07/1 скорректировал План развития горных работ и планируемых потерь полезных ископаемых на 1 квартал 2016 года на Джегутинском месторождении цементного сырья и согласовал АО "Недра" следующие объемы добычи известняка - 341,46 тыс. тонн; глины - 66,34 тыс. тонн.
Кавказское управление Ростехнадзора Протоколом рассмотрения годового плана развития горных работ на II-полугодие 2016 года от 04.07.2016 N 07/2 скорректировал План развития горных работ и планируемых потерь полезных ископаемых на II-полугодие 2016 года на Джегутинском месторождении цементного сырья согласовал АО "Недра" следующие объемы добычи известняка - 910,2 тыс. тонн; глины - 193,1 тыс. тонн.
План развития горных работ АО "Недра" на 2016 год после корректировок предусматривал следующие объемы добычи: известняк: 1 квартал - 341,46 тыс. тонн, 2 квартал - 771,222 тыс. тонн, II-полугодие - 910,2 тыс. тонн, всего - 2022,88 тыс. тонн; глина: 1 квартал - 66,34 тыс. тонн, 2 квартал - 166,36 тыс. тонн, II-полугодие - 193,1 тыс. тонн, всего - 425,800 тыс. тонн.
Согласно отчету 5-гр "Сведения о состоянии и изменении запасов твердых полезных ископаемых за 2016 год" обществом добыто 1896 тыс. тонн известняка и 424,1 тыс. тонн глины.
В соответствии с Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг." общество должно было добыть в 2016 году: известняка 3321,6 тыс. тонн. (16608/5=3321,6 тыс. тонн); глины 818,4 тыс. тонн. (1500+2592=4092/5=818,4 тыс. тонн).
Согласно Плану развития горных работ на 2016 год общество должно было добыть известняка - 2659,43 тыс. тонн; глина - 576,64 тыс. тонн.
По итогам 2016 года общество фактически добыло следующие объемы полезных ископаемых: известняка в количестве 1896 тыс. тонн, глины - 424,1 тыс. тонн.
Таким образом, План развития горных работ за 2016 год не соответствует Проекту "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011- 2050 гг.".
Невыполнение обществом объемов добычи полезных ископаемых в 2016 году, предусмотренных Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг." составило известняка - 36,8%, глины - 48,2%.
Таким образом, обществом не обеспечен суммарный уровень добычи известняка и глины, предусмотренный Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг.".
Годовые планы развития горных работ за период 2013-2016 в части объемов добычи не соответствуют Проекту "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг.".
Данное нарушение подтверждается материалами дела при рассмотрении нарушения за невыполнение обществом объемов добычи известняка и глины за 2016 год.
Судом первой инстанции правильно установлено, что сроки давности привлечения общества к административной ответственности за невыполнение в 2013, 2014, 2015 гг. объемов добычи известняка и глины, предусмотренных Проектом расширения и рекультивации Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг. и годовыми Планами развития горных работ за 2013, 2014 и 2015 гг. истекли 28.02.2014, 28.02.2015 и 29.02.2016.
Также обществу вменяется, что План развития горных работ за 2016 год не соответствует Проекту "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг.".
Невыполнение обществом объемов добычи полезных ископаемых в 2016 году, предусмотренных Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг." составило известняка - 36,8%, глины - 48,2%.
Таким образом, обществом не обеспечен суммарный уровень добычи известняка и глины, предусмотренный Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг.".
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о доказанности в действиях общества события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 7.3 КоАП РФ.
Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Срок давности привлечения общества к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, за невыполнение в 2016 году объемов добычи известняков и глины, предусмотренных Проектом "Расширение и рекультивация Джегутинского месторождения цементного сырья на период 2011-2050 гг." не истек.
Штраф назначен в минимальном размере санкции соответствующей нормы, является соразмерным, соответствует характеру и тяжести совершенного административного правонарушения. Назначенное наказание отвечает принципам разумности и справедливости, обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела об оспаривании постановлений административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются, в связи с чем вопрос о взыскании государственной пошлины за рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции не рассматривается.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Карачаево-Черкесской Республики от 27.10.2017 по делу N А25-332/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А25-332/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 29 марта 2018 г. N Ф08-1432/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "НЕДРА"
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Карачаево-Черкесской Республике
Третье лицо: Министерство имущественных и земельных отношений Карачаево-Черкесской Республики, Усть-Джегутинская межрайонная прокуратура