Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2018 г. N Ф01-673/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Владимир |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А43-1888/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.12.2017.
Постановление в полном объеме изготовлено 20.12.2017.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Москвичевой Т.В.,
судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лазаревой И.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2017 по делу N А43-1888/2017, принятое судьей Верховодовым Е.В. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Беркут" (ИНН 5260195375, ОГРН 1075260016413) о признании недействительными решений Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5260019884, ОГРН 1025203031040) N 812 Н/С от 07.11.2016, N 813 ОСС/ВНМ/В от 07.11.2016 и N 814 ПДС от 07.11.2016.
В судебном заседании приняли участие представители:
от Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - Евстифеева Н.А. по доверенности от 30.03.2017 N 79 сроком действия по 31.12.2017 (т.3, л.д. 94);
от общества с ограниченной ответственностью "Охранное агентство "Беркут" - Новоселова Н.В. по доверенности от 07.11.2017 сроком действия на один год (т.3, л.д. 95), Молодецкая Т.В. по доверенности от 07.11.2017 сроком действия на один год (т.3, л.д. 95).
Изучив материалы дела, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Государственным учреждением - Нижегородским региональным отделением фонда социального страхования Российской Федерации (далее по тексту - Фонд) проведена выездная проверка общества с ограниченной ответственностью "Беркут" (далее по тексту - Общество) с целью контроля правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования Российской Федерации плательщиком страховых взносов.
По результатам проверки составлены акты от 29.09.2016 N 227ОСС/ВНМ/В, от 29.09.2016 N 227 н/с и принято решение от 07.11.2016 N 813 ОСС/ВНМ/В о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" в виде штрафа в размере 838 рублей 06 копеек. Данным решением Обществу начислены страховые взносы в размере 4190 рублей 31 копейки, пени в размере 388 рублей 86 копеек.
Фондом также принято решение от 07.11.2016 N 812 Н/С о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональны заболеваний" в виде штрафа в размере 57 рублей 80 копеек. Данным решением Обществу начислены страховые взносы в размере 288 рублей 99 копеек, пени в размере 19 рублей 63 копеек.
Фондом также принято решение 07.11.2016 N 814 ПДС о возмещении расходов. Данным решением Обществу предложено возместить расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в размере 359 692 рублей 92 копеек на расчетный счет страховщика.
Не согласившись с указанными решениями, Общество обратилось в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о признании их недействительными.
Решением от 06.09.2017 заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе Фонд ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
Указывает, что пособия застрахованным лицам назначались и выплачивались исходя из минимального размера оплаты труда, страхователем были указаны недостоверные сведения, как о среднем заработке ряда сотрудников, так и о неполном рабочем времени.
Общество в отзыве на апелляционную жалобу и судебном заседании просило оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители Общества в судебном заседании заявили ходатайство об отказе от заявленных требований в части признания недействительным решения Фонда от 07.11.2016 N 814 в отношении суммы 30 004 рублей.
Согласно частям 2, 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.
Поскольку данный отказ не противоречит закону и не нарушает права и законные интересы других лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции принимает отказ, в связи с чем в силу пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации решение суда первой инстанции подлежит отмене в части признания недействительным решения Фонда от 07.11.2016 N 814 в отношении суммы 30 004 рублей, а производство по делу в отмененной части - прекращению.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не усмотрел оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Из решений Фонда усматривается, что основанием для доначисления страховых взносов, послужил вывод Фонда о неправомерном занижении Обществом базы для исчисления страховых взносов на суммы выплат, произведенных работникам.
На основании части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее по тексту - Федеральный закон N 212-ФЗ) объектом обложения страховыми взносами на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством для плательщиков страховых взносов, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений.
В соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 Федерального закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статьи 9 Федерального закона N 212-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 1.4 Федерального закона N 255-ФЗ условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются настоящим Федеральным законом, Федеральным законом от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
В соответствии с частью 1 статьи 14 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее по тексту - Федеральный закон N255-ФЗ) пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).
Средний заработок за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей) не учитывается в случаях, если в соответствии с частью 2 статьи 13 настоящего Федерального закона пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются застрахованному лицу по всем местам работы (службы, иной деятельности) исходя из среднего заработка за время работы (службы, иной деятельности) у страхователя, назначающего и выплачивающего пособия.
В силу части 1.1 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ в случае, если застрахованное лицо в периоды, указанные в части 1 настоящей статьи, не имело заработка, а также в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Если застрахованное лицо на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия в указанных случаях, определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица. При этом во всех случаях исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей".
Согласно пункту 1 Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.06.2007 N 375 (далее по тексту - Положение N375) настоящее Положение, разработанное в соответствии со статьей 14 Федерального закона N 255, определяет особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Пунктом 11 (1) Положения N 375 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120) предусмотрено, что в случае если застрахованное лицо в периоды, указанные в пунктах 6 и 11 настоящего Положения, не имело заработка, а также, в случае если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц, ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая.
Согласно пункту 15 Положения N 375 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.03.2011 N 120) во всех случаях для исчисления пособий используется средний дневной заработок, за исключением исчисления ежемесячного пособия по уходу за ребенком в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения.
Пункты 15 (1) - 15 (3) Положения N 375 (введенные в действие Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.02.2013 N 145) устанавливают порядок определения среднего дневного заработка для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В соответствии с пунктом 15 (3) Положения N 375 в случаях, указанных в пункте 11 (1) настоящего Положения, для исчисления пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам средний дневной заработок определяется путем деления минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая, увеличенного в 24 раза, на 730.
Согласно пункту 16 Положения N 375 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 20.02.2013 N 145) в случае установления застрахованному лицу неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня) средний дневной заработок определяется в том же порядке, который предусмотрен пунктами 15(1)- 15 (3) настоящего Положения.
Принимая во внимание правила расчета среднего заработка, изложенные в части 3 статьи 14 Федерального закона N 255-ФЗ и пунктах 15 и 16 Положения N 375, среднедневной заработок для расчета пособия по временной нетрудоспособности в рассматриваемом случае определен заявителем путем деления общей суммы заработка за 2 года, предшествующих наступлению страхового случая, на 730 независимо от того, сколько дней или часов работает работник в течение недели. Таким образом, в случае если застрахованному лицу установлен режим неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), средний дневной заработок определяется в таком же порядке, как и в случае, когда работнику установлен нормальный режим рабочего времени и работник работает полный рабочий день.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Обществом для сотрудников установлена нормальная продолжительность рабочего времени 20 часов в неделю, что подтверждается графиком и табелем учета рабочего времени.
Для организации данное количество часов является нормальной продолжительностью, поскольку, установлена для всех категорий работников (охранников). Представленными для проверки документами подтверждается, что в заключенном договоре между Обществом и работниками, стороны договорились, что при 20 часовой рабочей недели, работнику устанавливается оплата за фактически отработанное время в размере 465 рублей за смену. Факты трудовых отношений между заявителем и работниками общества, наступления страхового случая, предопределяющего выплату в нормативно установленном порядке пособия, а также представление заявителем документов в обоснование его расходов, как страхователя на выплату страхового обеспечения, подтверждаются материалами дела и фондом по существу не оспариваются.
Материалами дела подтверждается, что на день наступления страхового случая средний заработок застрахованных лиц был ниже минимального размера оплаты труда.
При таких обстоятельствах, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд первой инстанции пришел к верному выводу об отсутствии у Фонда правовых оснований для непринятия к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в спорной сумме, отсутствии у заинтересованного лица правовых оснований для отказа обществу в выделении средств на осуществление (возмещение) расходов на выплату страхового обеспечения.
Установленная Обществом норма продолжительности рабочего времени равная 20 часов в неделю не может лечь в основу для перерасчета пособия по нетрудоспособности.
Обществом соблюдены условия, необходимые для возмещения страхователям расходов по обязательному социальному страхованию, а именно наличие между Обществом - страхователем и работниками - застрахованными лицами трудовых отношений; наступление страхового случая подтверждено листком нетрудоспособности; наличие документов, подтверждающих выплату пособия застрахованным лицам.
Доводы апелляционной жалобы данный вывод не опровергают.
Таким образом, Арбитражный суд Нижегородской области полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, его выводы соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного, руководствуясь статьями пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 06.09.2017 по делу N А43-1888/2017 отменить в части признания недействительным решения Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (ИНН 5260019884, ОГРН 1025203031040) N 814 ПДС от 07.11.2016 в отношении суммы 30 004 рублей.
В отменённой части производство по делу прекратить.
В остальной части решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня принятия.
Председательствующий судья |
Т.В. Москвичева |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-1888/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27 марта 2018 г. N Ф01-673/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Охранное агентство "Беркут"
Ответчик: ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ-НИЖЕГОРОДСКОЕ РЕГИОНАЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ ФОНДА СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Филиал N5 Государственного учреждения - Нижегородского регионального отделения Фонда социального страхования РФ
Третье лицо: Федеральная служба государственной статистики