г. Москва |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А40-133504/17 |
Судья Девятого арбитражного апелляционного суда Н.И. Левченко,
без вызова сторон рассмотрев апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
на решение Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2017 года
по делу N А40-133504/17, принятое судьей Ю.В. Жбанковой в порядке упрощенного производства,
по иску Акционерного общества "Первая Грузовая Компания"
(ОГРН: 1137746982856; 105064, Москва, ул. Старая Басманная, д. 12, стр. 1)
к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2)
о взыскании 197 939 рублей 22 копеек убытков
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Первая Грузовая Компания" (далее - АО "ПГК", истец) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковыми требованиями к Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД", ответчик) о взыскании 197 939 рублей 22 копеек убытков.
Определением арбитражного суда первой инстанции от 26.07.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства в соответствии с главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о чем стороны извещены надлежащим образом.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.10.2017 (резолютивная часть) исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ответчик обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просил отменить решение суда и вынести по делу новый судебный акт, в котором отказать в исковых требованиях в полном объеме.
Ссылается на нарушение норм материального права при принятии решения судом первой инстанции.
Информация о принятии апелляционной жалобы вместе с соответствующим файлом размещена в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на сайте Девятого арбитражного апелляционного суда (www.9aas.arbitr.ru) и Картотеке арбитражных дел по веб-адресу (www.//kad.arbitr.ru/) в соответствии с положениями части 6 статьи 121 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 272.1 АПК РФ апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно проверив в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ законность и обоснованность принятого по делу решения, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, считает, что оснований для отмены или изменения решения суда от 13.10.2017 не имеется на основании следующего.
Как установлено судом апелляционной инстанции, грузовые вагоны N N 56745193, 50682723, 54166301, 54672050, 55363709 принадлежащие АО "ПГК" были отцеплены ОАО "РЖД" в текущий отцепочный ремонт по различным неисправностям.
По ст. Бусловская Октябрьской железной дороги данные вагоны не были приняты сотрудниками Финских железных дорог из-за дефектов колесных пар на поверхности катания. Также совместно работниками АО "ПГК" и ОАО "РЖД" проведены осмотры колесных пар, по результатам которых установлено наличие повреждений в виде ползунов.
По результатам осмотра составлены акты, проведено фотографирование имеющихся дефектов.
Истец, квалифицировав указанные повреждение как виновные действия ответчика, обратился с требованиями о взыскании 197 939 рублей 22 копеек убытков.
Указанные убытки складываются из затрат на перевозку вагонов в ремонт в эксплуатационное депо ОАО "РЖД", перевозку новых колесных пар в депо для установки в эксплуатационное депо ОАО "РЖД", ремонт вагонов в эксплуатационном депо ОАО "РЖД", перевозку неисправных колесных пар в вагоноремонтное предприятие для их ремонта; ремонт неисправных колесных пар, на перевозку вагонов под погрузку, утраты стоимости колесных пар.
Понесенные расходы подтверждаются соответствующими актами выполненных работ, расчетно-дефектными ведомостями, счетами-фактурами и платежными поручениями.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 393 Гражданского кодекса Российской Федерайциии (далее - ГК РФ) должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии со статьей 15 ГК РФ.
Статьей 15 ГК РФ установлено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Для наступления ответственности, установленной правилами названных статей, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, включающего: факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей, (совершения незаконных действий или бездействия), наличие причинно-следственной связи между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер причиненных убытков.
В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в арбитражном процессе, обязано доказать наличие тех обстоятельств, на которые оно ссылается в обоснование своих требований или возражений.
Поскольку ответчиком не представлены доказательства, позволяющие установить обстоятельства освобождения его от ответственности, суд первой инстанции обоснованно удовлетворил исковые требования в полном объеме.
Доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению ввиду следующего.
Спорные вагоны, принадлежащие АО "ПГК" на праве собственности, были забракованы работниками ОАО "РЖД" и отцеплены в текущий отцепочный ремонт с оформлением уведомлений о постановке вагонов в ремонт формы ВУ-23-М по неисправностям колёсных пар "выщербины обода колеса, раковины" (код неисправности -107) по следам "ползунов" (код неисправности - 106).
Неисправность вагонов при отцепке в соответствии с Инструкцией по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Советом по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества от 21-22 мая 2009 года N 50 и введенной в действие распоряжением ОАО "РЖД" N 1794р от 31.08.2009 (Инструкция осмотрщика вагонов), определяется работниками вагонного хозяйства.
Так, в соответствии с пунктом 2.1.5 Инструкции осмотрщику вагонов при обнаружении неисправностей, требующих отцепки вагонов, осмотрщик выписывает в двух экземплярах уведомление формы ВУ-23-М с соответствующим кодом (кодами) неисправности согласно классификатору.
В материалы дела истцом представлены телеграммы о вызове уполномоченных представителей перевозчика для участия в комиссионном осмотре, однако уполномоченный представитель перевозчика не прибыл для проведения комиссионного осмотра, в связи с чем, настоящие акты, составленные работниками АО "ПГК" как владельцем вагонов с участием представителей вагоноремонтных предприятий, производивших ТОР, осмотренные ими, предъявлялись на подпись работникам ОАО "РЖД" (непосредственно находящимся на месте осмотра поврежденных колесных пар на инфраструктуре ОАО "РЖД"), в частности работникам вагонных эксплуатационных депо, работникам вагонных ремонтных депо, однако представители ОАО "РЖД" от подписи актов отказались, о чем в актах осмотра колесных пар проставлена советующая запись.
Каких-либо доказательств, организации комиссионного расследования с доказательствами вызова представителя собственника, со стороны ответчика в материалы дела не представлено.
К актам осмотра колесных пар приложены фотоматериалы, из которых усматривается наличие на круговой поверхности катания плоского места, то есть "ползуна".
Кроме этого, акты осмотра составлены АО "ПГК" после отцепки вагона в ремонт, когда ОАО "РЖД" уже не исполнило своей обязанности, установленной п. 3.5 Правил составления актов на железнодорожном транспорте, утвержденных Приказом МПС России N 45 от 18.06.2003, по оформлению акта общей формы в случае обнаружения технической неисправности собственного порожнего вагона в пути следования и направлении собственного порожнего вагона для производства ремонта допускается участие уполномоченных представителей владельца собственного порожнего вагона или иного полномочного лица.
ОАО "РЖД" не исполнило своей обязанности по оформлению акта общей формы и уведомлению АО "ПГК" как владельца вагонов об обнаруженных неисправностях, лишив тем самым возможности совместно с перевозчиком определить характер неисправности.
Понятие "ползун" раскрыто в Классификаторе неисправностей вагонных колесных пар и их элементов (1.20.001-2007), утвержденном ОАО "РЖД" 07.12.2007.
Ползун - это термомеханическое повреждение в виде локального износа колеса, характеризующееся образованием плоской площадки на поверхности катания.
Основными причинами образования ползунов являются дефекты термомеханического происхождения - односторонние повреждения колес на немеханизированных сортировочных горках, двусторонние повреждения колес вследствие юза при торможении.
Иными словами, скольжение колеса по рельсу, вызывающее местное истирание и деформацию металла колеса, могут быть на обоих колесах (при скольжении колесной пары, заклиненной тормозом вагона) или на одном колесе (в результате торможения вагона съемным башмаком на сортировочной горке).
Причины образования ползунов, является: - неисправности тормозных приборов; - нарушение правил регулировки рычажной передачи; - неправильное управление тормозами локомотива; - роспуск вагонов на немеханизированных сортировочных горках со скоростями, превышающими допустимые.
Перевозку вагонов и обслуживание при перевозке вагонов тормозного оборудования локомотивов и вагонов осуществляет перевозчик (ОАО "РЖД"),
Причиной появления на колёсных парах выщербин, по которым вагоны были отцеплены в текущий отцепочный ремонт, является повреждение поверхности катания колесной пары (ползун).
Следовательно, ОАО "РЖД" повредило вагоны собственности АО "ПГК" посредством неправильной эксплуатации колёсных пар.
Иные обстоятельства, приведенные в апелляционной жалобе, не имеют правового значения, так как основанием для удовлетворения апелляционной жалобы не являются.
При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
В соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ судебные расходы по уплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя.
Руководствуясь статьями 176, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 13 октября 2017 года по делу N А40-133504/17 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (ОГРН: 1037739877295; 107174, Москва, ул. Н. Басманная, д. 2) из федерального бюджета 5 019 (Пять тысяч девятнадцать) рублей излишне уплаченной государственной пошлины по платежному поручению N 90946 от 22.04.2016. Выдать справку на возврат государственной пошлины и копию платежного поручения N 90946 от 22.04.2016.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья |
Н.И. Левченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-133504/2017
Истец: АО "ПГК", АО ПГК В ЛИЦЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО ФИЛИАЛА
Ответчик: ОАО "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-63104/17