Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2018 г. N Ф05-1266/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Москва |
|
25 декабря 2017 г. |
дело N А40-134040/17 |
Резолютивная часть постановления оглашена 05.12.2017.
Постановление изготовлено в полном объеме 25.12.2017.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующий судья Маркова Т.Т., судьи Кочешкова М.В., Сумина О.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бабажановым Н.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 25)
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2017
по делу N А40-134040/17, принятое судьей Нагорной А.Н.
по заявлению ООО "Язнаю" (ОГРН 5147746157114)
к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 25) (ОГРН 1027700532298)
о признании недействительным уведомления; обязании;
при участии:
от заявителя - Выскуб Е.Е. по доверенности от 22.08.2017;
от ответчика - Пономарев Д.В. по доверенности от 19.09.2017;
установил: решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2017 в удовлетворении заявления ООО "Язнаю" о признании недействительным уведомления филиала N 25 Государственного учреждения - Московского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации от 24.04.2017 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, отказано и на Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 25 возложена обязанность применять в отношении ООО "Язнаю" страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2017 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности с кодом ОКВЭД 73.11 с 1 (первым) классом профессионального риска в размере 0,20 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Не согласившись с принятым решением, учреждение обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, по мотивам, изложенным в жалобе.
Представители учреждения и общества в судебном заседании поддержали свои доводы и возражения.
Рассмотрев повторно материалы дела в порядке, предусмотренном ст. ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, выслушав представителей, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены судебного акта исходя из следующего.
В силу ст. 3 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" страховой взнос - обязательный платеж по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику; страховой тариф - ставка страхового взноса с начисленной оплаты труда по всем основаниям (дохода) застрахованных.
В соответствии со ст. ст. 21, 22 Федерального закона N 125-ФЗ страховые тарифы дифференцируются по отраслям экономики в зависимости от класса профессионального риска; страховые взносы уплачиваются страхователем исходя из страхового тарифа с учетом скидки или надбавки, устанавливаемых страховщиком.
Размер тарифа зависит от класса профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности страхователя (ч. 1 ст. 21 Закона N 125-ФЗ).
Для определения класса профессионального риска, к которому относится конкретный вид деятельности, используется Классификация видов экономической деятельности по классам профессионального риска, утвержденная приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 18.12.2006 N 857 (действовал до 01.01.2013) и утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 25.12.2012 N 625н (вступил в силу с 01.01.2013).
Согласно п. 3 ст. 22 Федерального закона N 125-ФЗ предусмотрено, что правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска утверждаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно п. 11 Правил N 713 основной вид деятельности страхователя - юридического лица, а также виды экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, ежегодно подтверждаются страхователем в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ООО "Язнаю" зарегистрировано в филиале N 25 Фонда в качестве страхователя.
Согласно ЕГРЮЛ основным видом деятельности заявителя с момента его создания 29.09.2014 являлась "деятельность рекламных агентств" с кодом ОКВЭД 73.11 и в ЕГРЮЛ обществом заявлены дополнительные виды деятельности: торговля розничная музыкальными записями, аудиолентами, компакт-дисками и кассетами в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.63.1), торговля розничная лентами и дисками без записей в специализированных магазинах (ОКВЭД 47.63.2), производство кинофильмов, видеофильмов и телевизионных программ (ОКВЭД 59.11), деятельность в области радиовещания (ОКВЭД 60.10), деятельность в области телевизионного вещания (ОКВЭД 60.20), деятельность информационных агентств (ОКВЭД 63.91), аренда и управление собственным или арендованным имуществом (ОКВЭД 68.20), консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления (ОКВЭД 70.22), исследование конъюнктуры рынка и изучение общественного мнения (ОКВЭД 73.20), аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику (ОКВЭД 77.33), деятельность по предоставлению прочих вспомогательных услуг для бизнеса, не включенная в другие группировки (ОКВЭД 82.99).
Деятельность рекламных агентств с кодом ОКВЭД 73.11 относится к 1 классу профессионального риска, что с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ соответствует страховому тарифу по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору.
Из пояснений общества следует, что данный вид экономической деятельности оно осуществляло и в последующих периодах, представляя в Фонд соответствующие заявления о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами в соответствии с п. 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
Фондом ранее уведомлениями о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний данные общества подтверждены (на период 2016 фондом обществу выдано уведомление от 25.01.2016 о размере страхового тарифа 0,20 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, а в соответствующих случаях к сумме вознаграждения по гражданско-правовому договору (том 1 л.д. 27).
В срок, установленный п. 3 Порядка подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, обществом не представлено в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности с необходимыми документами.
В связи с чем Фондом в адрес заявителя направлено Уведомление от 24.04.2017 о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2017 год, которым за основный вид его деятельности принят заявленный в ЕГРЮЛ с кодом ОКВЭД 77.33 "аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику", определен 22 класс профессионального риска, что соответствует страховому тарифу на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 3,40 % к начисленной оплате труда (том 1 л.д. 28).
Фонд ссылается на новую редакцию Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551), предусматривающую в случае не подтверждения страхователем основного вида экономической деятельности, его отнесение к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными в отношении него в ЕГРЮЛ. Поскольку страхователем основной вид экономической деятельности в установленный срок не подтвержден, направленное в адрес заявителя уведомление, по мнению Фонда, является законным и обоснованным.
Вместе с тем, обязанность по ежегодному подтверждению страхователями (юридическими лицами) основного вида деятельности (а также видов экономической деятельности подразделений, являющихся самостоятельными классификационными единицами) установлена п. 11 Правил отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713.
Правовые последствия неисполнения обязанности по подтверждению страхователем основного вида экономической деятельности предусмотрены п. 13 указанных Правил, которые в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551, вступившей в силу с 01.01.2017, предусматривают, что если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, не подтверждает основной вид экономической деятельности, то в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении него в Едином государственном реестре юридических лиц.
Указанное положение отличается от ранее действовавшей редакции п. 13 Правил, согласно которой страхователь, не подтвердивший основной вид экономической деятельности, подлежал отнесению к виду деятельности, имеющему наиболее высокий класс профессионального риска из осуществляемых им видов экономической деятельности. Данная редакция п. 13 Правил не предусматривала, каким именно образом должен устанавливаться вид деятельности с более высоким классом, к которому должен быть отнесен страхователь; из буквального содержания пункта следовало, что следует ориентироваться на действительную деятельность.
В то время как новой редакцией п. 13 Правил установлен формальный подход: выбор вида деятельности для целей определения класса профессионального риска производится органами Фонда исходя из кодов ОКВЭД, указанных в ЕГРЮЛ.
В связи с чем, начиная с 2017 органы Фонда в случае не подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности, определяют вид экономической деятельности для целей определения класса профессионального риска исходя из данных о кодах ОКВЭД, заявленных в ЕГРЮЛ самим юридическим лицом, выбирая из них код с наиболее высоким классом, то есть руководствуются предусмотренным п. 13 Правил.
Указанные Правила, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713 детализированы Порядком подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55, который в 2017 также с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551 действует в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н.
Данным Порядком установлены конкретные сроки подтверждения страхователями основного вида экономической деятельности (до 15 апреля текущего года); перечень подлежащих представлению в Фонд документов для подтверждения; определены действия Фонда как в случае подтверждения страхователем деятельности, так и в случае непредставления им заявления и документов.
Пунктом 3 указанного Порядка установлено, что для подтверждения основного вида экономической деятельности страхователь ежегодно в срок не позднее 15 апреля представляет в территориальный орган Фонда по месту своей регистрации: заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, справку-подтверждение основного вида экономической деятельности и копию пояснительной записки к бухгалтерскому балансу за предыдущий год.
Согласно п. 5 указанного Порядка (в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н, с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551) следует, что в случае если страхователем, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представлены документы, указанные в п. 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности в соответствии с кодами по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, указанными в отношении этого страхователя в Едином государственном реестре юридических лиц, и в срок до 1 мая уведомляет страхователя об установленном с начала текущего года размере страхового тарифа, соответствующем этому классу профессионального риска.
В рассматриваемом случае Фонд, не получив от заявителя в срок до 15.04.2017 заявление о подтверждении вида экономической деятельности и подтверждающие его документы, в соответствии с п. 11 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, п. 5 указанного Порядка, в адрес заявителя направлено оспариваемое уведомление от 24.04.2017, которым за основный вид его деятельности принял указанный в ЕГРЮЛ вид деятельности с самым высоким классом профессионального риска "аренда и лизинг офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику" с кодом ОКВЭД 77.33, определен 22 класс профессионального риска и установлен страховой тариф в размере 3,40 %.
Поскольку законность оспариваемого ненормативного акта оценивается судом исходя из обстоятельств, существовавших на момент его принятия, то суд, считая, что Фонд действовал в соответствии с законодательством, действовавшим в 2017, оснований для удовлетворения требований заявителя в части признания недействительным уведомления от 24.04.2017 судом не установлено.
Вместе с тем с учетом уточнения заявителем требований по делу подлежат судебной оценке и последующие действия заявителя, направившего в Фонд пакет необходимых документов для подтверждения основного вида экономической деятельности, но с нарушением установленного Порядком срока.
Исходя из буквального содержания названных нормативных актов, Правила и Порядок не устанавливают Порядка и последствий подтверждения страхователем вида деятельности с нарушением установленного срока.
Страхователь не может быть лишен возможности представить заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности, даже с нарушением установленного Порядком срока (но в пределах периода, для целей расчетов по которому производится данное подтверждение); а Фонд, получив от страхователя указанные документы, не может не учитывать их при проверке правильности его расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Согласно ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" расчетным периодом по страховым взносам является календарный год, а отчетными - 1 квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года, календарный год. При этом представляемые страхователями территориальным органам Фонда ежеквартальные расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам составляются нарастающим итогом, и содержат данные об исчисленных и уплаченных взносах, начиная с начала расчетного периода, а также о применяемой ставке страховых взносов.
Предусмотренный п. 3 Порядка срок подтверждения основного вида экономической деятельности (15 апреля) соотнесен со сроком представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам за первый отчетный период - первый квартал: к моменту получения расчета Фонд должен располагать документами, подтверждающими правомерность применяемой страхователем ставки страховых взносов, на это и направлен установленный срок подтверждения.
Факт представления данных документов за пределами срока (но в пределах расчетного периода, и более того - в пределах срока камеральной проверки расчета за первый отчетный период) не может не учитываться Фондом, так как по существу указанные документы в данном случае подлежат учету как подтверждающие размер заявленной в отчетности ставки страховых взносов (согласно подп. 7 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).
При этом фактически при получении указанных сведений Фонд получает данные, свидетельствующие как об осуществляемых в действительности страхователем видах деятельности, так и о том, какой из них является основным.
С учетом того, что в ЕГРЮЛ могут содержаться неактуальные для страхователя виды деятельности (те, которые он реально не осуществляет), то в случае выбора для целей определения класса профессионального риска и соответствующего страхового тарифа таких неактуальных данных, страхователю фактически вменяется обязанность уплачивать страховые взносы исходя из вида деятельности, вообще не осуществляемого им.
Между тем возложение на страхователя обязанности по уплате страховых взносов исходя из фактически не осуществляемых им видов деятельности, законодательством не предусмотрено.
Согласно п. 13 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551), предусматривающий отнесение страхователя к виду деятельности с наиболее высоким классом профессионального риска исходя из кодов ОКВЭД в выписке из ЕГРЮЛ (в случае непредставления им подтверждающих документов в срок), тем не менее, подразумевает выбор из фактически осуществляемых им видов экономической деятельности, на что указывает формулировка: "осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности".
Согласно п. 13 Правил использована формулировка, не связанная со сроком подтверждения основного вида экономической деятельности, а именно: "если страхователь не подтверждает основной вид экономической деятельности, такой страхователь в соответствующем году подлежит отнесению к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности", вместо формулировки "если страхователь не подтверждает основной вид экономической деятельности в установленный срок".
То есть содержащееся в п. 13 положение не исключает возможности такого подтверждения в "соответствующем году", то есть исходя из установленного ст. 22.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ расчетного периода по страховым взносам.
С учетом изложенного содержащее в п. 5 Порядка (в редакции приказа Минтруда России от 25.01.2017 N 75н) положение о том, что "если страхователь, осуществляющий свою деятельность по нескольким видам экономической деятельности, до 15 апреля (включительно) не представил документы, указанные в п. 3 настоящего Порядка, территориальный орган Фонда относит в соответствующем году данного страхователя к имеющему наиболее высокий класс профессионального риска виду экономической деятельности" не соответствует п. 13 Правил (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 17.06.2016 N 551), ограничивающим права страхователей и приводящим к возложению на них не предусмотренных Правилами и Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ обязанностей.
Из материалов дела следует, что, получив оспариваемое уведомление, общество обратилось в Фонд с письмом от 31.05.2017 N ЯЗН-09 (вх. от 05.06.2017), в котором выражено несогласие с установлением ему повышенного класса профессионального риска и сообщено о том, что не осуществляет деятельность по аренде и лизингу офисных машин и оборудования, включая вычислительную технику (ОКВЭД 77.33), в отношении которой и установлен тариф 3,40 %. Данным письмом обществом до истечения срока камеральной проверки расчета по страховым взносам за 1 квартал представлены в Фонд заявление о подтверждении основного вида экономической деятельности за 2016, в котором указано в качестве основного вида экономической деятельности рекламную деятельность с кодом ОКВЭД 74.40 и подтверждающие документы.
В ходе рассмотрения дела Фондом возражений в отношении представленных обществом с письмом от 31.05.2017 N ЯЗН-09 заявления и документов не приведено.
Судом установлено, что обществом подтверждено то, что по итогам 2016 основным видом деятельности общества является рекламная деятельность с кодом ОКВЭД 74.40, выручка от которой за 2016 составила 99,247 %.
Фактически осуществлявшийся в 2016 основной вид деятельности общества относится к 1 классу профессионального риска, то с учетом положений ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ в отношении него на период 2017 подлежит применению страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в размере 0,20 % к начисленной оплате труда.
Судом учтено, что в 2017 несвоевременность представления заявителем в Фонд необходимого комплекта документов с целью подтверждения основного вида деятельности вызвана определенными обстоятельствами (которые расценены уважительными).
С 09.02.2017 у общества сменился генеральный директор, что подтверждено выпиской из ЕГРЮЛ, а 06.03.2017 произошла смена главного бухгалтера, ввиду ухода главного бухгалтера в отпуск по беременности и родам, с дальнейшим уходом в отпуск по уходу за ребенком, что подтверждается приказом о назначении и выплате единовременного пособия в связи с рождением ребенка, приказами о приеме работников.
Из пояснений заявителя следует, что новое руководство полагало, что все необходимые документы представлены в Фонд ранее действовавшим руководством, а о факте не предоставления документов в Фонд стало известно после получения оспариваемого уведомления.
Кроме того, 23.08.2017 обществом подано заявление о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ, в части кодов ОКВЭД, в результате чего из ЕГРЮЛ исключены следующие коды: 47.63.1, 47.63.2, 59.11, 60.10, 60.20, 68.20, 77.33. 82.99 по видам деятельности, фактически не осуществлявшимся обществом.
Таким образом, в расчетном периоде из ЕГРЮЛ общества исключен код ОКВЭД 77.33 исходя из которого Фондом определен повышенный класс профессионального риска и, соответственно, повышенный страховой тариф, что является еще одним основанием к удовлетворению второго из заявленных обществом требований.
Поскольку в ходе рассмотрения дела Фонд настаивал на необходимости применения в отношении общества на период 2017 страхового тарифа в размере 3,40 % к начисленной оплате труда, который указан в его уведомлении от 24.04.2017, формальных оснований для признания которого недействительным не имеется, и отмена которого самим Фондом не предусмотрена, то единственным способом защиты прав заявителя является обязание в судебном порядке Фонда применять к заявителю тариф 0,20 %, правомерность которого подтверждена в ходе рассмотрения настоящего дела.
Вступившие в законную силу судебные акты являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ст. 16 АПК РФ), Фонд не вправе давать правовую оценку вступившему в законную силу тому акту, а также осуществлять переоценку обстоятельств дела и доказательств, на которых основан вступивший в законную силу судебный акт.
С учетом изложенного требования заявителя об обязании Фонда применять в отношении него страховой тариф по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний за 2017 год, соответствующий виду осуществляемой деятельности с кодом ОКВЭД 73.11 с 1 (первым) классом профессионального риска в размере 0,20 % к начисленной оплате труда по всем основаниям (доходу) застрахованных лиц, обоснованно удовлетворены судом первой инстанции.
Нарушений судом первой инстанции норм процессуального права судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.10.2017 по делу N А40-134040/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Т.Т. Маркова |
Судьи |
О.С. Сумина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-134040/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 5 марта 2018 г. N Ф05-1266/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЯЗНАЮ"
Ответчик: ГУ -Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице филиала N 25, ГУ Филиал N25 МРО ФСС РФ по Москве
Третье лицо: ГУ-Московское региональное отделение Фонда социального страхования РФ