Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2018 г. N Ф04-1057/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А27-19377/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе: председательствующий Колупаева Л. А.
судьи: Кривошеина С.В., Сбитнев А.Ю.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Гальчук М.М.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия (извещен);
от заинтересованного лица: Сахаров Д.В. по доверенности от 02.10.2017,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "Эксперт"
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 октября 2017 г.
по делу N А27-19377/2017 (судья И.В. Конкина)
по заявлению Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области, г. Кемерово, в лице территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе (ИНН 4205081760, ОГРН 1054205036434, 654007, Кемеровская область, г. Новокузнецк, пр.Пионерский, 21)
к обществу с ограниченной ответственностью "Эксперт" (ИНН 4205335421, ОГРН 1164205078938, 650006, г. Кемерово, ул. Станционная, 17А, пом. 4)
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в лице территориального отдела в городе Новокузнецке и Новокузнецком районе (далее - заявитель, Роспотребнадзор, административный орган) обратилось в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Эксперт" (далее - заинтересованное лицо, ООО "Эксперт", общество, апеллянт) к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 27.10.2017 заявленные требования удовлетворены, общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ с назначение штрафа в размере 300 000 руб.
Удовлетворяя заявленные требования суд первой инстанции указал, что в действиях заявителя имеется событие административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и вина общества является доказанной; процедура привлечения к административной ответственности административным органом не нарушена.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, общество обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять новое решение, ссылаясь на его незаконность.
В обоснование доводов апелляционной жалобы общество указывает на то, что судом неверно установлено обстоятельство отсутствия предоставления сопроводительных документов на товары; установление новых сроков годности на продукты не доказано административным органом; условия для соблюдения температурных и влажностных условий хранения соблюдены; общество не имело возможности проверить техническую документацию на изготовленную продукцию.
Управление в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель апеллянта доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, настаивал ан её удовлетворении.
Управление явку своих представителей в судебное заседание не обеспечило, о времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
В порядке части 6 статьи 121, части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд счел возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителей административного органа.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на неё, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, по факту заявления (обращения) поступившего на официальный сайт Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области (входящий номер от 19.01.2017 N 204), в ТО Управления Роспотребнадзора по Кемеровской области в городе Новокузнецке, Новокузнецком районе (входящий номер от 24.01.2017 N 321), в котором содержатся данные, указывающие на наличие нарушений санитарного федерального законодательства, законодательства о техническом регулировании, а именно: на реализацию пищевых продуктов с истекшим сроком годности, не предоставлении информации о сроках годности на продукцию, на качество реализуемой продукции в магазине "Мир пива" по адресу: ул. Циолковского, 1, проведено административное расследование.
В рамках административного расследования в специализированном магазине "Мир пива" по ул. Циолковского, 1, в присутствии законного представителя юридического лица Соловьева В.М., по доверенности N б/н от 03.06.2017 г., двух понятых (с 14-00 по 15-40) проведен осмотр помещений магазина принадлежащих юридическому лицу ООО "Эксперт" (ул. Циолковского, 1), территории и находящихся там вещей и документов, установлены нарушения требований федерального законодательства п. 1 ст. 36 Федерального закона от 22.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании", Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" (далее - TP ТС 021/2011), Технического Регламента Таможенного Союза TP ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" (далее - TP ТС 022/2011), обязательных требований санитарных норм и правил СП 2.3,6.1066-01 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли и обороту в них продовольственного сырья и пищевых продуктов" (далее - СП 2.3.6.1066-01), СанПиН 2.3.2.1324-03 "Гигиенические требования к срокам годности и условиям хранения пищевых продуктов" (далее - СанПиН 2.3.2.1324-03), выразившиеся в следующем.
1.В специализированном магазине "Мир пива" ООО "Эксперт" (г. Новокузнецк, ул.Циолковского, 1) при хранении и реализации пищевой продукции, на реализуемые партии рыбы при проведении осмотра 06.03.2017 (с14:00 до 15:40) не представлены сопроводительные документы, подтверждающие их происхождение и безопасность (сертификат соответствия, декларация о соответствии, товарно-транспортные накладные), допущена приемка пищевых продуктов без наличия на этикетке (листе-вкладыш) обязательной информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями нормативной и технической документацией, а именно: рыба горбуша спинка х/к (дата производства 03.03.17, дата фасовки/выкладки 04.03.17); рыба кета филе х/к (дата производства 04.03.17, дата фасовки/выкладки 05.03.17); рыба корюшка (Камчатская) х/к, дата производства 02.03.17, дата фасовки/выкладки 03.03.17; рыба щука пласт (Новокузнецк), дата производства 03.03.17, дата фасовки/выкладки 06.03.17; рыба кета соломка (дата производства 03.03.17, дата фасовки/выкладки 04.03.17); рыба нерка филе (дата производства 04.03.17, дата фасовки/выкладки 06.03.17); рыба сит холодного копчения (дата производства 03.03.17, дата фасовки/выкладки 04.03.17); рыба вяленая пелядь (Новокузнецк), дата производства 03.03.17, дата фасовки/выкладки 04.03.17; рыба пелядь х/к (Якутск), дата производства 05.03.17, дата фасовки/выкладки 06.03.17); рыба омуль вяленый (Маломорский), дата производства 03.03.17, дата фасовки/выкладки 04.03.17); рыба вяленая окунь (Барнаул), дата производства 02.03.17, дата фасовки/выкладки 03.03.17; не представлены документы, подтверждающие безопасность), в связи с чем не представлена возможность проконтролировать условия хранения, сроки годности реализуемой продукции, в выставочной охлаждаемой витрине, находилась информация о продукции (прикрепленные маркировочные ярлыки продавца ООО "Эксперт").
В холодильной охлаждаемой витрине магазина "Мир пива" (ул. Циолковского, 1) на реализуемой рыбной продукции, продавцом ООО "Эксперт", допускается установление новых сроков годности на продукт (маркировочные ярлыки), указана не достоверная информация о дате изготовления, а именно: рыба плотва вяленая (Барнаул), дата производства 02.03.17, дата фасовки/выкладки 03.03.17, фактически дата изготовления, дата упаковки изготовителем ООО ТК "Барнаулрыба", 25.02.2017; рыба вяленая камбала (Делси), дата производства 02.03.17, дата фасовки/выкладки 03.03.17, фактически дата изготовления, дата упаковки изготовителем ООО "Делси-С", 24.01.2017; рыба омуль теща (Якутск), дата производства 02.03.17, дата фасовки/выкладки 05.03.17), фактически дата изготовления, 28.02.2017; рыба кижуч филе х/к (дата производства 05.03.17, дата фасовки/выкладки 06.03.17), фактически дата изготовления, дата упаковки изготовителем ООО "Золотая рыбка", 26.02.2017; рыба горбуша филе х/к (дата производства 03.03.17, дата фасовки/выкладки 04.03.17), фактически дата изготовления, дата упаковки изготовителем ООО "Золотая рыбка", 26.02.2017; рыба туруханка х/к (дата производства 04.03.17, дата фасовки/выкладки 05.03.17), фактически дата изготовления 14.02.2017, дата упаковки изготовителем ИП Тимонов A.M., 16.02.2017; рыба камбала с икрой х/к, дата производства 02.03.17, дата фасовки/выкладки 03.03.17), фактически дата изготовления, дата упаковки изготовителем ООО "Делси-С", 24.01.2017, годен до 15.04.17.
Руководителем предприятия ООО "Эксперт" не обеспечен строгий контроль за принимаемой продукцией в соответствии с требованиями нормативной и технической документацией и имеющих документы, подтверждающие их происхождение, безопасность для здоровья человека, что является нарушением, п. 7.1., п. 7.4., п. 8.24. п. п. 1. СП 2.3.6.1066-01, протокол осмотра от 06.03.2017 N 116/1-пн, фотоматериалы фото N1, фото N2).
2. Продавец ООО "Эксперт" в магазине "Мир пива" по адресу: г. Новокузнецк, улица Циолковского, 1, не располагает необходимым оборудованием обеспечивающим сохранение качества и безопасности пищевых продуктов при их хранении и реализации в месте продажи, в выставочном холодильном оборудовании торгового зала магазина хранение и реализация продукции не осуществляется в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, а именно: не соблюдаются условия хранения (температурного режима), установленные изготовителем, продукты рыбные холодного копчения:
-спинка путассу х/к, изготовитель ООО "Астронотус" (произведена продукция г. Кемерово, ул. У. Громовой, 16), согласно информации для потребителя указанного на упаковке дата изготовления 04 марта 2017, условия хранения при температуре от 0°С минус 5°С - срок годности заявленный изготовителем 35 суток, при температуре от 0°С до 2°С - срок годности заявленный изготовителем 14 суток;
- омуль теша холодного копчения (произведена продукция Россия, г. Якутск, ул. Радзинского, 24) согласно информации для потребителя указанного на транспортной упаковке дата изготовления 28 февраля 2017, условия хранения при температуре от 0°С - 8°С - срок годности заявленный изготовителем не более 2 месяца;
- камбала холодного копчения потрошеная, обезглавленная 1 сорт (произведена продукция ООО "Делси"-С", Красноярский край, г. Сосновоборск, ул. Заводская, 1/40) условия хранения при температуре от 0°С до - 5°С - 2 месяца, продукция изготовлена 14.02.17, годен до 15.04.17;
- рыба холодного копчения Туруханка (произведена продукция Томская область, г. Томск, пл. Соляная 6 ст. 2), условия хранения при температуре от 0 °С до минус 8°С - срок годности 50 суток, продукция изготовлена 14.02.17, дата упаковывания 16.02.2017;
- рыба кижуч филе холодного копчения (произведена продукция ООО "Золотая рыбка", Красноярский край, г. Назарово, ул. Березовая роща, д. 3 ст. 7), условия хранения при температуре от 0°С до -8°С - срок годности заявленный изготовителем не более 30 суток, продукция изготовлена 26.02.17;
- рыба горбуша филе холодного копчения (произведена продукция ООО "Золотая рыбка", Красноярский край, г. Назарово, ул. Березовая роща, д. 3 ст. 7), условия хранения при температуре от 0 °С до -5°С - срок годности заявленный изготовителем не более 30 суток, продукция изготовлена 26.02.17;
- рыбная продукция холодного копчения палочки лососевые копчено-вареные (произведена продукция ООО "ПК-Каприз рыбка", г. Кемерово, ул. Урицкого, 2, ж.р. Пионер), условия хранения при температуре от минус 5°С до 0 °С - срок годности заявленный изготовителем 60 суток, продукция изготовлена 01.03.2017. Продукты, рыбные холодного копчения, фактически хранятся в выставочной холодильной витрине (охлаждаемой) торгового зала магазина "Мир пива" при температуре: +4,8 °С (фактическое показание автоматического регулирования регистрации температуры установленное в холодильном оборудовании), показание в журнале регистрации температуры холодильного оборудования с 03.03.17-06.03.2017 г отсутствует), копия журнала регистрации температурного режима холодильного оборудования за февраль 2017 и начала марта (01.03.2017 температура 3°С -3,1°С; 02.03.2017 температура 2,4°С-3,7°С), что является нарушением п. 6.4., п. 7.5, п. 8.24. п. п. 3 СП 2.3.6.1066-01, П.З.З., п. п. 3.3.1, п. п. 3.3.2. СанПиН 2.3.2.1324-03, протокол осмотра от 06.03.2017 N 116/1-пн, фотоматериалы (фото N 1, фото N 2, фото N 3), маркировочные ярлыки (с транспортной тары изготовителей), объяснение от 06.03.2017.
3. В предприятии продовольственной торговли магазине "Мир пива" ООО "Эксперт" (г. Новокузнецк, улица Циолковского, 1) не обеспечен строгий контроль за принимаемой продукцией, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также в соответствии с требованиями нормативной и технической документацией: в реализации изделия хлебобулочные сухарные: сухарики "Бородинские", торговая марка "Полезное питание", изготовитель ООО "Полезное питание". Кемеровская область. Кемеровский район, поселок Металлоплощадка, ул. Спортивная, дом 3), дата изготовления 06.01.2017, вес 1000 гр (целлофановая упаковка), условия хранения и срок годности: при относительной влажности воздуха не более 75-78%, при температуре указанной на этикетке с продукцией -50 до + 200 не более 6 месяцев (магазином прикреплена этикетка: приход 10.01.17, вскрыт 2.03.17), на самой упаковке изготовителя (целлофановая упаковка) с продукцией указана дополнительная информация о сроках годности продукции: 06.01.17-05.07.17, что может вводить в заблуждение потребителей (приобретателей) об условиях хранения продукции; сухарики ржано-пшеничные соленые со сливочным вкусом, красной икры (вес нетто 1000 гр), торговая марка "Полезное питание", условия хранения и срок годности: при относительной влажности воздуха не более 75-78%, при температуре указанной на этикетке с продукцией -50 до + 200 не более 6 месяцев, отсутствует дата изготовления, что может вводить в заблуждение потребителей (приобретателей) о сроках годности продукции, условиях хранения, что является нарушением ст. 17. п. 7., п. 9., п. 12. TP ТС 021/2011, СТ.4.П. 4.2., П.4.12.ТР ТС 022/2011, п. 8.24. СП 2.3.6.1066-01, протокол осмотра от 06.03.2017 N 116/1-пн, прилагаются фотоматериалы (фото N 4, фото N 5, фото N 7, фото N 8, фото N 9, фото N 11, фото N 12, фото N 13), этикетки (маркировочные ярлыки).
По факту выявленного нарушения 10.08.2017 должностным лицом Роспотребнадзора составлен протокол по делу об административном правонарушении в отношении юридического лица N 1409 по признакам состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанные выше обстоятельства послужили основанием для обращения административного органа в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
Привлекая общество к административной ответственности и удовлетворяя заявленные требований, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава вменяемого правонарушения, отсутствия оснований для квалификации правонарушения в качестве малозначительного.
Рассмотрев материалы дела повторно в порядке главы 34 АПК РФ, суд апелляционной инстанции соглашается с правильностью выводов суда первой инстанции, отклоняя доводы апелляционной жалобы, исходит из следующих норм права и обстоятельств по делу.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Арбитражный суд по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении к административной ответственности или об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности.
Согласно части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
В силу части 2 указанной статьи действия, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений, влекут наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения либо без таковой.
При этом согласно примечанию к статье 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правоотношениях под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11.12.2009, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере предпринимательской деятельности, связанные с исполнением требований технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, повлекшим причинение вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений либо создавшие угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, жизни или здоровью животных и растений.
Основу правового регулирования указанных правоотношений составляет Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), в силу п. 1 ст. 46 которого до принятия соответствующих технических регламентов требования к продукции или к связанным с ней процессам производства, хранения, реализации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям защиты жизни или здоровья граждан, предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
В силу положений пункта 1 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов требования к продукции или к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению в части, соответствующей целям: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей.
Согласно статье 2, части 6 статьи 7 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" технический регламент - документ, который устанавливает обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования, и применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от вида нормативного правового акта, которым он принят, страны и (или) места происхождения продукции и физических и юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями, в том числе потребителями.
Пунктом 1 ст. 36 Закона N 184-ФЗ установлено, что за нарушение требований технических регламентов изготовитель (исполнитель, продавец, лицо, выполняющее функции иностранного изготовителя) несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Как определено пунктом 1 статьи 4 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей", продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору.
Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям (п. 5 ст. 4 Закона).
Согласно п. 1 ст. 7 Закона о защите прав потребителей потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
Если на товары (работы, услуги) законом или в установленном им порядке установлены обязательные требования, обеспечивающие их безопасность для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды и предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, соответствие товаров (работ, услуг) указанным требованиям подлежит обязательному подтверждению в порядке, предусмотренном законом и иными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (далее - Закон N 29-ФЗ) в обороте могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям нормативных документов и прошедшие государственную регистрацию в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ч. 3 п. 2 ст. 3 Закона N 29-ФЗ не могут находиться в обороте пищевые продукты, материалы и изделия, которые не имеют удостоверений качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий, документов изготовителя, поставщика пищевых продуктов, материалов и изделий, подтверждающих их происхождение, в отношении которых отсутствует информация о государственной регистрации и подтверждении соответствия требованиям нормативных документов (пищевые продукты, материалы и изделия, подлежащие государственной регистрации и обязательному подтверждению соответствия).
По положениям пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 02.01.2000 N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность по изготовлению и обороту пищевых продуктов, материалов и изделий, обязаны организовывать и проводить производственный контроль за их качеством и безопасностью, соблюдением требований нормативных и технических документов к условиям изготовления и оборота пищевых продуктов, материалов и изделий.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством, в том числе, выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
В силу статьи 11 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг, а также при производстве, транспортировке, хранении и реализации продукции.
Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие производство, закупку, хранение, транспортировку, реализацию пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующих с ними материалов и изделий, должны выполнять санитарные правила и проводить мероприятия по обеспечению их качества.
Для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц соблюдение санитарных правил является обязательным (пункт 3 статьи 39 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
Решением Комиссии Таможенного Союза от 09.12.2011 N 880 принят технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", который устанавливает требования безопасности (включая санитарно-эпидемиологические, гигиенические и ветеринарные) к пищевой продукции и связанным с требованиями к пищевой продукции процессам производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации.
Согласно статье 2 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции", утвержденного Решением комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 880 (далее по тексту - Технический регламент), целями принятия настоящего технического регламента являются, в том числе защита жизни и (или) здоровья человека.
Пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при ее соответствии Техническому регламенту.
Статьей 4 названного ТР ТС установлено, что срок годности пищевой продукции - период времени, в течение которого пищевая продукция должна полностью соответствовать предъявляемым к ней требованиям безопасности, установленным названным техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, а также сохранять свои потребительские свойства, заявленные в маркировке, и по истечении которого пищевая продукция не пригодна для использования по назначению.
В соответствии с пунктом 2 статьи 5 ТР ТС 021/2011 пищевая продукция, соответствующая требованиям настоящего технического регламента, иных технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, и прошедшая оценку (подтверждение) соответствия, маркируется единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.
В силу пункта 4 статьи 5 упомянутого ТР ТС пищевая продукция с истекшими сроками годности подлежит изъятию из обращения участником хозяйственной деятельности (владельцем пищевой продукции) самостоятельно, либо по предписанию уполномоченных органов государственного контроля (надзора) государства - члена Таможенного союза.
Как установлено в статье 7 ТР ТС 021/2011, пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной, показатели безопасности пищевой продукции установлены в Приложениях 1, 2, 3, 4, 5 и 6 к настоящему техническому регламенту. В пищевой продукции, находящейся в обращении, не допускается наличие возбудителей инфекционных, паразитарных заболеваний, их токсинов, представляющих опасность для здоровья человека и животных.
В пункте 1 статьи 10 ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" определено, что изготовители, продавцы и лица, выполняющие функции иностранных изготовителей пищевой продукции, обязаны осуществлять процессы ее производства (изготовления), хранения, перевозки (транспортирования) и реализации таким образом, чтобы такая продукция соответствовала требованиям, установленным к ней настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Пунктом 1 статьи 13 Технического регламента ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", регламентировано, что продовольственное (пищевое) сырье, используемое при производстве (изготовлении) пищевой продукции, должно соответствовать требованиям, установленным настоящим техническим регламентом и (или) техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции, и быть прослеживаемым.
Частями 7, 12 статьи 17 Технического регламента Таможенного союза 021/2011 "О безопасности пищевой продукции" закреплено, что при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем.
Установленные изготовителем условия хранения должны обеспечивать соответствие пищевой продукции требованиям настоящего технического регламента и технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
При реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем.
Согласно статье 20 ТР ТС 021/2011 соответствие пищевой продукции данному техническому регламенту обеспечивается выполнением его требований безопасности и выполнением требований безопасности технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Как установлено в статье 39 приведенного Регламента, маркировка пищевой продукции должна соответствовать требованиям технического регламента Таможенного союза, устанавливающего требования к пищевой продукции в части ее маркировки, и (или) соответствующим требованиям технических регламентов Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции.
Технический регламент Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" разработан в соответствии с Соглашением о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации от 18 ноября 2010 года, с целью установления на единой таможенной территории Таможенного союза единых обязательных для применения и исполнения требований к пищевой продукции в части ее маркировки, обеспечения свободного перемещения пищевой продукции, выпускаемой в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза.
Данный технический регламент Таможенного союза распространяется на выпускаемую в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза пищевую продукцию в части ее маркировки.
В силу статьи 3 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, пищевая продукция выпускается в обращение на рынке при соответствии ее маркировки настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно подпункту 4 пункта 1 части 4.1 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки", утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 881, маркировка упакованной пищевой продукции должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) состав пищевой продукции, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 7 части 4.4 настоящей статьи и если иное не предусмотрено техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции;
3) количество пищевой продукции;
4) дату изготовления пищевой продукции;
5) срок годности пищевой продукции;
6) условия хранения пищевой продукции, которые установлены изготовителем или предусмотрены техническими регламентами Таможенного союза на отдельные виды пищевой продукции. Для пищевой продукции, качество и безопасность которой изменяется после вскрытия упаковки, защищавшей продукцию от порчи, указывают также условия хранения после вскрытия упаковки;
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции (далее - наименование и место нахождения изготовителя), а также в случаях, установленных настоящим техническим регламентом Таможенного союза, наименование и место нахождения уполномоченного изготовителем лица, наименование и место нахождения организации-импортера или фамилия, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя-импортера (далее наименование и место нахождения импортера);
8) рекомендации и (или) ограничения по использованию, в том числе приготовлению пищевой продукции в случае, если ее использование без данных рекомендаций или ограничений затруднено, либо может причинить вред здоровью потребителей, их имуществу, привести к снижению или утрате вкусовых свойств пищевой продукции;
9) показатели пищевой ценности пищевой продукции с учетом положений части 4.9 настоящей статьи;
10) сведения о наличии в пищевой продукции компонентов, полученных с применением генно-модифицированных организмов (далее - ГМО);
11) единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союз.
Пунктом 1 части 4.2 статьи 4 Технического регламента Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки" установлено, что маркировка транспортной упаковки, в которую помещена пищевая продукция, должна содержать следующие сведения:
1) наименование пищевой продукции;
2) количество пищевой продукции;
3) дату изготовления пищевой продукции;
4) срок годности пищевой продукции;
5) условия хранения пищевой продукции;
6) сведения, позволяющие идентифицировать партию пищевой продукции (например, номер партии);
7) наименование и место нахождения изготовителя пищевой продукции или фамилию, имя, отчество и место нахождения индивидуального предпринимателя - изготовителя пищевой продукции.
Согласно требованиям п. п. 7.8, 7.11, 7.29, 8.11, 8.24, 9.5, 15.1, 15.2 санитарных правил "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья. СанПиН 2.3.6.1079-01", утвержденных Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 06.11.2001, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организации запрещается принимать:
- продовольственное сырье и пищевые продукты без документов, подтверждающих их качество и безопасность;
- мясо и субпродукты всех видов сельскохозяйственных животных без клейма и ветеринарного свидетельства;
- рыбу, раков, сельскохозяйственную птицу без ветеринарного свидетельства;
- непотрошеную птицу (кроме дичи);
- яйца с загрязненной скорлупой, с насечкой, "тек", "бой", а также яйца из хозяйств, неблагополучных по сальмонеллезам, утиные и гусиные яйца;
- консервы с нарушением герметичности банок, бомбажные, "хлопуши", банки с ржавчиной, деформированные, без этикеток;
- крупу, муку, сухофрукты и другие продукты, зараженные амбарными вредителями;
- овощи и фрукты с наличием плесени и признаками гнили;
- грибы несъедобные, некультивируемые съедобные, червивые, мятые;
- пищевые продукты с истекшими сроками годности и признаками недоброкачественности;
- продукцию домашнего изготовления.
Продукты следует хранить согласно принятой классификации по видам продукции: сухие (мука, сахар, крупа, макаронные изделия и др.); хлеб; мясные, рыбные; молочно-жировые; гастрономические; овощи и фрукты.
Сырье и готовые продукты следует хранить в отдельных холодильных камерах.
В небольших организациях, имеющих одну холодильную камеру, а также в камере суточного запаса продуктов допускается их совместное кратковременное хранение с соблюдением условий товарного соседства (на отдельных полках, стеллажах).
При хранении пищевых продуктов необходимо строго соблюдать правила товарного соседства, нормы складирования, сроки годности и условия хранения. Продукты, имеющие специфический запах (специи, сельдь и т.д.), следует хранить отдельно от продуктов, воспринимающих посторонние запахи (масло сливочное, сыр, яйцо, чай, соль, сахар и др.).
Маркировочный ярлык каждого тарного места с указанием срока годности данного вида продукции следует сохранять до полного использования продукта.
Салаты, винегреты и нарезанные компоненты в незаправленном виде хранят при температуре 4 +/- 2 град. С не более 6 часов. Заправлять салаты и винегреты и нарезанные компоненты следует непосредственно перед отпуском.
Условия хранения салатов с продленными сроками годности должны соответствовать требованиям технических условий, на которые выдается санитарно-эпидемиологическое заключение органов и учреждений госсанэпидслужбы в установленном порядке.
Салаты из свежих овощей, фруктов и зелени готовят партиями по мере спроса.
Для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) в организациях запрещается:
- изготовление и продажа изделий из мясной обрези, свиных баков, диафрагмы, крови, рулетов из мякоти голов;
- изготовление макарон по-флотски;
- использование творога из непастеризованного молока;
- приготовление блинчиков с творогом из непастеризованного молока;
- использование сырого и пастеризованного фляжного молока в натуральном виде без предварительного кипячения;
- переливание кисломолочных напитков (кефир, ряженка, простокваша, ацидофилин и др.) из потребительской тары в котлы - их порционируют непосредственно из бутылок, пакетов в стаканы или подают на раздачу в заводской упаковке;
- использование простокваши-самокваса в качестве напитка, приготовление из него творога;
- приготовление консервов овощных, мясных, рыбных, грибных в герметичной таре;
- приготовление кисломолочных напитков, производство пива, алкогольных и безалкогольных напитков;
- приготовление сушеной и вяленой рыбы;
- изготовление сухих грибов запрещается оставлять на следующий день:
- салаты, винегреты, паштеты, студни, заливные блюда, изделия с кремом и др. особо скоропортящиеся холодные блюда (кроме тех видов, сроки годности на которые пролонгированы органами и учреждениями госсанэпидслужбы в установленном порядке);
- супы молочные, холодные, сладкие, супы-пюре;
- мясо отварное порционированное для первых блюд, блинчики с мясом и творогом, рубленые изделия из мяса, птицы, рыбы;
- соусы;
- омлеты;
- картофельное пюре, отварные макароны;
- напитки собственного производства.
Руководитель организации обеспечивает:
- наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;
- выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;
- должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;
- организацию производственного и лабораторного контроля;
- необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
- прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
- наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
- своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
- организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;
- выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;
- наличие санитарного журнала установленной формы;
- ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и др.);
- условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
- организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;
- исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;
- наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
- проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
- наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
- организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
При проведении контрольных мероприятий административным органом установлен и доказан факт нахождения у ООО "Эксперт" пищевой продукции с нарушением указанных выше требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 "О безопасности пищевой продукции", Технического регламента Таможенного союза 022/2011 "Пищевая продукция в части ее маркировки".
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что нарушение требований безопасности к пищевой продукции, находящейся на реализации, является достаточным обстоятельством, свидетельствующим о наличии угрозы причинения вреда жизни и здоровью граждан. Тем самым Общество создало реальный риск приобретения потребителями небезопасной пищевой продукции и употребления такой продукции в пищу.
Таким образом, в действиях заявителя имеется событие вмененного ему в вину административного правонарушения.
Факт наличия выявленных в ходе проверки нарушений установленных требований подтверждается имеющимися в материалах дела доказательствами, в том числе, протоколом по делу об административном правонарушении N 1409 от 10.08.2017; протоколом об осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 06.03.2017, фотоматериалами и другими материалами.
В соответствии с частью 3 статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях выяснению подлежит, в том числе виновность лица в совершении административного правонарушения.
В силу статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих об отсутствии у общества возможности для недопущения нарушений требований технических регламентов, обязательных требований к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам ее реализации материалы дела не содержат. Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в совершенном обществом деянии вины вмененного ему административного правонарушения.
Общество, как профессиональный участник рынка, осуществляющий продажу пищевой продукции потребителям, обязано было принять все необходимые меры для того, чтобы продукция, производимая и реализуемая им, соответствовала техническим регламентам или иным обязательным требованиям, предъявляемым к ней.
Анализ содержания нормы части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях позволяет сделать вывод о том, что для квалификации деяния в качестве содержащего признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, достаточно установления факта хранения с целью последующей реализации продукции, не отвечающей требованиям безопасности (с истекшим сроком годности, без соответствующей маркировки и документов, подтверждающих ее качество и безопасность) и не требуется реального наступления вредных последствий в виде причинения вреда здоровью, поскольку даже указанный факт сам по себе создает реальную угрозу жизни и здоровью потребителей.
Из положений Закона N 29-ФЗ также следует, что использование товара, с истекшим сроком годности, а также не содержащим предусмотренную законом маркировку ставит под угрозу безопасность жизни и здоровья потребителя, при этом выявленные административным органом нарушения обществом норм ТР ТС 022/2011, Требований N 299, и Закона N 29-ФЗ создали угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, поскольку хранение и последующая реализация пищевой продукции, не отвечающей требованиям безопасности, уже само по себе объективно создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, и для констатации данного факта не требуется проведения каких-либо экспертиз качества такой продукции, либо наличия информации об уже заболевших или умерших людях по причине употребления данной продукции.
Таким образом, поскольку допущенное обществом правонарушение посягает на установленный нормативными правовыми актами порядок общественных отношений в сфере соблюдения требований технических регламентов, имеющих своей целью охрану жизни и здоровья граждан, и фактически создает угрозу причинения вреда жизни или здоровью потребителей, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что в данном случае деяние общества правомерно квалифицировано управлением по части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Поскольку ООО "Эксперт", юридический адрес: РФ, Кемеровская область, 650070, город Кемерово, проспект Молодежный, дом 4, помещение 2; фактический адрес: РФ, Кемеровская область, 654041, г. Новокузнецк, улица Циолковского, 1, магазин "Мир пива" ООО "Эксперт", является продавцом продуктов питания населению, оно ответственно за соблюдением требований, несоблюдение которых образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренное в данном случае частью 2 статьей 14.43. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях "Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов".
Доводы общества о непредставлении административным органом допустимых доказательств, того, что нарушения имели место быть (соблюдения температурного режима хранения рыбной продукции, не представление сопроводительных документов, подтверждающих их происхождение и безопасность, установление новых сроков годности (недостоверной информации о датах изготовления рыбной продукции от производителей) отсутствием строго контроля за принимаемой продукцией (рыбная продукция, изделия хлебобулочные сухарные)) отклоняются апелляционной инстанцией, как необоснованные.
Из материалов дела следует, что термальным отделом у общества были истребованы необходимые для проведения административного расследования документы. Однако, на реализуемые партии рыбы х/к, рыба вяленая не были представлены документы, подтверждающие безопасность, в связи с чем не представлена была возможность проконтролировать условия хранения, сроки годности реализуемой продукции, в выставочной охлаждаемой витрине. В холодильной охлаждаемой витрине находилась рыбная продукция в ассортименте с прикрепленными маркировочными ярлыками продавца ООО "Эксперт" с другими датами производства от изготовителей продукции:
В соответствии требования п.6.4., п.7.5., п.8.24 п.п.З СП 2.3.6.1066-01: контроль за температурно-влажностным режимом хранения продуктов в охлаждаемых камерах, складских помещениях.... и т.д. производится ежедневно с помощью термометров и психрометров; хранение пищевых продуктов должно осуществляться в соответствии с действующей нормативной и технической документацией при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима хранения каждого вида продукции; в организациях торговли запрещается реализация продукции при отсутствии необходимых условий для соблюдения температурных и влажностных условий хранения; п.3.3., п.п.3.3.1., п.п. 3.3.2. СанПиН 2.3.2.1324-03: для скоропортящихся и особо скоропортящихся пищевых продуктов должны устанавливаться условия хранения, обеспечивающие пищевую ценность и безопасность их для здоровья человека; хранение пищевых продуктов должно осуществляться в установленном порядке при соответствующих параметрах температуры, влажности и светового режима для каждого вида продукции: продавец ООО "Эксперт" в магазине "Мир пива" по адресу: г. Новокузнецк, улица Циолковского, 1, не соблюдаются условия хранения (температурного режима), установленные изготовителем, продукты рыбные холодного копчения.
В соответствии требования п. 7., п.9., п.12 ст. 17 TP ТС 021/2011 (при хранении пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и срок годности, установленные изготовителем, пищевая продукция, находящаяся на хранении, должна сопровождаться информацией об условиях хранения, сроке годности данной продукции, при реализации пищевой продукции должны соблюдаться условия хранения и сроки годности такой продукции, установленные ее изготовителем); ст.4.п.4.2., п.4.12. TP ТС 022/2011 (маркировка пищевой продукции, помещенной в транспортную упаковку должна содержать условия хранения пищевой продукции, маркировка пищевой продукции, должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить в заблуждение потребителей (приобретателей), способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения); п.8.24. СП 2.3.6.1066-01 (в организации торговли запрещается реализация продукции без наличия на этикетке (листе-вкладыше) информации, наносимой в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, а также нормативной и технической документации):
Данные обстоятельства, указывающие на нарушения обязательных требований технических регламентов Таможенного союза TP ТС 021/2011, TP ТС 022/2011, СП 2.3.6.1066-01, СанПиН 2.3.2.1324-03, продукции не соответствующей требованиям безопасности, в процессе хранения, реализации, несет потенциальную угрозу возникновения и распространения инфекционных и неинфекционных заболеваний (отравлений), а соответственно угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан, в случае приобретения и употребления ими данной продукции.
Срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела об административном правонарушении и назначения административного наказания не истек.
С учетом изложенного, наличие события и состава правонарушения подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного КоАП РФ порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено, в связи с чем у суда первой инстанции имелись основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.43 КоАП РФ, и назначения ему административного наказания.
Размер административного штрафа, определенный судом первой инстанции в сумме 300 000 рублей, проверен судом апелляционной инстанции и признан обоснованным, соответствующим минимальному размеру административного штрафа, предусмотренного санкцией части 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По мнению суда апелляционной инстанции, назначенное обществу наказание отвечает принципам разумности и справедливости, соответствует тяжести совершенного правонарушения и обеспечивает достижение целей административного наказания, предусмотренных частью 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В данной части возражений не заявлено.
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП РФ, части 2 статьи 4.1 КоАП РФ судом назначено наказание в рамках санкции статьи, предусмотренной данной статьей; основания для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ судом не установлено.
Отклоняя доводы апеллянта изложенные им в дополнениях к апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не может согласиться с позицией апеллянта о наличии оснований для признания выявленного правонарушения малозначительным и для освобождения общества от ответственности за его совершение, исходя из следующего.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. Из статьи 2.9 КоАП РФ, рассматриваемой с учетом смысла, придаваемого ей сложившейся правоприменительной практикой, следует, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного суды должны исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения; малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям (пункт 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях". Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Оценив представленные доказательства, характер и степень общественной опасности суд апелляционной инстанции не находит оснований для квалификации допущенного Обществом правонарушения в качестве малозначительного.
Существенная угроза правонарушений в области технического регулирования процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуска в обращение продукции заключается в создании условий для возникновения угрозы причинения вреда жизни или здоровью граждан, а также имуществу физических и юридических лиц, государства и иных публично-правовых образований.
В то же время соблюдение требований технических регламентов, устанавливающих правила производства и оборота конкретного вида продукции и товаров, способствует обеспечению условий для их безопасного использования. При этом допущенное обществом в рассматриваемом случае правонарушение само по себе посягает на установленные государством требования реализации пищевой продукции. При таких обстоятельствах доводы общества, изложенные как в апелляционной жалобе, так и дополнениях, по мнению суда апелляционной инстанции, не свидетельствуют о наличии оснований для применения положений статьи 2.9 КоАП РФ и признания совершенного правонарушения малозначительным, поскольку обстоятельства совершения рассматриваемого административного правонарушения не обладают свойством исключительности.
В целом доводы апелляционной жалобы основаны на ошибочном толковании обществом норм права и обстоятельств по делу, не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, направлены на переоценку фактических обстоятельств дела и представленных доказательств по нему, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Вопрос о взыскании государственной пошлины с апелляционной жалобы судом не рассматривается, поскольку жалобы на решения арбитражного суда по заявлениям административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагаются.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 27 октября 2017 г. по делу N А27-19377/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Колупаева |
Судьи |
С.В. Кривошеина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-19377/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2018 г. N Ф04-1057/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кемеровской области в г. Новокузнецке и Новокузнецком районе
Ответчик: ООО "Эксперт"