Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф08-2248/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
25 декабря 2017 г. |
дело N А32-32862/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ефимовой О.Ю.,
судей Гуденица Т.Г., Сулименко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мируковой Я.Ю.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Дилар" - Иванов - Кулигин Е.С. по доверенности от 09.01.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Дилар" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2017 по делу N А32-32862/2017, принятое в составе судьи Чеснокова А.А. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Дилар" к Краснодарской таможне об оспаривании постановления
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Дилар" (далее - ООО "Дилар", общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Краснодарской таможне (далее - таможня, таможенный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 05.07.2017 N 10309000-655/2017 о привлечении к административной ответственности по части 3 статье 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2017. В удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что в действиях общества имеется состав вмененного административного правонарушения.
ООО "Дилар" обжаловало решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), и просило его отменить, ссылаясь на отсутствие вины в совершенном правонарушении.
В отзыве на апелляционную жалобу таможенный орган указал на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
В судебном заседании представитель общества просил решение суда отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Таможенный орган представителя в судебное заседание не направил, о времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
В соответствии со статьями 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в порядке апелляционного производства в отсутствие представителя таможни.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя общества, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, во исполнение контракта от 10.01.2017 N 1, заключенного с американской компанией "Nek Continental Corp", в адрес общества на Крымский таможенный пост Краснодарской таможни по транзитной декларации N 10317100/210317/0004472, транспортной накладной от 21.03.2017 N 193 поступил товар (ковры).
С целью уточнения веса и артикулов вышеуказанного товара менеджером по таможенному оформлению ООО "Дилар" Куруленко В.Г. подано заявление от 23.03.2017 на вскрытие контейнеров.
Декларация на ввезенные товары (далее - ДТ) N 10309090/240317/0001319 была направлена Куруленко В.Г. посредством электронной связи с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления и содержала в графе 32 в отношении товара N 2 следующие сведения: "ковры, напольные покрытия готовые R 401142 ковер 1524 мм. Х2133,6 мм. - 2 шт.", изготовитель JAVI HOME (Р) LTD, товарный знак: ASHLEY, код ТНВЭД ЕАЭС 5705003000, вес брутто 18 кг. нетто 18 кг., страна происхождения Индия.
В качестве документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, обществом при таможенном декларировании товара N 2 по названной ДТ в графе 44 товара N 2 была указана, а затем представлена таможенному органу в ходе проверки декларация о соответствии от 16.03.2017 N ЕАЭС N RU Д-IN.АБ15.В.01996.
Поскольку при приеме таможенной декларации N 10309090/240317/0001319 был выявлен риск недостоверного декларирования, таможенным органом было принято решение о проведении таможенного досмотра в объеме 100% с полным взвешиванием, вскрытием и пересчетом грузовых мест, в ходе которого должностным лицом таможни в присутствии представителя общества - специалиста по таможенному оформлению - Куруленко В.Г. установлено, что ковер размером 1524 мм Х 2133,6 мм, изготовитель и товарный знак - не установлены, количество 2 шт., упакованы в полимерную пленку. На упаковке имеется этикетка, на которой имеется надпись на иностранном языке "MEDIUM RUG", "MADE IN USA", "TO: ASHLEY FURNITURE INDUSTRIES, INC.", артикул: R401142, получатель: ООО "Дилар". На товаре также имеется этикетка, на которой имеется надпись на иностранном языке "HOME ACCENTS RUG COLLECTIONS", "MADE IN THE USA OF U.S. AND IMPORTED MATERIALS", согласно маркировки, состав 100% POLYESTER (акт таможенного досмотра N10309090/270317/000175)
Данное обстоятельство явилось основанием для отказа в выпуске спорного товара на основании статьи 201 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС).
Сделав вывод о том, что обществом при декларировании товара N 2 по спорной ДТ, в таможенный орган в качестве документа, свидетельствующего о соблюдении запретов и ограничений представлен недействительный документ - декларация о соответствии от 16.03.2017 N ЕАЭС N RU Д-IN.АБ15.В.01996, действие которой не распространяется в полном объеме на товар, фактически поступивший в адрес общества, таможня 21.03.2016 возбудила в отношении общества дело по признакам административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
По данному факту таможенным органом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении от 28.06.2017 N 10309000-655/2017.
Постановлением Краснодарской таможни от 05.07.2017 по делу об административном правонарушении N 10309000-655/2017 ООО "Дилар" было признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с постановлением таможенного органа, общество оспорило его в судебном порядке.
Согласно, части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Диспозиция части 3 статьи 16.2 КоАП РФ состоит в заявлении декларантом или таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений о товарах либо представление недействительных документов, если такие сведения или документы послужили или могли послужить основанием для несоблюдения установленных международными договорами государств - членов Евразийского экономического союза, решениями Евразийской экономической комиссии, нормативными правовыми актами Российской Федерации запретов и ограничений.
В пункте 2 примечания к статье 16.1 КоАП РФ предусмотрено, что для целей применения настоящей главы под недействительными документами понимаются поддельные документы, документы, полученные незаконным путем, документы, содержащие недостоверные сведения, документы, относящиеся к другим товарам и (или) транспортным средствам, и иные документы, не имеющие юридической силы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество при декларировании товара N 2 предоставило недействительную декларацию соответствия, которая распространяла свое действие только в отношении товара, производителем которого являлась Индия.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (часть 1 статьи 152 ТК ТС).
Согласно пункту 8 части 1 статьи 4 ТК ТС под запретами и ограничениями понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.
В соответствии со статьей 179 ТК ТС товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. Таможенное декларирование производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта, в письменной и (или) электронной формах с использованием таможенной декларации.
При помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В декларации на товары указываются достоверные сведения о товарах: наименование, описание, а также сведения о соблюдении ограничений, сведения о производителе товаров, сведения о документах, представляемых в соответствии со статьей 183 Таможенного кодекса (статья 181 ТК ТС).
В силу статьи 183 ТК ТС подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством. К таким документам относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений.
Статьей 188 ТК ТС определено, что при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру, декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством Таможенного союза; предъявить декларируемые товары в случаях, установленных Таможенным Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить причитающиеся платежи и (или) обеспечить их уплату в соответствии с таможенным законодательством; соблюдать требования и условия использования товаров в соответствующей таможенной процедуре; выполнять иные требования, предусмотренные Кодексом.
Согласно статье 189 ТК ТС декларант несет ответственность в соответствии с законодательством государств - членов таможенного союза за неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, а также за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации.
В соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры необходимы для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений, а также для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся, в том числе, применения таможенного законодательства Российской Федерации и представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с грузовой таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям (статья 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности").
Согласно пункту 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено этим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.
Для помещения продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, под таможенные процедуры, предусматривающие возможность отчуждения или использования этой продукции в соответствии с ее назначением на территории Российской Федерации, в таможенные органы одновременно с таможенной декларацией заявителем либо уполномоченным заявителем лицом представляются декларация о соответствии или сертификат соответствия либо документы об их признании в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Представление указанных документов не требуется в случае помещения продукции под таможенную процедуру отказа в пользу государства (пункт 1 статьи 29 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия (пункт 3 статьи 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
С 01.07.2012 вступил в силу Технический регламент Таможенного Союза ТР ТС 017/2011 "О безопасности продукции легкой промышленности" (далее - ТР ТС 017/2011), действие которого распространяется, в том числе, на покрытия и изделия ковровые машинного способа производства.
Приложением N 1 к ТР ТС 017/2011 утвержден перечень продукции, в отношении которого устанавливаются требования технического регламента, и в отношении которого подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу одного из документов о соответствии, подтверждающих соблюдение требований технического регламента, в том числе, ковры машинного способа производства.
Как следует из материалов дела, и обществом не оспаривается, ввезенный обществом товар входит в Перечень продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технического регламента.
В соответствии со статьей 9 ТР ТС 017/2011 маркировка продукции должна быть достоверной, читаемой и доступной для осмотра и идентификации. Маркировку наносят на изделие, этикетку, прикрепляемую к изделию, или товарный ярлык, упаковку изделия, упаковку группы изделий или листок-вкладыш к продукции.
Маркировка должна содержать следующую обязательную информацию: наименование продукции; наименование страны-изготовителя; наименование изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; юридический адрес изготовителя или продавца, или уполномоченного изготовителем лица; размер изделия; состав сырья; товарный знак (при наличии); единый знак обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза; гарантийные обязательства изготовителя (при необходимости); дату изготовления; номер партии продукции (при необходимости). Маркировка и информация должна быть представлена на русском языке или государственном языке государства - члена Таможенного союза, на территории которого данное изделие производится и реализуется потребителю. Для импортной продукции допускается наименование страны, где изготовлена продукция, наименование изготовителя и его юридический адрес указывать с использованием букв латинского алфавита.
Между тем, согласно результатам проведенного таможенного контроля в форме таможенного досмотра (АТД N 10309090/270317/000175), установлено, что согласно маркировке на индивидуальной упаковке товара N 2, задекларированного по ДТ N 10309090/240317/0001319, страной изготовления товара является Соединенные Штаты Америки, в то время как декларация о соответствии от 16.03.2017 N ЕАЭС N RU Д-IN.АБ15.В.01996, выдана в отношении товара: "изделия ковровые машинного способа вязания из синтетических, хлопчатобумажных и шерстяных нитей: ковры напольные, с маркировкой ASHLEY", производитель "JAVI HOME (Р) LTD", Индия.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что обществом при декларировании товара N 2 представлен недействительный документ - декларация о соответствии от 16.03.2017 N ЕАЭС N RU Д-IN.АБ15.В.01996, относимость которой к спорному товару не установлена, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Довод жалобы об отсутствии субъективной стороны правонарушения в виде вины общества подлежит отклонению по следующим основаниям.
Субъектом административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ, является декларант либо таможенный представитель (специализированная организация, с которой заключен договор для таможенного оформления товара), то есть лицо, непосредственно совершившее действия, связанные с декларированием товаров и представлением в таможенный орган документов. В рассматриваемом случае субъектом административного правонарушения является общество, поскольку именно менеджером по таможенному оформлению общества как его работником на основании трудового договора от 04.10.2010 (т.1 л.д. 52) заполнена и подана в таможенный орган декларация о товарах, а также представлены в таможенный орган разрешительные документы, подтверждающие соблюдение установленных запретов и ограничений.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Произведя осмотр до подачи декларации, у общества имелась возможность исключить возможное нарушение таможенного законодательства Таможенного союза, однако, общество не проявило должной степени заботливости и осмотрительности при осуществлении обязанностей участника таможенных правоотношений.
Совокупность всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Порядок и срок привлечения общества к административной ответственности соблюдены. Доказательства обратного общество не представило.
Административный штраф назначен обществу в пределах санкции части 3 статьи 16.2 КоАП РФ.
Оснований для признания совершенного правонарушения малозначительным и применения статьи 4.1 КоАП РФ суд апелляционной инстанции не усматривает.
Иные доводы апелляционной жалобы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, поскольку не опровергают законности принятого судебного акта в силу вышеизложенного.
Нарушений норм процессуального права, в силу части 4 статьи 270 АПК РФ являющихся безусловным основанием отмены судебного акта, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 24.10.2017 по делу А32-32862/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия настоящего постановления, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Ю. Ефимова |
Судьи |
Т.Г. Гуденица |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32862/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 17 апреля 2018 г. N Ф08-2248/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Дилар"
Ответчик: Краснодарская таможня