Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф08-2319/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А63-240/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 декабря 2017 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Афанасьева Л.В., Параскевова С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дунаевой Н.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Тавакаловой Розы Мехтаровны на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2017 по делу N А63-240/2017 (судья Жирнова С.Л.),
по заявлению индивидуального предпринимателя Тавакаловой Розы Мехтаровны (ОГРНИП 304263514000141)
к администрации города Ставрополя (ОГРН 1022601931901),
третьи лица: комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, акционерное общество "Ставропольские городские электрические сети", публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации", комитет градостроительства администрации города Ставрополя,
об оспаривании действия (бездействия),
в отсутствие представителей сторон;
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2017 отказано в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя индивидуального предпринимателя Тавакаловой Розы Мехтаровны (далее - заявитель) к администрации города Ставрополя (далее - администрация) о признании незаконными действий администрации, выразившихся в отказе в предоставлении муниципальной услуги по предоставлению в аренду находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:20, расположенного по ул. Доваторцев, 64-в в квартале 437 в г. Ставрополе, назначение - для проектирования и строительства кафе при сервисном комплексе, выраженного в уведомлении об отказе N 08/14-8433с от 17.11.2016; об обязании администрации устранить нарушение, а именно в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу без проведения торгов подготовить и направить в адрес заявителя проект договора аренды, находящегося в муниципальной собственности земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:20, расположенного по ул. Доваторцев, 64-в в квартале 437 в г. Ставрополе, назначение - для завершения строительства кафе при сервисном комплексе, сроком на три года (уточненные требования). Суд указал, что оспариваемый отказ администрации в предоставлении спорного земельного участка в аренду не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, что исключает удовлетворение заявленных в рамках настоящего дела требований.
В апелляционной жалобе предприниматель просит отменить решение суда и удовлетворить требования, ссылаясь на неполное исследование судом всех обстоятельств по делу и несоответствие им выводов суда. Податель жалобы считает, что, так как спорный земельный участок использовался заявителем на основании договоров аренды с 2003 года. В настоящее время строительство на спорном земельном участке не ведется в связи с отсутствием разрешения на строительство из-за отсутствия зарегистрированного договора аренды. Статьи 25, 26 Земельного кодекса никаких условий, касающихся размеров строительной площадки, параметров установки ограждающих конструкций и т.п. не содержат. В материалах дела не имеется никаких документов, свидетельствующих о передаче администрацией земельного участка, используемого Тавакаловой P.M., для строительства ОАО "Вымпел-Коммуникации" ВОЛС, а также не имеется ни одного документа, из которого можно было бы установить действительное место положение ВОЛС в границах спорного земельного участка. Кроме того, поскольку спорный земельный участок занят объектом незавершенного строительства право собственности, на который зарегистрировано в установленном законом порядке до 01 марта 2015 года, индивидуальный предприниматель имеет право получение спорного земельного участка в аренду без проведения торгов для завершения строительства находящегося на нем объекта незавершенного строительством.
Комитет по управлению муниципальным имуществом города Ставрополя, федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю, акционерное общество "Ставропольские городские электрические сети", публичное акционерное общество "Вымпел-Коммуникации", комитет градостроительства администрации города Ставрополя привлеченные к участию в деле в статусе третьих лиц, отзывы и своих представителей в суд не направили.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.При этом суд отклоняет поступившее от предпринимателя ходатайство об отложении судебного разбирательства на другой срок, мотивированное выездом представителя в другой регион.
В соответствии с частью 3 статьи 158 АПК РФ в случае, если лицо, участвующее в деле и извещенное надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, заявило ходатайство об отложении судебного разбирательства с обоснованием причины неявки в судебное заседание, арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает причины неявки уважительными.
На основании части 4 указанной статьи арбитражный суд может отложить судебное разбирательство по ходатайству лица, участвующего в деле, в связи с неявкой в судебное заседание его представителя по уважительной причине.
В силу части 5 данной статьи арбитражный суд может отложить судебное разбирательство, если признает, что оно не может быть рассмотрено в данном судебном заседании, в том числе вследствие неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле, других участников арбитражного процесса, в случае возникновения технических неполадок при использовании технических средств ведения судебного заседания, в том числе систем видеоконференц-связи, а также при удовлетворении ходатайства стороны об отложении судебного разбирательства в связи с необходимостью представления ею дополнительных доказательств, при совершении иных процессуальных действий.
Из содержания данных норм следует, что даже в случае наличия уважительных причин неявки в судебное заседание лица, извещенного о времени и месте его проведения, отложение судебного разбирательства является правом, а не обязанностью суда.
Заявив ходатайство об отложении рассмотрения апелляционной жалобы, предприниматель документально не подтвердил невозможность своего участия в деле, в том числе и по причине отсутствия возможности направления другого представителя. В этой связи коллегия апелляционного суда признает причину неявки неуважительной и не находит оснований для удовлетворения ходатайства об отложении судебного разбирательства.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела и вступившим в законную силу решением Арбитражного суда от 30 июля 2013 года по делу N А63-18244/2012, постановлением главы администрации города Ставрополя от 27.06.2003 N 3705 индивидуальному предпринимателю утвержден акт выбора земельного участка, согласовано место размещения кафе при сервисном комплексе по ул. Доваторцев в квартале 437 и предоставлен в аренду на три года земельный участок площадью 577 кв.м (в том числе 70 кв.м и 123 кв.м с особым режимом использования) для проектирования и строительства кафе при сервисном комплексе по улице Доваторцев в квартале 437, из земель города, согласно материалам межевания.
На основании указанного постановления комитет (арендодатель) и индивидуальный предприниматель (арендатор) 22.03.2004 подписали договор N 3752 аренды земельного участка, согласно которому предпринимателю в аренду передан земельный участок, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 64-в, в квартале 437, для проектирования и строительства кафе при сервисном комплексе, общей площадью 577 кв.м, в том числе 193 кв.м обремененные ОАО "Электросвязь".
Согласно пункту 2.1 названного договора срок аренды участка устанавливается на 3 года, с 27.06.2003 по 26.06.2006.
17 мая 2004 года земельный участок из земель населенных пунктов, расположенный по адресу: Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 64-в, поставлен на государственный кадастровый учет (кадастровый номер 26:12:012203:0020, разрешенное использование - для продолжения строительства кафе при сервисном комплексе).
02 августа 2005 года управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю произведена государственная регистрация договора аренды от 22.03.2004 N 3752, номер регистрации 26-26-12/020/2005-793.
30 июня 2006 года комитетом градостроительства индивидуальному предпринимателю выдано разрешение N 1/433 на строительство кафе при сервисном комплексе сроком действия до 26 июня 2007 года.
30 октября 2006 года управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю произведена государственная регистрация права собственности индивидуального предпринимателя на незавершенное строительством кафе, 6% готовности, инвентарный номер 31504, литера "А", адрес (местоположение): Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 64-в, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 26-26-12/038/2006-371, выдано свидетельство 26 АБ N 206071, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2017.
По договору аренды от 17.04.2007 N 5684, зарегистрированному управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 25.06.2009 за номером 26-26-12/056/2009-903, земельный участок общей площадью 577 кв.м, с кадастровым номером 26:12:012203:0020, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 64-в, в квартале 437, был предоставлен индивидуальному предпринимателю на новый срок с 24.01.2007 по 23.01.2010 для завершения строительства кафе при сервисном комплексе, а по договору аренды от 05.07.2010 N 8286, зарегистрированному 12.08.2010 N 26-26-01/112/2010-270, на срок с 26.05.2010 по 25.05.2013, для продолжения строительства кафе при сервисном комплексе.
Согласно указанным договорам предоставленный индивидуальному предпринимателю земельный участок общей площадью 577 кв.м обременен инженерными коммуникациями ОАО "Электросвязь" на площади 193 кв.м.
02 декабря 2011 года комитетом градостроительства индивидуальному предпринимателю выдано разрешение N RU 26309000 - "00939-С" на строительство объекта капитального строительства кафе при сервисном комплексе поз. 1 по ГП (общая площадь 252,5 кв. м, площадь земельного участка - 577 кв.м, количество этажей - 2 ед.; строительный объем - 2 934,8 м.куб) сроком действия до 30 мая 2013 года.
В декабре 2003 года СМУП "Горэлектросеть" выступило заказчиком работ по замене кабельной линии (Ф 175, 178) на воздушную линию 10 кВ на железобетонных опорах от п/с Южная до РП-9 в составе энергосетевого комплекса РП-9 по ул. Доваторцев в г. Ставрополе.
05 января 2004 года управлением государственного энергетического надзора по Ставропольскому краю СМУП "Горэлектросеть" разрешена временная подача электроэнергии на ВЛ 10 кВ при замене кабельной линии (Ф -175, Ф-178).
На основании реестра муниципальной собственности, утвержденного решением Ставропольской городской Думы от 30.09.1998 N 171, договора от 01.01.2004 N 2 о закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения, акта приема-передачи от 01.01.2004 учреждением юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним в Едином государственном реестре прав 16 марта 2004 года сделаны записи N 26-01/12-1/2004-1105 и N 26-01/12-1/2004-1106 о государственных регистрациях права муниципальной собственности муниципального образования города Ставрополя и права хозяйственного ведения СМУП "Горэлектросеть" на энергосетевой комплекс РП-9 в том числе: ЛЭП, ТП-392, ТП-393, ТП-394, ТП-395, ТП-397, ТП-398, ТП-399, ТП-430, ТП -510, ТП-511, ТП-512, ТП-513, ТП-522, ТП-523, ТП-524, инвентарный номер 30425, Литера РП-9.
На основании мирового соглашения от 29.09.2004, утвержденного определением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.12.2004, акта от 10.11.2006 N 70 о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) в Едином государственном реестре прав 27 декабря 2006 года сделана запись N 26-26-12/084/2006-538 о государственной регистрации права собственности ОАО "Ставропольэнергоинвест" на энергосетевой комплекс РП-9 в том числе: ЛЭП, ТП-392, ТП-393, ТП-394, ТП-395, ТП-397, ТП-398, ТП-399, ТП-430, ТП -510, ТП-511, ТП-512, ТП-513, ТП-522, ТП-523, ТП-524, инвентарный номер 30425, Литера РП-9.
По договору аренды имущества от 29.10.2008 N 405/2008 ОАО "Ставропольэнергоинвест" (арендодатель) передало ОАО "МРСК Северного Кавказа" (арендатор) во временное пользование имущество, указанное в приложении N 1, в том числе энергосетевой комплекс РП-9. Имущество предоставлено в аренду с 01.11.2008 сроком на пять лет (пункт 2.1 договора).
Государственная регистрация договора аренды имущества от 29.10.2008 N 405/2008 произведена управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю 01.11.2008, номер регистрации 26-26-12/097/2008-898.
Согласно выписке из государственного кадастра недвижимости от 18.02.20013 N 26/501/13-54031 земельный участок с кадастровым номером 26:12:012203:0020, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 64-в частично (277 кв.м) входит в зону с особыми условиями использования территории: "Охранная зона ВЛЗ 10 кВ на железо-бетонных опорах от п/с Южная до РП-9 (Ф 175, 178) в составе Энергосетевого комплекса РП-9", сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости на основании заявления от 12.04.2012 N 202, карты (плана) зоны с особыми условиями использования территории от 13.04.2012, а также распоряжения Средне-Кавказского управления по экологическому, технологическому и атомному надзору от 03.11.2011 N 684-рп.
Вхождение спорного земельного участка в указанную охранную зону подтверждается и кадастровым паспортом от 01.09.2016 N 26/501/16-561991 земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:20.
Из названного кадастрового паспорта также следует, что часть спорного земельного участка площадью 113 кв.м входит в охранную зону волокно-оптической линии связи "Строительство зоновой ВОЛС на участке г. Ставрополь - х. Демино".
По истечении срока аренды спорного земельного участка, установленного договором аренды от 05.07.2010 N 8286 комитетом с индивидуальным предпринимателем был подписан договор аренды земельного участка в границах земель муниципального образования г. Ставрополь от 27.10.2014 N 4247, по условиям которого индивидуальному предпринимателю предоставлен в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:12:012203:20, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев. 64-в, для продолжения строительства кафе при сервисном комплексе, общей площадью 577 кв.м, в том числе 193 кв.м обремененные городским центром технической эксплуатации телекоммуникаций Ставропольского филиала ОАО "Ростелеком", на срок с 17.07.2013 по 16.07.2016.
Названный договор в установленном законом порядке зарегистрирован не был, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 17.02.2017, от 06.03.2017 и от 11.04.2017.
04 июня 2015 года в Едином государственном реестре прав за номером 26923/001-26/001/203/2015-2407/1 зарегистрировано право собственности ПАО "Вымпел-Коммуникации" на сооружение связи ВОЛС на участке г. Ставрополь - х. Демино протяженностью 14 114 м, проходящее через ряд земельных участком, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 26:12:012203:20, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от 17.02.2017 и от 27.04.2017.
19 октября 2016 года индивидуальный предприниматель обратился к главе администрации города Ставрополя с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка для строительства объекта (для физических лиц), в котором просил предоставить для продолжения строительства кафе при сервисном комплексе земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:20.
Уведомлением от 17.11.2016 N 08/14-8433с, подписанным руководителем комитета, администрация отказала индивидуальному предпринимателю в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:20, площадью 577 кв.м, расположенного по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 64-в, в квартале 437.
В качестве оснований для отказа в названном уведомлении указано, что забор со стороны проезжей части улицы Доваторцев и проезда 2 Юго-Западный установлен за пределами земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:20 на неразграниченной территории общего пользования. Таким образом, выявлены нарушения требований земельного законодательства, предусмотренных статьями 25, 26 Земельного кодекса. По сведениям государственного кадастра недвижимости испрашиваемый земельный участок площадью 577 кв.м обременен охранной зоной ВЛЗ 10 кВ на железо-бетонных опорах от п/с Южная до РП-9 (Ф 175, 178) в составе энергосетевого комплекса РП-9 (277 кв.м) и охранной зоной волоконно-оптической линии связи "Строительство зоновой ВОЛС на участке г. Ставрополь - х. Демино". На испрашиваемом земельном участке расположены незавершенное строительством кафе с кадастровым номером 26:12:012203:121, принадлежащее индивидуальному предпринимателю и объект с кадастровым номером 26:00:000000:126, принадлежащий на праве собственности другой организации.
Полагая, что названный отказ не соответствует требованиям земельного законодательства и нарушает принадлежащие ему права и законные интересы в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, индивидуальный предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
В силу норм части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 АПК РФ, пункта 6 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
По смыслу статей 65, 198, 200 АПК РФ обязанность доказывания наличия права и факта его нарушения оспариваемыми актами, решениями, действиями (бездействием) возложена на заявителя, обязанность доказывания соответствия оспариваемого правового акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, а также обстоятельств, послуживших основанием для их принятия (совершения), возлагается на орган или лицо, которые приняли данный акт, решение, совершили действия (допустили бездействие).
Пунктом 1 статьи 39.6 Земельного кодекса предусмотрено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи.
В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса заключение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, в частности, предоставления земельного участка, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 названной статьи.
Согласно пункту 5 статьи 39.6 Земельного кодекса предоставление в аренду без проведения торгов земельного участка, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположен объект незавершенного строительства, осуществляется однократно для завершения строительства этого объекта: собственнику объекта незавершенного строительства, право собственности на который приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у предыдущего собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности; собственнику объекта незавершенного строительства, за исключением указанного в подпункте 1 настоящего пункта, в случае, если уполномоченным органом в течение шести месяцев со дня истечения срока действия ранее заключенного договора аренды земельного участка, на котором расположен этот объект, в суд не заявлено требование об изъятии этого объекта путем продажи с публичных торгов либо судом отказано в удовлетворении данного требования или этот объект не был продан с публичных торгов по причине отсутствия лиц, участвовавших в торгах. Предоставление земельного участка в аренду без аукциона в соответствии с настоящим подпунктом допускается при условии, что такой земельный участок не предоставлялся для завершения строительства этого объекта ни одному из предыдущих собственников этого объекта.
Согласно пункту 21 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации") (далее - Закон N 137-ФЗ) в случае, если объект незавершенного строительства расположен на земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, и право собственности на указанный объект зарегистрировано до 1 марта 2015 года или такой земельный участок предоставлен до 1 марта 2015 года в аренду, собственник указанного объекта имеет право приобрести такой земельный участок в аренду сроком на три года однократно для завершения его строительства без проведения торгов в порядке, установленном статьями 39.14-39.17 Земельного кодекса Российской Федерации. Положения настоящего пункта применяются в случае, если ранее такой земельный участок не предоставлялся любому из предыдущих собственников указанного объекта незавершенного строительства в соответствии с настоящим пунктом.
Завершение строительства объекта незавершенного строительства как основание и цель предоставления земельного участка в порядке подпункта 10 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса и пункта 3 статьи 21 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предполагает, что предоставляемый земельный участок необходим именно для того, чтобы завершить строительство объекта, строительство которого уже начато.
Данная норма введена законодателем, поскольку процедура торгов в отношении земельного участка, на котором расположен незавершенный строительством объект, по сути, приведет к разрыву титула на земельный участок и реестровый объект недвижимого имущества.
Таким образом, действующим земельным законодательством предусмотрено право арендаторов земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, на которых расположены объекты незавершенного строительства, на заключение (продление) договора аренды однократно сроком на три года для завершения строительства указанного объекта.
Поскольку право собственности индивидуального предпринимателя на объект незавершенного строительства - кафе степенью готовности 6% возникло до 01.03.2015 (30.10.2006), что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 15.03.2017, то он имеет право на получение спорного земельного участка в аренду в соответствии с пунктом 21 статьи 3 Закона N 137-ФЗ.
Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов закреплены положениями статьей 39.16 Земельного кодекса.
Данная норма содержит исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых уполномоченный орган вправе принять решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В оспариваемом решении не приведено ни одного из перечисленных в статье 39.16 Земельного кодекса оснований для отказа в предоставлении земельного участка для завершения строительства.
Вместе с тем оценив собранные по делу доказательства в порядке, предусмотренном статьей 71 АПК РФ, суд пришел к верному выводу, что оспариваемый отказ в любом случае не мог нарушить права и законные интересы индивидуального предпринимателя по следующим основаниям.
Положениями пункта 2 статьи 89 Земельного кодекса предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электросетевого хозяйства и иных определенных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категории земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" от 24.02.2009 N 160 утверждены Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон (далее - Правила).
Пунктом 8 Правил предусмотрено, что в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 вольт (1кВ), запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, за исключением гаражей-стоянок автомобилей, принадлежащих физическим лицам, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений (подпункт "а" пункта 10 Правил).
Подпунктом 3 пункта 2 статьи 91 Земельного кодекса предусмотрено, что в целях обеспечения связи (кроме космической связи), радиовещания, телевидения, информатики могут предоставляться земельные участки для размещения объектов соответствующих инфраструктур, включая подземные кабельные и воздушные линии связи и радиофикации и соответствующие охранные зоны линий связи.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.1995 N 578 утверждены Правила охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.
Пунктами 10, 18 названных Правил предусмотрено, что в городах и других населенных пунктах прохождение трасс подземных кабельных линий связи определяется по табличкам на зданиях, опорах воздушных линий связи, линий электропередач, ограждениях, а также по технической документации. Границы охранных зон на трассах подземных кабельных линий связи определяются владельцами или предприятиями, эксплуатирующими эти линии.
На производство всех видов работ, связанных с вскрытием грунта в охранной зоне линии связи (за исключением вспашки на глубину не более 0,3 метра) на принадлежащем юридическому лицу земельном участке, заказчиком (застройщиком) должно быть получено письменное согласие от предприятия, в ведении которого находится эта линия связи или линия радиофикации. Письменное согласие должно быть получено также на строительные, ремонтные и другие работы, которые выполняются в этих зонах без проекта и при производстве которых могут быть повреждены линии связи и линии радиофикации (рытье ям, устройство временных съездов с дорог, провоз под проводами грузов, габариты которых равны или превышают высоту подвески опор и т.д.). Для выявления места расположения подземных сооружений связи в зоне производства указанных работ должно быть получено письменное разрешение в специально уполномоченных на то органах контроля и надзора.
Как установлено материалами дела, на основании договоров от 22.03.2004 N 3752, от 17.04.2007 N 5684 и от 05.07.2010 N 8286 индивидуальному предпринимателю предоставлялся в аренду земельный участок с кадастровым номером 26:12:012203:0020, расположенный по адресу: г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 64-в, в квартале 437, на срок с 27.06.2003 по 25.05.2013, для проектирования и строительства кафе при сервисном комплексе, а также для продолжения строительства кафе при сервисном комплексе.
Согласно указанным договорам предоставленный индивидуальному предпринимателю земельный участок общей площадью 577 кв.м обременен инженерными коммуникациями ОАО "Электросвязь" на площади 193 кв.м.
В декабре 2003 года по заказу СМУП "Горэлектросеть" была смонтирована воздушная линия ВЛЗ 10 кВ в составе энергосетевого комплекса РП-9 и размещена над земельным участком с кадастровым номером 26:12:012203:20.
30 октября 2006 года управлением Федеральной регистрационной службы по Ставропольскому краю произведена государственная регистрация права собственности индивидуального предпринимателя на незавершенное строительством кафе, 6% готовности, инвентарный номер 31504, литера "А", адрес (местоположение): Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Доваторцев, 64-в.
04 июня 2015 года в Едином государственном реестре прав зарегистрировано право собственности ПАО "Вымпел-Коммуникации" на сооружение связи ВОЛС на участке г. Ставрополь - х. Демино протяженностью 14 114 м, с кадастровым номером 26:00:000000:126, проходящее через ряд земельных участком, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 26:12:012203:20. Нахождение названного сооружения в границах спорного земельного участка также подтверждается техническим планом сооружения от 05.02.2015 и кадастровым паспортом сооружения от 19.02.2015.
Согласно кадастровому паспорту от 01.09.2016 N 26/501/16-561991 часть земельного участка с кадастровым номером 26:12:012203:20 площадью 277 кв.м входит в зону с особыми условиями использования территории: "Охранная зона ВЛЗ 10 кВ на железо-бетонных опорах от п/с Южная до РП-9 (Ф 175, 178) в составе Энергосетевого комплекса РП-9", а часть названного земельного участка площадью 113 кв.м в ходит в охранную зону волокно-оптической линии связи "Строительство зоновой ВОЛС на участке г. Ставрополь - х. Демино".
Из имеющихся в материалах дела схем спорного земельного участка и находящегося на нем незавершенного строительством кафе с кадастровым номером 26:12:012203:121 площадью 194,4 кв.м, усматривается, что названный незавершенный строительством объект также частично находится в зоне с особыми условиями использования территории "Охранная зона ВЛЗ 10 кВ на железо-бетонных опорах от п/с Южная до РП-9 (Ф 175, 178) в составе Энергосетевого комплекса РП-9" и охранной зоне волокно-оптической линии связи "Строительство зоновой ВОЛС на участке г. Ставрополь - х. Демино".
При этом судом учтено, что отсутствие в государственном кадастре недвижимости на момент заключения индивидуальным предпринимателем договоров аренды от 22.03.2004 N 3752, от 17.04.2007 N 5684 и от 05.07.2010 N 8286 спорного земельного участка сведений об охранных зонах ВЛЗ 10 кВ в составе энергосетевого комплекса РП-9 и ВОЛС на участке г. Ставрополь - х. Демино не свидетельствовало об их отсутствии.
С учетом изложенного, а также учитывая, что воздушная линия ВЛЗ 10 кВ в составе энергосетевого комплекса РП-9 была смонтирована и размещена над спорным земельным участком в 2003 году, на спорном земельном участке в момент его первоначального предоставления индивидуальному предпринимателю по договору N 3752 от 22.03.2004 находились инженерные коммуникации ОАО "Электросвязь", суд пришел к выводу, что заключая договоры аренды от 22.03.2004 N 3752, от 17.04.2007 N 5684 и от 05.07.2010 N 8286 в отношении спорного земельного участка и осуществления строительные работы на нем индивидуальный предприниматель должен был учитывать возможность его использования для целей предполагаемого строительства с учетом требований Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, а также Правил охраны линий и сооружений связи Российской Федерации.
Также, судом учтено, что в нарушение требований указанных Правил индивидуальный предприниматель не обращался ни в сетевую организацию АО ""Горэлектросеть" ни в ПАО "Вымпел-Коммуникации" за получением письменного решения о согласовании своих действий на спорном земельном участке, доказательств, подтверждающих обратное заявителем суду не представлено. Из материалов дела не следует, что названные разрешения предоставлялись индивидуальным предпринимателем в администрацию при обращении с заявлением о предоставлении спорного земельного участка в аренду.
Представленное заявителем в суд заключение от 28.06.2017, подготовленное специалистом государственного унитарного предприятия Ставропольского края "Ставкрайимущество", согласно которому в сведениях Единого государственного реестра недвижимости имеется ошибка в отношении установления охранной зоны волоконно-оптической линии связи "Строительство зоновой ВОЛС на участке г. Ставрополь - х. Демино" правомерно не принято судом в качестве доказательства не вхождения спорного земельного участка и находящегося на нем незавершенного строительством объект в охранные зоны и подтверждающего незаконность оспариваемого отказа, поскольку предметом спора не является проверка содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости сведений об охранных зонах, в которые входит спорный земельный участок. Доказательств оспаривания сведений об охранных зонах, в которые входит спорный земельный участок и незавершенное строительством кафе заявителем не представлено. Содержащиеся в названном заявлении сведения не подтверждены собственником волоконно-оптической линии связи - ПАО "Вымпел-Коммуникации". При вынесении оспариваемого отказа у органа местного самоуправления не имелось оснований для сомнения в правильности сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости об охранных зонах.
Кроме того, названным заключением не опровергается тот факт, что часть спорного земельного участка и находящегося на нем незавершенного строительством объекта находится в зоне с особыми условиями использования территории: "Охранная зона ВЛЗ 10 кВ на железо-бетонных опорах от п/с Южная до РП-9 (Ф 175, 178) в составе Энергосетевого комплекса РП-9".
В соответствии с пунктом 3 статьи 201 АПК РФ, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований предпринимателя.
Таким образом, апелляционный суд считает, что существенные для дела обстоятельства установлены судом первой инстанции в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования, им дана надлежащая оценка.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 16.10.2017 по делу N А63-240/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Л.В. Афанасьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-240/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 16 апреля 2018 г. N Ф08-2319/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Тавакалова Роза Мехтаровна
Ответчик: Администрация города Ставрополя
Третье лицо: АО "Ставропольские городские электрические сети", Комитет градостроительства администрации г. Ставрополя, Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Ставрополя, ПАО "Вымпел-коммуникации", ФГБУ "Кадастровая палата" по Ставропольскому краю Филиал "Федеральной кадастровой палаты Росреестра" по Ставропольскому краю, ФГБУ ФБУ "Кадастровая палата" по СК Филиал "ФКП Росреестра" по СК