г. Москва |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А40-148033/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Бекетовой И.В.,
судей: |
Румянцева П.В., Каменецкого Д.В., |
при ведении протокола |
помощником судьи Майер М.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ИП Бережной И.Р.
на решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2017 по делу N А40-148033/17, принятое судьей О.Ю. Паршуковой (140-1964),
по заявлению ИП Бережной И.Р. (ОГРНИП 310774603900379)
к Департаменту экономической политики и развития города Москвы (ОГРН 1027739830161),
третье лицо: ИФНС России N 29 по Москве,
о признании незаконным акта, об обязании,
при участии:
от заявителя: |
Рунов Д.В. дов. N 1 от 25.08.2017; |
от ответчика: |
Снегирева А.И. дов. N 60 от 23.12.2016; |
от третьего лица: |
не явилось, извещено; |
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Бережная Ильтани Равилевна (заявитель, ИП Бережная И.Р.) обратилась в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту экономической политики и развития г. Москвы (ответчик, Департамент) с требованием о признании недействительным акта N 11243 от 20.04.2017 о выявлении нового объекта обложения, об обязании произвести действия.
Решением от 02.10.2017 Арбитражный суд города Москвы в удовлетворении заявленных требований отказал.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ИП Бережная И.Р. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В отзыве на апелляционную жалобу ответчик с доводами апелляционной жалобы не согласился, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В отзыве на апелляционную жалобу третье лицо с доводами апелляционной жалобы не согласилось, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился по основаниям изложенным в отзыве, считает жалобу необоснованной, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился. От ИФНС России N 29 по Москве поступило ходатайство о рассмотрение дела в отсутствии его представителя.
При таких обстоятельствах, с учетом своевременного размещения информации о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет, суд апелляционной инстанции, руководствуясь ст. ст. 121, 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом разъяснений п. 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения АПК РФ в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в АПК РФ", рассмотрел дело в отсутствие третьего лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст. ст. 266 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу, доводов апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушанного мнения представителей лиц, участвующих в деле, полагает необходимым оставить обжалуемый судебный акт без изменения, основываясь на следующем.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно пункту 1 статьи 410 Налогового кодекса Российской Федерации (далее также - НК РФ, Кодекс) торговый сбор устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
В городе федерального значения Москве сбор устанавливается настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и законом субъекта Российской Федерации и обязателен к уплате на территории этого субъекта Российской Федерации.
Закон города Москвы от 17.12.2014 N 62 "О торговом сборе" (далее также -Закон о торговом сборе), в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.
Согласно пункту 1 статьи 418 Кодекса орган государственной власти города федерального значения Москвы осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения сбором в пределах, установленных настоящей статьей.
Законом города федерального значения Москвы определяется орган, осуществляющий полномочия, указанные в пункте 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 418 НК РФ).
Пунктом 3 статьи 418 НК РФ определено, что уполномоченный орган в соответствии с законодательством осуществляет контроль за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения сбором на территории города федерального значения Москвы.
Согласно статье 4 Закона о торговом сборе полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.
Пунктом 4.20 Положения о Департаменте экономической политики и развития города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 17.05.2011 N 210-ПП, определено, что ДЭПиР осуществляет полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором в соответствии с законодательством Российской Федерации и города Москвы.
Постановлением Правительства Москвы от 30.06.2015 N 401-ПП утвержден Порядок сбора, обработки и передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором в городе Москве (далее также - Порядок).
В соответствии с положениями пункта 1.1 Порядка он устанавливает порядок сбора и обработки сведений об объектах обложения торговым сбором, порядок выявления объектов осуществления торговли, используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в отношении которых в налоговый орган не представлены уведомления или в отношении которых в уведомлениях указаны недостоверные сведения, а также порядок передачи налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором.
Пунктом 1.2. Порядка также определено, что полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляет Департамент экономической политики и развития города Москвы (далее также - Уполномоченный орган).
Согласно пункту 2.1. Порядка под сбором сведений об объектах обложения торговым сбором понимается получение Уполномоченным органом сведений из источников, указанных в пункте 2.2 Порядка, в том числе в рамках межведомственного взаимодействия.
В целях сбора Уполномоченным органом сведений об объектах осуществления торговли Департамент торговли и услуг города Москвы, Департамент городского имущества города Москвы, Департамент региональной безопасности и противодействия коррупции города Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, иные органы исполнительной власти города Москвы, Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Центр налоговых доходов", Государственное бюджетное учреждение города Москвы Московское городское бюро технической инвентаризации, иные организации, подведомственные органам исполнительной власти города Москвы, осуществляют межведомственное взаимодействие, связанное с направлением информации об объектах осуществления торговли, размещенных на территории города Москвы, в Уполномоченный орган в соответствии с регламентом, утвержденным Уполномоченным органом.
Приказом Департамента от 03.12.2015 N 138-ПР утвержден Порядок выявления объектов обложения сбором, в отношении которых в налоговый орган не представлено уведомление или в отношении которых в уведомлении указаны недостоверные сведения (далее также - Порядок выявления объектов обложения сбором).
Согласно пункту 3.1. Порядка по результатам обработки информации Департамент составляет список объектов осуществления торговли, предположительно используемых для осуществления видов предпринимательской деятельности, в отношении которых установлен торговый сбор и в налоговый орган не представлены уведомления или в уведомлениях указаны недостоверные сведения (далее также -Список объектов).
Список объектов подлежит опубликованию на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в порядке, установленном ДЭПиР (п. 3.3. Порядка).
Пунктом 3.4 Порядка выявления объектов обложения сбором установлено, что Список объектов публикуется на официальном сайте Департамента не позднее трех рабочих дней с момента его утверждения.
Во исполнение вышеуказанных положений ДЭПиР, получив от ГБУ "Центр налоговых доходов" информацию об объекте осуществления торговли, а именно: Информационную карту с приложением фотографий объекта находящегося по адресу: г. Москва, Манежная пл., д.1, стр.2, в котором заявитель осуществляет торговую деятельность, включил названный объект в Список объектов.
Вышеназванный список объектов опубликован на официальном сайте Департамента. При этом вид торговли осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов".
В соответствии с положениями пункта 4.1. Порядка юридическое лицо, являющееся правообладателем объекта, включенного в Список объектов, вправе в течение 20 дней со дня внесения такого объекта в Список объектов, опубликованный на официальном сайте Уполномоченного органа в информационно- телекоммуникационной сети Интернет, подать в Уполномоченный орган обращение об исключении такого объекта из Списка объектов (далее также - Обращение).
В случае если в отношении соответствующего объекта не поступило Обращение в срок, указанный в настоящем пункте, Уполномоченный орган составляет соответствующий акт в порядке, установленном разделом 5 настоящего Порядка.
Заявитель не воспользовался указанным правом и не обратился в адрес Департамента в установленный двадцатидневный срок с заявлением об исключении Объектов из Списка объектов.
20.04.2017 г., по истечении установленного пунктом 4.1. Порядка срока, ДЭПиР был составлен Акт о выявлении новых объектов обложения торговым сбором.
Сопроводительным письмом от 26.04.2017 г. N ДПР-30-2480/17 Заинтересованное лицо направило Акт. в адрес Заявителя.
Таким образом, указанное выше подтверждает, что акт N 11243 от 20.04.2016 о выявлении нового объекта обложения торговым сбором составлен Департаментом в полном соответствии требованиями действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 411 Кодекса плательщиками торгового сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие виды предпринимательской деятельности на территории города Москвы, в отношении которых нормативным правовым актом установлен указанный сбор, с использованием объектов движимого и (или) недвижимого имущества на территории города Москвы.
Пунктом 1 статьи 412 НК РФ определено, что объектом обложения торговым сбором признается использование объекта осуществления торговли для осуществления плательщиком сбора вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор, хотя бы один раз в течение квартала.
Департаментом в ходе проведения сбора сведений об объекте было установлено, что заявителем осуществляется торговая деятельность.
Указанный объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров и обслуживания покупателей, а также оборудованием для проведения расчетов с покупателями, что подтверждается фотографиями, предоставленными ответчиком в материалы дела.
Согласно подпункту 2 п.1 чт. 3 Закона г. Москвы от 17.12.2014 г. N 62 "О торговом сборе", освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления торговли на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках.
Заявитель считает, что осуществляемая им деятельность подпадает под сферу регулирования Постановления Правительства Москвы от 04.05.2011 N 172-ПП "Об утверждении Порядка организации ярмарок и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них на территории города Москвы" (далее также - Порядок организации ярмарок).
В соответствии с абз. 2 п. 3 раздела I Порядка организации ярмарок, специализированная ярмарка - ярмарка, периодически или разово организуемая и проводимая в соответствии с правовыми актами Департамента торговли и услуг города Москвы, на которой не менее 80% мест предназначено для продажи товаров одного класса в соответствии с Общероссийским классификатором продукции либо товаров, связанных единой тематикой, либо приуроченная к культурно-массовым и иным мероприятиям, а также праздничным датам и городским событиям.
Разделом VI Порядка организации ярмарок определены правовые основы организации специализированной ярмарки. Так, орган исполнительной власти города Москвы, в том числе по заявкам хозяйствующих субъектов, имеющих намерение организовать специализированную ярмарку, обращается в Департамент торговли и услуг города Москвы для подготовки проекта правового акта Департамента торговли и услуг города Москвы об организации и проведении специализированной ярмарки.
Таким образом, специализированная ярмарка может быть организована только на основании правового акта Департамента торговли и услуг города Москвы (далее также -ДТиУ).
Вместе с тем, Заявителем в материалы дела не представлена копия правового акта ДТиУ об организации и проведении специализированной ярмарки "MATRESHKA" по адресу Манежная пл., д. 1, стр. 2, равно как в Заявлении не указаны реквизиты данного правового акта.
По результатам обращения в ДТиУ Ответчиком получено письмо N 04-168/7 от 31.08.2017 г., согласно которому в ДТиУ не поступало обращений (заявок) от хозяйствующих субъектов об организации и проведении ярмарки "MATRESHKA" в торговом комплексе "Охотный ряд" (Манежная площадь, д. 1, стр. 2) (Приложение N 3). Поскольку вышеуказанного обращения в ДТиУ не поступало, правовой акт, на основании которого может быть организована ярмарка, не издавался.
В соответствии с п. 35 Порядка организации ярмарок после принятия правового акта ДТиУ об организации и проведении специализированной ярмарки организатор ярмарки в течение 10 календарных дней разрабатывает план мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней, а также определяет режим работы ярмарки, порядок организации ярмарки, порядок предоставления мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке. Информация о плане мероприятий по организации ярмарки и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ней публикуется организатором ярмарки в средствах массовой информации.
Подтверждений опубликования организатором ярмарки "MATRESHKA" вышеуказанной информации в материалы дела не представлено.
Кроме того, на основании п. 6 Порядка организации ярмарок, на каждой ярмарке должен быть обустроен информационный стенд, на котором размещаются:
1) информация о размере платы за предоставление оборудованных мест для продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на ярмарке, а также за оказание услуг, связанных с обеспечением торговли (в случае, если плата установлена);
2) план функционального зонирования площадки ярмарки (далее - план функционального зонирования);
3) номера телефонов Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по г. Москве, Главного управления МЧС России по г. Москве, ГУ МВД России по г. Москве, Управления Федеральной налоговой службы по г. Москве, Департамента торговли и услуг города Москвы, Комитета ветеринарии города Москвы, префектуры административного округа города Москвы и управы района города Москвы, на территории которых проводится ярмарка, информация об организаторе ярмарки.
Также, в п. 7 Порядка организации ярмарок содержится требование об обязательном оформлении площадки ярмарки вывеской с указанием организатора ярмарки (наименование, место нахождения - для организации, фамилия, имя, отчество - для индивидуального предпринимателя), адреса и режима работы ярмарки, а также наименования ярмарки.
Данная информация в торговом павильоне отсутствует, что подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Так же ответчик пояснил, что на основании обращения Ответчика в ДТиУ был проведен мониторинг деятельности магазина дизайнерской одежды "MATRESHKA", в ходе которого был выявлен ряд нарушений законодательства. По результатам мониторинга ДТиУ обратился в префектуру ЦАО письмом N 04-168/7 от 31.08.2017 с поручением о проведении разъяснительной работы с хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность на данной торговой площадке. Указанное письмо является дополнительным доказательством того, что торговая площадка "MATRESHKA" является магазином.
Вышеизложенное подтверждает, что ни по внешним, ни по содержательным признакам магазин (ярмарка) российских дизайнеров "MATRESHKA", расположенная по адресу: Манежная пл., д. 1, стр. 2, не соответствует требованиям, предусмотренным Порядком организации ярмарок и не может относиться к числу специализированных ярмарок. Таким образом, слово "ярмарка" является исключительно элементом наименования торговой площадки "MATRESHKA" и не характеризует ее как специализированную ярмарку по смыслу Постановления Правительства Москвы от 04.05.2011 N 172-ПП.
2.2. В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее также - Закон о торговой деятельности) торговым объектом признается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров.
Спорный Объект оснащен оборудованием, предназначенным и используемым для демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями, что также подтверждается фотографиями, сделанными в ходе проведения сбора сведений.
Так, согласно названной фототаблице заявитель на момент осуществления сбора информации предлагал к продаже женскую одежду. Из фототаблицы видно, что на каждом из товаров имеются единообразные бумажные ценники.
Таким образом, заявитель на объекте осуществляет деятельность, которая полностью соответствует определению объекта стационарной торговой сети, не имеющего торгового зала- используется для продажи товаров, специально оснащено оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов.
В связи с этим, деятельность заявителя, осуществляемая с использованием данного объекта, является торговой деятельностью.
Главой 33 "Торговый сбор" Кодекса не предусмотрено особого порядка представления в налоговый орган плательщиками торгового сбора, в отношении которых установлены льготы по этому сбору, уведомлений о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора.
Таким образом, в случае применения льгот по торговому сбору, предусмотренных ст. 3 Закона о торговом сборе, у плательщика торгового сбора также возникает обязанность представить соответствующее уведомление в налоговый орган на общих основаниях в срок, установленных п.2 ст. 416 Кодекса.
В распоряжении департамента отсутствует информация о подаче заявителем соответствующего уведомления в налоговый орган с приложением документов, подтверждающих право на получение льготы. Доказательства обратного заявителем в материалы дела предоставлено не было.
Исходя из изложенного, выявленный объект не является частью специализированной ярмарки, заявитель осуществляет торговлю через объект стационарной торговой сети, не имеющий торгового зала, и является плательщиком торгового сбора.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что Департамент экономической политики и развития города Москвы, выявив объект обложения торговым сбором, в отношении которого в налоговый орган не представлено уведомление, правомерно составил Акт 20.04.2017 N 11243.
Таким образом, совокупность условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований, в данном случае не установлена.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, принятым с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения судебного акта отсутствуют.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, связанные с иной оценкой доказательств и иным толкованием норм материального права, не опровергают правильные выводы суда.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 02.10.2017 по делу N А40-148033/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.В. Бекетова |
Судьи |
П.В. Румянцев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-148033/2017
Истец: Бережная И. Р.
Ответчик: Департамент экономической политики и развития г. Москвы
Третье лицо: ИФНС N29 по г. Москве