г. Вологда |
|
25 декабря 2017 г. |
Дело N А44-7178/2017 |
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе судьи Зайцевой А.Я., рассмотрев апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестецкий лесопромышленный комплекс" на решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 сентября 2017 года (резолютивная часть) по делу N А44-7178/2017, рассмотренному в порядке упрощенного производства (судья Киселева М.С.).
установил:
Комитет лесного хозяйства Новгородской области (место нахождения: 173002, Великий Новгород, бульвар Воскресенский, дом 13а; ИНН 5321114249, ОГРН 1075321000105; далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Новгородской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Крестецкий лесопромышленный комплекс" (место нахождения: 175460, Новгородская область, Крестецкий район, рабочий поселок Крестцы, улица Механизаторов, дом 25а; ИНН 5305006648, ОГРН 1115302000131; далее - Общество) о взыскании 199 868 руб. 90 коп. неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка от 17.11.2014 N 419, в том числе 34 828 руб. 90 коп. за невыполнение работ по устройству противопожарных минерализованных полос в объеме 10 км, 120 422 руб. 80 коп. за невыполнение работ по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос в объеме 40 км, 44 617 руб. 20 коп. за невыполнение работ по установке предупредительных аншлагов в количестве 5 шт.
Определением суда от 15.08.2017 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Решением суда от 29.09.2017 (резолютивная часть) иск удовлетворен.
Общество с решением суда не согласилось, в апелляционной жалобе просило его отменить.
Доводы подателя жалобы сводятся к следующему. В силу статей 15 и 393 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пункта 5 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств" (далее - Постановление Пленума N 7) истец не представил доказательства причинения ему реального ущерба (расходов) и подтверждение того, что он провел или проведет данный вид работ в 2017 году своими силами или силами сторонней организации, при этом возместив ей расходы. Взыскивать неустойку в качестве компенсации расходов на проведение данного вида работ силами истца в неопределенном будущем недопустимо, так как Комитет в силу пунктов 1.1, 3.2 постановления администрации Новгородской области "О комитете лесного хозяйства Новгородской области" от 08.06.2009 N 183 является органом исполнительной власти, в его функциональные полномочия входит лишь организация противопожарного обустройства лесов.
Согласно части 1 статьи 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) апелляционные жалобы на решения арбитражного суда по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются в суде апелляционной инстанции судьей единолично без вызова сторон по имеющимся в деле доказательствам.
В соответствии с пунктом 47 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 18.04.2017 N 10 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации об упрощенном производстве" (далее - Постановление Пленума N 10) апелляционные жалобы, представления на судебные акты по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, рассматриваются судом апелляционной инстанции по правилам рассмотрения дела судом первой инстанции в упрощенном производстве с особенностями, предусмотренными статьей 272.1 АПК РФ. В частности, такая апелляционная жалоба, представление рассматриваются судьей единолично без проведения судебного заседания, без извещения лиц, участвующих в деле, о времени и месте проведения судебного заседания, без осуществления протоколирования в письменной форме или с использованием средств аудиозаписи. Правила абзаца первого части 1, части 2 статьи 229 указанного Кодекса не применяются.
Пунктом 50 Постановления Пленума N 10 определено, что арбитражным судом при рассмотрении апелляционной жалобы могут быть приняты дополнительные доказательства только в случае, если суд апелляционной инстанции перешел к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 5 части 4 статьи 270 АПК РФ (часть 2 статьи 272.1 АПК РФ).
Комитет в отзыве на жалобу возразил против изложенных в ней доводов и требований, просил решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, приведенные в жалобе, отзыве на нее, апелляционная инстанция считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Как следует из материалов дела, на основании приказа Комитета от 12.11.2014 N 952 Комитет (арендодатель) и Общество (арендатор) заключили договор аренды лесного участка 17.11.2014 N 419.
В соответствии с пунктами 1, 2 договора арендодатель предоставляет, а арендатор принимает во временное пользование лесной участок общей площадью 136 941,3 га, находящийся в государственной собственности с целью заготовки древесины.
В силу пункта 9 договора аренды, арендатор обеспечивает выполнение ежегодных объемов работ по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, указанных в проекте освоения лесов и приложении 7 к договору.
Согласно пунктам 18.7, 18.9 договора арендатор принял на себя обязательство осуществлять на лесном участке меры противопожарного обустройства лесов, в том числе строительство, реконструкцию и эксплуатацию лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожара, посадочных площадок для самолетов, вертолетов, используемых в целях проведения авиационных работ по охране и защите лесов, пожарных наблюдательных пунктов (вышек, матч, павильонов и других наблюдательных пунктов), пунктов сосредоточения противопожарного инвентаря, прокладку просек, противопожарных разрывов, устройство противопожарных минерализированных полос, устройство пожарных водоемов и подъездов к источникам противопожарного водоснабжения, проведение работ по гидромелиорации, снижение природной пожарной опасности лесов путем регулирования породного состава лесных насаждений и проведение санитарно-оздоровительных мероприятий, проведение профилактического контролируемого противопожарного выжигания хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов, иные меры в соответствии с законодательством.
Арендатор принял на себя обязательство осуществлять работы по охране, защите, воспроизводству лесов на лесном участке, санитарно-оздоровительные мероприятия (вырубка погибших и поврежденных лесных насаждений, очистка лесов от захламления, загрязнения и иного негативного воздействия) в соответствии с законодательством, нормативно-технологическими требованиями и стандартами, действующими в лесном хозяйстве, за свой счет, в объемах и сроки, которые указаны в проекте освоения лесов и приложении 7 к договору, принимать меры по ликвидации своими силами свалок бытовых отходов.
Пунктом 20.4 договора предусмотрено, что за нарушение условий договора арендатор уплачивает неустойку за невыполнение работ по охране, защите и воспроизводству лесов, за исключением строительства дорог противопожарного назначения, санитарно-оздоровительных мероприятий, предусмотренных договором и проектом освоения лесов, несвоевременная передача лесных участков с проведенными мероприятиями в виде однократной стоимости затрат, необходимых для выполнения этих работ по действующим нормативам, а при их отсутствии согласно калькуляциям арендодателя.
В пункте 36 указано начало действия договора - с момента его государственной регистрации. Окончание - через 49 лет с момента его государственной регистрации.
Договор прошел государственную регистрацию 05.12.2014.
Приложением 7 к договору определен объем выполнения работ по устройству противопожарных минерализованных полос при наличии мест для их устройства в размере 10 км, по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос в размере 188 км, по установке предупредительных аншлагов в размере 10 шт. и срок их выполнения - II квартал начиная с 2015 года.
Комитет, ссылаясь на то, что Общество по истечении II квартала 2017 года не выполнило работы по устройству противопожарных минерализованных полос в размере 10 км, по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос в объеме 40 км, по установке предупредительных аншлагов в размере 5 шт., 11.07.2017 направил Обществу претензионное письмо с требование уплатить неустойку по договору.
Претензия оставлена Обществом без ответа.
Истец начислил и предъявил ответчику 199 868 руб. 90 коп. неустойки за нарушение условий договора аренды лесного участка от 17.11.2014 N 419, в том числе 34 828 руб. 90 коп. за невыполнение работ по устройству противопожарных минерализованных полос в объеме 10 км, 120 422 руб. 80 коп. за невыполнение работ по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос в объеме 40 км, 44 617 руб. 20 коп. за невыполнение работ по установке предупредительных аншлагов в количестве 5 шт.
Ненадлежащее выполнение ответчиком договорных обязательств явилось основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Рассматривая заявленные требования, суд первой инстанции признал их обоснованными по праву и размеру, удовлетворил иск.
Апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения решения суда.
В силу статей 309 и 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
При этом односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
В соответствии со статьями 329 и 330 ГК РФ исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой и другими способами, предусмотренными законом или договором.
Согласно статье 330 ГК РФ неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.
Согласно статье 12 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - ЛК РФ) освоение лесов осуществляется в целях обеспечения их многоцелевого, рационального, непрерывного, неистощительного использования, а также развития лесной промышленности. Освоение лесов осуществляется с соблюдением их целевого назначения и выполняемых ими полезных функций. При освоении лесов на основе комплексного подхода осуществляются: организация использования лесов; создание и эксплуатация объектов лесной и лесоперерабатывающей инфраструктуры; проведение мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов; проведение мероприятий по охране, использованию объектов животного мира, водных объектов.
В силу статьи 60 ЛК РФ (в редакции на 2016 год) отчет об охране лесов от пожаров представляется гражданами, юридическими лицами в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В отчете об охране лесов от пожаров содержится информация о мероприятиях по охране лесов от пожаров, включая информацию о противопожарном обустройстве лесов, и другая информация.
Перечень информации, включаемой в отчет об охране лесов от пожаров, форма и порядок представления отчета об охране лесов от пожаров, а также требования к формату отчета об охране лесов от пожаров в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 66 ЛК РФ (в редакции на 2016 год) отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляется гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов и лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 ЛК РФ, непосредственно либо через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг в форме документа на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
В отчете о воспроизводстве лесов и лесоразведении содержится информация о мероприятиях по лесовосстановлению и лесоразведению, о площади, на которой осуществляется воспроизводство лесов, о характеристиках используемых при воспроизводстве лесов семян лесных растений и посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев) и другая информация.
Граждане, юридические лица, осуществляющие лесовосстановление, в целях подтверждения соблюдения правил лесовосстановления прилагают к отчету о воспроизводстве лесов материалы дистанционного зондирования (в том числе аэрокосмической съемки, аэрофотосъемки), фото- и видеофиксации.
Перечень информации, включаемой в отчет о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок фиксации этой информации, форма и порядок представления отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, а также требования к формату отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении в электронной форме устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно статье 66 ЛК РФ (в редакции, действовавшей до 2016 года), отчеты о воспроизводстве лесов и лесоразведении представляются гражданами, юридическими лицами, осуществляющими воспроизводство лесов, лесоразведение, в органы государственной власти, органы местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81-84 настоящего Кодекса. Форма отчета о воспроизводстве лесов и лесоразведении, порядок его представления устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В пункте 1 статьи 72 ЛК РФ указано, что по договору аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, арендодатель предоставляет арендатору лесной участок для одной или нескольких целей, предусмотренных статьей 25 Кодекса.
Приложением 7 к договору определен объем выполнения работ по устройству противопожарных минерализованных полос при наличии мест для их устройства в размере 10 км, по прочистке и обновлению противопожарных минерализованных полос в размере 188 км, по установке предупредительных аншлагов в размере 10 шт. и срок их выполнения - II квартал начиная с 2015 года.
Вместе с тем вышеперечисленные работы ответчик не выполнил, что подтверждается материалами дела, ответчиком не опровергнуто.
Ссылки подателя жалобы на отсутствие условий, при которых истец вправе начислить заявленную неустойку, а именно, отсутствие риска возникновения лесных пожаров, отсутствие реального ущерба, доказательств возникновения убытков, не принимаются во внимание, поскольку выполнение данных работ не поставлено в зависимость от наступления конкретных событий. Данные работы ответчик обязан выполнить в силу договора в соответствии с общими нормами статей 309, 310, 421 ГК РФ и нормами ЛК РФ.
Нарушений положений Постановления Пленума N 7, на которые ссылается податель жалобы, судом первой инстанции в данном случае не допущено.
Ссылки на незаконность требований истца в части взыскания неустойки и получение неосновательной выгоды от финансового положения ответчика, без учета сложившихся погодных условий в 2017 году, окончания пожароопасного периода, также не принимаются во внимание, поскольку требования истца основаны на нормах закона, условиях договора и ненадлежащем исполнении именно ответчиком договорных обязательств.
Поскольку материалами дела подтверждается, что данные работы в установленном объеме и сроки не выполнены, истец вправе начислить и предъявить заявленные неустойки в соответствии с условиями договора исходя из конкретных нарушений.
Расчет неустоек суд первой инстанции проверил, признал его правильным.
На основании изложенного требования Комитета правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Таким образом, оснований для отказа в удовлетворении иска у суда первой инстанции не имелось. Иск удовлетворен правомерно.
Поскольку судом первой инстанции полно исследованы обстоятельства дела, нарушений или неправильного применения норм материального и процессуального права не установлено, апелляционная инстанция не находит правовых оснований для отмены или изменения состоявшегося судебного акта.
Руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271, 272.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Новгородской области от 29 сентября 2017 года (резолютивная часть) по делу N А44-7178/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Крестецкий лесопромышленный комплекс" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 декабря 2017 года.
Судья |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А44-7178/2017
Истец: Комитет лесного хозяйства Новгородской области
Ответчик: ООО "Крестецкий ЛПК"
Хронология рассмотрения дела:
25.12.2017 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-10204/17