Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф04-731/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А45-15775/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сбитнева А.Ю.
судей: Колупаевой Л.А.,
Кривошеиной С.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Левенко А.С. с использованием средств аудиозаписи,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - не явился;
от заинтересованного лица - Харланова К.С. по доверенности от 02.06.2017;
от третьего лица - не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 сентября 2017 г. по делу N А45-15775/2017 (судья Векшенков Д.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Советник" (г. Новосибирск, ОГРН 1055401012743, ИНН 5401243169)
к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (г. Новосибирск, ОГРН 1095406019170, ИНН 5407063282)
третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (г. Москва)
о признании бездействия незаконным,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Советник" (далее - заявитель, Общество, ООО "Советник") обратилось с заявлением к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, Территориальное управление) о признании незаконным бездействие выразившегося в непринятии решения о предоставлении в соответствии со статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее- ЗК РФ) в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное агентство по управлению государственным имуществом.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 19.09.2017 заявленные требования удовлетворены, бездействие Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области выразившееся в непринятии в установленный срок решения о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544 в аренду и проведения торгов признано незаконным. Суд обязал Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ООО "Советник" путем принятия решения о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544, в месячный срок с момента вступления судебного акта по настоящему делу в законную силу.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Территориальное управление обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объеме.
В обоснование жалобы заинтересованное лицо указывает, что площадь испрашиваемого земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544 составляет более 10 га, а в соответствии с пунктом 4.2.23 Положения "О Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области", утвержденного Приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 (ред. от 17.01.2014 N 8), Территориальное управление предоставляет в аренду в установленном порядке земельные участки, находящиеся в федеральной собственности, площадь которых составляет 10 гектар или меньше, иные участки предоставляются Территориальным управлением лишь по поручению Росимущества.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
ООО "Советник" отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в материалы дела не представило.
Третье лицо отзыв на апелляционную жалобу в материалы дела не представило.
Представитель Территориального управления в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, настаивал на ее удовлетворении.
Общество и третье лицо, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатами направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 АПК РФ), не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
Проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке статей 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене.
Как следует из материалов дела, земельный участок с кадастровым номером 54:19:112001:544, площадью 1564036 кв. м, категория - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства объектов недвижимости, адрес: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир - здание конторы, участок находится примерно в 1 км от ориентира по направлению на юго-запад, почтовый адрес: Новосибирская область, г. Новосибирск, п. Клюквенный, находится на праве собственности Российской Федерации.
27.04.2017 ООО "Советник" обратилось к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области с заявлением о предоставлении в соответствии со статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ в аренду находящегося в государственной собственности земельного участка с кадастровым номером 54:19:112001:544.
В связи с тем, что ни решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, ни отказ в принятии такого решения не были получены заявителем, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании бездействия заинтересованного лица незаконным.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
В силу части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно положениям части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность по доказыванию соответствия действий закону возлагается на орган, должностное лицо, совершившие их; в свою очередь, обязанность доказывания наличия факта нарушенных оспариваемым актом (действиями) законных прав лежит на лице, оспаривающем акт (действия).
Согласно части 2 статьи 9 ЗК РФ Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственностью).
Согласно части 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В отношении земель, находящихся в собственности Российской Федерации и не ограниченных в обороте, таковым исполнительным органом является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество).
В соответствии с пунктом 1 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в частности функции по управлению федеральным имуществом, функции в области приватизации и полномочия собственника.
Росимущество организует в установленном порядке продажу, в том числе выступает продавцом, приватизируемого федерального имущества, а также иного имущества, принадлежащего Российской Федерации, включая обеспечение сохранности указанного имущества и подготовку его к продаже; заключает в установленном порядке договоры купли-продажи федерального и иного имущества, а также обеспечивает передачу прав собственности на это имущество; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью земельных участков, находящихся в федеральной собственности (пункты 5.4, 5.6, 5.8 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом).
Пунктом 4 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) предусмотрено, что оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.
Согласно пункту 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц.
Подпунктом 9 пункта 4 статьи 39.11 ЗК РФ предусмотрена проверка уполномоченным органом наличия или отсутствия оснований, предусмотренных пунктом 8 настоящей статьи, и принятие им в срок не более чем два месяца со дня поступления соответствующего заявления решения о проведении аукциона либо решения об отказе в проведении аукциона при наличии хотя бы одного из указанных оснований.
Порядок проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, установлен статьей 39.12 ЗК РФ.
Согласно пункту 4.1 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденным приказом Росимущества от 05.03.2009 N 63 (далее - Положение об Управлении), управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными правовыми актами Правительства РФ.
Согласно подпункту "е" пункта 4.8 Положения об Управлении заинтересованное лицо по поручению Агентства предоставляет в установленном порядке земельные участки, находящиеся в собственности Российской Федерации, в аренду, безвозмездное срочное пользование, постоянное бессрочное пользование.
В соответствии с положениями статьи 12 Федерального закона от 27.07.2010 N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" предоставление государственных и муниципальных услуг осуществляется в соответствии с административными регламентами.
Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 03.10.2013 N 570 утвержден Административный регламент по предоставлению Федеральным агентством по управлению государственным имуществом государственной услуги по предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, для целей, связанных со строительством (далее - Регламент).
Согласно пунктам 2.7 и 2.8 Регламента предоставление государственной услуги осуществляется в течение 60 дней (2 месяцев) со дня регистрации заявления в Росимуществе или в территориальном органе Росимущества.
Из материалов дела следует, что испрашиваемый земельный участок является федеральной собственностью.
После получения заявления учреждения заинтересованное лицо направило в адрес третьего лица выписки из ЕГРН и РФИ, касающиеся оспариваемого земельного участка, для выдачи поручения о вовлечении в хозяйственный оборот земельного участка, третье лицо никаких поручений не давало, решений по заявлению общество не принято, с момента обращения заявителя прошло более четырех месяцев.
Между тем материалами дела подтверждается, что для принятия решения в соответствии со статьями 39.11, 39.12 ЗК РФ заявителем представлены все необходимые документы, претензий к содержанию заявления и документам заинтересованным лицом не заявлялось, документальные доказательства о направлении ответа на заявление отсутствуют, в установленный срок решение о проведении аукциона на право заключения договора аренды земельного участка не принято.
Как верно указано судом первой инстанции, направление управлением заявления общества третьему лицу для принятия решения не свидетельствует о соблюдении управлением установленного срока на принятие решения.
Довод апеллянта о том, что предоставление испрашиваемого земельного участка, площадь которого превышает десять гектар, возможно только по поручению Федерального агентства по управлению государственным имуществом, обосновано отклонен судом первой инстанции.
В соответствии с пунктом 4.1 Положения о территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Новосибирской области, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 05.03.2009 N 63, пунктом 4.1 Типового положения, утвержденного приказом Министерства экономического развития РФ от 01.11.2008 N 374, территориальный орган осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности: полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, и иного федерального имущества, расположенного на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, в том числе составляющего государственную казну Российской Федерации, а также полномочия собственника по передаче федерального имущества юридическим и физическим лицам, приватизации (отчуждению) федерального имущества, в случаях, когда реализация указанных полномочий непосредственно территориальным органом прямо предусмотрена нормативными актами Правительства Российской Федерации.
Таким образом, именно Территориальное управление Росимущества в силу возложенных на него обязанностей и предоставленных ему полномочий обязано было в установленный срок рассмотреть обращение заявителя и принять соответствующее решение по нему. При этом, вопросы внутриведомственного характера, связанные с порядком принятия решений о предоставлении земельных участков в собственность, не должны являться препятствием праву лица, обратившегося с заявлением в государственный орган, на получение соответствующего решения в установленный законом срок.
Непринятие Территориальным управлением решения по заявлению общества является нарушением норм земельного законодательства, создает препятствия и нарушает права и законные интересы заявителя и третьих лиц в возможностях по владению и пользованию испрашиваемыми земельными участками.
Установив совокупность обстоятельств, предусмотренных нормами статьей 198, 200 и 201 АПК РФ, суд правомерно удовлетворил заявленные требования.
Территориальным управлением не представлены в материалы дела надлежащие доказательства в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Иных доводов, основанных на доказательственной базе, опровергающих установленные судом первой инстанции обстоятельств и его выводы, в апелляционной жалобе не приведено.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
В связи с освобождением апеллянта от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее распределении разрешению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 19 сентября 2017 г. по делу N А45-15775/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.Ю. Сбитнев |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-15775/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 18 апреля 2018 г. N Ф04-731/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СОВЕТНИК"
Ответчик: ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Федеральное агентство по управлению государственным имуществом, Тиунова Елена Борисовна
Хронология рассмотрения дела:
18.04.2018 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-731/18
26.12.2017 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-9874/17
19.09.2017 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-15775/17
02.08.2017 Определение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-15775/17