Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2018 г. N Ф04-884/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
20 декабря 2017 г. |
Дело N А45-19503/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 20 декабря 2017 года.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания до перерыва помощником судьи Ермаковой Ю.Н. с использование средств аудиозаписи, после перерыва секретарем судебного заседания Полевый В.Н. без использования средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: без участия,
от заинтересованного лица: до перерыва: Гусак И.Л. по доверенности от 18.01.2017 (на 1 год), после перерыва: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительства Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10.10.2017 по делу N А45-19503/2017 (Абаимова Т.В.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно-техническая компания "Стройинвест" (ОГРН 1055406260690, ИНН 5406325062, 630099, г. Новосибирск, Максима Горького, 24)
к Министерству строительства Новосибирской области (630007, г. Новосибирск, пр. Красный, 18)
о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.2017 N 83/17 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью Производственно-техническая компания "Стройинвест" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Министерству строительства Новосибирской области (далее - министерство, административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 12.07.2017 N 83/17 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением от 10.10.2017 Арбитражного суда Новосибирской области заявленные требования удовлетворены.
В апелляционной жалобе министерство, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, просит состоявшийся судебный акт отменить, принять новое решение об отказе удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что проектная декларация, представленная на проверку и размещенная па официальном сайте общества, содержит неполную информацию.
Федеральный закон от 03.07.2016 N 304-ФЗ внес изменения в Федеральный закон от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 214-ФЗ), в соответствии с которыми Минстрой России уполномочен утверждать форму проектной декларации. Форма проектной декларации утверждена приказом Минстроя России от 20.12.2016 N 996/пр.
Согласно статье 19 Федерального закона N 214-ФЗ проектная декларация включает информацию о застройщике и информацию о проекте строительства.
Изменения в силу части 1 статьи 7 Федерального закона N 304-ФЗ и все остальные нормы этого закона, помимо пункта 27 статьи 1 Федерального закона N 304-ФЗ, вступают в силу с 01.01.2017.
Поскольку Федеральный закон N 304-ФЗ не содержит специальных норм, определяющих особенности применения статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ в зависимости от даты заключения 1-го договора участия в долевом строительстве, считает, что новеллы о проектной декларации применимы ко всем правоотношениям с 01.01.2017.
Какой либо иной формы проектной декларации, за исключением установленной частью 4 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, с 01.01.2017 не предусмотрено.
С учетом того, что в силу части 1 статьи 19 Федерального закона 214-ФЗ проектная декларация является официальным документом, удостоверяющим факты влекущие за собой юридические последствия для застройщика, законодатель не допускает ее заполнения в произвольной форме по усмотрению того или иного застройщика.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу от общества к началу судебного заседания не поступил.
В судебном заседании представитель министерства поддержал доводы своей апелляционной жалобы, настаивал на ее удовлетворении.
Общество, надлежащим образом извещенное о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о получении адресатом направленной копии судебного акта (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, далее - АПК РФ), не обеспечило явку своего представителя в судебное заседание суда апелляционной инстанции.
В порядке части 1 статьи 266, частей 1 и 3 статьи 156 АПК РФ суд считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя общества.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании был объявлен перерыв до 11 час. 20 мин. 13.12.2017.
В судебное заседание, продолженное после перерыва, участвующие в деле лица не явились.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, заслушав представителя министерства, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, общество осуществляет деятельность, связанную с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства многоэтажного жилого дома N 5 (по генплану) с помещениями общественного назначения V этап строительства жилых домов с помещениями общественного назначения в подвальных этажах, трансформаторных подстанций, подземным гаражом, автостоянкой закрытого типа, по строительному адресу: Новосибирская область, город Новосибирск, Октябрьский район, улица Вилюйская, 5 (стр.), находящегося на земельных участках с кадастровыми номерами 54:35:072205:0022 и 54:35:072205:51 (далее - Объект).
По объекту имеется проектная декларация "Жилой дом N 5 (по генплану) с помещениями общественного назначения - V этап строительства жилых домов с помещениями общественного назначения в подвальных этажах, трансформаторной подстанции, подземных гаражом, автостоянкой закрытого типа, насосной станцией по адресу: ул. Вилюйская, 5 стр. в Октябрьском районе г. Новосибирска".
Проектная декларация размещена в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования на сайте общества: www.ptk-30.ru с изменениями по состоянию на 01.04.2017.
На основании приказа министерства от 24.05.2017 N 175, административным органом в отношении общества в период с 30.05.2017 по 27.06.2017 проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой выявлен факт опубликования в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
27.06.2017 министерством в отношении общества составлен протокол N 83/17 об административном правонарушении, 12.07.2017 вынесено постановление N 83/17 по делу об административном правонарушении, которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 14.28 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с настоящим требованием.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества объективной стороны правонарушения.
Выводы суда первой инстанции являются правильными, основанными на материалах дела и нормах действующего законодательства.
В соответствии с частью 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 4 статьи 210 АПК РФ по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Частью 1 статьи 1.6 КоАП РФ установлено, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Основаниями для привлечения к административной ответственности являются наличие в действиях (бездействии) лица, предусмотренного КоАП РФ состава административного правонарушения и отсутствие обстоятельств, исключающих производство по делу.
Под составом административного правонарушения подразумевается совокупность субъективных и объективных признаков - как элементов состава, в число которых входит наделенный административно-процессуальной правоспособностью субъект правонарушения, а также субъективная сторона правонарушения, которая определяется виновным поведением субъекта правонарушения.
Частью 2 статьи 14.28 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за опубликование в средствах массовой информации и (или) размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставление застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно нарушение сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений - влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до четырехсот тысяч рублей.
Объектом данного административного правонарушения являются общественные отношения, регулируемые Федеральным законом N 214-ФЗ в части порядка организации и осуществления долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости.
Объективная сторона данного административного правонарушения выражается в опубликовании в СМИ и (или) размещении в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования застройщиком проектной декларации (в том числе вносимых в нее изменений), содержащей неполную и (или) недостоверную информацию, предоставлении застройщиком неполной и (или) недостоверной информации, опубликование, размещение или предоставление которой предусмотрено законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно в нарушении сроков опубликования и (или) размещения проектной декларации либо вносимых в нее изменений.
С объективной стороны данное правонарушение выражается в несвоевременном предоставлении застройщиком ежеквартальной отчетности, предоставлении им недостоверной либо неполной ежеквартальной отчетности в контролирующий орган.
Субъектами данного административного правонарушения являются юридические лица - застройщики.
С субъективной стороны правонарушение характеризуется как умыслом, так и неосторожностью.
Частью 2 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ установлено, что проектная декларация опубликовывается застройщиком в средствах массовой информации и (или) размещается в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (в том числе в сети "Интернет") не позднее, чем за четырнадцать дней до дня заключения застройщиком договора с первым участником долевого строительства, а также представляется в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и в указанный в части 2 статьи 23 настоящего Федерального закона контролирующий орган. Застройщик вправе не опубликовывать в средствах массовой информации и (или) не размещать в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования проектную декларацию, если привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется без производства, размещения и распространения рекламы, связанной с таким привлечением денежных средств. В этом случае застройщик обязан представить проектную декларацию любому заинтересованному лицу для ознакомления.
Застройщик обязан внести в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений о застройщике и проекте строительства, а также фактов внесения изменений в проектную документацию, в течение трех рабочих дней со дня изменения соответствующих сведений. Ежеквартально застройщик обязан вносить в проектную декларацию изменения, касающиеся сведений, предусмотренных пунктом 6 части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона (части 4, 5 статьи 19 Федеральным законом N 214-ФЗ).
В силу части 6 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ изменения, указанные в частях 4 и 5 настоящей статьи, подлежат опубликованию в порядке, установленном для опубликования проектной декларации, в течение десяти дней со дня внесения изменений в проектную декларацию.
Отношения, связанные с привлечением денежных средств граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, регулируются Федеральным законом N 214-ФЗ.
Привлечение денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирного дома осуществляется на основании договора участия в долевом строительстве.
Федеральным законом от 03.07.2016 N 304-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" и иные законодательные акты в том числе в статью 19 введена часть 2.4, согласно которой форма проектной декларации устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, указанным в части 1 статьи 23 настоящего Федерального закона.
Изменения, внесенные в Федеральный закон N 214-ФЗ, в том числе в части изменения требований к проектной декларации застройщика, в соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона N 304-ФЗ вступают в силу с 01.01.2017.
Новая форма проектной декларации утверждена приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр, зарегистрированном в Минюсте России 30.12.2016 N 45091, начало действия приказа 10.01.2017.
Административный орган пришел к выводу, что в нарушение статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ, приказа Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/пр, утвердившего новую форму декларации, представленная обществом в ходе проверки и размещенная на официальном сайте общества проектная декларация, содержит неполную информацию.
В протоколе об административном правонарушении от 27.06.2017 N 83/17, постановлении от 12.07.2017 N 83/17 по делу об административном правонарушении указано время совершения правонарушения - 02.01.2017. Следовательно, фактически министерство вменяет обществу в вину размещение на сайте проектной декларации по старой форме.
В связи с тем, что требования к оформлению проектной декларации, содержащиеся в приказе Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.12.2016 N 996/ПР "Об утверждении формы проектной декларации" согласно части 2 статьи 19 Федерального закона N 214-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N304-ФЗ) начали действовать только с 10.01.2017, они не распространяются на строящиеся объекты в случае, если первый договор долевого участия по строящемуся объекту зарегистрирован до 01.01.2017.
В данном случае, как следует из материалов дела, первый договор долевого участия по строящемуся Объекту зарегистрирован еще в 2015 году, соответственно, у общества отсутствовала обязанность по заполнению новой формы декларации по состоянию на 01.01.2017 (учитывая дату совершения правонарушения, указанную в протоколе и оспариваемом постановлении), а также по внесению в проектную декларацию сведений, предусмотренных новой формой, по состоянию на 01.04.2017.
Согласно статье 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действия закона распространяются на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
На основании вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества объективной стороны правонарушения.
При таких условиях оспариваемое постановление противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Поскольку в нарушение части 1 статьи 65 и части 5 статьи 200 АПК РФ министерство не доказало законность принятого постановления, суд первой инстанции правомерно удовлетворил требования общества.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, фактически повторяют доводы, приведенные министерством в обоснование своей позиции при рассмотрении дела судом первой инстанции. Доводов, основанных на доказательственной базе, позволяющих сделать вывод о неправомерности принятого судебного акта апелляционная инстанция не усматривает.
Суд апелляционной инстанции считает, что в данном случае подателем жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными и не могут служить основанием для отмены решения суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленные статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 10 октября 2017 года по делу N А45-19503/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня его изготовления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19503/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 27 марта 2018 г. N Ф04-884/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО Производственно-техническая компания "Стройинвест"
Ответчик: Министерство строительства Новосибирской области