Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2018 г. N Ф07-2861/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А56-31466/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 14 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Волковой Т.В.
при участии:
от заявителя: Трубачев А.М., по доверенности от 02.10.2017
от заинтересованного лица: не явился, извещен
от 3-го лица: не явился, извещен
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-27132/2017) Выборгской таможни на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2017 по делу N А56-31466/2017 (судья Захаров В.В.), принятое
по заявлению ООО "Дизайн-Карго"
к Выборгской таможне
3-е лицо: Федеральная таможенная служба
об оспаривании решения
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Дизайн-Карго (далее - ООО "Дизайн-Карго", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании недействительным решения Выборгской таможни (далее - Таможня, таможенный орган) от 07.02.2017 N 10206000/18-30/8 "О стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций" в части не предоставленных тарифных преференций в отношении товара, задекларированного по декларации на товары (далее - ДТ) N 10206100/040414/002854.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Федеральная таможенная служба (далее - ФТС, третье лицо).
Решением суда от 06.09.2017 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением суда, Таможня направила апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и отказать в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов жалобы Таможня указывает, что в комплекте документов, представленных Обществом, отсутствуют транспортные документы, подтверждающие нахождение товаров под таможенным контролем, и транспортные документы, удостоверяющие маршрут перемещения товара через страны транзита. При проверке правильности заполнения графы 1 представленного сертификата о происхождении товара формы "А" от 13.03.2014 N СО3700250 2204530 выявлены расхождения в указании лица, которое является экспортером (поставщиком) товара (продавца товара по контракту), и данных лица, указанного в контракте N 54CO/FA-11 от 18.11.2011, пояснения по расхождению сведений в графе 1 сертификата формы "А" от 13.03.2014 N СО3700250 2204530 и оригинал инвойса заявителем не представлены. Общество не подтвердило соблюдение им условия прямой поставки товара на таможенную территорию Таможенного союза. По мнению таможенного органа, имеющиеся различия в указании наименования организации-продавца и отсутствие документов об изменении средств идентификации в странах транзита свидетельствовали о невыполнении требований по заполнению сертификата о происхождении товара формы "А". Кроме того, таможенный орган ссылается на письмо ФТС от 21.11.2016 N06-88/59014, в котором содержится информация о направлении письмами от 21.12.2015 N 22-86/66231, от 09.09.2015 N 06-86/44328 соответственно в Республику Колумбия и Республику Эквадор запросов в целях подтверждения факта выдачи сертификатов, в том числе спорного сертификата от 13.03.2014 N С03700250 2204530.
Таможня и ФТС, извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, своих представителей в суд не направили, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
В судебном заседании представитель Общества возразил против удовлетворения апелляционной жалобы.
ФТС в отзыве на апелляционную жалобу поддержала позицию Таможни.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как установлено материалами дела, ООО "Дизайн-Карго" на основании внешнеэкономического контракта от 18.11.2015 N 54 CO/FA-11, заключенного с компанией "Flores de Los Andes LTDA С.I." (Республика Колумбия), ввезло на таможенную территорию Российской Федерации товар (розы свежесрезанные для составления букетов и для декоративных целей), код ТН ВЭД - 0603 1 1 000 0.
Товар ввезен на территорию Российской Федерации и оформлен таможенным постом Торфяновский по электронной ДТ N 10206100/040414/002854.
В ДТ N 10206100/040414/002854 (графы 16, 34) заявлены сведения о стране происхождения товара - Колумбия.
Задекларированный по ДТ N 10206100/040414/002854 товар 05.04.2014 выпущен Таможней по базовым ставкам таможенных пошлин без предоставления тарифных преференций, режим - выпуск для внутреннего потребления.
14.02.2015 Общество обратилось в Таможню с заявлением о восстановлении режима тарифных преференций по ДТ N 10206100/040414/002854, о возврате оплаченной таможенной пошлины в размере 13 303 руб. 59 коп. С указанным заявлением Общество представило оригинал сертификата о происхождении товара по форме "А" от 13.03.2014 N 2204530, выданного 13.03.2014 Управлением по делам национальных налогов и таможни Колумбии.
По результатам таможенного контроля Таможней принято решение от 21.05.2015 N 10206000/11-04-22/42 "О стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", которым Обществу отказано в предоставлении преференций по ДТ N 10206100/040414/002854.
Решением Северо-Западного таможенного управления (далее - СЗТУ) от 18.09.2015 N 10200000/260117/5-р указанное решение Таможни было отменено.
Таможней принято решение от 28.09.2015 N 10206000/11-04-22/141 "О стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", которым Обществу предоставлены преференции по ДТ N10206100/040414/002854.
По результатам ведомственного контроля СЗТУ принято решение от 26.01.2017 N 10200000/260117/5-р об отмене решения Таможни от 28.09.2015 N 10206000/11-04-22/141 о предоставлении тарифных преференций.
В качестве основания для отмены решения о предоставлении тарифных преференций СЗТУ в решении от 26.01.2017 N 10200000/260117/5-р указало на то, что не поступил ответ компетентного органа на запрос о подтверждении факта выдачи сертификата соответствия, представленного Обществом.
По результатам проведения проверочных мероприятий Таможней принято решение от 07.02.2017 N 10206000/18-30/8 "О стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций", полученное Обществом 11.02.2017, которым Обществу вновь отказано в предоставлении тарифных преференций по ДТ N10206100/040414/002854.
В обоснование решения от 07.02.2017 N 10206000/18-30/8 указано на неполучение в течение 6 месяцев ответа от компетентного органа, заверившего сертификат.
Общество, посчитав указанное решение Таможни от 07.02.2017 незаконным, оспорило его в судебном порядке.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, обоснованно исходил из следующего.
Согласно пункту 1 статьи 36 Закона Российской Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" Российская Федерация предоставляет тарифные преференции в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, международными договорами Российской Федерации, под которыми для целей настоящей статьи понимается освобождение от уплаты ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли либо подписавших соглашения, имеющие целью создание такой зоны, или снижение ставок ввозных таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из развивающихся или наименее развитых стран, пользующихся единой системой тарифных преференций Таможенного союза.
В соответствии с пунктом 1 статьи 179 и статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного Союза (далее - ТК ТС) товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом. При помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары, в которой указываются основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о декларанте, таможенном представителе, об отправителе и о получателе товаров; сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения).
В силу пункта 2 статьи 58 ТК ТС во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров, производится определение страны происхождения товаров.
Страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 58 ТК ТС).
В силу пункта 3 статьи 109 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон N 311-ФЗ) страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных названным Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено.
Статьей 110 Закона N 311-ФЗ предусмотрено, что таможенные органы осуществляют контроль правильности определения страны происхождения товаров в целях обеспечения соблюдения мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования в случаях, когда применение таких мер зависит от страны происхождения товаров, до и после выпуска товаров.
По результатам осуществления контроля правильности определения страны происхождения товаров таможенный орган принимает решение о стране происхождения товаров и (или) предоставлении тарифных преференций по форме и в порядке, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.
Пунктом 2 статьи 59 ТК ТС предусмотрено, что документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.
Сертификат о происхождении товара - документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров (пункт 1 статьи 61 ТК ТС).
В части 1 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
В части 1 статьи 62 ТК ТС указано, что предоставление тарифных преференций может быть обусловлено необходимостью предоставления сертификата о происхождении товара по определенной форме в соответствии с законодательством и (или) международными договорами государств - членов таможенного союза.
Соглашением между Правительством Российской Федерации, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 12.12.2008 утверждены Правила определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран (далее - Правила).
В разделе VII "Документальное свидетельство" Правил указано, что в удостоверение происхождения товара из развивающейся или наименее развитой страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим, лицо, перемещающее товары, представляет декларацию-сертификат о происхождении товара по форме "А" (Приложение N 1), принятую в рамках Общей системы преференций, которая заполняется в соответствии с Требованиями к оформлению деклараций-сертификатов (далее - сертификаты) о происхождении товара по форме "А" (Приложение N 2).
В силу пункта 4 статьи 61 ТК ТС, если сертификат оформлен с нарушениями требований к его оформлению и (или) заполнению, установленных таможенным законодательством таможенного союза, таможенный орган самостоятельно принимает решение об отказе в рассмотрении такого сертификата в качестве основания для предоставления тарифных преференций.
При наличии оснований для проведения дополнительных проверочных мероприятий, таможенный орган имеет право обратиться в компетентный орган страны, выдавшей сертификат.
Аналогичные возможности предусмотрены разделом VIII Правил, согласно которым в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные органы или другие уполномоченные органы могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения (абзац 2).
Согласно положениям Раздела VIII Правил определения происхождения товаров из развивающихся и наименее развитых стран, в случае возникновения обоснованных сомнений относительно достоверности сертификата или содержащихся в нем сведений, а также относительно сведений о происхождении товара таможенные или другие уполномоченные органы Сторон могут обратиться в компетентные национальные органы развивающейся или наименее развитой страны, заверившие сертификат, с мотивированной просьбой сообщить дополнительные или уточняющие сведения.
Сертификат может быть признан недействительным в случае, если в течение 6 месяцев относительно запрашиваемого сертификата от компетентных органов страны вывоза или страны происхождения товара не получен ответ.
Тарифные преференции для такого товара предоставляются лишь после получения удовлетворительного ответа компетентных национальных органов страны, на которую распространяется тарифный преференциальный режим.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что спорный сертификат был выдан Управлением по делам национальных налогов и таможни Колумбии (отметка на самом сертификате).
Вместе с тем из письма от 31.12.2015 исх.N 06-86/66231 следует, что ФТС направила запрос о проверке, в том числе спорного сертификата происхождении товара по форме "А", в иной орган - в Министерство коммерции, индустрии и туризма Республики Колумбия.
Кроме того, таможенный орган не привел конкретные ссылки на то, в чем именно заключались обоснованные сомнения относительно достоверности сертификата, послужившие основанием для направления запроса. Доказательств обоснованности существования таких сомнений таможенный орган не представил, в оспариваемом Обществом решении они не поименованы.
Те претензии к сертификату, которые имелись у Таможни изначально (относительно наименования продавца), опровергнуты СЗТУ в первоначально принятом решении от 18.09.2015 N 10200000/260117/5-р об отмене решения Таможни от 21.05.2015 N 10206000/11-04-22/42.
Кроме того, в указанном решении ФТС от 18.09.2015 содержатся выводы, отклоняющие доводы апелляционной жалобы о расхождения в указании лица, которое является экспортером (поставщиком) товара (продавца товара по контракту), и данных лица, указанного в контракте N 54CO/FA-11 от 18.11.2011. Так, в решении ФТС указано:
"Письмом от 24.07.2015 исх. N 24-07-15-12 OOO "Дизайн-Карго" представило дополнительные соглашения к контракту и пояснило, что допускается использование дополнительного названия компании продавца для указания в документах, выпущенных на территории Колумбии. В качестве международного названия компании используется "FLORES DE LOS ANDES S.A.S. C.L", однако в документах, выпущенных на территории Колумбии, может использоваться наименование "FLORES DE LOS ANDES S.A.S.". Кроме того, в соответствии с дополнительным соглашением к контракту покупатель и продавец пришли к соглашению считать верными следующие наименования компании продавца: "FLORES DE LOS ANDES S.A.S. C.L", "FLORES DE LOS ANDES S.A.S.".
В представленном сертификате указано наименование компании "FLORES DE LOS ANDES S.A.S." и адрес, соответствующий адресу, указанному в дополнительных соглашениях и товаротранспортных документах.
Таким образом, сведения о наименовании контрагента в сертификате согласуются со сведениями о наименовании лица в иных документах, в том числе в контракте и в инвойсе.
В ходе ведомственного контроля установлено, что сведения, указанные в сертификате о происхождении товара, сопоставимы со сведениями, указанными в инвойсах. Количество и наименование товара, на который выдан сертификат, соответствует количеству и наименованию задекларированного ООО "Дизайн-Карго" товара. Номера и даты инвойсов, указанные в графе 10 сертификата о происхождении товара по форме "А" от 13.03.2014 N 2204530, соответствуют номерам и датам инвойсов, представленных при таможенном декларировании.
Следует отметить, что в суде Таможня ссылается, в том числе, на иные основания отказа в предоставлении таможенных преференций, которые не указаны в оспоренном решении.
Таможня не спорит, что Общество подало в Таможню заявление о предоставлении тарифных преференций, приложив подлинник сертификата о происхождении товаров по форме "А", однозначно свидетельствующего о том, что страной происхождения товаров являлась Колумбия, на которую распространяется тарифный преференциальный режим. Доказательств недействительности данного сертификата, равно как и доказательств наличия иных обстоятельств, в силу которых Обществу не могли быть предоставлены тарифные преференции в отношении спорных товаров, Таможней в соответствии с частью 1 статьи 65 и частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено.
Необходимо отметить, что решением Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 31.07.2017 по делу N А56-31458/2017, оставленным без изменения постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.12.2017, упомянутое выше решение СЗТУ от 26.01.2017 N 1020000/260117/5-р об отмене в порядке ведомственного контроля решения Таможни от 28.09.2015 N 10206000/11-04-22/141 о предоставлении тарифных преференций признано недействительным.
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что у Таможни отсутствовали законные основания для принятия оспариваемого решения от 07.02.2017.
Таким образом, решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены либо изменения решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием к отмене судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 06.09.2017 по делу N А56-31466/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-31466/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 26 апреля 2018 г. N Ф07-2861/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ДИЗАЙН-КАРГО"
Ответчик: Выборгская таможня Северо-Западного таможенного управления
Третье лицо: Федеральная таможенная служба