Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2018 г. N Ф02-726/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Чита |
|
26 декабря 2017 г. |
Дело N А10-6021/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 декабря 2017 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Басаева Д.В.,
судей: Никифорюк Е.О., Сидоренко В.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козинцевой М.А.,
при участии в судебном заседании представителей открытого акционерного общества "Российские железные дороги" Рябинина Б.П. (доверенность от 08.04.2016), Горбуновой А.В. (доверенность от 31.05.2017), Бурятской транспортной прокуратуры Шадриной Н.И. (прокурор),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 ноября 2017 года по делу N А10-6021/2017 (суд первой инстанции - Пунцукова А.Т.),
установил:
Бурятский транспортный прокурор (ОГРН 1020300990478, ИНН 0323059932, далее - прокурор) обратился в суд с заявлением о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727, далее - ОАО "РЖД", общество) к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 ноября 2017 года по делу N А10-6021/2017 заявленные требования о привлечении открытого акционерного общества "Российские железные дороги" к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях удовлетворены, назначен штраф в размере 100 000 рублей.
Общество обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт по мотивам, изложенным в жалобе.
Апеллянт указывает на допущенные административным органом процессуальные нарушения, отсутствие вины, а также недоказанность события вменяемого административного правонарушения.
Кроме того, полагает, что общество не является субъектом правонарушения, поскольку лицензия выдана исключительно на осуществление медицинской деятельности, именно данная деятельность, а не какая-либо иная (в том числе предоставление услуг по организации отдыха), должна носить характер предпринимательской для привлечения общества к ответственности по ч.4ст.14.1. КоАП РФ. Материалы дела не подтверждают того, что общество на основании выданной лицензии осуществляло предпринимательскую медицинскую деятельность и оказывало платные медицинские услуги.
Прокуратура в отзыве с доводами апелляционной жалобы не согласилась.
Информация о времени и месте судебного заседания по апелляционной жалобе размещена на официальном сайте апелляционного суда в сети "Интернет 23.11.2017. Таким образом, о месте и времени судебного заседания лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 АПК РФ.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 1 июня 2017 года Министерством здравоохранения Республики Бурятия ОАО "РЖД" выдана лицензия N ЛО-03-01-002439 на осуществление медицинской деятельности.
В связи с поступлением докладной начальника ДОЛ "Сибиряк" от 7 августа 2017 года о смерти несовершеннолетней в лагере, 7 августа 2017 года прокурором вынесено решение о проведении проверки в ДОЛ "Сибиряк" в период с 8 по 11 августа 2017 года.
Указанное решение получено начальником ДОЛ "Сибиряк" Гельмановым В.Д. 08.08.2017.
7 августа 2017 года руководителю ТО Росздравнадзора по РБ направлено письмо о выделении специалиста для участия в проверке медицинского (фельдшерского) пункта ДОЛ "Сибиряк".
Согласно справкам ТО Росздравнадзора по РБ и помощника прокурора от 11 августа 2017 года по результатам проверки исполнения законодательства о правах несовершеннолетних в деятельности детского оздоровительного лагеря "Сибиряк" установлено, что ДОЛ "Сибиряк" при осуществлении медицинской деятельности не выполняются требования рекомендуемого стандарта оснащения медпункта оздоровительного учреждения лекарственными средствами для медицинского применения и медицинскими изделиями, используемыми медицинским пунктом для оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, предусмотренных в Приложениях N 1, 2 к Приказу Минздравсоцразвития Российской Федерации от 16.04.2012 N 363н "Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха" (далее - Порядок).
В нарушение пунктов 3, 5, 11, 15, 18, 20, 24, 25, 27, 31, 35, 36, 37, 41, 52, 58, 63, 64, 69 приложения N 2 Порядка зафиксировано отсутствие следующих стандартов оснащения: столик хирургический, стол в палатах, шкаф для хранения запасов медикаментов, лоток прямоугольный, медицинская сумка, сухожаровой шкаф, шины Дитриха, зажим Бильрота, зеркало ушное, игла Дюфо, пинцет кривой, ларингоскоп, инкубационная трубка, глазные стеклянные палочки, мензурки градуированные, бритва, зонды желудочные с воронкой, подушка кислородная, плевательница, шпатели металлические.
Также зафиксировано отсутствие следующих лекарственных средств: гексавит упаковка, кордиамин 15 мл флакон, кофеин-бензоат натрия 10%, салфетки кровоостанавливающие Колетекс-Гем с фурагином 6*10, салфетки кровоостанавливающие Колетекс-Гем с фурагином с липкими краями 6*10, салфетки кровоостанавливающие Колетекс с фурагином 6*10, салфетки кровоостанавливающие Колетекс с прополисом и фурагином 6*10.
В ходе проверки ТО Росздравнадзора по РБ выявлены следующие нарушения:
- в нарушение пунктов 3, 4 части II Правил N 706н в помещениях для хранения лекарственных средств не поддерживаются определенная температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств. Помещения для хранения лекарственных средств не оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств. Температура по градуснику в медицинском пункте равна 260 С, тогда как допустимая температура хранения большинства лекарственных средств не превышает 250 С;
- в нарушение пункта 11 Правил N 706н в медицинском пункте учет лекарственных средств не ведется;
- в нарушение пункта 32 части VI Правил N 706н выявлены лекарственные средства, хранящиеся вне холодильника с указанием на потребительской упаковке температуры хранения от 2 до 15 градусов: гидрокартизон (мазь) 1% -10,0 - 1 упаковка и гидрокартизон (мазь глазная) 0,5% - 5 упаковок, тетрациклин мазь глазная 3 г, валерианы экстракт таблетки покрытые оболочкой 20 мг N50;
- в нарушение пункта 24 части VI Правил N 706н выявлено хранение при естественном освещении раствора фурацилина 1:5000 - 405 мл для обработки ран, который необходимо хранить в защищенном от света месте;
- в нарушение пунктов 37, 38 части VI Правил N 706н выявлено, что бриллиантовый зеленый хранится со спиртовыми салфетками и раствором йода в одной таре на процедурном столе, а также бриллиантовый зеленый находился на процедурном столике отдельно, вне специальной тары;
- в нарушение пункта 22 части VI Правил N 706н выявлено, что лекарственные средства в коробках хранятся за холодильником в манипуляционной комнате на полу без поддона.
Справка по результатам проверки исполнения законодательства получена директором ДОЛ "Сибиряк" Гельмановым В.Д. 11 августа 2017 года.
Уведомлением от 18 сентября 2017 года N 18/2017 ОАО "РЖД" извещено о необходимости явки для вынесения постановления о возбуждении дела об административном правонарушении на 21 сентября 2017 года в 14 час. 30 мин.
Указанное уведомление отправлено по электронной почте в адрес общества, электронное сообщение получено оператором Беляевой (т.1 л.д.22- 23).
21 сентября 2017 года заместителем прокурора в отношении ОАО "РЖД" возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
В соответствии с частью 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Федеральный закон Российской Федерации от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 37 Федерального закона N 323-ФЗ медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации. Порядки оказания медицинской помощи и стандарты медицинской помощи утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Порядок оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха утверждён приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 16.04.2012 N 363н "Об утверждении порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха" (далее - Порядок N 363н).
Врач возглавляет медицинский пункт, который является структурным подразделением учреждения и создается для оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха (пункт 6 Порядка N 363н).
В соответствии с пунктами 8, 9 Порядка N 363н деятельность медицинского пункта учреждения, включающего кабинет врача, кабинет медицинской сестры, процедурный кабинет и изолятор (2 палаты для капельных и кишечных инфекций с числом коек 1,5 - 2% от числа детей в учреждении), осуществляется в соответствии с федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, настоящим Порядком, нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и учредительными документами учреждения. Штатные нормативы медицинского персонала и стандарт оснащения медицинского пункта учреждения определяются объемом проводимой медицинской работы и числом обслуживаемых детей в учреждении с учетом рекомендуемых штатных нормативов медицинского персонала медицинского пункта учреждения и рекомендуемого стандарта оснащения медицинского пункта учреждения, предусмотренных приложениями N 1 и 2 к настоящему Порядку.
Пунктом 10 Порядка N 363н установлено, что в целях оказания медицинской помощи детям в период оздоровления и организованного отдыха медицинский пункт учреждения осуществляет следующие функции: организация и проведение профилактических, лечебно-оздоровительных мероприятий; наблюдение за состоянием здоровья детей, особенно за детьми с отклонением в состоянии здоровья; ежедневный амбулаторный прием с целью оказания медицинской помощи (по показаниям), активное выявление заболевших детей, своевременная их изоляция; оказание первой медицинской помощи при возникновении травм, несчастных случаев, транспортирование в стационар; организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий для обеспечения безопасности детей и персонала, предотвращения распространения инфекций; обеспечение медицинского сопровождения детей во время проведения спортивных соревнований, походов, купаний, экскурсий.
Согласно части 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Пунктом 7 статьи 3 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2001 N 99-ФЗ (далее - Закон о лицензировании) лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Пунктом 46 статьи 12 Закона о лицензировании установлено, что для осуществления медицинской деятельности требуется получение лицензии.
Согласно приложению N 3 к лицензии N ЛО-03-01-002439 на осуществление медицинской деятельности, выданной 1 июня 2017 года Министерством здравоохранения Республики Бурятия ОАО "РЖД", медицинская деятельность обществом осуществляется по адресу: Республика Бурятия, Селенгинский район, Озеро Щучье, в 100 м по направлению на северо-восток, ДОЛ "Сибиряк". Согласно лицензии при оказании первичной, в том числе доврачебной, врачебной и специализированной, медико-санитарной помощи организуются и выполняются следующие работы (услуги): при оказании первичной доврачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: сестринскому делу; при оказании первичной врачебной медико-санитарной помощи в амбулаторных условиях по: педиатрии.
Согласно пункту 2 статьи 2 Закона о лицензировании при осуществлении лицензируемого вида деятельности лицензиат обязан соблюдать лицензионные требования и условия, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Лицензионные требования и условия осуществления медицинской деятельности установлены Положением о лицензировании медицинской деятельности (за исключением указанной деятельности, осуществляемой медицинскими организациями и другими организациями, входящими в частную систему здравоохранения, на территории инновационного центра "Сколково"), утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2012 N 291 (далее - Положение N 291).
На основании пункта 6 Положения N 291, осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований и условий влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований, предусмотренных пунктом 4 и подпунктами "а", "б" и "в(1)" пункта 5 настоящего Положения, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
Согласно пункту 5 Положения N 291 лицензионными требованиями, предъявляемыми к лицензиату при осуществлении им медицинской деятельности, являются требования, предъявляемые к соискателю лицензии, а также: а) соблюдение порядков оказания медицинской помощи; б) соблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности; в) соблюдение установленного порядка предоставления платных медицинских услуг; в(1)) соблюдение правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения.
Согласно части 11 статьи 19 Закона о лицензировании исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
При этом довод заявителя жалобы о том, что грубым нарушением лицензионных требований является совокупность указанных нарушений пункта 5 Положения N 291 основан на неправильном толковании приведенных норм права.
В данном случае под грубым нарушением лицензионных требований следует рассматривать любое из перечисленных нарушений, повлекшее за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В частности, к таковым относится несоблюдение установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
На основании статьи 90 Федерального закона N 323-ФЗ органами, организациями государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения осуществляется внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности в порядке, установленном руководителями указанных органов, организаций.
Как следует из материалов дела, приказом директора - главного врача Ларионовой А.А. санатория-профилактория "Солнечный" от 30.01.2017 N 32 утверждено Положение о внутреннем контроле качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности (далее - Положение о внутреннем контроле).
Пунктом 3 Положения о внутреннем контроле предусмотрены основные задачи контроля качества и безопасности медицинской деятельности, куда включены, в том числе осуществление постоянного внутреннего контроля за соблюдением стандартов и порядков оказания медицинской помощи; обеспечение безопасности в сфере обращения лекарственных средств и медицинских изделий.
Пунктом 2.1.1 указанного Положения о внутреннем контроле установлено, что внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется в виде планового контроля по вопросам, в том числе условий хранения, учета, передвижения лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения.
Таким образом, санаторием-профилакторием "Солнечный", в структуру которого входит медицинский пункт ДОЛ "Сибиряк", закреплена обязанность внутреннего контроля качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности, в том числе условий хранения лекарственных препаратов.
Несоблюдение ответчиком внутреннего контроля качества медицинской помощи и безопасности медицинской деятельности является нарушением подпункта "б" пункта 5 Положения N 291 и согласно пункту 6 Положения N 291 относится к грубым нарушениям лицензионных требований.
Пунктами 3, 4 части II Правил хранения лекарственных средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23.08.2010 N 706н (далее - Правила N 706н) установлено, что в помещениях для хранения лекарственных средств должны поддерживаться определенные температура и влажность воздуха, позволяющие обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств. Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оборудованы кондиционерами и другим оборудованием, позволяющим обеспечить хранение лекарственных средств в соответствии с указанными на первичной и вторичной (потребительской) упаковке требованиями производителей лекарственных средств, либо помещения рекомендуется оборудовать форточками, фрамугами, вторыми решетчатыми дверьми.
В соответствии с пунктом 32 Правил N 706н хранение лекарственных средств, требующих защиты от воздействия повышенной температуры (термолабильные лекарственные средства), организации и индивидуальные предприниматели должны осуществлять в соответствии с температурным режимом, указанным на первичной и вторичной (потребительской) упаковке лекарственного средства в соответствии с требованиями нормативной документации.
В нарушение указанного пункта в ходе проверки выявлено хранение вне холодильника: гидрокартизон (мазь) 1% в количестве 1 упаковки, гидрокартизон (мазь) 0,5% в количестве 5 упаковок, тетрациклин мазь глазная, валерианы экстракт таблетки.
Из материалов дела следует, что согласно инструкции на потребительской упаковке данных лекарственных средств указана температура хранения от 2 до 15Со.
Кроме того, согласно инструкциям к указанным лекарственным препаратам, размещенным в свободном доступе в сети Интернет, гидрокартизон следует хранить при температуре не выше 25С°; тетрациклин глазную мазь следует хранить в сухом месте, при температуре 8-15С°; валерианы экстракт таблетки хранить в сухом месте при температуре не выше 15С°.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, температура, при которой должны храниться данные лекарственные средства, не соответствовала фактической, что является нарушением пункта 32 Правил N 706н.
Пунктом 24 Правил N 706н предусмотрено, что лекарственные средства, требующие защиты от действия света, хранятся в помещениях или специально оборудованных местах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения.
Как установлено проверкой, раствор фурацилина 1:5000 - 405 мл хранился при естественном освещении.
Пунктами 37, 38 Правил N 706н предусмотрено, что красящие лекарственные средства (фармацевтические субстанции, которые оставляют окрашенный след, не смываемый обычной санитарно-гигиенической обработкой, на таре, укупорочных средствах, оборудовании и инвентаре (бриллиантовый зеленый, метиленовый синий, индигокармин)) следует хранить в специальном шкафу в плотно укупоренной таре. Для работы с красящими лекарственными средствами для каждого наименования необходимо выделять специальные весы, ступку, шпатель и другой необходимый инвентарь.
Вместе с тем, в ходе проверки выявлено, что в нарушение пунктов 37, 38 Правил N 706н бриллиантовый зеленый хранился со спиртовыми салфетками и раствором йода в одной таре на процедурном столе, а также бриллиантовый зеленый находился на процедурном столике отдельно вне специальной тары.
Согласно пункту 22 Правил N 706н лекарственные средства, хранящиеся в складских помещениях, должны размещаться на стеллажах или на подтоварниках (поддонах). Не допускается размещение лекарственных средств на полу без поддона.
В ходе проверки установлено, что лекарственные средства в коробках хранятся за холодильником в манипуляционной комнате на полу без поддона.
Таким образом, выявленные в ходе проверки нарушения Правил N 706н, подтверждаются материалами дела.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание то обстоятельство, что само по себе нарушение правил хранения термолабильных лекарственных средств создает угрозу причинения вреда жизни и (или) здоровью граждан.
В данном случае действует презумпция наличия такой угрозы, которая заявителем жалобы соответствующими доказательствами не опровергнута.
Следовательно, медицинская деятельность ОАО "РЖД" в медицинском пункте, расположенном в ДОЛ "Сибиряк", осуществляется с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных лицензией на осуществление медицинской деятельности, что образует состав административного нарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Как следует из материалов дела, проверкой также зафиксировано отсутствие следующих стандартов оснащения: столик хирургический, стол в палатах, шкаф для хранения запасов медикаментов, лоток прямоугольный, медицинская сумка, сухожаровой шкаф, шины Дитриха, зажим Бильрота, зеркало ушное, игла Дюфо, пинцет кривой, ларингоскоп, инкубационная трубка, глазные стеклянные палочки, минзурки градуированные, бритва, зонды желудочные с воронкой, подушка кислородная, плевательница, шпатели металлические, что, как указал заявитель, является нарушением пунктов 3, 5, 11, 15, 18, 20, 24, 25, 27, 31, 35, 36, 37, 41, 52, 58, 63, 64, 69 приложения N 2 Порядка N 363н.
Также зафиксировано отсутствие следующих лекарственных средств: гексавит упаковка, кордиамин 15 мл флакон, кофеин-бензоат натрия 10%, салфетки кровоостанавливающие Колетекс-Гем с фурагином 6*10, салфетки кровоостанавливающие Колетекс-Гем с фурагином с липкими краями 6*10, салфетки кровоостанавливающие Колетекс с фурагином 6*10, салфетки кровоостанавливающие Колетекс с прополисом и фурагином 6*10.
В Приложении N 2 к Порядку N 363н приведен Рекомендуемый стандарт оснащения медицинского пункта оздоровительного учреждения (из расчета на 100 детей).
В Приложении N 3 к Порядку N 363н приведен Примерный перечень лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий, используемых медицинским пунктом оздоровительного учреждения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха (из расчета на 100 детей).
Вместе с тем, как правильно установлено судом первой инстанции, в медицинском пункте имелись аналоги лекарственных препаратов и медицинских изделий, медицинский пункт полностью оснащен необходимым оборудованием, изделиями и лекарствами.
При этом согласно Приложениям N 2, 3 к Порядку N 363н, перечни стандарта оснащения медицинского пункта оздоровительного учреждения лекарственными средствами для медицинского применения и медицинскими изделиями, используемыми медицинским пунктом оздоровительного учреждения для оказания медицинской помощи несовершеннолетним в период оздоровления и организованного отдыха, являются рекомендательными и примерными.
Следовательно, использование медицинским пунктом ДОЛ "Сибиряк" альтернативного (аналогичного) оснащения медицинского пункта и применение лекарственных средств не запрещено.
Возможность использования указанных аналогов и наличие всех необходимых медицинских изделий (оборудования, аппаратов, приборов, инструментов), а также лекарственных средств подтверждается материалами дела, доказательств обратного заявителем не представлено. Данный факт подтверждается также проведенными проверками медицинского пункта со стороны уполномоченных органов.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции правильно исходил из того, что прокурором не представлено надлежащих доказательств об отсутствии в медицинском пункте ДОЛ "Сибиряк" лекарственных средств для медицинского применения и медицинских изделий, необходимого оборудования, и нарушения ОАО "РЖД" тем самым требований Порядка N 363н.
Обществу также вменяется нарушение пункта 11 Правил N 706н по осуществлению учета лекарственных средств.
Пунктом 11 Правил N 706н предусмотрено, что в организациях и у индивидуальных предпринимателей необходимо вести учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности на бумажном носителе или в электронном виде с архивацией. Контроль за своевременной реализацией лекарственных средств с ограниченным сроком годности должен осуществляться с использованием компьютерных технологий, стеллажных карт с указанием наименования лекарственного средства, серии, срока годности либо журналов учета сроков годности. Порядок ведения учета указанных лекарственных средств устанавливается руководителем организации или индивидуальным предпринимателем.
Согласно справке ТО Росздравнадзора по РБ указано на неведение журнала в соответствии с требованиями статьи 30 Федерального закона от 8 января 1998 года N 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах", о нарушениях пункта 11 Правил N 706н сведений нет. При этом в постановлении прокурора от 21 сентября 2017 года обществу вменяется нарушение пункта 11 Правил N 706н.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствуют доказательства, что учет лекарственных средств с ограниченным сроком годности не ведется. В справках ТО Росздравнадзора по РБ и справке помощника прокурора, постановлении прокурора такие сведения отсутствуют, данные справки и материалы дела не содержат указания на конкретные лекарственные препараты с ограниченным сроком годности, которые в медицинском пункте не учтены, по которым истек срок годности и т.п.
Таким образом, судом сделан правильный вывод, что по данному эпизоду каких-либо доказательств нарушения пункта 11 Правил N 706н прокурором не представлено.
Довод общества о том, что общество не является субъектом вменяемого правонарушения, поскольку деятельность по реализации путевок в ДОЛ "Сибиряк" является убыточной и не является предпринимательской судом первой инстанции обоснованно отклонен.
Пунктами 9, 11 Устава ОАО "РЖД", утверждённого Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2003 N 585, определено, что извлечение прибыли является одной из главных целей общества. Для достижения целей, указанных в уставе, общество вправе осуществлять, в том числе медицинскую деятельность.
Из материалов дела следует и ответчиком не оспаривается, что ДОЛ "Сибиряк" является структурным подразделением общества.
Тот факт, что реализация путевок в лагерь является убыточной, организация летнего отдыха детей является социальным заказом, не означает, неведение обществом, как юридическим лицом, предпринимательской деятельности. При этом медицинская деятельность, на которую выдана лицензия N ЛО-03-01-002439, осуществляется именно обществом.
В связи с чем, лицензиат - ОАО "РЖД" является субъектом предпринимательской деятельности и может быть привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 14.1 КоАП РФ.
На основании части 1 статьи 2.1 КоАП РФ правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все меры зависящие от него по их соблюдению.
В пункте 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 2 июня 2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП Российской Федерации. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП Российской Федерации формы вины не выделяет.
Следовательно, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Обстоятельства, указанные в части 1 или части 2 статьи 2.2 КоАП Российской Федерации, применительно к юридическим лицам установлению не подлежат.
В материалах дела отсутствуют доказательства того, что грубое нарушение лицензионных требований вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля заинтересованного лица при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
Получив лицензию на осуществление медицинской деятельности, включающей в себя выполнение различных работ и оказание услуг, общество приняло на себя обязательства по соблюдению требований и условий такой деятельности.
Ссылка апеллянта на внутренние приказы N 85 от 29.09.2016 и N ВСЖДДСС-24 от 17.01.2017 и N 32 от 30.01.2017 г. "О создании комиссии по контролю качества и безопасности медицинской деятельности" отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку вина общества в совершении вменяемого административного правонарушения выразилась в том, что ОАО "РЖД" не приняты все зависящие от него меры именно по соблюдению требований при осуществлении им медицинской деятельности в части соблюдения установленного порядка осуществления внутреннего контроля качества и безопасности медицинской деятельности.
Само по себе наличие указанной внутренней нормативной документации не свидетельствует о соблюдении обществом соответствующих требований.
Поскольку доказательств принятия юридическим лицом необходимых и достаточных мер для соблюдения указанных лицензионных требований и условий в материалы дела не представлено, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о наличии вины общества в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.
Ссылка апеллянта на то обстоятельство, что по указанному эпизоду к административной ответственности было привлечено должностное лицо общества отклоняется судом, поскольку в силу части 3 статьи 2.1 КоАП РФ привлечение к административной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.
Суд апелляционной инстанции также полагает обоснованными выводы суда об отсутствии оснований для признания рассматриваемого правонарушения малозначительным, поскольку выявленные нарушения создают угрозу причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Оснований для замены административного наказания в виде штрафа предупреждением на основании статьи 4.1.1 КоАП РФ также не имеется, поскольку ОАО "РЖД" не является субъектом малого и среднего предпринимательства.
Оснований для назначения административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией части 4 статьи 14.1 КоАП РФ, на основании положений части 1 статьи 4.1.1, частей 2 и 3 статьи 3.4 КоАП РФ не имеется при отсутствии исключительных обстоятельств, установленных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, ответчиком таких обстоятельств не приведено, доказательств не представлено.
Санкция по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ назначена судом в минимальном размере.
Суд апелляционной инстанции также отклоняется довод апеллянта о допущенных прокурором процессуальных нарушениях.
Обществом указано, что о проведении проверки руководитель или иной уполномоченный представитель общества не был извещен. Проверенный медицинский пункт входит в состав санатория - профилактория "Солнечный", однако сотрудники санатория-профилактория о проверке не извещались.
В соответствии с Положением о Дирекции социальной сферы (далее - Дирекция), утверждённым начальником Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" 26 сентября 2006 года, Дирекция является структурном подразделением Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД".
В перечень структурных подразделений, входящих в состав Дирекции согласно приложению к указанному Положению, входит санаторий-профилакторий "Солнечный", расположенный в г.Улан-Удэ, пос.Верхняя Березовка.
Согласно Положению о санатории-профилактории "Солнечный" Дирекции социальной сферы Восточно-Сибирской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" в состав санатория-профилактория входит медицинский пункт оздоровительного лагеря "Сибиряк". Местонахождение медицинского пункта детского оздоровительного лагеря "Сибиряк": Республика Бурятия, Селенгинский район, Озеро Щучье, в 100 метрах по направлению на северо-восток. Лицензия на медицинскую деятельность общества выдана с указанием в приложении N 3 адреса: Селенгинский район, Озеро Щучье, в 100 м по направлению на северо-восток, ДОЛ "Сибиряк".
Согласно Положению о детском оздоровительном лагере "Сибиряк", утверждённому 2 мая 2017 года, ДОЛ "Сибиряк" является подразделением Дирекции.
В соответствии с частью 3 статьи 21 Закона о прокуратуре решение о проведении проверки принимается прокурором или его заместителем и доводится до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Как следует из материалов дела, согласно сопроводительному письму и.о.Бурятского транспортного прокурора от 7 августа 2017 года N 27-2017, начальнику Дирекции социальной сферы ВСЖД филиала ОАО "РЖД" Чиликиной Э.О. направлено письмо, где предложено в срок до 8 августа 2017 года представить документы, необходимые для проведения проверки в ДОЛ "Сибиряк".
В ответ на указанное письмо прокурора, согласно сопроводительному письму от 8 августа 2017 года N 2755, начальником Дирекции социальной сферы ВСЖД филиала ОАО "РЖД" Чиликиной Э.О. представлены запрашиваемые документы.
Решение о проведении проверки вручено начальнику ДОЛ "Сибиряк" Гельманову В.Д. 7 августа 2017 года.
Поскольку в данном случае проверка проводилась, в том числе в связи с поступлением докладной начальника ДОЛ "Сибиряк" Гельманова В.Д., решение о проведении проверки им своевременно получено, в ходе проверки присутствовала врач медицинского пункта Парфенова Татьяна Александровна, письмо об истребовании документов с указанием о проведении проверки направлено в адрес начальника Дирекции, постольку суд первой инстанции правильно исходил из того, что решение о проведении проверки доведено до сведения уполномоченных лиц.
При таких установленных обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме, но правильных выводов суда первой инстанции не опровергают и не могут быть учтены как не влияющие на законность принятого по делу судебного акта.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены обжалуемого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 03 ноября 2017 года по делу N А10-6021/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа через арбитражный суд первой инстанции в срок, не превышающий двух месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Д.В. Басаев |
Судьи |
Е.О. Никифорюк |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6021/2017
Постановлением Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22 марта 2018 г. N Ф02-726/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Бурятский транспортный прокурор
Ответчик: ОАО Российские железные дороги