г. Пермь |
|
27 декабря 2017 г. |
Дело N А50-27137/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 27 декабря 2017 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васильевой Е.В.
судей Голубцова В.Г., Гуляковой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Державиной А.В.
лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя муниципального унитарного предприятия "Водоканал"
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 11 октября 2017 года по делу N А50-27137/2017,
принятое судьей Катаевой М.А.
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Водоканал" (ОГРН 1025902036863, ИНН 5920005217)
к судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Дейс Оксане Евгеньевне
третьи лица: Управление Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 18 по Пермскому краю, общество с ограниченной ответственностью "Азимут-Пермь", Камское бассейновое водное управление Федерального агентства водных ресурсов, публичное акционерное общество "Пермская энергосбытовая компания", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, открытое акционерное общество "МРСК Урала" - Пермэнерго, закрытое акционерное общество "КЭС-Мультиэнергетика", общество с ограниченной ответственностью "РИТС", общество с ограниченной ответственностью "КСП Комплект"
о признании незаконным постановления,
установил:
Муниципальное унитарное предприятие "Водоканал" (далее - заявитель, предприятие) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным постановления судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела судебных приставов по исполнению особых исполнительных производств, розыску должников и их имущества Управления Федеральной службы судебных приставов по Пермскому краю Дейс Оксаны Евгеньевны (далее - судебный пристав-исполнитель) о принятии результатов оценки от 27.07.2017, вынесенного в рамках исполнительного производства N 2237/17/59046-ИП.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2017 года в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В обоснование доводов жалобы МУП "Водоканал" указывает на то, что суд не исследовал должным образом отчет от 27.07.2017, произведенный ООО "Азимут", в котором рыночная стоимость автомобилей определена в размере 500 000 руб., не провел анализ рыночных цен подержанных автомобилей, которые сложились в г. Чайковском Пермского края на момент рассмотрения дела в суде.
Судебным приставом-исполнителем письменный отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства, в суд апелляционной инстанции своих представителей не направили, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела.
Законность и обоснованность решения проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в соответствии со статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, в рамках исполнительного производства N 2237/17/46/59046-ИП о взыскании в предприятия в пользу Межрайонной ИФНС России N 18 по Пермскому краю задолженности в сумме 1 882 772,49 руб. судебным приставом-исполнителем составлены акт о наложении ареста (описи имущества) от 20.11.2015 на автомобиль Daewoo Nexia 2013 года выпуска и акт о наложении ареста (описи имущества) от 21.01.2016 на автомобиль Ford Mondeo 2011 года выпуска.
Для оценки имущества, арестованного по данным актам судебным приставом-исполнителем привлечена оценочная организация - общество с ограниченной ответственностью "Азимут-Пермь". Согласно его отчету от 25.07.2017 N 256-099-2017 рыночная стоимость двух автомобилей составляет 500 000 руб.
На основании данного отчета судебным приставом-исполнителем вынесено постановление от 27.07.2017 о принятии результатов оценки.
Ссылаясь на то, что определенная в отчете ООО "Азимут-Пермь" стоимость автомобилей не соответствует рыночной стоимости объектов оценки, предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании постановления судебного пристава-исполнителя от 27.07.2017 незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что отчет ООО "Азимут-Пермь" от 25.07.2017 N 256-099-2017 соответствует требованиям статьи 11 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N135-ФЗ), следовательно, постановление судебного пристава-исполнителя о принятии результатов оценки законно и обоснованно.
Изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных данным кодексом и другими федеральными законами, по правилам, установленным главы 24 АПК РФ.
Согласно статье 2 Закона N 229-ФЗ задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение, в том числе актов органов и должностных лиц.
В силу статей 1 и 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" судебные приставы обеспечивают реализацию задач, в том числе по исполнению судебных актов, предусмотренных Федеральным законом "Об исполнительном производстве". В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом "О судебных приставах", Федеральным законом "Об исполнительном производстве" и иными федеральными законами.
Согласно пунктам 8, 9 части 1 статьи 64 Закона N 229-ФЗ исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе. Судебный пристав-исполнитель вправе совершать следующие исполнительные действия: в порядке и пределах, которые установлены настоящим законом, производить оценку имущества; привлекать для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности.
Частью 1 ст. 85 Закона N 229-ФЗ установлено, что оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
При этом в силу п. 1 ч. 2 ст. 85 названного Закона судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки, в частности, движимого имущества.
Согласно пункту 3 ч.4 ст.85 Закона N 229-ФЗ, если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.
В соответствии с пунктом 3 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком", если в соответствии с законом или иным нормативным актом государственного органа, должностного лица предусмотрена обязательность величины стоимости объекта оценки, указанной независимым оценщиком (в том числе, когда законом или иным нормативным актом установлено, что объект не может быть оценен ниже или выше стоимости, названной в отчете независимого оценщика), то в случае издания государственным органом акта, принятия должностным лицом или органом управления юридического лица решения по цене, не соответствующей стоимости, приведенной в отчете независимого оценщика, такой акт государственного органа должен признаваться судом недействительным, решение должностного лица - незаконным.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 23.10.2012 N 6083/12, величина стоимости объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, поскольку Закон N 229-ФЗ не наделяет судебного пристава-исполнителя полномочиями по изменению стоимости величины этой оценки, а также не предусматривает порядок внесения подобных изменений. Оспаривание величины стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов как сторон исполнительного производства, так и судебного пристава-исполнителя, выносящего на основании отчета оценщика постановление об оценке имущества должника, которое тоже может быть оспорено в случае нарушения им прав и законных интересов сторон исполнительного производства.
В пункте 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16.05.2014 N 27 "О некоторых вопросах применения законодательства об исполнительном производстве" разъяснено, что оспаривание результатов оценки, приведенной оценщиком в отчете, посредством предъявления отдельного иска допускается законом и направлено на защиту прав и законных интересов сторон исполнительного производства. Вместе с тем не исключается и оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества.
Соответственно, в случае недостоверного отчета оценщика могут быть оспорены как сама произведенная оценка, так и соответствующее постановление судебного пристава-исполнителя, поскольку последнее нарушает права и законные интересы должника по исполнительному производству.
Основанием для оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя от 27.07.2017 о принятии результатов оценки является несогласие заявителя с определенной ООО "Азимут-Пермь" рыночной стоимостью автомобилей, принадлежащих на праве собственности МУП "Водоканал".
В соответствии с отчетом ООО "Азимут-Пермь" от 25.07.2017 N 256-099-2017 рыночная стоимость автомобилей составляет 500 000 руб.
Общие требования к содержанию отчета об оценке объекта оценки устанавливает Закон N 135-ФЗ, критерии оценки имущества закреплены в Федеральных стандартах оценки, которые должны использоваться оценщиком, в частности в Федеральном стандарте оценки "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки (ФСО N 1)", утвержденном Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 20.07.2007 N 256.
Согласно статье 11 Закона N 135-ФЗ в отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В статье 12 Закона N 135-ФЗ установлено, что итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации или в судебном порядке не установлено иное.
Рыночная стоимость, определенная в отчете, является рекомендуемой для целей совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Положениями статьи 3 Закона N 135-ФЗ предусмотрено, что под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, то есть когда: одна из сторон сделки не обязана отчуждать объект оценки, а другая сторона не обязана принимать исполнение; стороны сделки хорошо осведомлены о предмете сделки и действуют в своих интересах; объект оценки представлен на открытом рынке посредством публичной оферты, типичной для аналогичных объектов оценки; цена сделки представляет собой разумное вознаграждение за объект оценки и принуждения к совершению сделки в отношении сторон сделки с чьей-либо стороны не было; платеж за объект оценки выражен в денежной форме.
Отчет оценщика должен содержать все предусмотренные законодательством разделы и сведения и включать в себя общую информацию, идентифицирующую объект оценки, результаты оценки, полученные при применении использованных оценщиком подходов и методов оценки, заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки, задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки, сведения о заказчике оценки и об оценщике, а также о юридическом лице, с которым оценщик заключил трудовой договор, применяемые стандарты оценочной деятельности, информацию об объекте оценки, включая его количественные и качественные характеристики, сведения об имущественных правах, обременениях, износе, устаревании, других факторах и характеристиках, относящихся к объекту оценки, существенно влияющие на его стоимость.
В отчете должен быть дан полный анализ рынка объекта оценки, описание процесса оценки объекта оценки в части применения доходного, затратного и сравнительного подходов к оценке, обоснование исходных и расчетных показателей, анализ и согласование полученных результатов.
Как установлено судом первой инстанции и не опровергнуто заявителем, отчет об оценке ООО "Азимут-Пермь" от 25.07.2017 N 256-099-2017 содержит все предусмотренные законодательством разделы и сведения, в частности, общую информацию, идентифицирующую объект оценки; результаты оценки, полученные при применении использованных оценщиком подходов и методов оценки; заключение об итоговой величине стоимости объекта оценки; задание на оценку в соответствии с требованиями федеральных стандартов оценки; сведения о заказчике оценки и об оценщике; применяемые стандарты оценочной деятельности.
Анализ материалов дела свидетельствует о том, что каких-либо доказательств, подтверждающих обоснованность доводов о недостоверности оценки рыночной стоимости имущества либо об избрании оценщиком не того метода оценки, заявитель в нарушение положений статьи 65 АПК РФ в материалы дела не представил.
Ходатайство о проведении судебной экспертизы заявителем не заявлено.
В соответствии со ст.9 АПК РФ судопроизводство в арбитражном суде осуществляется на основе состязательности.
Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Оспаривая результаты оценки, принятые судебным приставом, заявитель никаких документов в опровержение выводов эксперта не представил, ходатайство о проведении судебной экспертизы в суде первой инстанции не заявил, наличие объективных причин такого процессуального поведения в апелляционной жалобе не привел.
Следовательно, в силу части 3 статьи 268 АПК РФ в суде апелляционной инстанции такая экспертиза уже не может быть назначена.
Кроме того, как таковое в суде апелляционной инстанции данное ходатайство также не заявлено (приложен лишь ответ о возможности проведения экспертизы, что в силу ст.9 АПК РФ и в отсутствие представителя заявителя не может быть расценено как ходатайство).
На основании изложенного, оценив в совокупности все представленные доказательства, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что предоставленный отчет ООО "Азимут-Пермь" соответствует установленным требованиям, оснований сомневаться в достоверности определения рыночной стоимости имущества не имеется.
Поскольку отчет об определении рыночной стоимости имущества признан судом соответствующим требованиям статьи 11 Закона N 135-ФЗ, оснований для признания постановления судебного пристава-исполнителя недействительным у суда первой инстанции не имелось.
Таким образом, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, оснований для его отмены (изменения) в соответствии со ст. 270 АПК РФ судом апелляционной инстанции не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 октября 2017 года по делу N А50-27137/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Е.В. Васильева |
Судьи |
В.Г. Голубцов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-27137/2017
Истец: МУП "ВОДОКАНАЛ"
Ответчик: Дейс Оксана Евгеньевна
Третье лицо: ЗАО "КЭС-Мультиэнергетика", Камское бассейновое водное управление Федеральное агентства водных ресурсов, МЕЖРАЙОННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ N 18 ПО ПЕРМСКОМУ КРАЮ, ОАО "МРСК Урала-Пермэнерго", ООО "Азимут-Пермь", ООО "КСП КОМПЛЕКТ", ООО "РИТС", ПАО "Пермская энергосбытовая компания", уфс по надзору в сфере природопользования по Пермскому краю, Уфссп По Пермскому, УФССП по Пермскому краю