Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2018 г. N Ф04-1111/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Томск |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А27-3982/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 г.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Бородулиной И.И.
судей Марченко Н.В., Полосина А.Л.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Толстогузовой Е.В. с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Гопас Е.В., распоряжение от 25.01.2013, паспорт;
от заинтересованного лица: Бердникова Е.А. по доверенности от 21.03.2017 (на 1 год), Чубукова А.А. по доверенности от 09.02.2017 (на 1 год),
от третьих лиц: Щербаковой Елены Сергеевны: Телешева А.С. по доверенности от 01.12.2016 (на 3 года),
Общества с ограниченной ответственностью "Авексима Сибирь": Макушенко В.И. по доверенности от 23.01.2017 (на 3 года),
Общество с ограниченной ответственностью "ФК Гранд Капитал": без участия,
Арутюняна Ишхана Григоровича: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03 октября 2017 г. по делу N А27-3982/2017 (судья Власов В.В.)
по заявлению Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа (ОГРН 1024200509520, ИНН 4201002421, 652470, ул. Ленина, 6, г. Анжеро-Судженск, Кемеровская область)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (ОГРН 1034205025799, ИНН 4207012419, 650000, ул. Ноградская, 5, г. Кемерово)
третьи лица:
1) Щербакова Елена Сергеевна, г. Анжеро-Судженск
2) Общество с ограниченной ответственностью "Авексима Сибирь", г. Анжеро-Судженск
3) Общество с ограниченной ответственностью "ФК Гранд Капитал", г. Москва
4) Арутюнян Ишхан Григорович, г. Анжеро - Судженск
о признании незаконным решения от 02.12.2016 N 38/А-17-2016,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области (далее - Кемеровское УФАС России, антимонопольный орган) о признании незаконным решения от 02.12.2016 N 38/А-17-2016.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Щербакова Елена Сергеевна (далее - Щербакова Е.С.), общество с ограниченной ответственностью "Авексима Сибирь" (далее - ООО "Авексима Сибирь"), общество с ограниченной ответственностью "ФК Гранд Капитал" (далее - ООО "ФК Гранд Капитал"), Арутюнян Ишхан Григорович (далее - Арутюнян И.Г.)
Решением от 03.10.2017 Арбитражного суда Кемеровской области в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционной жалобе Комитет, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела; нарушение норм материального права, просит состоявшийся судебный акт отменить и принять по делу новое решение об удовлетворении заявленных требований.
Указывает, что участники аукциона находились в равных условиях, никому из них не предоставлялось преимущества, координации деятельности участников торгов не допущено, определение победителей осуществлено в соответствии с требованиями законодательства.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
В отзывах на апелляционную жалобу антимонопольный орган и третьи лица - общества с ограниченной ответственностью "Авексима Сибирь" и "ФК Гранд Капитал" просят оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), от Щербаковой Е.С. и Арутюняна И.Г. не представлены.
Представитель Комитета в судебном заседании при рассмотрении дела в апелляционном порядке подтвердил свою позицию по делу, изложенную в апелляционной жалобе, а представители Кемеровского УФАС России, ООО "Авексима Сибирь", Щербаковой Е.С. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представители ООО "ФК Гранд Капитал" и Арутюнян И.Г., надлежащим образом извещенные в порядке статьи 123 АПК РФ, не явились. От ООО "ФК Гранд Капитал" поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Суд апелляционной инстанции в порядке части 6 статьи 121, частей 1, 2 и 5 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ счёл возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ООО "ФК Гранд Капитал" и Арутюняна И.Г.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта Арбитражного суда Кемеровской области в порядке, установленном статьями 266, 268 АПК РФ, изучив доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, заслушав представителей, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 12.08.2015 на официальном сайте http://torgi.gov.ru опубликовано извещение N 120815/0223810/02 о проведении открытого аукциона по продаже земельных участков (лоты NN 1, 2, 3), вид разрешенного использования: обслуживание автотранспорта.
Согласно указанному извещению:
Организатор торгов: комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа.
Дата и время начала приема заявок: 12.08.2015, 8:00
Дата и время окончания приема заявок: 10.09.2015, 17:00
Дата и время проведения аукциона: 14.09.2015, 11:00
Лот N 1: земельный участок, кадастровый номер 42:20:0101052:66, расположенный по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Герцена, 7/1, площадью 696 кв.м., начальная цена 145 000 рублей;
Лот N 2: земельный участок, кадастровый номер 42:20:0101052:67, расположенный по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Герцена, 7/3, площадью 1 575 кв.м., начальная цена 317 000 рублей;
Лот N 3: земельный участок, кадастровый номер 42:20:0101052:68, расположенный по адресу: г. Анжеро-Судженск, ул. Герцена, 7/2, площадью 3 920 кв.м., начальная цена 784 000 рублей.
Как следует из протокола рассмотрения заявок на участие в аукционе по продаже земельных участков от 11.09.2015:
по лоту N 1 поступило 4 заявки: заявка от 24.08.2015 N 102 физического лица Арутюнян И.Г., заявка от 02.09.2015 N 104 ООО "Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод" (после 20.01.2017 ООО "Авексима Сибирь"), заявка от 07.09.2015 N 108 ООО "ФК Гранд Капитал", заявка от 09.09.2015 N 111 Щербакова Е.С.;
по лоту N 2 поступило 4 заявки: заявка от 24.08.2015 N 103 Арутюнян И.Г., заявка от 02.09.2015 N 105 ООО "Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод" (после 20.01.2017 ООО "Авексима Сибирь"), заявка от 07.09.2015 N 110 ООО "ФК Гранд Капитал", заявка от 09.09.2015 N 112 Щербакова Е.С.;
по лоту N 3 поступило 4 заявки: заявка от 24.08.2015 N 101 Арутюнян И.Г., заявка от 02.09.2015 N 106 ООО "Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод" (после 20.01.2017 ООО "Авексима Сибирь"), заявка от 07.09.2015 N 109 ООО "ФК Гранд Капитал", заявка от 09.09.2015 N 113 Щербакова Е.С.
Все указанные выше претенденты допущены к участию в торгах.
В соответствии с протоколом о результатах аукциона по продаже земельных участков от 14.09.2015:
по лоту N 1 победителем признан участник N 3 (заявка от 09.09.2015 N 111 Щербакова Е.С.), цена продажи 12 464 200 рублей;
по лоту N 2 победителем признан участник N 4 (заявка от 02.09.2015 N 105 ООО "Анжеро-Судженский химико-фармацевтический завод" (после 20.01.2017 ООО "Авексима Сибирь")), цена продажи 11 500 760 рублей;
по лоту N 3 победителем признан участник N 3 (заявка от 09.09.2015 N 113 Щербакова Е.С.), цена продажи 15 413 440 рублей.
24.09.2015 между победителями торгов и Комитетом заключены договоры купли - продажи земельных участков N 1392 (по лоту N 1), N 1393 (по лоту N 2), N 1391 (по лоту N 3).
По результатам рассмотрения поручения Управления Федеральной службы безопасности РФ по Кемеровской области приказом от 13.09.2016 N 123 Кемеровским УФАС России возбуждено дело и создана комиссия по рассмотрению дела о нарушении Комитетом антимонопольного законодательства по признакам нарушения части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Комиссией Кемеровского УФАС России установлено, что в приложении N 4 к информационному сообщению о проведении аукциона по продаже земельных участков, расположенных по адресам: г. Анжеро-Судженск, район ул. Герцена, 7/1, ул. Герцена, 7/2, ул. Герцена, 7/3, опубликованному на сайте www.torgi.gov.ru, N 120815/0223810/02, в разделе "Документы" приложен проект договора купли - продажи земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного проекта покупатель оплачивает цену продажи земельного участка в течение 3-х банковских дней с момента заключения данного договора.
При этом, как следует из пункта 2.2 договоров купли - продажи земельных участков N N 1391, 1392, 1393, заключенных с победителями указанного выше аукциона, покупатель оплачивает цену участка в течение 30-и календарных дней с момента заключения данного договора.
Решением Кемеровского УФАС России от 02.12.2016 по делу N 38/А-17-2016 Комитет признан нарушившим часть 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при заключении договоров купли-продажи земельных участков по результатам аукциона 14.09 2015.
Посчитав указанное решение не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и охраняемые законом интересы, Комитет обратился в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что действия Комитета, касающиеся внесения изменений в порядок, условия оплаты цены участка нарушают (могли нарушить) права и законные интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников аукциона, которые были поставлены в условия неопределенности относительно условий (срока) исполнения обязательств, привели (могли привести) к ограничению конкуренции, вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Седьмой арбитражный апелляционный суд находит выводы суда первой инстанции правильными и обоснованными.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198 АПК РФ основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, является, одновременно, как его несоответствие закону или иному нормативно-правовому акту, так, и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов граждан или юридических лиц, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Исходя из правил распределения бремени доказывания, установленных статьями 65, 198, 200 АПК РФ, обязанность доказывания факта нарушения своих прав и законных интересов возлагается на заявителя.
Согласно пункту 1 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов.
Порядок организации и проведения аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности установлен статьями 39.11, 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 19 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации (далее - официальный сайт), не менее чем за тридцать дней до дня проведения аукциона. Указанное извещение должно быть доступно для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы.
В соответствии с пунктом 22 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли-продажи или проект договора аренды земельного участка.
Из пункта 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 (далее - Положение), следует, что федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в первую очередь функции по принятию нормативных правовых актов и контролю за соблюдением антимонопольного законодательства, а также по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд (за исключением полномочий по контролю в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по государственному оборонному заказу, а также в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд, не относящихся к государственному оборонному заказу, сведения о которых составляют государственную тайну).
В силу части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Частью 1 статьи 17 данного Закона установлено, что при проведении торгов запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
Как установлено судом, в приложении N 4 к информационному сообщению о проведении аукциона по продаже земельных участков, расположенных по адресам: г. Анжеро-Судженск, район ул. Герцена, 7/1, ул. Герцена, 7/2, ул. Герцена, 7/3, опубликованному на сайте www.torgi.gov.ru, N 120815/0223810/02, в разделе "Документы" приложен проект договора купли - продажи земельного участка.
В соответствии с пунктом 2.2 указанного проекта договора покупатель оплачивает цену продажи земельного участка в течение 3-х банковских дней с момента заключения данного договора.
При этом, как следует из пункта 2.2 договоров купли - продажи земельных участков N N 1391, 1392, 1393, заключенных с победителями указанного выше аукциона, покупатель оплачивает цену участка в течение 30-и календарных дней с момента заключения данного договора.
Внесение изменений в договоры купли - продажи N N 1391, 1392, 1393, заключенные с победителями аукциона, привело к установлению иного порядка оплаты победителями цены земельного участка, что противоречит проекту договора купли - продажи земельного участка, опубликованному на сайте www.torgi.gov.ru.
Во время проведения аукциона объявлений со стороны Комитета об изменении существенных условий договоров купли-продажи земельных участков, заключаемых по результатам проведения торгов, в том числе в части оплаты, не оглашалось.
В соответствии со статьей 4 Закона о защите конкуренции под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
С момента подачи заявок на участие в аукционе N 120815/0223810/02 участники аукциона, потенциальные участники аукциона являлись (могли являться) конкурентами за право заключения договора купли-продажи земельного участка с разрешенным видом использования: эксплуатация гаражей, стоянок для автотранспортных средств, велосипедов и т.п. (код ОКВЭД: 52.21.24).
ООО "ФК Гранд Капитал" прекратило торги: по лоту N 1 на 1116 шаге с заявленной суммой 4 999 600 рублей, по лоту N 2 на 492 шаге с заявленной суммой 4 995 920 рублей, по лоту N 3 ООО "ФК Гранд Капитал" в торгах не участвовало.
ООО "ФК Гранд Капитал" имело намерения осуществлять торги по лотам в пределах, не превышающих 5 000 000 рублей, при наличии опубликованных и применимых ко всем участникам аукциона условия по оплате в течение трех банковских дней с момента заключения договора купли-продажи земельных участков, приобретенных на торгах.
В случае публикации Комитетом информации об изменения существенных условий договора купли-продажи земельных участков в части оплаты (в течение 30 календарных дней с момента заключения договора купли-продажи земельного участка) и доведения ее до всех участников аукциона заблаговременно до начала аукциона ООО "ФК Гранд Капитал" имело фактическую возможность по итогам аукциона предложить наилучшую цену, чем была предложена победителями аукциона.
Третьим лицом ООО "ФК Гранд Капитал" в подтверждение факта получения денежных средств, достаточных для предложения наилучшей цены при проведении торгов и произведения расчетов по итогам заключения договора купли-продажи на торгах представлен Банковский ордер от 23.10.2015 N 44670269 на сумму 55 000 000 о получении обществом денежной суммы в указанном размере.
В случае заблаговременной публикации (до начала проведения аукциона по продаже земельных участков) Комитетом информации об изменении ранее опубликованных условий оплаты определенной по результатам аукциона цены земельных участков (с 3-х банковских дней с момента заключения договора на 30 календарных дней с момента заключения договора) ООО "Авексима Сибирь" с учетом планируемых денежных поступлений в период с 05.10.2015 по 19.10.2015 в рамках договора купли- продажи от 12.01.2015 N 01/15 имело возможность предложить наилучшею цену по земельным участкам с кадастровыми номерами 42:20:0101052:66; 42:20:0101052:68, чем была предложена победителем Щербаковой Е.С.
В отзывах на заявление ООО "ФК Гранд Капитал" и ООО "Авексима Сибирь" поддержали позицию Кемеровского УФАС России и указали, что действия Комитета по установлению победителям аукциона особых условий оплаты, отличных от опубликованных и общедоступных, являются действиями, которые привели к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
На основании вышеизложенного отклоняются доводы Комитета о том, что предоставление банковского ордера ООО "ФК Гранд Капитал" и получение денежных средств ООО "Авексима Сибирь" от реализации медикаментов доказывает использование этих средств на цели иные, нежели приобретение земельного участка.
Проведение торгов способствует развитию конкуренции хозяйствующих субъектов за право оказания услуг на соответствующем товарном рынке путем создания условий для выбора контрагента, предлагающего наилучшие условия выполнения работ (оказание услуг), направлено на обеспечение интересов хозяйствующих субъектов.
Действия Комитета, касающиеся внесения изменений в порядок, условия оплаты цены участка нарушают (могли нарушить) права и законные интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников аукциона, которые были поставлены в условия неопределенности относительно условий (срока) исполнения обязательств, привели (могли привести) к ограничению конкуренции, вступают в противоречие с требованиями части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.
Правильно применив указанные выше нормы права, а также оценив в порядке, предусмотренном статьями 65, 67, 68, 71 АПК РФ, имеющиеся в материалах дела документы и установленные по делу фактические обстоятельства в их совокупности, суд первой инстанции сделал правомерный вывод о наличии в действиях Комитета нарушений требований части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, в связи с чем решение от 02.12.2016 соответствует действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы заявителя.
Иные положенные в основу апелляционной жалобы доводы подлежат отклонению по изложенным выше мотивам.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы, содержащиеся в обжалуемом решении суда первой инстанции, а выражают лишь несогласие с ними, что не может являться основанием для отмены законно принятого судебного акта.
При изложенных обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Кемеровской области от 03.10.2017 по делу N А27-3982/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.И. Бородулина |
Судьи |
Н.В. Марченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-3982/2017
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 10 апреля 2018 г. N Ф04-1111/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Анжеро-Судженского городского округа
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области
Третье лицо: Арутюнан Ишхан Григорьевич, Арутюнян Ишхан Григорович, ООО "Авексима Сибирь", ООО "ФК Гранд Капитал", Щербакова Елена Сергеевна