Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2018 г. N Ф07-2827/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Санкт-Петербург |
|
28 декабря 2017 г. |
Дело N А56-34173/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 декабря 2017 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 декабря 2017 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Толкунова В.М.
судей Лопато И.Б., Семеновой А.Б.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Волковой Т.В.
при участии:
от заявителя: Скорописенко К.О., по доверенности от 27.09.2017
от заинтересованного лица: Першин А.С., по доверенности от 09.01.2017
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-25124/2017) ООО "Магистральстройсервис" на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2017 по делу N А56-34173/2017 (судья Трощенко Е.И.), принятое
по заявлению Центральной акцизной таможни
к ООО "Магистральстройсервис"
о взыскании
установил:
Центральная акцизная таможня (далее - таможенный орган, Таможня, заявитель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о взыскании с общества с ограниченной ответственностью "Магистральстройсервис" (далее - ответчик, Общество, ООО "Магистральстройсервис") 6 000 000 руб. утилизационного сбора.
Решением суда от 15.08.2017 исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ООО "Магистральстройсервис" направило апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять новый судебный акт - об отказе в удовлетворении заявления.
По мнению Общества, Таможней не учтено, что объекты обложения утилизационным сбором прекратили свое существование в связи с принятием решения о разукомплектации ввезенных погрузчиков, таким образом, обязанность по его уплате прекращена. При этом прекращение указанных объектов, их выбытие из гражданского оборота произошло не в процессе их эксплуатации по причине старения, износа, повреждения, а по причинам иного характера, до регистрации самоходных средств в органах Гостехнадзора и допуска их к эксплуатации.
В судебном заседании представитель ответчика поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Представитель Таможни против удовлетворения апелляционной жалобы возразил по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество 10.11.2016 на Северо-Западном акцизном таможенном посту (специализированном) по декларации на товары (далее - ДТ) N 10009193/101116/0006167 задекларировало к ввозу на территорию Таможенного союза следующие товары:
- мини-погрузчик гусеничный одноковшовый фронтальный, Bobcat Т300, бывший в употреблении, серийный номер 532013388, 2006 г.в., код ТН ВЭД 8429519100;
- мини-погрузчик гусеничный одноковшовый фронтальный, Bobcat ТЗОО, бывший в употреблении, серийный номер 532040082, 2008 г.в., код ТН ВЭД 8429519100;
- мини-погрузчик гусеничный одноковшовый фронтальный, Bobcat ТЗОО, бывший в употреблении, серийный номер A5GU35174, 2009 г.в., код ТН ВЭД 8429519100;
- мини-погрузчик гусеничный одноковшовый фронтальный, Bobcat Т320, бывший в употреблении, серийный номер А7МР63261, 2009 г.в., код ТН ВЭД 8429519100.
Вышеуказанные товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления. При этом сумма утилизационного сбора Обществом уплачена не была.
Письмом от 22.11.2016 исх.N 45-14-09/6191, полученным Обществом 06.12.2016, таможенный орган известил Общество о сумме утилизационного сбора - 6 000 000 руб. и необходимости его оплаты.
Отсутствие уплаты утилизационного сбора Обществом явилось основанием для обращения таможенного органа в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правомерно руководствовался следующим.
Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) определены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья.
Согласно статье 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
В соответствии с пунктом 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые:
- осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию;
- осуществляют производство, изготовление транспортных средств на территории Российской Федерации;
- приобрели транспортные средства на территории Российской Федерации у лиц, не уплачивающих утилизационного сбора в соответствии с абзацами вторым и третьим пункта 6 настоящей статьи, или у лиц, не уплативших в нарушение установленного порядка утилизационного сбора.
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств:
- ввоз которых в Российскую Федерацию осуществляется в качестве личного имущества физическими лицами, являющимися участниками Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, либо признанными в установленном порядке беженцами или вынужденными переселенцами;
- которые ввозятся в Российскую Федерацию и принадлежат дипломатическим представительствам или консульским учреждениям, международным организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, а также сотрудникам таких представительств, учреждений, организаций и членам их семей;
- с года выпуска которых прошло тридцать и более лет, которые не предназначены для коммерческих перевозок пассажиров и грузов, имеют оригинальный двигатель, кузов и (при наличии) раму, сохранены или отреставрированы до оригинального состояния, виды и категории которых определяются Правительством Российской Федерации.
Иных исключений по уплате утилизационного сбора законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Порядок взимания утилизационного сбора (в том числе порядок его исчисления, уплаты, взыскания, возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора), а также размеры утилизационного сбора и порядок осуществления контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты утилизационного сбора в бюджет Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации. Взимание утилизационного сбора осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти.
В развитие вышеуказанных положений Правительством Российской Федерации издано Постановление от 06.02.2016 N 81 "Об утилизационном сборе в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 81).
Постановлением N 81 утверждены:
- правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора (далее -Правила);
- перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора (далее - Перечень).
Согласно положениям п. 3 Постановления N 81 взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, осуществляет Федеральная таможенная служба.
Разделом II Постановления N 81 определен порядок взимания утилизационного сбора Федеральной таможенной службой в части его исчисления и уплаты.
В соответствии с п. 11 указанного раздела для подтверждения правильности исчисления суммы утилизационного сбора плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, или их уполномоченные представители представляют в таможенный орган, в котором осуществляется декларирование самоходной машины и (или) прицепа в связи с их ввозом в Российскую Федерацию, либо в таможенный орган, в регионе деятельности которого находится место нахождения (место жительства) плательщика (в случае, если декларирование самоходной машины и (или) прицепа не осуществляется), следующие документы:
а) расчет суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, уплачиваемого лицами, указанными в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, по форме, приведенной в приложении N 1;
б) копии сертификатов соответствия и (или) деклараций о соответствии самоходной машины и (или) прицепа, а также копии товаросопроводительных документов (при наличии);
в) копии платежных документов об уплате утилизационного сбора;
г) решение о зачете излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним в счет его предстоящей уплаты, по форме, приведенной в приложении N 2, выданное таможенным органом, указанным в абзаце первом настоящего пункта, в случае уплаты утилизационного сбора за счет излишне уплаченного (взысканного) утилизационного сбора, по которому принято решение о зачете утилизационного сбора в счет его предстоящей уплаты, и его копия;
д) копия документа, подтверждающего полномочия на осуществление действий от имени плательщика, в случае если подтверждение правильности исчисления утилизационного сбора осуществляется уполномоченным представителем плательщика.
Коэффициенты для расчета суммы утилизационного сбора в отношении погрузчиков, классифицируемых в соответствии с кодом 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС, установлены разделом VI Перечня в зависимости от максимально технически допустимой массы.
Согласно представленной Обществом на таможенный пост технической документации мини-погрузчики гусеничные одноковшовые фронтальные Bobcat, Т300, задекларированные по ДТ N 10009193/101116/0006167, имеют эксплуатационную массу 4400,8 кг, грузоподъемность - 1361 кг. Погрузчик гусеничный одноковшовый фронтальный Bobcat, Т320, задекларированный по вышеуказанной ДТ, имеет эксплуатационную массу 4 400,8 кг, грузоподъемность - 2088 кг.
Следовательно, максимально технически допустимая масса ввезенного Обществом мини-погрузчика Bobcat Т300 составляет 5761,8 кг, а мини-погрузчика Bobcat Т320 - 6488,8 кг.
В отношении бывших в употреблении погрузчиков массой свыше 4 тонн, но не более 8 тонн, классифицируемых в соответствии с кодом 8429 51 ТН ВЭД ЕАЭС, Перечнем установлен коэффициент "10" для расчета суммы утилизационного сбора.
В соответствии с примечанием 4 Перечня размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150 000 руб.
Таким образом, общая сумма неуплаченного Обществом утилизационного сбора составляет 6 000 000 руб.
С самим порядком расчета и правильностью определения суммы утилизационного сбора ответчик не спорит.
Согласно пункту 17 Постановления N 81 в случае, если в течение 3 лет после уплаты утилизационного сбора и (или) проставления соответствующей отметки об уплате утилизационного сбора на бланке паспорта установлен факт неуплаты или неполной уплаты утилизационного сбора, таможенные органы информируют не позднее 10 рабочих дней со дня обнаружения указанного факта плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора и сумме неуплаченного утилизационного сбора с указанием оснований для его доначисления.
В случае неуплаты утилизационного сбора плательщиком в срок не более 20 календарных дней со дня получения от таможенного органа такой информации доначисленная сумма утилизационного сбора взыскивается в судебном порядке.
Во исполнение пункта 17 Постановления N 81 таможенный орган письмом от 22.11.2016 исх.N 45-14-09/6191 информировал плательщика о необходимости уплаты утилизационного сбора в отношении ввезенных транспортных средств, однако до настоящего времени утилизационный сбор за ввезенные в Российскую Федерацию мини-погрузчики Обществом не уплачены.
Относительно довода апелляционной жалобы о том, что на момент предъявления в суд заявления о взыскании утилизационного сбора объекты обложения указанным сбором прекратили свое существование в связи с их разбором на запчасти с целью дальнейшей реализации, апелляционный суд отмечает следующее.
По своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Такое регулирование согласуется с правовым регулированием обращения с отходами, бюджетным законодательством, зависит от специфики конкретного объекта (с учетом его технических характеристик и износа) и обусловлено как экономическими, так и иными особенностями, имеет целью обеспечение экологической безопасности, защиту здоровья человека и окружающей среды.
Утилизационный сбор установлен в целях обеспечения экологической безопасности и призван компенсировать не только затраты на утилизацию, но и затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, в том числе сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение (Решение Верховного Суда Российской Федерации от 05.12.2012 N АКПИ12-1278).
Согласно представленным ответчиком документам произведен разбор транспортных средств на детали, доказательств реализации этих деталей на сторону не имеется, в акте разукомплектации указано, что расходные материалы (фильтры, шланги, ремни, прокладки, сальники, уплотнители и пр.) подлежат списанию, и как не отрицает ответчик, утилизации, то есть оказывают влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств, что относится к целям и одной из характеристик, учитываемых при установлении размера утилизационного сбора (пункт 5 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ).
Пунктом 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ определено, что утилизационный сбор не уплачивается в отношении транспортных средств в строго определенных случаях, которые к настоящей ситуации не относятся.
Рассматриваемые товары ввезены ООО "Магистральстройсервис" как самоходные машины в соответствии с кодом ТН ВЭД ЕАЭС 8429519100.
В отношении ввезенных самоходных машин, классифицируемых в соответствии с приведенными кодом ТН ВЭД ЕАЭС, Постановлением N 81 установлена ставка и коэффициенты расчета размера утилизационного сбора, подлежащего уплате. Названные товары были выпущены в соответствии с заявленной таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления, о чем свидетельствует отметка в графе "С" вышеуказанной ДТ.
Из представленных Обществом договоров подряда, заключенных с ООО "Новиком", следует, что они были заключены 10.04.2017, таким образом, на момент разбора самоходной техники Общество знало о законодательно установленной обязанности уплатить утилизационный сбор, однако ни расчеты суммы утилизационного сбора, ни платежные документы, подтверждающие уплату утилизационного сбора, Обществом не представлены.
Согласно материалам дела разбор товара произведен после получения ответчиком требования Таможни об уплате утилизационного сбора.
Суд отклоняет ссылку Общества на постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа по делу N А56-15978/2016, поскольку из указанного судебного акта следует, что основанием для его принятия послужили иные фактические обстоятельства.
Таким образом, в рамках настоящего дела обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у Общества с момента ввоза самоходной техники. Соответственно, дальнейший разбор ввезенного Обществом товара по частям не освобождает ответчика от указанной обязанности. Дальнейшее использование или не использование самоходной техники по назначению не влияет на обязанность по уплате утилизационного сбора Обществом.
Как отмечено выше, по своей сути утилизационный сбор призван компенсировать трудоемкость самой утилизации, ее стоимость и экологический вред, который в данном случае наносит транспортное средство как в процессе своей эксплуатации, так и при утилизации полностью либо в части (запчасти).
Довод Общества о том, что право на взыскание утилизационного сбора связывает наступление обязанности по уплате утилизационного сбора исключительно с выдачей паспорта самоходной машины (далее - ПСМ), подлежит отклонению в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ за каждое колесное транспортное средство (шасси), каждую самоходную машину, каждый прицеп к ним (далее - транспортное средство), ввозимые в Российскую Федерацию или произведенные, изготовленные в Российской Федерации, за исключением транспортных средств, указанных в пункте 6 статьи 24.1 Закона N 89-ФЗ, уплачивается утилизационный сбор в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия эксплуатации транспортных средств, с учетом их технических характеристик и износа.
Под "ввозимым транспортным средством в Российскую Федерацию" следует понимать не транспортное средство, которое фактически пересекло Государственную границу Российской Федерации, а транспортное средство, выпущенное в обращение (с целью эксплуатации) на территории Российской Федерации согласно заявленной таможенной процедуры (исходя из целей и задач в рассматриваемой сфере правоотношений).
Соответственно, обязанность по уплате утилизационного сбора возникла у декларанта в момент выпуска самоходной техники таможенным органом в свободное обращение. Иное противоречило бы требованиям Закона N 89-ФЗ и преследуемым законодателем целям обеспечения экологической безопасности и уменьшения.
Порядок выдачи паспортов самоходных машин регламентирован Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.1995 N 460 "О введении паспортов на самоходные машины и другие виды техники в Российской Федерации". ПСМ выдаются в целях упорядочения регистрации, учета, допуска к эксплуатации и предотвращению фактов хищения на территории Российской Федерации самоходных машин. Указанное Постановление Правительства РФ не регламентирует возникновение обязанности и порядок уплаты утилизационного сбора, в связи с чем уплата утилизационного сбора сама по себе не связана с фактом получения ПСМ.
Таким образом, неполучение ООО "Магистральстройсервис" ПСМ не освобождает Общество от уплаты утилизационного сбора, а лишь свидетельствует о неисполнении им обязанности зарегистрировать ввезенную технику в органах Гостехнадзора в течение 10 суток после выпуска в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, предусмотренной положениями Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
При таких обстоятельствах решение суда является правильным, имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая правовая оценка, в связи с чем оснований для отмены решения суда не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, не установлено.
На основании вышеизложенного и руководствуясь статьями 176, 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.08.2017 по делу N А56-34173/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
В.М. Толкунов |
Судьи |
И.Б. Лопато |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-34173/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Западного округа от 19 апреля 2018 г. N Ф07-2827/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ЦЕНТРАЛЬНАЯ АКЦИЗНАЯ ТАМОЖНЯ
Ответчик: ООО "МАГИСТРАЛЬСТРОЙСЕРВИС"