город Ростов-на-Дону |
|
28 декабря 2017 г. |
дело N А32-28906/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Николаева Д.В.,
судей Д.В. Емельянова, Н.В. Шимбаревой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Колпаковым В.Н.,
при участии:
от открытого акционерного общества "Российские железные дороги": представитель Машканцев С.П. по доверенности от 09.12.2016, представитель Павленко Ж.В. по доверенности от 25.10.2016, представитель Колодко С.А. по доверенности от 08.07.2016;
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю: представитель Игнатенко Д.А. по доверенности от 16.11.2016, представитель Баландина М.А. по доверенности от 16.03.2017,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 по делу N А32-28906/2017 по заявлению открытого акционерного общества "Российские железные дороги", в лице филиала Северо-Кавказская железная дорога, г. Москва (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N9 по Краснодарскому краю, (ИНН 2303029940, ОГРН 1092303000415) о признании недействительным решения принятое в составе Шкира Д.М.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги", г. Москва (далее также заявитель, общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю, г. Белореченск (далее также инспекция, налоговый орган) с требованием признать недействительным решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 28.03.2017 N 48502.
Решением суда от 27.10.2017 признано недействительным Решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю, г. Белореченск от 28.03.2017 N 48502 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, как не соответствующие нормам Налогового кодекса Российской Федерации.
Взысканы с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю, г. Белореченск (ИНН 2303029940, ОГРН 1092303000415) в пользу открытого акционерного общества "Российские железные дороги", г. Москва (ИНН 7708503727, ОГРН 1037739877295) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Инспекция обжаловала решение суда первой инстанции в порядке, предусмотренном гл. 34 АПК РФ, и просила отменить судебный акт, принять новый.
В судебном заседании суд огласил, что от открытого акционерного общества "Российские железные дороги" через канцелярию суда поступил отзыв на апелляционную жалобу для приобщения к материалам дела.
Суд, совещаясь на месте, определил: приобщить отзыв на апелляционную жалобу к материалам дела.
Представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда отменить.
Представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, отзыва, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель является юридическим лицом, что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц от 11.07.2017.
Из материалов дела следует, что общество представило в налоговый орган 24.10.2016 расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом (Форма 6-НДФЛ) за 9 месяцев 2016 года по деятельности Туапсинской дистанции пути-структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД", согласно которой суммой к уплате в бюджет составила 152 337 руб.
Налоговым органом была проведена камеральная проверка представленного расчета. По результатам камеральной налоговой проверки составлен акт налоговой проверки от 06.02.2017 N 45618, в котором отражены выявленные нарушения налогового законодательства при исчислении, удержании и уплате налоговым агентом налога на доходы физических лиц.
Обществом на акт камеральной проверки в налоговый орган 20.02.2017 N 04489 были направлены письменные возражения.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 06.02.2017 N 45618, материалы камеральной налоговой проверки, возражения на акт налоговой проверки, налоговым органом вынесено решение от 28.03.2017 N 48502 о привлечении общества к налоговой ответственности за налоговое правонарушение, которым общество привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ с учетом пункта 3 статьи 114 НК РФ в виде штрафа в размере 8 876,90руб.за неправомерное не удержание и (или) не перечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный Кодексом срок сумм налога.
Основанием вынесения оспариваемого решения послужил вывод налогового органа о том, что при проведении анализа лицевого счета плательщика установлена несвоевременная уплата налога на доходы физических лиц, а именно ранее даты выплаты заработной платы работникам Туапсинской дистанции пути - структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО "РЖД".
Общество не согласилось с указанным решением инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Краснодарскому краю.
Решением от 03.05.2017 N 22-12-615 по жалобе на решение налогового органа, вынесенным Управлением ФНС России по Краснодарскому краю, апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Заявитель с решением налогового органа не согласился, что и явилось основанием его обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Оценив представленные доказательства в совокупности, судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований.
Как следует из материалов, общество в лице Туапсинской дистанции пути - структурное подразделение Северо-Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД" в проверяемом периоде в соответствии со статьей 226 НК РФ являлось плательщиком НДФЛ в качестве налогового агента.
Как следует из материалов дела обществом 24.10.2016 представлен расчет по НДФЛ по форме 6-НДФЛ по Туапсинской дистанции пути - структурное подразделение Северо-
Кавказской дирекции инфраструктуры - СП Центральной дирекции инфраструктуры -филиала ОАО "РЖД".
Согласно представленного расчета обществом сальдо на 01.07.2017 год составляло 0 рублей. Обществом за 3 квартал 2016 года произведены следующие начисления и произведена уплата налога:
* 04.07.2017 начислен НДФЛ в сумме 1 673 руб., уплачен п/п N 974 01.07.2016 в сумме 1 673 руб.;
* 12.07.2016 начислен НДФЛ в сумме 17898 руб. (заработная плата за июнь), уплачен п/п N 289 11.07.2016 в сумме 37 226 руб.;
* 13.07.2016 начислен НДФЛ в сумме 17898 руб. (заработная плата за июнь);
* 12.07.2016 начислен нДфЛ в сумме 421 руб.;
* 31.08.2016 начислен НДФЛ в сумме 2 877 руб., уплачен п/п N 448 02.08.2016 в сумме 2 877 руб.;
* 12.08.2016 начислен НДФЛ в сумме 18 958 руб. (заработная плата за июль), уплачен НДФЛ п/п N 825 11.08.2016 в сумме 58 207 руб.;
* 15.08.2016 начислен НДФЛ в сумме 38 775 руб. (заработная плата за июль):
* 12.08.2016 начислен НДФЛ в сумме 119 руб.;
* 30.09.2016 начислен НДФЛ в сумме 355 руб.;
* 30.09.2016 начислен НДФЛ в сумме 2682 руб., уплачен НДФЛ по п/п N 855 от 07.09.2016 в сумме 2862 руб.;
* 12.09.2016 начислен НДФЛ в сумме 18 366 руб. (заработная плата за август), уплачен НДФЛ по п/п N 072 от 09.09.2016 в сумме 49 492 руб.;
* 13.09.2016 начислен НДФЛ в сумме 31 001 руб. (заработная плата за август);
- 12.09.2016 начислен НДФЛ в сумме 123 руб., что подтверждается представленным в материалы дела расчетом и платежными поручениями.
Таким образом, судом установлено, что сумма начисленного и удержанного налога за 3 квартал 2016 года составила 152 337 руб. и сумм уплаченного налога составила 152 337 руб.
Налоговым органом, согласно проведенного анализа лицевого счета общества за 3 квартал 2016 года, было установлено несвоевременное перечисление НДФЛ налоговым агентом в сумме 88 769 руб., по срокам уплаты 13.07.2016 (уплачено 11.07.2016), 15.08.2016 (уплачено 11.08.2016), 13.09.2016 (уплачено 09.09.2016), а именно ранее срока выплаты заработной платы работникам общества.
С 01.01.2016 в соответствии с пунктом 2 статьи 230 НК РФ предусмотрено, что налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета расчет сумм налога на доходы физических лиц, исчисленных и удержанных налоговым агентом, за первый квартал, полугодие, девять месяцев - не позднее последнего дня месяца, следующего за соответствующим периодом, за год - не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом, по форме, форматам и в порядке, которые утверждены федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно пункта 1.1. Порядка заполнения и представления расчета по форме 6-НДФЛ, утвержденного приказом ФНС России от 14.10.2015 N ММВ-7-11/450@, расчет по форме 6-НДФЛ заполняется на основании данных учета доходов, начисленных и выплаченных физическим лицам налоговым агентом, предоставленных физическим лицам налоговых вычетов, исчисленного и удержанного налога на доходы физических лиц, содержащихся в регистрах налогового учета.
Строка 100 раздела 2 "Дата фактического получения дохода" заполняется с учетом положений статьи 223 НК РФ, строка 110 раздела 2 "Дата удержания налога" заполняется с учетом положений пункта 4 статьи 226 и пункта 7 статьи 226.1 НК РФ, строка 120 раздела 2 "Срок перечисления налога" заполняется с учетом положений пункта 6 статьи 226 и пункта 9 статьи 226.1 НК РФ.
В соответствии со статьей 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговые агенты обязаны правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующие счета Федерального казначейства. Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом для уплаты налога налогоплательщиком.
Особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами, а также порядок и сроки уплаты указанного налога налоговыми агентами определены статьей 226 НК РФ.
В соответствии с пунктом 3 статьи 226 НК РФ исчисление сумм налога производится налоговыми агентами на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 настоящего Кодекса, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 настоящего Кодекса, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Согласно подпунктам 4 и 6 статьи 226 НК РФ (ред. от 03.07.2016) налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.
При выплате налогоплательщику дохода в натуральной форме или получении налогоплательщиком дохода в виде материальной выгоды удержание исчисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых доходов, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику в денежной форме. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50 процентов суммы выплачиваемого дохода в денежной форме.
Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем выплаты налогоплательщику дохода.
При выплате налогоплательщику доходов в виде пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком) и в виде оплаты отпусков налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее последнего числа месяца, в котором производились такие выплаты.
Согласно пункта 1 статьи 223 НК РФ в целях настоящей главы, если иное не предусмотрено пунктами 2 - 5 настоящей статьи, дата фактического получения дохода определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налогоплательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
В соответствии с пунктом 2 статьи 223 НК РФ при получении дохода в виде оплаты труда датой фактического получения налогоплательщиком такого дохода признается последний день месяца, за который ему был начислен доход за выполненные трудовые обязанности в соответствии с трудовым договором (контрактом).
В соответствии с пунктом 9 статьи 226 НК РФ уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается.
Согласно представленного расчета за 9 месяцев 2016
- дата фактического получения дохода за июнь указана 30.06.2016, дата удержания налога 11.07.2016 и 12.07.2016, срок перечисления налога 12.07.2016 и 13.07.2016, фактически налог перечислен 11.07.2016;
* дата фактического получения дохода за июль указана 31.07.2016, дата удержания налога 11.08.2016 и 12.08.2016, срок перечисления налога 12.08.2016 и 15.08.2016, фактически налог перечислен 11.08.2016;
* дата фактического получения дохода за август указана 31.08.2016, дата удержания налога 12.09.2016 и 09.09.2016, срок перечисления налога 13.09.2016 и 12.08.2016, фактически налог перечислен 09.09.2016.
С учетом положения пункта 2 статьи 223 НК РФ обществом уплата налога производилась после получения дохода, но до даты удержания (один и три дня).
Как было указано выше судом установлено, что обществом за 3 квартал НДФЛ был исчислен и удержан в сумме 152 337 руб и в данной сумме перечислен в пределах месяца, за который выплачивалась заработная плата.
Перечисление налоговым агентом сумм НДФЛ ранее даты удержания налога, но позднее даты получения дохода, не может быть расценено как несвоевременное перечисление НДФЛ и нарушение им обязанностей налогового агента по перечислению НДФЛ и не свидетельствует о наличии у заявителя недоимки по этому налогу.
В силу положений пункта 4 статьи 24, подпункта 1 пункта 3 статьи 44, подпункта 1 пункта 3 статьи 45 НК РФ обязанность налогового агента по перечислению налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 45 НК РФ обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
На основании пункта 8 статьи 45 и пункта 2 статьи 24 НК РФ правило о досрочной уплате налога распространяется и на налоговых агентов.
В соответствии с правовой позицией Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума от 17.12.2002 N 2257/02, указанное правило имеет в виду уплату налога при наличии соответствующей обязанности, но до наступления установленного законом срока. Поскольку статья 45 НК РФ применяется для исполнения налоговой обязанности, то иной платеж, в соответствии с общими правилами, считается состоявшимся только в случае поступления средств в бюджет.
Налоговый орган не оспаривает факт поступления денежных средств в бюджет и правильность исчисления сумм НДФЛ подлежащих удержанию за 3 квартал 2016 года.
Суд первой инстанции правомерно отклонил довод налогового органа о том, что заявитель не имеет права перечислять налог из собственных средств, поскольку в данной ситуации налоговым органом не доказано, что денежные средства не подлежали перечислению т.к. налоговым органом анализировался только лицевой счет налогового агента, а не сам факт начисления и удержания налога и заявитель обращался с заявление об их возврате.
Денежные средства поступили фактически в бюджет и являются суммами налога на доходы физических лиц.
Таким образом, заявитель фактически исполнил свои обязательства перед бюджетной системой Российской Федерации, поскольку исчислил, удержал и перечислил НДФЛ на соответствующий счет Федерального казначейства, что подтверждается выводами, изложенными в постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 по делу N А53-30909/2014.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что налоговым органом не правомерно общество привлечено к налоговой ответственности по статье 123 НК РФ в виде штрафа в размере 8 876,90 руб.
Судебной коллегией установлено, что инспекцией соблюдена процедура рассмотрения материалов налоговой проверки, предусмотренная статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают правильность сделанных судом первой инстанции и подтвержденных материалами дела выводов.
Суд первой инстанции выполнил требования статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, полно, всесторонне исследовал и оценил представленные в дело доказательства и принял законный и обоснованный судебный акт, оснований для переоценки выводов не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 АПК РФ основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 27.10.2017 по делу N А32-28906/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Д.В. Николаев |
Судьи |
Д.В. Емельянов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-28906/2017
Истец: ОАО "РЖД", ОАО Российские Железнодорожные Дороги
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 9 по Краснодарскому краю