Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф08-1610/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 декабря 2017 г. |
дело N А01-1338/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 декабря 2017 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 декабря 2017 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Мисника Н.Н., Фахретдинова Т.Р.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черниковой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства финансов Республики Адыгея
на решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.10.2017 по делу N А01-1338/2017 (судья Аутлева Р.В.),
по иску администрации муниципального образования "Город Майкоп" (ОГРН 1030100529546, ИНН 0105038964),
к ответчику Министерству финансов Республики Адыгея (ИНН 0105019880, ОГРН 1020100701433),
о взыскании 1788000 руб. убытков,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального образования "Город Майкоп" обратилась в арбитражный суд Республики Адыгея с иском к Министерству финансов Республики Адыгея о взыскании убытков в размере 1 788 000 рублей. Иск мотивирован тем, что решением суда общей юрисдикции на администрацию возложена обязанность по внеочередному предоставлению жилого помещения инвалиду. Осуществление данных полномочий муниципальным образованием предусмотрено при предоставлении субвенций, однако обращения по предоставлению средств на эти цели оставлены органами власти субъекта без удовлетворения. Поскольку предоставление жилых помещений не отнесено к расходным обязательствам муниципалитета, полагает необходимым в данном случае возложить обязанности по компенсации понесенных расходов на Республику Адыгея, главным распорядителем средств бюджета которой является Министерство финансов.
Решением Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Министерство финансов Республики Адыгея обратилось с апелляционной жалобой, просило решение суда первой инстанции отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что федеральным законодательством к полномочиям субъектов Российской Федерации прямо не отнесены полномочия по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний и вставших на учет после 1 января 2005 года. Поскольку вопрос компенсации расходов, связанных с предоставлением жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне не был урегулирован соответствующими нормативными правовыми актами, то отсутствуют основания полагать, что затраты на предоставление жилья данной категории граждан должны компенсироваться за счет средств субъекта Российской Федерации. Учитывая, что льгота по предоставлению вне очереди жилой площади инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в утвержденном Правительством Российской Федерации перечне предусмотрена федеральным законодательством, а также то, что порядок компенсации предоставленных льгот на федеральном уровне не установлен и компенсация расходов на обеспечение жильем данной категории лиц, не предусмотрена за счет средств субъекта Российской Федерации, следовательно, финансирование расходов по предоставлению жилых помещений не должно осуществляться за счет средств республиканского бюджета Республики Адыгея.
Дело рассмотрено в соответствии с ч.5 ст. 156 АПК РФ в отсутствие лиц участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Решением Майкопского городского суда от 26.01.2016 по делу N 2-129/2016, вступившим в законную силу, на администрацию возложена обязанность предоставить Свекольникову В.П. вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 48 кв.м. При рассмотрении указанного дела судом установлено, что Свекольников Виктор Петрович 26.08.1956 года рождения, состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РА АРКПНД, страдает формой заболевания, при котором имеет право на дополнительную жилую площадь и на внеочередное получение жилья, как гражданин, страдающий тяжелой формой хронических заболеваний (заключение ВК N553 от 09.07.2015).
Во исполнение данного решения суда администрацией приобретена квартира, общей площадью 51 кв.м., расположенная по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, дом 1а, кв. 66, что подтверждается заявкой на кассовый расход N 00001260 от 15.12.2016 на сумму 1 788 000 рубля, платежным поручением от 1 5.12.2016 N 466502 о перечислении денежных средств продавцу, муниципальным контрактом N 0376300000116000284-0119214-01 от 23.11.2016 на приобретение квартиры в муниципальную собственность, государственной регистрации права собственности муниципального образования "Город Майкоп" на объект недвижимого имущества от 07.07.2016 N 01-01/002-01/002/201/2016-7259/1.
23 декабря 2016 г. между администрацией (наймодатель) и Свекольниковым В.П. (наниматель) заключен договор социального найма жилого помещения N 364, по условиям которого наймодатель передал нанимателю и членам его семьи в бессрочное владение и пользование изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из двух жилых комнат в двухкомнатной квартире, общей площадью 51 кв.м., в том числе жилой площадью 30,4 кв.м., расположенное по адресу: г. Майкоп, ул. Михайлова, д.1а, кв.66, для проживания в нем (пункт 1.1 договора).
Администрация муниципального образования "Город Майкоп" 29.03.2017 обратилась к субъекту Российской Федерации - Республике Адыгея за выделением из республиканского бюджета средств на возмещение расходов бюджета муниципального образования "Город Майкоп", связанных с обеспечением жильем Фоменко И.С. (исх. N 1071).
Письмом от 10.04.2017 N 11/604 Министерство финансов Республики Адыгея выразило мнение о том, что обеспечение инвалидов и семьей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005 г., федеральным законодательством не отнесено к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, и следовательно - не является расходным обязательством субъектов Российской Федерации. Нормативными актами Республики Адыгея не предусмотрены дополнительные меры по обеспечению жилыми помещениями инвалидов и семей, умеющих детей-инвалидов.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.
Основой правового регулирования общественных отношений, возникающих по поводу обеспечения жильем инвалидов, и в связи с этим - распределения и использования централизованных денежных фондов государства и муниципальных образований, является Конституция Российской Федерации, из положений которой вытекает необходимость надлежащего финансового обеспечения соответствующих полномочий публичной власти: по смыслу статьи 7, подпунктов "в" и "з" статьи 71, части 3 статьи 75, пункта "а" части 1 статьи 114, статьи 132 Конституции Российской Федерации, органы государственной власти и органы местного самоуправления должны при принятии нормативных правовых актов руководствоваться принципом наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, вытекающих из необходимости реализации общегосударственных гарантий прав и свобод, закрепленных непосредственно Конституцией Российской Федерации, в частности, частью 1 статьи 39, частью 3 статьи 40.
Согласно подпункту 24 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов, в том числе социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Осуществление указанных полномочий может дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, в том числе в соответствии с федеральными целевыми программами, но исключительно в порядке и в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Специальное регулирование обеспечения инвалидов жилыми помещениями, которые приняты на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005, предусмотрено положениями статьи 17 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации". В отношении инвалидов, принятых на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий после 01.01.2005, указанной статьей предусмотрено обеспечение жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
При этом в преамбуле названного выше закона определено, что предусмотренные им меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации следует, что гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, предусмотренном статьей 51 названного Кодекса, жилые помещения по договору социального найма предоставляются вне очереди.
В целях реализации органами местного самоуправления полномочий по решению вопросов местного значения федеральный законодатель предусмотрел, в частности, предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации в форме дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности муниципальных районов (городских округов) (статьи 135 - 138 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункт 5 части 1 статьи 55, статьи 60, 61 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии со статьями 84, 85 Бюджетного кодекса и подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, ответственность по возмещению денежных средств следует возложить на казну субъекта Российской Федерации в лице Министерства финансов Республики Адыгея, так как реализация полномочий по обеспечению жилым помещением инвалида является обязанностью органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Данные выводы также согласуются с правовой позицией, сформулированной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 13.04.2016 (пункт 12).
В силу статьи 15 Гражданского кодекса лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. При этом под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
При предъявлении требований о возмещении убытков лицо, требующее их возмещения, должно доказать нарушение своего права, наличие причинной связи между нарушением права и убытками, а также размер убытков.
Вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования. В случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (статьи 1069, 1071 Гражданского кодекса).
Судом установлено, что администрация, предоставив по решению суда общей юрисдикции жилое помещение из муниципального жилищного фонда, исполнила возложенную на нее государственную функцию, в то время как федеральный орган государственной власти субъекта свою обязанность не выполнил, расходы истца на исполнение государственных полномочий не компенсировал.
Из представленных письменных доказательств следует, истец в 2017 г. информировал органы власти субъекта о нуждаемости в предоставлении денежных средств в целях компенсации расходов, понесенных в связи с исполнением отдельных государственных полномочий - приобретение жилья инвалидам (по состоявшимся судебным актам) на общую сумму 65 408 899 рублей 94 копеек. В ответ на данные обращения Минфин республики указал на отсутствие правовых оснований к предоставлению запрашиваемых средств.
Предоставление жилого помещения в бессрочное владение и пользование лишает муниципальное образование права свободного распоряжения указанным объектом и свидетельствует о наличии у него убытков.
В этой связи, поскольку действующими нормативными правовыми актами Республики Адыгея порядок исполнения расходных обязательств субъекта Российской Федерации по обеспечению инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет после 01.01.2005, жилыми помещениями, не установлен, и субъектом не предпринято мер по разработке и внедрению внесудебных механизмов реализации прав таких граждан, но имеется вступивший в законную силу судебный акт суда общей юрисдикции, которым права инвалида защищены и реализованы за счет средств органа местного самоуправления, к полномочиям которого указанные вопросы не отнесены, суд приходит к выводу, что Республика Адыгея, проявив бездействие способствовала возникновению у органа местного самоуправления убытков в размере необоснованных бюджетных расходов в сумме 2 655 333 рубля 24 копейки.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Адыгея от 27.10.2017 по делу N А01-1338/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
Н.Н. Мисник |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А01-1338/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 6 апреля 2018 г. N Ф08-1610/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация Муниципального образования "Город Майкоп"
Ответчик: Министерство финансов Республики Адыгея