г. Москва |
|
10 августа 2018 г. |
Дело N А40-42088/18 |
Резолютивная часть постановления объявлена 06 августа 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 августа 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Вигдорчика Д.Г.,
судей: |
Яковлевой Л.Г., Попова В.И., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Казнаевым А.О., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЖЭ(К)О N 6 филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 21.05.2018 по делу N А40-42088/18, принятое судьей О.В.Сизовой
по заявлению ЖЭ(К)О N 6 филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России
к Комитету природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: |
Гулько В.В. по доверенности от 15.12.17; |
от заинтересованного лица: |
Волкова О.А. по доверенности от 18.07.18; |
УСТАНОВИЛ:
ЖЭ (К) ОN 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ (по ВКС) (далее заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской области N 3-4/145-02-18 от 09.02.2018 г о назначении административного наказания в виде штрафа за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.1 ст.7.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного штрафа в размере 800 000.
Не согласившись с принятым решением, заявитель обратился с жалобой в Девятый арбитражный апелляционный суд.
В судебном заседании апелляционного суда представитель заявителя поддержал апелляционную жалобу, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Представители за интересованного лица в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, своевременно. Представил письменный отзыв на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Проверив правильность применения норм материального и норм процессуального права, соответствие выводов Арбитражного суда города Москвы фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам суд апелляционной инстанции полагает, что обжалуемое решение подлежит отмене в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ создано на основании приказа Министра обороны РФ от 02.03.2017 N 155 "О создании федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны РФ с целью содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставление коммунальных услуг в интересах Вооруженных Сил РФ.
В соответствии с Уставом ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ на территории Российской Федерации имеет филиалы, в том числе филиал ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ по Воздушно-космическим силам, структурным подразделением которого является ЖЭ(К)0 N 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ (по ВКС).
В силу п.п. 9, 10 Положения о ЖЭ(К) N 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ (по ВКС) указанный отдел N 6 выполняет работы, оказывает услуги в целях реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий Минобороны России в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в том числе забор и очистку воды для питьевых и промышленных нужд, доведение её до питьевого качества и распределения потребителям.
01.04.2017 г. между Минобороны России, в лице ФГКУ "Северо-Кавказское территориальное управление имущественных отношений" Минобороны России и ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в лице ЖЭ(К)0 N 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ (по ВКС) в рамках исполнения требований приказа Минобороны России от 02.03.2017 N 155, подписан акт приема- передачи коммунальных объектов, в том числе на артезианскую скважину глубиной 250 метров, расположенную по адресу: Волгоградская обл., Котельниковский район, г. Котельниково, ул. Чкалова, 59.
23.01.2018 г. Комитетом в ходе проверки информации, поступившей из Управления Росприроднадзора по Волгоградской области и Межрайонной ИФНС N 8 по Волгоградской области, установлен факт безлицензионного пользования недрами ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, а именно: юридическое лицо осуществляет добычу подземных вод по адресу: Волгоградская область, г. Котельниково, ул. Чкалова, 59, в целях водоснабжения в/ч 65228, без лицензии на пользования недрами.
23.01.2018 г. в присутствии представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности Комитетом составлен протокол об административном правонарушении N 4/145-01-18, копия которого с уведомлением о времени и месте рассмотрения административного дела получена представителем нарочно, что подтверждается его подписью в протоколе.
Постановлением старшего государственного инспектора в области охраны окружающей среды Волгоградской области от 09.02.2018 N 3-4/145-02-18 ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 7.3 КоАП РФ и назначен административный штраф в размере 800 000 руб.
Не согласившись с вынесенным постановлением по делу об административном правонарушении, заявитель обратился в Арбитражный суд г.Москвы с требованием о признании незаконным и отмене постановления.
Отказывая в удовлетворении заявления, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения и о соблюдении порядка привлечения заявителя к административной ответственности.
Изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу, что обжалуемый судебный акт суда первой инстанции должен быть отменен вследствие неполного выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела, а апелляционная жалоба - удовлетворена.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействия), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Отношения, возникающие в том числе, в связи с использованием недр Российской Федерации, регулируются положениями Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон "О недрах").
В соответствии со статьей 11 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон РФ "О недрах") предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать данные о пользователе недр, получившем лицензию, и органах, предоставивших лицензию, а также основание предоставления лицензии; данные о целевом назначении работ, связанных с пользованием недрами; сроки действия лицензии и сроки начала работ (подготовки технического проекта, выхода на проектную мощность, представления геологической информации на государственную экспертизу); согласованный уровень добычи минерального сырья, право собственности на добытое минеральное сырье; другие данные (статья 12 Закона "О недрах").
В соответствии с пунктом 14.1 Положения о порядке лицензирования пользования недрами, введенного в действие Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 15.07.1992 N 3314-1, пользование недрами для добычи подземных вод осуществляется на основании лицензии.
Согласно пункту 1.1 Приказа Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 12.09.2002 N 575 "Об утверждении Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов при предоставлении лицензий на право пользования участками недр для целей геологического изучения и добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности", лицензии на право пользования недрами для добычи подземных вод удостоверяют право пользования подземными водными объектами.
Ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами предусмотрена частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Материалами дела подтверждено, что ЖЭ (К) ОN 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ в нарушение вышеуказанных норм законодательства осуществляет пользование недрами для добычи подземных вод из собственной артезианской скважины в отсутствие лицензии на право пользования недрами.
Вышеуказанные фактические обстоятельства, в том числе то, что Учреждение осуществляет пользование недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами, заявителем не оспариваются.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.
При этом согласно статье 2.7 КоАП РФ не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.
Из анализа данной нормы следует, что для квалификации деяния, содержащего признаки административного правонарушения как совершенного в состоянии крайней необходимости необходимо доказать наличие двух условий: невозможность устранения возникшей угрозы охраняемым интересам иными средствами, и причиненный вред должен быть менее значительным, чем предотвращенный.
Как установлено при рассмотрении материалов дела, ЖЭ (К) ОN 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ действительно осуществляет добычу пресных подземных вод без лицензии.
Из материалов дела следует, что заявителем подавалась заявка на получении лицензии на пользование недрами с целью добычи подземных вод по адресу: Волгоградская область, Котельниковский район, г. Котельниково, ул. Чкалова, 59 от ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России, в Комитет поступила только 08.02.2018 г. (вх. N 7083/02). В выдаче лицензии заявителю отказано в связи с отсутствием необходимого перечня документов, предусмотренного действующим законодательством.
Коллегия учитывает, юридическим лицом представлен паспорт на артезианскую скважину N 70140, оборудованную насосом ЭЦВ 8-25 х 100, а также имеется журнал учета забираемой из скважины воды, согласно которому ежесуточный забор подземной воды составляет порядка 150 кубических метров. Факт пользования ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России недрами без лицензии на пользование недрами, подтверждается налоговыми декларациями по водному налогу за 2017 год, книгой учета забора воды, объяснением представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по доверенности N 106 от 15.12.2017 г. Хватова А. В. от 23.01.2018 г.
Коллегия учитывает, что Учреждение осуществляло добычу подземных вод в целях обеспечения водой объектов Министерства обороны РФ, в том числе казармы и жилые помещения для военнослужащих и членов их семей, во избежание сбоев в работе объектов стратегического назначения Минобороны России в соответствии с Указом Президента РФ от 23.11.1995 N 1173.
Также представитель заявителя указал, что осуществление деятельности (подлежащей лицензированию) по добыче воды при отсутствии лицензии, не повлекло того вреда, которое могло повлечь прекращение Учреждением деятельности по водоснабжению жителей населенных пунктов.
При таких обстоятельствах Учреждение до получения лицензии не могло прекратить добычу и подачу воды, единственным источником подачи которой являются спорные объекты водоснабжения.
Материалы проверки и административного дела не содержат документов по фактическому обследованию и состоянию скважин, их эксплуатации и подаче воды населенным пунктам.
Осуществление деятельности по пользованию недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами было вызвано приведенными обстоятельствами.
Неосуществление деятельности по водоснабжению создавало бы реальную угрозу для жителей населенных пунктов, возможности возникновения и распространения различного рода заболеваний.
Таким образом, ЖЭ (К) ОN 6 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Министерства обороны РФ (по ВКС), осуществляя деятельность по пользованию недрами для целей добычи подземных вод в отсутствие лицензии на право пользования недрами, действовало в целях предотвращения непоправимых последствий в состоянии крайней необходимости.
В соответствии с ч. 3 ст. 211 АПК РФ в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы признаются обоснованными.
Решение Арбитражного суда г.Москвы по делу N А40-42088/18 от 21.05.2018 подлежит отмене на основании пункта 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 21.05.2018 по делу N А40-42088/18 отменить.
Признать незаконным постановление Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской областиN 3-4/145-02-18 от 09.02.2018 г. о привлечении ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны РФ к административной ответственности по ч.1 ст.7.3 КоАП РФ.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Д.Г. Вигдорчик |
Судьи |
В.И. Попов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-42088/2018
Истец: ФГБУ "ЦЕНТРАЛЬНОЕ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" МИНИСТЕРСТВА ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ФГБУ ЖЭКО N 6 филиал "ЦЖКУ" Минобороны России, ФГБУ ЖЭКО N6 филиала ЦЖКУ Минобороны РФ по ВКС
Ответчик: Комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Волгоградской обл.