Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф06-31769/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Саратов |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А12-27104/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена - 15.01.2018 года.
Полный текст постановления изготовлен - 16.01.2018 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Землянниковой В.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Саниной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Черниговцева Сергея Владимировича
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 ноября 2017 года по делу N А12-27104/2017 (судья Наумова М.Ю.)
по заявлению Черниговцева Сергея Владимировича (г. Волгоград)
к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (ИНН 3443077223, ОГРН 1043400306223; 400094, город Волгоград, улица 51-й Гвардейской, 38)
заинтересованное лиц: Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области (ИНН 3442075551, ОГРН 1043400221127; 400005, город Волгоград, проспект им. В.И. Ленина, 90)
о признании незаконным решения.
при участии в судебном заседании:
от Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда - Кузьмина Н.А., доверенность от 09.01.2018 года (срок доверенности по 31.12.2018);
от заявителя - не явился, извещен надлежащим образом;
от Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области - не явились, извещены надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Черниговцев Сергей Владимирович (далее - Черниговцев С.В., заявитель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по Дзержинскому району г. Волгограда (далее - регистрирующий орган, заявитель, Инспекция) о признании незаконным решения от 22.07.2016 N 4309172А (с учетом уточнений в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 14 ноября 2017 года в удовлетворении заявленных требований Черниговцева С.В. отказано.
Черниговцев С.В. не согласился с решением суда первой инстанции и обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый законный судебный акт.
Заявитель, Управление Федеральной налоговой службы по Волгоградской области, в судебное заседание не явились. Надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства путем направления определения, выполненного в форме электронного документа, в соответствии со статьей 186 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации посредством его размещения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.
Информация о месте и времени судебного заседания размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (kad.arbitr.ru) 07.12.2017, что подтверждено отчетом о публикации судебных актов на сайте.
Согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае неявки в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, суд рассматривает дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции находит, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.07.2016 в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (входящий N 4309172А) представлены документы для государственной регистрации прекращения физическим лицом Черниговцевым С.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя: заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001; копия удостоверения Министерства Обороны Российской Федерации серии БК N 0472274 о наличии льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Федерального Закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Закон о ветеранах) (т. 1 л.д. 18-20).
По результатам рассмотрения документов, представленных для государственной регистрации прекращения физическим лицом Черниговцевым С.В. деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, регистрирующим органом принято решение N 4309172А от 29.07.2016 об отказе в государственной регистрации индивидуального предпринимателя в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 23 Закона от 08.08.2011 N 129-ФЗ на основании непредставления определенных статьей 22.3 Закона N 129-ФЗ необходимых для государственной регистрации документов (т. 1 л.д. 16-17).
Не согласившись с указанным решением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда от 29.07.2016 N 4309172А соответствует требованиям Налогового кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", не противоречит требованиям Закона о ветеранах.
Суд апелляционной инстанции не находит правовых оснований для переоценки выводов суда первой инстанции в силу следующего.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, государственной регистрацией физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и государственной регистрацией при прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, а также в связи с ведением государственных реестров - единого государственного реестра юридических лиц и единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей регламентированы Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 22.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:
а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
б) документа об уплате государственной пошлины;
в) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". В случае, если предусмотренный настоящим подпунктом документ не представлен заявителем, указанный документ (содержащиеся в нем сведения) предоставляется по межведомственному запросу регистрирующего органа соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Из материалов следует, что 22.07.2016 Черниговцевым С.В. в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда (входящий N 4309172А) представлены документы для государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а именно: заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001; копия удостоверения Министерства Обороны Российской Федерации серии БК N 0472274 о наличии льгот, установленных пунктом 1 статьи 16 Законом о ветеранах (т. 1 л.д. 18-20).
Согласно пункту 1.1 статьи 9 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 N 506 утверждено Положение о Федеральной налоговой службе (далее - ФНС России), в соответствии с которым ФНС России, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, вправе утверждать требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (пункт 5.9.39).
Приказом ФНС России от 25.01.2012 года N ММВ-7-6/25@ "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств" (далее - Приказ), утверждена форма Р 26001 "Заявление о прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" (далее - Заявление). Пунктом 4 названного Приказа, утверждены Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган (далее - Требования).
Согласно пункту 1.1. главы I Требований форма заявления, уведомления или сообщения (далее - заявление) заполняется с использованием программного обеспечения либо вручную. Заполнение формы заявления вручную осуществляется чернилами черного цвета заглавными печатными буквами.
Кроме того, необходимо отметить, что установленная законодательством процедура государственной регистрации носит строго формализованный характер, для ее проведения необходимо не только выполнение требований в части представления полного комплекта документов, но и их соответствие по форме и содержанию, установленным нормативным актам по форме и порядку их заполнения.
Заявление, оформленное с нарушением Требований, считается не представленным в регистрирующий орган.
Судом первой инстанции обоснованно установлено, что заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001, представленное в регистрирующий орган Черниговцевым С.В., оформлено без учета пункта 1.1. главы I Требований.
Кроме того, в нарушение подпункта "б" пункта 1 статьи 22.3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ заявителем не исполнена обязанность по уплате госпошлины, т.к. документ об уплате государственной пошлины в регистрирующий орган не представлен.
В соответствии со статьей 3 Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ за государственную регистрацию уплачивается государственная пошлина в соответствии с законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с пунктом 1 статьи 333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных в статье 333.17 настоящего Кодекса, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных настоящей главой, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 НК РФ государственная пошлина уплачивается по месту совершения юридически значимого действия в наличной или безналичной форме. Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме подтверждается либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлена в размере 160 рублей 00 копеек
Статьей 333.35 НК РФ предусмотрены льготы для отдельных категорий физических лиц и организаций. При этом, как обоснованно указано судом первой инстанции, заявитель не подпадает под категорию лиц, установленных названной статьей НК РФ.
Из представленного в материалы дела удостоверения Министерства Обороны Российской Федерации серии БК N 0472274 следует, что Черниговцев С.В. имеет права и льготы, установленные пунктом 1 статьи 16 Закона "О ветеранах".
Однако указанная норма не предусматривает льгот по оплате государственной пошлины при осуществлении регистрационных действий в рамках Закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Статья 333.36 НК РФ устанавливает льготы при обращении в Верховный Суд Российской Федерации, суды общей юрисдикции, к мировым судьям.
Так, в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) ветераны боевых действий освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации и законодательством об административном судопроизводстве, судами общей юрисдикции, мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 данной статьи.
Таким образом, действующее законодательство не предусматривает для ветеранов боевых действий льготы в виде освобождения от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции считает обоснованными выводы суда первой инстанции о том, что заявителем, при подаче в регистрирующий орган заявления о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, не были соблюдены требования, предусмотренные подпунктом "б" пункта 1 статьи 22.3 Закона N 129-ФЗ.
В соответствии с п. "а" ст. 23 Закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов.
Таким образом, материалами дела установлено, что у регистрирующего органа не имелось правовых оснований осуществлять государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, в связи с чем, отказ в государственной регистрации является правомерным.
При указанных обстоятельствах, требования заявителя о признании незаконным решения от 22.07.2016 N 4309172А правомерно и обоснованно были оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.
Судебная коллегия обращает вынимание, что основанием для признания оспариваемого решения незаконным в контексте с части 1 статьи 198 и части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации служит не вероятность (предположительность) нарушения, а наличие реально нарушенного права или законного интереса заявителя, незаконного возложения каких-либо обязанностей, создания иных препятствий для осуществления деятельности.
Бремя доказывания нарушения своих прав и охраняемых законом интересов в силу статей 4 и 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возложено на заявителя.
В материалах дела отсутствуют доказательства фактического нарушения оспариваемым решением прав и законных интересов Черниговцева С.В.
Кроме того, Черниговцев С.В. не лишен возможности обратиться в ИФНС России по Дзержинскому району г. Волгограда с заявлением о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя по форме Р26001 с предоставлением документов, предусмотренных Законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ.
Ссылки заявителя апелляционной жалобы на определение мирового судьи, а также на разъяснительное письмо мирового судьи не имеет правового значения для рассмотрения настоящего дела, так как нормами действующего законодательства не предусмотрено освобождение ветеранов боевых действий от уплаты государственной пошлины за государственную регистрацию прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя.
Таким образом, заявителем апелляционной жалобы не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, не приведено конкретных доводов в обоснование апелляционной жалобы, в том числе о фактах, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции.
При указанных обстоятельствах, судебная коллегия считает решение, принятое судом первой инстанции, законным и обоснованным, оснований для его отмены или изменения не имеется.
При таких обстоятельствах, правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Черниговцева Сергея Владимировича не имеется.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 14 ноября 2017 года по делу N А12-27104/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.В. Землянникова |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-27104/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф06-31769/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Черниговцев Сергей Владимирович
Ответчик: ИНСПЕКЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ ПО ДЗЕРЖИНСКОМУ РАЙОНУ Г. ВОЛГОГРАДА
Третье лицо: Управление Федеральной службы по Волгоградской области, УФНС России по Волгоградской области