Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2018 г. N Ф05-5104/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
16 января 2018 г. |
Дело N А40-127362/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 г.
Постановление изготовлено в полном объеме 16 января 2018 г.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Семикиной О.Н.,
судей: Левиной Т.Ю., Проценко А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу публичного акционерного общества "УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ",
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 31.10.2017
по делу N А40-127362/17, принятое судьей Нечипоренко Н.В. (шифр судьи: 26-1133)
по иску публичного акционерного общества "УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ" (ОГРН 1026605620689, адрес: 620012, ОБЛАСТЬ СВЕРДЛОВСКАЯ, ГОРОД ЕКАТЕРИНБУРГ, ПЛОЩАДЬ 1-Й ПЯТИЛЕТКИ)
к МИНИСТЕРСТВУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОГРН 1047796323123, адрес: 109074, ГОРОД МОСКВА, ПРОЕЗД КИТАЙГОРОДСКИЙ, 7)
при участии третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерство финансов Российской Федерации
о взыскании
при участии в судебном заседании:
от истца: Шерстобитова Н.В. по доверенности от 28.12.2017;
от ответчика: Добкина Е.А. по доверенности от 14.12.2017;
от третьего лица: Мустаева В.Я. по доверенности от 25.07.2016
УСТАНОВИЛ:
ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "УРАЛМАШЗАВОД" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с исковым заявлением к МИНИСТЕРСТВУ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И ТОРГОВЛИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ о взыскании задолженности по договору N 16-1143 от 06.12.2016 г. в размере 62.190.930 руб. 72 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство финансов РФ.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2017 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме.
Не согласившись с решением Арбитражного суда города Москвы 31.10.2017, истец обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, находит решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2017 не подлежащим изменению или отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, между ПАО "Уралмашзавод" (далее -истец, общество) и Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - ответчик, Минпромторг России) 06.12.2016 заключен договор о предоставлении субсидии на компенсацию части затрат на производство и реализацию потребителям пилотных партий средств производства N 16-1143.
В соответствии с пунктом 1.3. заключенного договора ответчик принял на себя обязательства компенсировать затраты на производство карьерного электрического экскаватора ЭКГ-35 путем предоставления субсидии в размере и на условиях, предусмотренных договором.
Согласно пункту 2.1. договора субсидия предоставляется в размере согласно решению о предоставлении субсидии, принимаемому Минпромторгом России.
В соответствии с пунктом 15 Правил и пунктом 3.1.1. договора истец предоставил ответчику в установленный срок и в полном объеме документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении субсидии, что подтверждается заявлением от 08.12.2016 N 250-1708КА и не оспаривается ответчиком.
В соответствии с пунктом 3.2.1. договора ответчиком 26.12.2016 г. принято решение о предоставлении истцу субсидии на компенсацию части затрат по производству экскаватора ЭКГ-35 в размере 62.190.930 руб. 72 коп. (приказ Минпромторга России от 26.12.2016 N 4750).
Согласно п. 19 Правил и п. 2.3. договора перечисление суммы субсидии осуществляется ответчиком в течение 10 календарных дней со дня принятия решения о предоставлении субсидии, на расчетный счет истца, указанный в договоре.
Истец указывает, что денежные средства в виде субсидии должны были быть перечислены ответчиком на расчетный счет истца не позднее 11.01.2017.
В обоснование исковых требований истец указывает, что в нарушение вышеуказанных норм и условий договора до настоящего времени ответчиком не исполнена обязанность по перечислению истцу субсидии в размере 62.190.93 руб. 72 коп., при этом какого - либо письменного решения об отказе в предоставлении субсидии ответчиком не принималось.
Истец в целях досудебного урегулирования вопроса о перечислении субсидии обратился 30.03.2017 к ответчику с просьбой скорейшего перечисления суммы субсидии на расчетный счет истца. Однако данная претензия была оставлена Минпромторгом России без ответа.
Согласно ст. 309 ГК РФ, обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. В соответствии со ст. 310 ГК РФ, односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии с пп. 1 пункта 2 ст. 78 БК РФ субсидии юридическим лицам -производителям товаров предоставляются из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации или актами уполномоченных им федеральных органов государственной власти (федеральных государственных органов).
Пунктом 7 ст. 6 Федерального закона от 14.12.2015 N 359-ФЗ "О федеральном бюджете на 2016 год" установлено, что субсидии юридическим лицам -производителям товаров (работ, услуг), предусмотренные Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением от 08.11.2016 N 1143 Правительство Российской Федерации уполномочило Минпромторг России на предоставление из федерального бюджета субсидий российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году, а также утвердило данным постановлением Правила предоставления вышеуказанных субсидий (далее - Правила).
Согласно пунктам 1, 2 Правил и п. 54 приложения N 1 к указанным Правилам субсидии предоставляются в целях стимулирования внедрения в опытно-промышленную эксплуатацию современных высокотехнологичных средств производства, к которым, в частности, относятся карьерные электрические экскаваторы.
Согласно п. 5 Правил субсидии предоставляются при выполнении следующих условий в совокупности:
а) договор между организацией и потребителем пилотной партии был заключен в период с 1 июля по 10 декабря 2016 года;
б) указанный в подпункте "а" настоящего пункта договор содержит обязательство организации осуществить поставку пилотной партии не позднее 31 декабря 2017 года;
в) потребитель пилотной партии и организация не являются аффилированными лицами, признанными таковыми в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации;
г) цена пилотной партии (без налога на добавленную стоимость), установленная в соответствии с договором, указанным в подпункте "а" настоящего пункта, не превышает себестоимость соответствующих средств производства, определенную в соответствии с учетной политикой организации и уменьшенную на размер запрашиваемой субсидии.
Для получения субсидии в соответствии с п. 15 Правил организация представляет в Министерство промышленности и торговли Российской Федерации в срок до 10 декабря 2016 года заявление о предоставлении субсидии и следующие документы:
а) расчет размера субсидии по форме согласно приложению N 2 к Правилам;
б) первичные бухгалтерские документы, заверенные подписью руководителя, главного бухгалтера и печатью организации (при наличии), подтверждающие указанные в пункте 6 настоящих Правил фактически понесенные затраты;
в) копии платежных документов, заверенные кредитной организацией, в которой открыт счет организации, с которого производились платежи, подтверждающие затраты, указанные в пункте 6 настоящих Правил;
г) копия договора (договоров) на реализацию пилотной партии;
д) копии чертежа общего вида на продукцию пилотной партии, копии спецификаций, содержащих, в том числе информацию о массе и материалах изготавливаемых деталей и комплектующих, копия ведомости спецификаций, копия ведомости покупных изделий, разработанных в соответствии с ГОСТ 2.102-2013.
Согласно пункту 14 Правил с организацией, прошедшей отбор. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации заключает договор о предоставлении субсидии, в котором предусматриваются, в том числе, цели, условия, размер и порядок предоставления субсидии, включая наименование и коды Общероссийскою классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) средств производства, пилотные партии которых были переданы потребителям и сроки перечисления субсидии.
В соответствии с пунктом 16 Правил Минпромторг России регистрирует документы, указанные в пункте 15 настоящих Правил, в порядке их поступления в специальном журнале, который должен быть прошнурован, пронумерован и скреплен печатью Минпромторга России.
Согласно информации, представленной Департаментом станкостроения и инвестиционного машиностроения Минпромторга России 9 декабря 2016 г. обществом было представлено заявление от 8 декабря 2016 г. N 250-1708КА о предоставлении субсидии с соответствующим комплектом документов.
Минпромторг России в течение 20 календарных дней с момента регистрации рассматривает в порядке поступления документы, представленные в соответствии с пунктом 15 Правил, проверяет полноту сведений, содержащихся в них, и принимает решение о предоставлении субсидии либо отказывает в предоставлении субсидии в случае, если представленные документы не соответствуют положениям, предусмотренным пунктами 6 и 15 Правил (пункт 17 Правил).
В целях реализации Правил, приказом Минпромторга России 10 ноября 2016 г. N 3982 "Об организации работы в Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации по проведению отбора на право получения субсидий из федерального бюджета российскими организациями компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году и по предоставлению указанных субсидий" (далее - Приказ) образована Комиссия по вопросам предоставления субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году (далее - Комиссия).
Кроме того, Приказом утвержден Порядок организации работы по ведению отбора на право получения субсидий из федерального бюджета российскими организациями на компенсацию части затрат на производство и организацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году и по доставлению указанных субсидий (далее - Порядок).
Пунктом 7 Порядка установлено, что с учетом решений Комиссии, но не позднее 20 декабря 2016 г., структурные подразделения Минпромторга России подготавливают в установленном порядке проект приказа Минпромторга России о предоставлении субсидий и представляют его на утверждение Министру промышленности и торговли Российской Федерации.
В соответствии с проколом заседания Комиссии от 20 декабря 2016 г. N 36-ОВ/05, Комиссией было принято решение о выделении, в том числе, Истцу субсидии в размере 62 190 930 руб. 72 коп.
В связи с чем, Минпромторгом России был издан приказ от 26 декабря 2016 г. N 4750 "О предоставлении в 2016 году субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году", согласно распределению субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году, являющемуся приложением к указанному приказу, Минпромторгом России было принято решение предоставлении, в том числе, Обществу субсидии в размере 62 190 930 руб. 72 коп.
Ответчик указывает, что указанная субсидия не была перечислена истцу в связи с технической ошибкой Федерального казначейства.
Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).
На основании ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований и возражений.
Суд первой инстанции указывает, что поскольку Минпромторгом России был издан приказ от 26 декабря 2016 г. N 4750 "О предоставлении в 2016 году субсидий из федерального бюджета российским организациям на компенсацию части затрат на производство и реализацию пилотных партий средств производства потребителям в 2016 году". Предоставление субсидий было предусмотрено на 2016 год.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно отклонил исковые требования.
Доводы ответчика, изложенные в апелляционной жалобе о том, что ответчиком нарушены обязательства, суд апелляционной инстанции отклоняет, поскольку ответчиком обязательства исполнены в полном объеме, однако произошла техническая ошибка Федерального казначейства, следовательно, не усматриваются основания для удовлетворения исковых требований.
При таких обстоятельствах, апелляционная инстанция приходит к выводу, что судом первой инстанции дана надлежащая оценка фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в нем доказательствам, правильно применены подлежащие применению нормы материального и процессуального права. В свою очередь, доводы истца, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая изложенное, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания, предусмотренные статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены или изменения решения суда от 31.10.2017.
Руководствуясь статьями 110, 176, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Москвы от 31.10.2017 по делу N А40-127362/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу публичного акционерного общества "УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
О.Н. Семикина |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-127362/2017
Истец: ПАО "Уралмашзавод", ПАО "УРАЛЬСКИЙ ЗАВОД ТЯЖЕЛОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ"
Ответчик: МИНПРОМТОРГ РОССИИ
Третье лицо: МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ