Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф08-2351/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
15 января 2018 г. |
Дело N А63-3672/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 января 2018 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Марченко О.В.,
судей: Казаковой Г.В., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ластовкиным А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу:
ул. Вокзальная, 2, г. Ессентуки, Ставропольский край, апелляционную жалобу федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Ставропольского края" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 по делу N А63-3672/2017
по иску общества с ограниченной ответственностью "Невинномысск-Ремстройсервис" (г. Невинномысск, ОГРН 1062648010820, ИНН 2631029083)
к федеральному казённому учреждению "Военный комиссариат Ставропольского края" (г. Ставрополь, ОГРН 1022601975110, ИНН 2635031502)
о взыскании 249 617,99 руб.
с участием третьего лица: военного комиссариата города Невинномысск и Кочубеевского района Ставропольского края,
при участии в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Невинномысск-Ремстройсервис": представитель Тынников А.А. (по доверенности от 12.12.2017),
в отсутствие иных участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте проведения судебного заседания,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Невинномысск-Ремстройсервис" (далее по тексту - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с иском о взыскании с федерального казённого учреждения "Военный комиссариат Ставропольского края" (далее по тексту - учреждение) 249 617,99 руб. в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах, расходов на уплату государственной пошлины.
Решением суда от 10.10.2017 исковые требования удовлетворены.
Учреждение не согласилось с решением суда первой инстанции и подало апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Податель жалобы полагает, что судебный акт принят с нарушением норм материального права. Выплата среднего заработка работникам, проходившим военные сборы, является компенсацией потерянной заработной платы гражданам, исполнявшим государственные обязанности, то при расчете среднего дневного заработка истец должен был использовать только рабочие дни (часы), когда работники должны были исполнять свои трудовые обязанности. Следовательно, у суда первой инстанции отсутствовали основания для взыскания компенсации за участие работников в военных сборах в выходные дни.
В отзыве на жалобу общество просит оставить судебный акт без изменения, как принятый с соблюдением действующих норм материального и процессуального права, апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
От третьего лица - военного комиссариата города Невинномысск и Кочубеевского района Ставропольского края общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Северного Кавказа" поступило ходатайство о рассмотрении жалобы в отсутствие своего представителя.
В судебном заседании представитель стороны обосновал свои возражения.
Изучив материалы дела, оценив доводы жалобы, отзыв на жалобу, выслушав мнение представителя стороны, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке, установленном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 по делу N А63-3672/2017 отмене не подлежит по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что период с 26.08.2016 по 10.09.2016 работники общества находились на военных сборах в войсковой части 74814 (7045 БХРВТ) г. Буденновск, что подтверждается справками о прохождении военного сбора.
За время исполнения работниками воинских обязанностей им, согласно расчетных листов на основании статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее по тексту - Закон N 53-ФЗ) выплачена заработная плата в сумме 784 663,07 руб.
06.10.2016 истец выставил учреждению счет-фактуру на компенсацию расходов, понесенных, в связи с нахождением работников на военных сборах.
20.10.2016 документы были возвращены без исполнения с пояснением, что компенсация среднего заработка производится только за рабочие дни.
Истцом произведен перерасчет суммы компенсации без учета выходных дней в периоде нахождения работников на военных сборах, сумма составила 535 045,08 руб.
Данную сумму ответчик принял и оплатил платежным поручением от 20.12.2016.
Претензионным письмом N 000044 от 12.01.2017 истец заявил ответчику о необходимости возмещения понесенных истцом расходов на выплату своим работникам среднего заработка за время нахождения на воинских сборах, за выходные дни.
Отказ учреждения компенсировать расходы истца послужил основанием для обращения последнего с иском в арбитражный суд.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции обоснованно руководствовался следующим.
По смыслу статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с данным Кодексом иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28.03.1998 (далее - Закон N 53-ФЗ) граждане на время медицинского освидетельствования, медицинского обследования или лечения для решения вопросов о постановке их на воинский учет, об обязательной подготовке к военной службе, о призыве или добровольном поступлении на военную службу, призыве на военные сборы, а также на время исполнения ими других обязанностей, связанных с воинским учетом, обязательной подготовкой к военной службе, призывом или добровольным поступлением на военную службу и призывом на военные сборы, освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда от места жительства (работы, учебы) и обратно, а также командировочные расходы.
Граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы или учебы с сохранением за ними места постоянной работы или учебы и выплатой среднего заработка или стипендии по месту постоянной работы или учебы (пункт 2 статьи 6 Закона N 53-ФЗ).
В соответствии с пунктом 26 Положения N 333 "О военных сборах и некоторых вопросах обеспечения исполнения воинской обязанности", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.05.2006 (далее - Положение N 333) осуществление расходов, указанных в подпункте "а", абзацах четвертом и пятом подпункта "б" пункта 25 Положения N 333, производится военными комиссариатами в порядке, установленном Правилами N 704 "О порядке компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704 (далее по тексту - Правила N 704).
При этом, расчет размера компенсации осуществляется с учетом времени пребывания гражданина в военном комиссариате и (или) на военных сборах, указанного в справке военного комиссариата.
В пункте 17 Руководства по организации проведения военных сборов в Вооруженных силах Российской Федерации указано, что о призыве граждан на военные сборы извещаются руководители организаций, в которых работают граждане. В извещении, являющемся составной частью повестки, указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане.
Основным документом, свидетельствующим о призыве сотрудника на военные сборы, является повестка из военкомата. Бланк повестки приведен в Приложении N 1 к Положению N 333. Упомянутый документ состоит из трех частей: расписки в получении, самой повестки и извещении для работодателя. Достаточным основанием для освобождения сотрудника от работы с сохранением должности и средней заработной платы является извещение, которым работодателя ставят в известность. В извещении указывается время начала и окончания военных сборов, на которые призываются граждане, то есть период, на который придется освободить работника от исполнения им трудовых обязанностей. В этот период входит время пребывания сотрудника на территории воинской части и в пути до места сбора и обратно.
В силу подпункта 2 пункта 2 Правил N 704 компенсации подлежат расходы организаций и граждан, связанные с выплатой среднего заработка (стипендии, пособия) с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы (учебы, учета в государственном учреждении службы занятости населения).
В пункте 3 Правил N 704 определено, что компенсация расходов, указанных в пункте 2 данных Правил, осуществляется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных на эти цели Министерству обороны Российской Федерации.
Выплата компенсации осуществляется в отношении расходов, указанных в подпунктах 1 - 3 и 5 Правил N 704, путем перечисления на счета получателей компенсации средств в пределах лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации Российской Федерации, учтенных на лицевом счете получателя средств федерального бюджета, открытом в территориальном органе Федерального казначейства соответствующему военному комиссариату (пункт 4).
Ограничение для указанных выплат в зависимости от времени предъявления получателями компенсации сведений о размере фактических расходов в Правилах N 704 не предусмотрено.
В пункте 5 Правил N 704 указано, что выплата компенсации в соответствии с абзацем вторым пункта 4 Правил осуществляется на основании представляемых получателями компенсации сведений о размере фактических расходов (с указанием банковских реквизитов счетов для перечисления компенсации). Для подтверждения указанных расходов граждане представляют оригиналы соответствующих документов, организации - заверенные в установленном порядке копии таких документов.
Организация представляет указанные сведения на официальном бланке, при этом документ скрепляется подписью руководителя (заместителя руководителя) и основной печатью организации.
Основанием для обращения истца в арбитражный суд с заявленными требованиями послужили разногласия в методике определения средней заработной платы.
Согласно статье 139 Трудового кодекса Российской Федерации для всех случаев определения размера средней заработной платы (среднего заработка), предусмотренных настоящим Кодексом, устанавливается единый порядок ее исчисления.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2007 N 922 утверждено Положение "Об особенностях порядка исчисления средней заработной платы" (далее - Положение N 922), согласно пункту 2 которого для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, применяемые у соответствующего работодателя, независимо от источников этих выплат. К таким выплатам относятся, в частности: заработная плата, начисленная работнику по тарифным ставкам, окладам (должностным окладам) за отработанное время; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу по сдельным расценкам; заработная плата, начисленная работнику за выполненную работу в процентах от выручки от реализации продукции (выполнения работ, оказания услуг), или комиссионное вознаграждение; выплаты, связанные с условиями труда, в том числе выплаты, обусловленные районным регулированием оплаты труда (в виде коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате), повышенная оплата труда на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, за работу в ночное время, оплата работы в выходные и нерабочие праздничные дни, оплата сверхурочной работы; премии и вознаграждения, предусмотренные системой оплаты труда; другие виды выплат по заработной плате, применяемые у соответствующего работодателя.
В силу пункта 4 Положения N 922 расчет среднего заработка работника независимо от режима его работы, производится исходя из фактически начисленной ему заработной платы и фактически отработанного им времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале - по 28-е (29-е) число включительно).
В соответствии с пунктом 13 Положения N 922 при определении среднего заработка работника, которому установлен суммированный учет рабочего времени, кроме случаев определения среднего заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсации за неиспользованные отпуска, используется средний часовой заработок. Средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за отработанные часы в расчетном периоде, включая премии и вознаграждения, учитываемые в соответствии с пунктом 15 Положения, на количество часов, фактически отработанных в этот период. Средний заработок определяется путем умножения среднего часового заработка на количество рабочих часов по графику работника в периоде, подлежащих оплате.
Доказательств неверного исчисления истцом среднего заработка учреждение не представило.
Доводы учреждения о том, что при расчете среднего дневного заработка истец должен был использовать только рабочие дни (часы), когда работники должны были исполнять свои трудовые обязанности, подлежат отклонению судом апелляционной инстанции, поскольку компенсация подлежит выплате за все дни участия в военных сборах согласно справкам военкомата, а не только за рабочие дни, которые выпадают у гражданина на период сборов, так как исключение из этого периода выходных дней законодательством не предусмотрено.
При этом, ответчиком также не представлены документы о предоставлении лицам, проходившим сборы, выходных дней.
С учетом изложенного, поскольку факт несения истцом затрат на выплату заработной платы документально подтвержден, обществом работникам выплачена заработная плата за время нахождения на военных сборах в размере 784 663,07 руб, учреждением обществу частично возмещены затраты в размере 535 045,08 руб, то с ответчика в пользу истца правомерно взыскано 249 617,99 руб в счет возмещения расходов на выплату среднего заработка работникам за время пребывания на военных сборах.
При установленных обстоятельствах апелляционный суд считает, что судом первой инстанции всесторонне и полно исследованы все обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства, имеющие существенное значение для разрешения настоящего спора, установленным обстоятельствам и представленным доказательствам дана надлежащая оценка.
Принимая во внимание вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 по делу N А63-3672/2017 является законным и обоснованным, оснований для его отмены и принятию нового судебного акта не имеется.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе общества по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит отнесению на заявителя, но взысканию не подлежит, поскольку уплачена при подаче жалобы в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 10.10.2017 по делу N А63-3672/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.В.Марченко |
Судьи |
Г.В.Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3672/2017
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 26 апреля 2018 г. N Ф08-2351/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "НЕВИННОМЫССК-РЕМСТРОЙСЕРВИС"
Ответчик: Военный комиссариат Ставропольского края отдел по городу Невинномысск и Кочубеевскому району, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ"
Третье лицо: Военный комиссариат Ставропольского края отдел по городу Невинномысск и Кочубеевскому району, ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ВОЕННЫЙ КОМИССАРИАТ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ"