Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2018 г. N Ф03-1315/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
17 января 2018 г. |
А73-9803/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 17 января 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Бутенко А.А.
при участии в заседании:
от ИП Романенко О.С.: не явились;
от ГУ - ХРО ФСС России: представителя Слесаревой Е.А.;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации
на решение от 16.11.2017 по делу N А73-9803/2017
Арбитражного суда Хабаровского края, принятое судьей Серга Д.Г.
по заявлению Индивидуального предпринимателя Романенко Олеси Сергеевны
к Государственному учреждению - Хабаровскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации
о признании недействительным решения
УСТАНОВИЛ:
Индивидуальный предприниматель Романенко Олеся Сергеевна (ОГРНИП 304272319100111 ИНН 272317910411, далее - ИП Романенко О.С., предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Хабаровского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации (филиал N 7) (далее - фонд) от 03.05.2017 N 198 в части назначения штрафа в размере 69 000 руб.
Решением суда от 16.11.2017 заявленное требование удовлетворено частично: оспариваемое решение признано недействительным в части назначения штрафа по статье 26.31 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" в сумме, превышающей 1000 руб.
Не согласившись с судебным актов в удовлетворенной части, фонд обратился в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой просил его отменить и принять новое решение, отказав в требовании в полном объеме.
В заседании суда второй инстанции представитель заявителя доводы поддержала, указывая на необоснованность вывода суда о наличии смягчающих оснований для снижения штрафа.
Повторно рассмотрев материалы дела, проверив обоснованность доводов жалобы и заслушав пояснения представителя фонда, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела видно, что фондом проведена проверка страхователя ИП Романенко О.С. по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд обязательного социального страхования Российской Федерации, а также правомерности произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения за период 2014- 2016 годы.
По результатам рассмотрения акта проверки фондом принято решение от 03.05.2017 N 198 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний по статье 26.31 Федерального закона от 27.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) за отказ в представлении или непредставление в установленный срок страхователем в территориальный орган страховщика документов (их копий, заверенных в установленном порядке), необходимых для осуществления контроля за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты (перечисления) страховых взносов, в виде штрафа в размере 69 000 руб. (200 руб. х 345 документов).
Данное решение оспорено предпринимателем в судебном порядке.
Согласно в статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Суд первой инстанции, рассмотрев спор, пришел к выводу о законности оспариваемого решения фонда, однако посчитал возможным уменьшить финансовые санкции в сумме 69 000 руб. до 1 000 руб.
Возражения апеллянта сводятся к несогласию с данным выводом суда.
Согласно пункту 1 статьи 26.18 Закона N 125-ФЗ должностное лицо территориального органа страховщика, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю организации (его уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Согласно пункту 6 статьи 26.13 этого же Закона документы, которые были истребованы в ходе проверки, представляются в течение десяти дней со дня вручения соответствующего требования.
Из материалов дела следует, что требованием Фонда социального страхования от 12.01.2017 N 49 у предпринимателя были истребованы необходимые для проверки документы за период с 01.01.2014 по 31.12.2016 в течение 10 дней со дня получения данного требования.
Предпринимателем в установленный требованием срок истребуемые документы в фонд представлены не были. Следовательно, вывод первой инстанции об обоснованности привлечения предпринимателя к ответственности по статье 26.31 Федерального закона N 125-ФЗ, признается правильным.
Относительно несогласия подателя жалобы с выводом суда об уменьшении штрафных санкций до 1 000 руб., апелляционная коллегия считает необходимым указать на следующее.
В постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия, что означает наличие у арбитражного суда полномочий для рассмотрения вопроса об уменьшении размера штрафных санкций, примененных к страхователю по Закону N 125-ФЗ, индивидуализируя наказание за нарушение установленных требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств.
Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность налогоплательщика за совершение правонарушения перечислены в статье 26.26 Закона N 125-ФЗ, однако данный перечень не является исчерпывающим. При этом, в соответствии с вышеуказанной нормой, наличие или отсутствие иных обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, может быть установлено судом.
Суд первой инстанции принял в качестве смягчающих ответственность обстоятельств то, что предприниматель имеет на иждивении трех несовершеннолетних детей, и нахождения супруга в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, что подтверждено соответствующими доказательствами.
Кроме того, из представленной в материалы дела выписки из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства видно, что ИП Романенко О.С. относится к микропредприятию.
Совокупность установленных обстоятельств позволило суду первой инстанции прийти к выводу, что сумма штрафа, определенна фондом, является чрезмерной. Оснований для переоценки данного вывода у апелляционного суда не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 16.11.2017 по делу N А73-9803/2017 в обжалуемой части оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-9803/2017
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 27 апреля 2018 г. N Ф03-1315/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ИП Романенко Олеся Сергеевна
Ответчик: ГУ - Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации, ГУ Хабаровское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 7