Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 21 мая 2018 г. N Ф03-930/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Хабаровск |
|
18 января 2018 г. |
А37-1454/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 января 2018 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Харьковской Е.Г.
судей Вертопраховой Е.В., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Магадан Автосоюз": Шелковская Р.А., представитель по доверенности от 20.11.2017; Данилишин Н.Н., представитель по доверенности от 01.07.2017;
от министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области: представитель не явился;
от управления министерства внутренних дел по Магаданской области в лице отдела ГИБДД: представитель не явился;
от управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта: представитель не явился;
от управления государственного автодорожного надзора по Магаданской области: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу министерства дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области
на решение от 24.10.2017 по делу N А37-1454/2017
Арбитражного суда Магаданской области
принятое судьей Адаркиной Е.А.
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Магадан Автосоюз"
к министерству дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области третьи лица: управление министерства внутренних дел по Магаданской области в лице отдела ГИБДД, управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта, управление государственного автодорожного надзора по Магаданской области
о признании недействительным отказа от 27.06.2017 N 2434-09 в выдаче специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Магадан Автосоюз" (ОГРН 1144910001500, ИНН 4909119561, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Магаданской области с заявлением к министерству дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области (далее - министерство) о признании недействительным отказа от 27.06.2017 N 2434-09 в выдаче специального разрешения на движение тяжеловесного транспортного средства.
Определением суда от 29.08.2017 в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: управление министерства внутренних дел по Магаданской области в лице отдела ГИБДД, управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта, государственный автодорожный надзор по Магаданской области.
Решением Арбитражного суда Магаданской области от 24.10.2017 по делу N А37-1454/2017 заявленные обществом требования удовлетворены.
Не согласившись с принятым судебным актом, министерство обратилось в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции от 24.10.2017 по делу N А37-1454/2017 отменить, принять новый судебный акт. В обоснование доводов апелляционной жалобы министерство ссылается на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права, несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
В судебном заседании апелляционной инстанции представители общества против доводов апелляционной жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве. Просили решение Арбитражного суда Магаданской области от 24.10.2017 по делу N А37-1454/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
УМВД России по Магаданской области в лице отдела ГИБДД, УГАН НОТБ по ДФО Федеральной службы в сфере транспорта, управление Госавтонадзора по Магаданской области в судебное заседание апелляционной инстанции явку своих представителей не обеспечили. О времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом по правилам статьи 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ). С учетом разъяснений, изложенных в пунктах 4, 5 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 12 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционная жалоба рассмотрена без участия представителей в порядке статьи 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив установленные обстоятельства, заслушав представителей участвующего в деле лица, исследовав доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве, Шестой арбитражный апелляционный суд не установил оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы. Апелляционный суд поддерживает выводы суда первой инстанции и отклоняет рассмотренные доводы жалобы исходя из следующего.
В соответствии с пунктом 13.1 статьи 11 Федерального Закона Российской Федерации от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности, в том числе, относится: установление порядка выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 29 Закона N 257-ФЗ пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми.
Пунктом 2 статьи 31 Закона N 257-ФЗ предусмотрено, что движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
Приказом Минтранс России от 24.07.2012 N 258 утвержден Порядок выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (далее - Порядок N 258).
Подпунктом 4 пункта 15 Порядка N 258 предусмотрено, что уполномоченный орган при рассмотрении представленных документов в течение четырех рабочих дней со дня регистрации заявления проверяет соблюдение требований о перевозке делимого груза и принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если установленные требования о перевозке делимого груза не соблюдены (подпункт 3 пункта 40 Порядка N 258).
Уполномоченный орган принимает решение об отказе в выдаче специального разрешения в случае, если сведения, предоставленные в заявлении и документах, не соответствуют техническим характеристикам транспортного средства и груза, а также технической возможности осуществления заявленной перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (подпункт 2 пункта 40 Порядка N 258).
Как следует из материалов дела, в министерство от общества поступило заявление на получение специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов. Согласно заявлению заявитель должен был перевести по маршруту г. Магадан: шоссе Портовое 201 - ул. Портовая - ул. Транспортная - ул. Речная - АЗС "Речная" (дом 79) в период с 30.06.2017 по 20.09.2017 (10 поездок) груз ГСМ (дизельное топливо, евро класс 2, вид 2) массой 37,1 тонн на транспортном средстве: тягач седельный ИВЕКО АМТ 633910, государственный регистрационный номер В703НА49, полуприцеп- цистерна АТЛАНТ ОТН4540, государственный регистрационный номер МЕ0085 49.
Министерством по результатам рассмотрения заявления установлено, что автопоезд, состоящий из тягача седельного ИВЕКО АМТ 633910 и полуприцепа-цистерны АТЛАНТ ОТН4540 на основании пункта 17 статьи 3 Федерального закона 257-ФЗ, классифицируется тяжеловесным.
Обществу письмом от 27.06.2017 (л.д. 10-12) отказано в выдаче специального разрешения на основании подпункта 3 пункта 1 статьи 29 Закона 257-ФЗ, согласно положениям которого движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, осуществляющих перевозки грузов, не являющихся неделимыми, запрещено. Нарушено приложение 1 к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.20011 N 272 (далее Правила N 272).
Общество, не согласившись с отказом в выдаче специального разрешения, обратилось в арбитражный суд, который правомерно удовлетворил заявленные требования общества.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.1994 N 76 Российская Федерация 28.04.1994 официально присоединилась к Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ), которое в силу части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации с 28.04.1994 является составной частью правовой системы Российской Федерации.
Порядок организации перевозки различных видов грузов автомобильным транспортом, обеспечения сохранности грузов, транспортных средств и контейнеров, а также условия перевозки грузов и предоставления транспортных средств для такой перевозки устанавливаются Правилами N 272.
Перевозка опасных грузов автомобильным транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщении осуществляется в соответствии с требованиями, установленными приложениями A и B Европейского соглашения о международной дорожной перевозке опасных грузов и Правилами N 272 (пункт 3 Правил N 272).
Понятие тяжеловесного транспортного средства дано в статье 3 Закона N 257-ФЗ это транспортное средство, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, которые устанавливаются Правительством Российской Федерации. Согласно приложению N 1 к Правилам N 272 допустимая масса транспортного средства с грузом - 44 тонны (шестиосный автопоезд).
Делимый груз - груз, который без потери потребительских свойств или риска его порчи может быть размещен на двух или более грузовых местах, при этом, грузовое место - материальный объект, принятый для перевозки ( пункт 5 Правил N 272).
Согласно пункту 75 Правил N 272, размещение делимого груза на транспортном средстве осуществляется таким образом, чтобы общая масса транспортного средства с таким грузом не превышала допустимые массы транспортных средств, установленные в Приложении N 1 к указанным Правилам.
Транспортировка и хранение ГСМ осуществляется по ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение", который устанавливает виды тары, хранилищ и транспортных средств для нефти и нефтепродуктов (в том числе углеводородных сжиженных газов), требования к их подготовке, заполнению и маркировке, условия транспортирования и хранения, а также требования безопасности при упаковывании, транспортировании и хранении нефти и нефтепродуктов (пункт 8.2 ГОСТ 10585-2013).
Согласно ГОСТ 1510-84 "Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение" автоцистерна - это транспортное средство для транспортировки нефтепродуктов наливом.
В состав автопоезда вошел тягач ИВЕКО АМТ 633910 г/н В 703 НА 49 и полуприцеп-цистерна АТЛАНТ ОТН 4540 г/н ME 0085 49. Указанная цистерна прошла калибровку в ФБУ "Магаданский ЦСМ", по результатам которой вместимость автоцистерны составила 43620 куб.дм. (сертификат о калибровке N 566). Калибровка проводилась по методике ГОСТ 8.600-2011 "Автоцистерны для жидких нефтепродуктов. Методика поверки", сертификат действителен в течение 1 года. Стандарт распространяется на автоцистерны, прицепы-цистерны и полуприцепы - цистерны для жидких нефтепродуктов, являющиеся транспортными мерами полной вместимости и служит для измерения объема нефтепродуктов.
Согласно представленному одобрению типа транспортного средства N E-CN.MT21/B/00015 срок действия 23.12.2011 по 23.12.2014, выданный органом по сертификации спецавтотранспортных средств, дорожных, горных ЗАО "ТрансСДГМтест" транспортное средство полуприцеп АТЛАНТ ОТН 4540 предназначено для транспортирования колесно-гусеничной техники и крупногабаритных неделимых грузов.
В связи с несоответствием параметров транспортных средств, значениям, установленным в подпунктах 1.1, 1.2, 3.1 и 3.2 Приложения N 4 к техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств, для передвижения транспортных средств по территории Российской Федерации необходимо оформление специального разрешения.
Таким образом, эксплуатация спорной автоцистерны невозможна без оформления соответствующего разрешения.
Согласно пункту 4.3.2.2.4 ДОПОГ если корпуса цистерн, предназначенных для перевозки веществ в жидком состоянии или сжиженных газов либо охлажденных сжиженных газов, не разделены с помощью перегородок или волноуспокоителей на отсеки вместимостью не более 7500 л, они должны наполняться не менее чем на 80% или не более чем на 20% их вместимости. В случае, если корпус цистерны разделен на отсеки вместимостью не более 7500 л, тогда степень наполнения цистерны не ограничивается, когда же вместимость отсеков превышает 7 500 л, положения данного пункта о степени наполнения подлежат применению.
Согласно сертификату о калибровке N 566, выданным ФБУ "Магаданский ЦСМ", автоцистерна АТЛАНТ ОТН 4540, принадлежащая обществу имеет общий объем 43 620 куб. дм, в том числе: 1 секция - 9 665 куб. дм, 2 секция - 11 253 куб. дм, 3 секция - 11 257 куб. дм, 4 секция 11 445 куб. дм.
Поскольку спорная автоцистерна разделена на отсеки вместимостью более 7 500 куб.м, то, в соответствии с вышеуказанными правилами ДОПОГ, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации, должна наполняться не менее чем на 80% или не более чем на 20% их вместимости.
Суд первой инстанции верно указал, что недолив в спорную автоцистерну будет являться прямым нарушением вышеуказанного пункта международного соглашения ДОПОГ, нарушением требования по обеспечению безопасности. Правила действующего международного договора Российской Федерации, согласие на обязательность которого было принято в форме федерального закона, имеют преимущество в применении в отношении законов Российской Федерации (пункт 8 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.10.2003 N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации").
Нарушение осевых нагрузок (приложение 2 к Правилам N 272), на которые ссылается министерство в жалобе, не указаны причиной оспариваемого отказа от 27.06.2017 (л.д.12).
Отклоняется довод жалобы об отсутствии запрета в нормативных документах о перевозках топлива с пустыми некоторыми секциями цистерны, поскольку министерство произвольно предполагает такую допустимость без соблюдения действующего законодательства по перевозкам.
Апелляционный суд считает, что при рассмотрении спора применение судом первой инстанции в том числе ГОСТ Р 50913-96, отмененного с 01.04.2017, с учетом иных нормативных документов, указанных в мотивировочной части решения, не повлекло принятия неверного решения.
Суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о том, что отказывая в выдаче специального разрешения, при установлении факта невозможности использования автоцистерны без разрешения, с учетом указанных выше выданных сертификатов, одобрения типа транспортного средства, международных правил дорожной перевозки грузов, министерство лишает общество права пользования транспортным средством, допущенным к эксплуатации на территории Российской Федерации.
Ссылка в жалобе министерства на судебный акт по делу N А37-1960/2016, не принимается, поскольку в каждом рассматриваемом споре суд устанавливает фактические обстоятельства с учетом представленных лицами, участвующими в деле, конкретных доказательств.
Изучив материалы дела, апелляционная коллегия, вопреки позиции министерства, приходит к выводу о том, что рассматривая указанный спор, суд первой инстанции не вышел за пределы заявленных требований.
Учитывая изложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции сделаны в соответствии со статьей 71 АПК РФ на основе полного и всестороннего исследования всех доказательств по делу. Проверив законность и обоснованность оспариваемого решения суда, апелляционная инстанция не установила оснований для отмены или изменения судебного акта, предусмотренных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Магаданской области от 24.10.2017 по делу N А37-1454/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Дальневосточного округа в течение двух месяцев со дня его принятия, через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.Г. Харьковская |
Судьи |
Е.В. Вертопрахова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А37-1454/2017
Истец: ООО "Магадан Автосоюз"
Ответчик: Министерство дорожного хозяйства, транспорта и связи Магаданской области
Третье лицо: УМВД России по Магаданской области в лице межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела ГИБДД, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному Федеральному округу Федеральной службы в сфере транспорта, Управление государственного автодорожного надзора по Магаданской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Российской Федерации, Управление государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Дальневосточному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
12.03.2019 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-487/19
21.12.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-6043/18
21.05.2018 Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-930/18
16.05.2018 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1454/17
03.05.2018 Определение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1454/17
18.01.2018 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-7184/17
24.10.2017 Решение Арбитражного суда Магаданской области N А37-1454/17