г. Владимир |
|
20 августа 2018 г. |
Дело N А79-127/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13.08.2018.
Полный текст постановления изготовлен 20.08.2018.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Насоновой Н.А.,
судей Новиковой Л.П., Тарасовой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Козиной О.Д.,
при участии в судебном заседании:
от истца (заявителя) - Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики - Иванова А.С. по доверенности от 03.08.2018 сроком действия до 31.08.2018, Ефремовой Н.С. по доверенности от 22.05.2018 N 04/35-6197 сроком действия до 31.12.2018;
от ответчика - частного образовательного учреждения Центр "Интеллект" -директора Анишина Е.В. по приказу N 8 от 20.08.2014, Анишина В.Т. по доверенности от 10.01.2018 N 2 сроком действия до 31.12.2018;
от третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований - Управления образования администрации города Чебоксары - представитель не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.04.2018 по делу N А79-127/2017, принятое судьей Щетинкиным А.В.,
по иску Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики (ОГРН 1042128010100) г. Чебоксары, к частному образовательному учреждению Центр "Интеллект" (ОГРН 1022101136496), г. Чебоксары, о взыскании 3 235 264 руб.,
УСТАНОВИЛ:
Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики (далее - Минобразования Чувашии, Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Чувашской Республики-Чувашии с исковым заявлением к частному образовательному учреждению Центр "Интеллект" (далее - ЧОУ Центр "Интеллект", учреждение, ответчик) о взыскании 3 235 264 рублей, полученных в виде субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики.
В обоснование иска Министерство указало, что между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и частным образовательным учреждением Центр "Интеллект" заключено соглашение от 20.05.2015 N 286 о предоставлении из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг) субсидии в размере 11 594 300 руб. Учреждению субсидия предоставлена. Впоследствии произведенным Министерством анализом посещения детей образовательного учреждения, исходя из количества поступивших платежей родительской платы за присмотр и уход в каждом месяце в течение 2015 года установлено, что среднегодовое количество детей одновременно посещающих образовательное учреждение в 2015 году составило 119 детей. Тогда как по данным отчета Учреждения об использовании субсидии по состоянию на 01.01.2016, средняя численность обучающихся за 2015 год составляет 199 человек. Полагая, что в нарушение пункта 2.2.4 Соглашения ЧОУ Центр "Интеллект" не обеспечило предоставление достоверных сведений о расходовании субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики в части показателя средней численности обучающихся в учреждении за 2015 год, истец обратился в суд с настоящим иском.
Ответчик - ЧОУ Центр "Интеллект" иск не признал.
Решением Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.04.2018 по делу N А79-127/2017 в удовлетворении исковых требований Министерству отказано.
Не согласившись с принятым решением, Министерство обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит судебный акт отменить на основании пунктов 1, 3 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к изложению обстоятельств, послуживших основанием для обращения с иском в суд, которые, по мнению заявителей, судом оценены неправильно.
Представитель заявителя в судебном заседании и в дополнении от 07.08.2018 N 04/35-1832 доводы апелляционной жалобы поддержал, представитель ответчика в судебном заседании и в отзыве от 06.08.2018 указал, что с жалобой не согласен, считает решение законным и обоснованным.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом. В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие третьего лица.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, 20.05.2015 между Министерством образования и молодежной политики Чувашской Республики и ЧОУ Центр "Интеллект" заключено соглашение N 286 о предоставлении субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях (далее - соглашение) в размере 11 594 300 руб. Соглашением определено, что предоставление субсидии из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в 2015 году осуществляется за счет средств, предусмотренных в Законе Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов". Субсидия предоставляется Учреждению с целью финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в Учреждении и возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
В соответствии с подпунктами 2.2.3 - 2.2.5 пункта 2.2 Соглашения от 20.05.2015 N 286 (с изменениями от 24 июля, 16 декабря 2015 г.) получатель субсидии обеспечивает целевое расходование средств; ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом предоставляет в Минобразования Чувашии отчет о расходовании субсидий по форме согласно приложению N 3 к Правилам N 57 с приложением списков обучающихся на начало каждого месяца отчетного периода; письменно уведомляет Минобразования Чувашии о прекращении-потребности субсидии в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента возникновения соответствующих обстоятельств.
Ссылаясь на анализ посещения детей образовательного учреждения, исходя из поступивших платежей родительской платы за присмотр и уход в каждом месяце в течение 2015 года, истец утверждает, что среднегодовое количество детей одновременно посещающих образовательное учреждение в 2015 году составило 119 детей. Тогда как по данным отчета Учреждения об использовании субсидии по состоянию на 01.01.2016, средняя численность обучающихся за 2015 год составила 199 человек. Полагая, что со стороны ЧОУ Центр "Интеллект" допущено нарушение пункта 2.2.4 Соглашения, выразившееся в предоставлении недостоверных сведений о расходовании субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, Министерство обратилось с настоящим иском в суд.
Руководствуясь статьей, 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьями 44, 54, 65 Закона об образовании, постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики N 57 от 26.02.2014, утвердившем Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета частным дошкольным образовательным организациям на возмещение затрат, связанных с оказанием услуг в сфере образования и воспитания детей, суд первой инстанции пришел к выводу о недоказанности нарушения ответчиком условий предоставления субсидии и недостоверности сведений, предоставляемых для получения спорной субсидии, в связи с чем в удовлетворении иска отказал.
Апелляционная инстанция с выводами Арбитражного суда Чувашской Республики согласна.
Согласно пункту 1 статьи 78 Бюджетного кодекса субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг. Таким образом, субсидии предоставляются безвозвратно, то есть без установления обязательства по их возврату.
И лишь в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, (пункт 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 6 части 1 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, кроме того, относится финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части.
С этой целью постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26.02.2014 N 57 утверждены Правила предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (в редакции, действующей на спорный период) (далее - Правила). Правила определяют порядок и условия предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам (далее - субсидия, организация), в соответствии с Законом Чувашской Республики "Об образовании в Чувашской Республике". Пункт 2.5 Правил предусматривает, что при принятии решения о предоставлении субсидий между Минобразования Чувашии и организацией заключается соглашение о предоставлении субсидий, которое предусматривает: цели предоставления субсидий; объем и периодичность перечисления субсидий в течение финансового года; осуществление контроля за расходованием субсидий; случаи и порядок возврата субсидий в республиканский бюджет Чувашской Республики; согласие организации на осуществление Минобразования Чувашии и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Суд первой инстанции установил, что ЧОУ Центр "Интеллект" соответствует признакам получателя субсидий. В связи с чем 20.05.2015 между Министерством и ЧОУ Центр "Интеллект" заключено соглашение N 286, с изменениями от 24.07.2015 N 471, от 16.12.2015 N 829, о предоставлении из республиканского бюджета Чувашской Республики субсидии на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в размере 11 594 300 руб. Предметом Соглашения определено предоставление субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях в 2015 году за счет средств предусмотренных в Законе Чувашской Республики "О республиканском бюджете Чувашской Республики на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов".
Субсидия предоставлена Учреждению с целью финансового обеспечения получения детьми дошкольного образования в Учреждении и возмещения затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг).
Согласно данным банковских выписок учреждения за 2015 год и 1 полугодие 2016 года, на расчетные счета учреждения от Минобразования Чувашии поступили средства субсидии на общую сумму 11881,9 тыс. руб., в том числе: 22.01.2015 - 287,6 тыс. рублей (остаток средств субсидии по Соглашению на 2014 год); 22.05.2015 - 4708,5 тыс. рублей; 05.08.2015 - 1579,9 тыс. рублей; 26.10.2015 - 1257,7 тыс. рублей; 18.12.2015 - 481,4 тыс. рублей; 25.01.2016 - 3566,8 тыс. рублей.
В соответствии с пунктом 2.1.2 Соглашения Минобразования Чувашии вправе осуществлять проверки соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии.
Пунктом 3.1 Соглашения предусмотрено, что при выявлении нарушений условий, предоставления субсидии, установленных Правилами, Минобразования Чувашии в течение 5 рабочих дней со дня выявления нарушения направляет организации уведомление о возврате в республиканский бюджет Чувашской Республики бюджетных средств. В случае если организация не возвращает бюджетные средства, полученные в виде субсидии, в республиканский бюджет Чувашской Республики в течение двух месяцев со дня направления ей уведомления, указанные средства взыскиваются в судебном порядке.
На основании приказа Минобразования Чувашии от 14.06.2016 N 1407 проведена проверка соблюдения ЧОУ Центр "Интелект" условий, целей и порядка предоставления субсидий из республиканского бюджета Чувашской Республики, на основании которой выдан акт. Согласно данного акта в 2015 году на основании заключенных договоров о взаимоотношении между учреждением и родителями (законными представителями) ребенка, родительская плата за присмотр и уход внесена в количестве 1509 платежей на общую сумму 10913,0 тыс. руб. Кроме того, родительская плата за присмотр и уход в сумме 81,0 тыс. руб. поступила на расчетный счет учреждения от 1 родителя (11 платежей). Родительскую плату за присмотр и уход в кассу учреждения в 2015 году внесли 279 родителей, при этом, исходя из количества поступивших платежей родительской платы за присмотр и уход в каждом месяце в течение 2015 года установлено, что среднегодовое количество детей, одновременно посещающих образовательное учреждение в 2015 году, составило 119 детей, тогда как по данным отчета Учреждения об использовании субсидии по состоянию на 01.01.2016, средняя численность обучающихся за 2015 года - 199 человек, то есть количество поступивших платежей и сумма родительской платы за присмотр и уход за одновременно посещающих образовательное учреждение в 2015 году детей, не соответствует среднему числу обучающихся. При этом, в ходе проверки достоверности сведений, отраженных в отчетах учреждения для отражения средней численности обучающихся на соответствующую отчетную дату истцом применен частный метод - количество и суммы поступления платы родителей за присмотр и уход на основании данных кассовой книги.
Между тем, в соответствии с подпунктами 2.2.3 - 2.2.5 пункта 2.2 Соглашения от 20.05.2015 N 286 (с изменениями от 24 июля, 16 декабря 2015 г.) обеспечивая целевое расходование средств получатель субсидии обязан ежеквартально не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом предоставлять в Минобразования Чувашии отчет о расходовании субсидий по форме согласно приложению N 3 к Правилам N 57 с приложением списков обучающихся на начало каждого месяца отчетного периода.
Учреждение представило в отношении всех воспитанников, по которым Министерство произвело расчет подлежащих возврату сумм субсидий, копии заявлений о зачислении, приказов о зачислении и об отчислении, копии личных дел, копии списков обучающихся. Анализ сведений о количестве обучающихся по данным документам, как указал истец, свидетельствует о посещаемости ЧОУ Центра "Интелект" 199 детьми, в по данным кассовой книги - 119 детьми.
Однако, ссылка Министерства на данные кассовой книги ЧОУ Центр "Интелект" о количестве детей, посещающих учреждение, определенном исходя из поступивших платежей родительской платы за присмотр и уход в каждом месяце в течение 2015 года, обосновано признана судом некорректной.
Согласно пункту 2 статьи 65 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, устанавливает плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке. В случае, если присмотр и уход за ребенком в организации, осуществляющей образовательную деятельность, оплачивает учредитель, родительская плата не устанавливается. В ЧОУ Центр "Интеллект" от 10.12.2014 право снижать размер платы за присмотр и уход за ребенком, производить перерасчет, предоставлять отсрочку платежа на основании решения учредителя предоставлено директору ЧОУ Центр "Интеллект". В рассматриваемом случае наличие дебиторской задолженности по оплате услуг образования ЧОУ Центр "Интелекс" связано с освобождением и предоставлением отсрочек родителям обучающихся от оплаты за присмотр и уход.
При таких обстоятельствах суд первой пришел к правильному выводу об отсутствии доказательств выплаты субсидии в излишнем размере, а также о недостоверности сведений, предоставляемых для получения и использования субсидий, либо нецелевого их использования. Иным способом определить недостоверность сведений ЧОУ Центр "Интелект" в рамках рассмотрения спора не представилось возможным, при обсуждении вопроса о проведении соответствующей судебной экспертизы стороны от такой экспертизы отказались.
Что касается утверждения заявителя, о том, что дети имеющие договоры с муниципальными детскими садами, не посещали ЧОУ Центр "Интеллект" то оно также не является бесспорным.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона "Об образовании в Российско Федерации воспитанники - это лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации.
В соответствии с частями 1, 2 и 4 статьи 53 названного Закона основанием возникновения образовательных отношений является распорядительный акт организации, осуществляющей образовательную деятельность, о приеме лица на обучение в эту организацию или для прохождения промежуточной аттестации и (или) государственной итоговой аттестации, а в случае осуществления образовательной деятельности индивидуальным предпринимателем - договор об образовании.
В случае приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования или за счет средств физических и (или) юридических лиц изданию распорядительного акта о приеме лица на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, предшествует заключение договора об образовании. Права и обязанности обучающегося, предусмотренные законодательством об образовании и локальными нормативными актами организации, осуществляющей образовательную деятельность, возникают у лица, принятого на обучение, с даты, указанной в распорядительном акте о приеме лица на обучение или в договоре об образовании, заключенном с индивидуальным предпринимателем.
Аналогичные положения закреплены в пунктах 16 - 18 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.04.2014 N 293 "Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования". При этом предусмотрено, что после издания распорядительного акта ребенок снимается с учета детей, нуждающихся в предоставлении места в образовательной организации, в порядке предоставления государственной и муниципальной услуги.
Таким образом, возникновение образовательных отношений, принятие ребенка на обучение возникает с даты издания образовательным учреждением распорядительного акта о зачислении ребенка в образовательную организацию. Как указано выше ЧОУ Центр "Интелект" представлены в материалы дела в отношении всех воспитанников копии личных дел, заявлений о зачислении, приказов о зачислении и об отчислении, а также договоров об образовании. Следовательно, материалами дела документально подтверждается факт принятия того или иного ребенка на обучение и период его обучения, которые соответствуют сведениям отчетов ответчика "о размере фактически произведенных затрат на оказанные услуги в сфере образования" по количеству воспитанников, соответствующему сумме полученных субсидий. Кроме того, из кассовой книги ответчика следует, что в представленном списке детей, посещающих муниципальные детские сады, имеются воспитанники за которых родители (представители) оплачивали услуги ЧОУ Центр "Интеллект". При этом следует отметить, что поскольку с родителями детей заключены договоры, они продолжают действовать и после выделения места в муниципальном учреждении. И именно посещение воспитанниками частной образовательной организации влечет за собой снятие такого ребенка с учета на предоставление муниципальной услуги, а не наоборот.
На основании изложенного апелляционная инстанция полагает, что оснований для отмены решения арбитражного суда по доводам апелляционной жалобы Министерства не имеется. Судом правильно применены нормы материального права. Нарушений норм процессуального права, которые в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для безусловной отмены судебного акта, не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в связи с рассмотрением апелляционной жалобы относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 11.04.2018 по делу N А79-127/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок.
Председательствующий |
Н.А. Насонова |
Судьи |
Т.И. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-127/2017
Постановлением Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 4 декабря 2018 г. N Ф01-5477/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики
Ответчик: Частное образовательное учреждение Центр "Интеллект"
Третье лицо: Управление образования администрации г. Чебоксары, СЧ СУ УМВД России по г. Чебоксары следователю Бакиной О.Н., Управление экономической безопасности и противодействию коррупции Министерства внутренних дел по Чувашской Республике