Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 27 апреля 2018 г. N Ф08-1541/18 настоящее постановление отменено
город Ростов-на-Дону |
|
21 января 2018 г. |
дело N А32-16844/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 21 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Галова В.В.,
судей Малыхиной М.Н., Попова А.А.,
при ведении протокола судебного заседания
помощником судьи Щетининым П.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
жалобу акционерного общества "Новорослесэкспорт" на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 5 сентября 2017 года по делу N А32-16844/2017 (судья Карпенко Т.Ю.) по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
(ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727) к ответчику: акционерному обществу "Новорослесэкспорт"
(ОГРН 1022302377536, ИНН 2315014794) о взыскании платы за использование инфраструктуры,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к акционерному обществу "Новорослесэкспорт" (далее - ответчик) о взыскании 649 745 рублей 76 копеек платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях.
Истец полагает, что ответчик не обеспечил соблюдение технологических норм выгрузки грузов, в результате чего произошла задержка вагонов на путях общего пользования.
Ответчик против удовлетворения исковых требований возражал, ссылаясь на нарушения при составлении актов, указывает, что нормы выгрузки не нарушались, причина задержки вагонов - отсутствие платформ перевозчика для погрузки вагонов и формирования состава, однако актов на нарушение технологических норм погрузки/выгрузки не составлялось.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 05.09.2017 исковые требования удовлетворены: с ответчика в пользу истца взыскано 649 745 рублей 76 копеек платы за использование инфраструктуры, 12 000 рублей расходов по оплате государственной пошлины.
Судебный акт мотивирован тем обстоятельством, что ответчик не обеспечил соблюдение технологических норм выгрузки грузов, в результате чего произошла задержка вагонов на путях общего пользования. Суд в частности указал, что ответчик не выполнил обязательства по приему груза, предусмотренные статьей 36 Устава железнодорожного транспорта, не обеспечил прием груза и размещение его на путях необщего пользования, в результате спорные вагоны простаивали на путях общего пользования. Истец документально доказал фактический простой вагонов, прибывших в адрес ответчика по вине грузополучателя.
Доводы ответчика относительно отсутствия вины, а так же отсутствия нарушения технологических норм по причине отсутствия платформ перевозчика для погрузки вагонов и формирования состава отклонены как необоснованные и неподтвержденные материалами дела.
Не согласившись с принятым судебным актом, ответчик обжаловал его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт.
Апеллянт настаивает на следующих доводах:
- акты общей формы составлялись без учета технологического времени на выгрузку вагонов, установленного договором, а также в нарушение пункта 2.3 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, пункта 4.6 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования;
- апеллянт настаивает на доводах о том, что факт неполной подачи контейнерного поезда со стороны самого перевозчика подтвержден ведомостями подачи и уборки вагонов (подробно изложены в жалобе).
Таким образом, апеллянт полагает, что истцом не доказана вина ответчика за нахождение вагонов на путях общего пользования в пути следования на промежуточных станциях в спорное время.
Истцом в материалы дела представлен отзыв на жалобу, из содержания которого следует, что истец находит решение суда законным и обоснованным, а доводы жалобы - несостоятельными.
Стороны в судебное заседание явки не обеспечили, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
При названных обстоятельствах суд считает возможным рассмотреть жалобу по существу в соответствии с положениями статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие сторон.
Законность и обоснованность принятого судебного акта проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы с учетом части 6 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, 20.08.2010 между ОАО " Российские железные дороги" (перевозчик) и ОАО "Новорослесэкспорт" (владелец) заключен договор N 157/7 от 20.08.2010 на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Новорослесэкспорт" при станции Новороссийск Северо-Кавказской железной дороги сроком по 01.09.2015.
Дополнительным соглашением от 30.09.2015 срок действия договора продлен в полном объеме до урегулирования разногласий.
Пунктом 11 Договора, а также Дополнительными соглашениями от 03.10.2013 и от 01.09.2014 к нему, предусмотрены технологические нормы на грузовые операции с разделением по родам груза и погрузочно-разгрузочному пути.
В результате того, что в декабре 2016 - январе 2017 ряд поездов были брошены в пути следования на промежуточной станции по причине невыполнения ответчиком технологических норм выгрузки грузополучателем АО "Новорослесэкпорт". В исковом заявлении истцом ошибочно указан период нарушения норм технологической выгрузки вагонов - с августа 2015 по январь 2016, что подтверждается представленными истцом в материалы дела документами и подробным расчетом исковых требований.
Факт невыполнения норм выгрузки ответчиком подтверждается ведомостями подачи-уборки на указанные даты. Согласно данных документов, вагоны находились под грузовой операцией с превышением установленного договором технологического времени. Данными документами доказывается факт занятости путей необщего пользования ответчика ранее прибывшими вагонами. В результате занятости фронта выгрузки вагоны, прибывшие в адрес ответчика, находились на путях общего пользования промежуточных станций, что подтверждается актами общей формы.
В результате задержки поездов (N 7696-133-5210, N 7696-134-5210, N 5100-243- 5209, N 5883-018-5210, N 8825-813-5210) в пути следования, все составы прибыли на станцию назначения с истекшим сроком доставки, что подтверждается распечаткой из системы ЭТРАН и копиями ж.д. накладных.
За время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций начислена плата в сумме 649 745 рублей 76 копеек (с учетом НДС).
19.01.2017 ответчику направлена накопительная карточка на начисленную по актам общей формы сумму для подписания и оплаты. Однако ответчик отказался от оплаты суммы 550 632 рубля (без учета НДС).
Истцом в адрес ответчика направлена претензия N 95 от 25.01.2017, которая вручена ответчику 27.01.2017 согласно штампу ответчика на ней. Претензия составлена ответчиком без финансового удовлетворения.
На основании изложенного истец был вынужден обратиться в Арбитражный суд Краснодарского края с требованиями в защиту нарушенного права.
При принятии настоящего судебного акта суд апелляционной инстанции полагает правомерным и обоснованным исходить из следующего.
В соответствии с положениями статьи 2 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, железнодорожный транспорт в Российской Федерации состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. Деятельность организаций железнодорожного транспорта необщего пользования регламентируется нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с положениями названной статьи, железнодорожными путями необщего пользования являются железнодорожные подъездные пути, примыкающие непосредственно или через другие железнодорожные подъездные пути к железнодорожным путям общего пользования и предназначенные для обслуживания определенных пользователей услугами железнодорожного транспорта на условиях договоров или выполнения работ для собственных нужд.
В соответствии с положениями статьи 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Порядок оформления задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, а также в ожидании их подачи или приема на железнодорожной станции назначения устанавливается правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
Размер платы за пользование вагонами, контейнерами определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В пункте 34 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с положениями статьи 8 Федерального закона "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона "О естественных монополиях" железная дорога относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы, за пользование вагонами, контейнерами, устанавливается Федеральной службой по тарифам.
Подпунктом "б" п. 19 установлено общее условие о внесении платы за пользование вагонами в соответствии с Тарифным Руководством N 2, безотносительно принадлежности вагонов и места их задержки (промежуточные станции или станция назначения). И далее в этом же пункте общее положение о внесении платы конкретизировано в отношении вагонов, не принадлежащих перевозчику, на промежуточных станциях.
Согласно п. 12 Тарифного руководства в редакции Приказа Федеральной службы по тарифам от 10 июня 2009 года N 119-т/4, за время ожидания подачи или приема вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами в размере 50 процентов от плат, приведенных в таблицах N 9 и N 10 (для суточного контейнерооборота организации до 50 контейнеров) Тарифного руководства. Таким же порядком исчисляется плата за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, при условии, что данная задержка привела к нарушению сроков доставки грузов. При этом под вагонами, контейнерами, не принадлежащими перевозчику, понимаются вагоны, контейнеры, принадлежащие на праве собственности иным юридическим или физическим лицам, кроме перевозчика, а также, арендованные такими юридическими или физическими лицами у перевозчика, за исключением вагонов (контейнеров), находящихся в аренде у перевозчика, и вагонов, контейнеров, принадлежащих железнодорожным администрациям государств участников СНГ, Литовской Республики, Латвийской Республики, Эстонской Республики и третьих стран, допущенных к перевозке по российским железным дорогам.
Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что в соответствии со статьей 39 Устава за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Задержка вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных станциях, осуществляется на основании распоряжения уполномоченного представителя перевозчика о задержке вагонов, контейнеров, в котором указывается номер поезда, количество вагонов, контейнеров, их номера, дата, время и причина задержки.
Верховный Суд РФ Решением от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331 отказал признать недействующим пункт 12 Тарифного руководства N 2 и указал следующее. В случае, если вагон не принадлежит перевозчику, то фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования. В соответствии с ч.ч. 1, 3 ст. 39 Устава за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, обслуживающих грузополучателей, грузоотправителей своими локомотивами владельцев железнодорожных путей необщего пользования либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от таких грузополучателей, грузоотправителей, владельцев, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. За время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузополучателей своими локомотивами, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов. Согласно ч. 2 ст. 39 Устава плата за пользование вагонами, контейнерами не взимается за время нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчикам, в местах необщего пользования. Из системного толкования положений ст. 39 Устава следует, что законодатель сделал исключение из общего правила взимания платы за пользование вагонами, контейнерами, а также за их задержку в пути следования по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, лишь применительно к случаям нахождения вагонов, контейнеров, не принадлежащих перевозчику, на железнодорожных путях необщего пользования (в местах необщего пользования). В случаях же нахождения таких вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования исключений из общего правила не предусмотрено, хотя в этих случаях фактически плата взимается не за пользование вагонами, контейнерами (поскольку они не принадлежат перевозчику), а за пользование инфраструктурой железнодорожного транспорта общего пользования.
С учетом позиции, нашедшей отражение в Решении Верховного Суда Российской Федерации от 30.11.2010 по делу N ГКПИ-10-1331, плата за пользование вагонами при их нахождении на путях общего пользования, установленная статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, включает плату за пользование вагоном и железнодорожным путем общего пользования, если вагон принадлежит перевозчику (истцу, ОАО "РЖД") или только плату за пользование железнодорожным путем общего пользования, если вагон перевозчику не принадлежит.
Стороны в соглашении продублировали и согласовали законное основание и размер для внесения платы за время ожидания вагонов со ссылкой на Тарифное руководство N 2 (пункт 16.7 договора).
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивными нормами), действующими в момент его заключения. Указание в договоре на применение ставок платы, установленных в Тарифном руководстве N 2, свидетельствует о соответствии этого договора нормам антимонопольного законодательства в связи с тем, что ОАО "РЖД" является монополистом, цены на оказываемые услуги были установлены Федеральной службой по тарифам одинаково для всех пользователей этих услуг.
Как усматривается из материалов дела, обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, зависящие от грузополучателя, послужившие основанием для начисления спорной платы, удостоверены актами общей формы.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
В соответствии с пунктом 3.1. Правил составления актов при перевозках грузов, утвержденные приказом МПС России 18.06.2003 N 45 (далее Правила N 45) акт общей формы составляется на станциях, в том числе для удостоверения задержки приема от перевозчика грузополучателем, грузоотправителем, владельцем железнодорожного пути необщего пользования, принадлежащих им или арендованных у перевозчика вагонов, контейнеров, а также порожних собственных, не принадлежащих перевозчику вагонов, контейнеров.
Согласно пункту 3.4. Правил составления актов при перевозках грузов ж.д. транспортом в акте общей формы должны быть изложены обстоятельства, послужившие основанием для его составления.
В акте общей формы, составленном для удостоверения обстоятельств, служащих основанием для взыскания платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими перевозчику, указывается причина задержки вагонов, контейнеров с указанием их номеров, времени начала и окончания задержки вагонов, контейнеров, других сведений, предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом.
В пункте 3.5. Правил составления актов также указано, что акт общей формы должен быть подписан перевозчиком, но не менее двух лиц, участвующих в удостоверении обстоятельств, послуживших основанием для его составления.
Акты подписаны перевозчиком с возражениями. Однако, доказательств, на которых основаны возражения, указанные в актах общей формы ответчиком не представлены.
Наличие разногласий либо отказ от подписи акта общей формы не является правовым основанием для освобождения Грузополучателя от взимания платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования. Факт и причина задержки вагонов - занятость путей выгрузки, погрузки ранее поданными вагонами в адрес АО "Новорослесэкспорт" удостоверена актами общей формы, составленными в полном соответствии с Правилами составления актов.
Из представленных в материалы дела актов, а так же извещений, следует, что задержка в пути следования вагонов произошла из-за невозможности приема их станцией Новороссийск по причине: необеспечения своевременной выгрузки вагонов на ж.д. путях необщего пользования АО "Новорослесэкспорт".
Факт прибытия вагонов в составе брошенных поездов с нарушенным сроком доставки подтверждается копиями дорожных ведомостей, имеющихся в материалах дела.
Факт невыполнения норм выгрузки в периоды, за которые начислена плата, подтверждается ведомостями подачи и уборки вагонов, имеющихся в материалах дела (Постановление АС СКО от 20.05.2016 по делу N А32-8747/2015).
Факт нарушения сроков доставки подтверждаются актами общей формы, в которых имеются отметки о нормативных сроках доставки, а также дата прибытия вагонов на станцию назначения.
Довод ответчика о том, что Актов на нарушение технологических норм погрузки/выгрузки не составлялось не основан нормативно, поскольку законодательством не предусмотрено обязательное составление таких актов. В целях учета технологических сроков оборота вагонов Правилами эксплуатации о обслуживания ж.д. путей необщего пользования и Инструкцией предусмотрены специальные формы - памятки приемосдатчика и составляемые на их основе ведомости подачи и уборки вагонов.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС СКО от 27.06.2013 по делу N А53-24771/2012.
Доводы ответчика, изложенные в отзыве на исковое заявления о том, что Перевозчиком были поданы не все платформы для формирования контейнерного поезда, которые были свободны для подачи, являются несостоятельными, поскольку не подтверждены какими-либо доказательствами.
Факт занятости мест погрузки/выгрузки на путях необщего пользования, помимо актов общей формы, подтверждается памятками приемосдатчика на подачу вагонов, согласно которым на дату начала простоя спорных вагонов по актам общей формы иные вагоны находились на путях ответчика и препятствовали подаче спорных.
На грузополучателя статьей 36 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации возложена обязанность принять груз на станции назначения.
В соответствии с положениями статьи 307 Гражданского кодекса Российской Федерации, в силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности.
В соответствии с положениями статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации, обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с положениями статьи 310 Гражданского кодекса Российской Федерации, недопустим односторонний отказ от исполнения обязательства.
Правила эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования, утвержденные Приказом МПС N 26 от 18.06.2003, предусматривают, что на основании акта общей формы перевозчик определяет время задержки вагонов на железнодорожных путях общего пользования для начисления платы за пользование вагонами.
Временем окончания задержки вагонов является освобождение путей ответчика от ранее поданных вагонов.
Пунктом 7 договора установлено количество вагонов одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования не более 25 вагонов по длине и 2000 тонн по весу, на путь N 14 не более 19 вагонов по длине и 1800 тонн по весу, на пути N 16,17,18 может одновременно подаваться сразу весь контейнерный поезд не более 65 вагонов по длине и 4200 по весу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, судом установлено, что из памяток на подачу вагонов, представленных истцом, следует, что количество вагонов, по одной памятке, не превышает установленное договором.
Для добросовестного исполнения обязанностей грузополучателя ответчику надлежало правильно оценить имеющиеся в договоре условия подачи и уборки вагонов, а также свои технологические возможности по приему грузов и установить со своим поставщиком груза такие условия поставки, которыми обеспечивался прием груза без простоя на станционном пути.
В силу статей 426, 789 Гражданского кодекса Российской Федерации договор перевозки грузов является публичным договором, и перевозчик не вправе отказать в приеме груза к перевозке от грузоотправителей.
Более того, нарушение срока доставки груза влечет для перевозчика наступление значительных финансовых санкций - уплаты пени.
Вследствие этого перевозчик не вправе повлиять на идущий в адрес грузополучателя грузопоток, пытаясь тем самым избежать простоя на станции назначения.
Ответчик, обязав договором ОАО "РЖД" подавать вагоны под погрузку/выгрузку на свои пути в ограниченном объеме, в то же время получает от поставщика количество груза, значительно превышающее его принимающую способность.
Обстоятельства простоя и причины задержки вагонов, послужившие основанием для начисления платы удостоверены актами общей формы, которые ответчик подписал, согласившись с периодами задержки: с момента уведомления о прибытии и готовности к подаче до подачи уведомления о готовности к уборке с путей необщего пользования.
Пунктом 11 договора в редакции дополнительного соглашения от 01.09.2014 установлены технологические нормы на погрузку и выгрузку грузов на железнодорожном пути необщего пользования:
- на погрузо-разгрузочные пути N N 1, 2 - определена вместимость места выгрузки 6 вагонов при одновременной выгрузке 3 вагона пиломатериалы, установлены технологические нормы на грузовые операции - 1 час. на вагон, т.е. одновременно на 3 вагона, которые выгружаются одновременно;
- на погрузо-разгрузочный путь N 14 - определена вместимость места выгрузки 8 вагонов при одновременной выгрузке 1 вагона фанера, установлены технологические нормы на грузовые операции - 1 час. на вагон;
- на погрузо-разгрузочные пути N 19, 19А - определена вместимость места выгрузки 20 вагонов при одновременной выгрузке 4 вагона с грузом пиломатериалы, установлены технологические нормы на грузовые операции - 1-20 час. на вагон, т.е. одновременно на 4 вагона, которые выгружаются одновременно.
Пункт 11 договора определяет учет времени нахождения вагонов на путях необщего пользования.
За нахождение вагонов, не принадлежащих перевозчику, на пути ответчика (на путях необщего пользования) по истечении технологических норм на погрузку, выгрузку, предусмотренного 11 Договора, ответчик обязан внести перевозчику плату за пользование вагонами.
Технологические нормы установлены договором для нахождении вагонов на путях необщего пользования, в случае нарушения которых, владелец путей вносит плату за пользование вагонами принадлежащих перевозчику на праве собственности или аренды сверх технологической нормы, установленной договором на эксплуатацию пути необщего пользования.
Истец не предъявляет требования о взыскании платы за пользование вагонами. В спорном случае плата начислена за время нахождения вагонов на путях общего пользования, предшествующее подаче на пути необщего пользования, в связи с чем, порядок учета времени нахождения вагонов на путях необщего пользования не может оказывать влияния на определение оплачиваемого времени нахождения вагонов на путях общего пользования.
ОАО "РЖД" заявляет требования о начислении платы за пользование путями общего пользования спорными вагонами, которые находились на путях общего пользования и которые истец не мог подать по причине, зависящей от ответчика.
Причиной простоя вагонов является занятость мест выгрузки путей необщего пользования, т.е. поступившие на станцию назначения вагоны в принципе не могли быть поданы в адрес ответчика на пути необщего пользования до освобождения последних.
Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 N 643 утверждены Положение о государственном регулировании и контроле тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 и подпунктом "в" пункта 4 Перечня работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, предоставление железнодорожных путей общего пользования для нахождения на них железнодорожного подвижного состава независимо от его принадлежности в течение времени ожидания его подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих грузоотправителей, грузополучателей своим локомотивом является дополнительной работой (услугой), не связанной с перевозкой грузов железнодорожным транспортом общего пользования, выполняемой на железнодорожном транспорте в местах общего пользования и необщего пользования, плата, за которую подлежит государственному регулированию.
Таким образом, законом установлены основания и размер платы за время нахождения вагонов любой принадлежности на путях общего пользования, в связи с чем, стороны не вправе своим соглашением ограничивать основания(случаи) внесения платы по сравнению с тем, как они определены в законе.
Истцом в материалы дела представлены, подписанные ответчиком с возражениями акты общей формы N N 15/649, 15/650, 4/5290, 4/5282,4/115,4/96.
Суд первой инстанции правомерно и обоснованно отклонил довод ответчика о неправомерности указанного в актах общей формы времени начала задержки вагонов и времени окончания их задержки т.к. акты открыты через два часа с момента прибытия вагонов на станцию выгрузки, и что в Книге уведомлений о времени подачи вагонов под погрузку или выгрузку формы ГУ-2, время подачи уведомления о готовности к подаче вагонов соответствует времени прибытия, без учета времени на технологические операции.
Ответчик подтверждает факт его уведомления о прибытии и готовности вагонов к подаче.
Согласно содержанию пункта 2.3. Тарифного руководства "_плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования определяется в следующих случаях: - при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров.
В этом случае оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче (если иное время не установлено договором на эксплуатацию железнодорожных путей необщего пользования или договором на подачу и уборку вагонов с учетом особенностей технологии обслуживания конкретных грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей)).
Договором на эксплуатацию путей необщего пользования, заключенным между истцом и ответчиком, плата за нахождение вагонов, контейнеров на железнодорожных путях общего пользования при ожидании погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров иное оплачиваемое время не установлено.
Т.е. оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется по истечении двух часов с момента уведомления РЖД в порядке, установленном Уставом и правилами перевозок грузов, грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей), владельцев железнодорожных путей необщего пользования, иных перевозчиков о прибытии грузов, порожних вагонов, контейнеров и готовности их к подаче.
Ни статья 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, ни Тарифное руководство не ставит в зависимость время уведомление о прибытии и готовности подачи к учету времени проведения технологический операций.
Согласно пункту 2.3. Тарифного руководства оплачиваемое время ожидания погрузки, выгрузки грузов, подачи, приема вагонов, контейнеров исчисляется до момента получения РЖД от грузополучателей (получателей), грузоотправителей (отправителей) уведомлений о готовности вагонов, контейнеров к подаче (приему) или до момента уведомления перевозчика владельцем железнодорожного пути необщего пользования, обслуживающим грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) своим локомотивом, о готовности к уборке вагонов с выставочных железнодорожных путей общего пользования железнодорожной станции.
Ответчик не выполнил обязательства по приему груза, предусмотренные статьей 36 Устава железнодорожного транспорта, не обеспечил прием груза и размещение его на путях необщего пользования, в результате спорные вагоны простаивали на путях общего пользования.
ОАО "РЖД" документально доказало фактический простой вагонов, прибывших в адрес АО "Новорослесэкспорт" по вине грузополучателя.
В соответствии с правилами статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В соответствии с положениями статьи 68 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.
В соответствии с положениями пункта 3 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд создает условия для всестороннего и полного исследования доказательств, установления фактических обстоятельств и правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении дела.
По смыслу пункта 2 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, определяются арбитражным судом на основании требований и возражений лиц, участвующих в деле, в соответствии с подлежащими применению нормами материального права.
Из положений указанных норм следует, что формирование предмета доказывания в ходе рассмотрения конкретного спора, а также определение источников, методов и способов собирания объективных доказательств, посредством которых устанавливаются фактические обстоятельства дела, является исключительной прерогативой суда, рассматривающего спор по существу.
В соответствии с нормами статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Простой вагонов на пути общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которые в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца.
Отдельно по доводам жалобы суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Апеллянт настаивает на следующих доводах:
- акты общей формы составлялись без учета технологического времени на выгрузку вагонов, установленного договором, а так же в нарушение пункта 2.3 Приказа ФСТ России от 29.04.2015 N 127-т/1, пункта 4.6 правил эксплуатации и обслуживания железнодорожных путей необщего пользования;
- факт неполной подачи контейнерного поезда со стороны самого перевозчика подтвержден ведомостями подачи и уборки вагонов (подробно изложены в жалобе).
С указанными доводами суд апелляционной инстанции согласиться не может, поскольку они противоречат возникшим договорным правоотношениям и опровергаются материалами дела.
Относительно составления актов общей формы без учета технологического времени на выгрузку груза суд апелляционной инстанции повторно отмечает.
Предметом исковых требований являлось взыскание платы за время нахождения вагонов на путях общего пользования промежуточных станций, в связи с чем, ссылка ответчика на п. 4.6 Правил эксплуатации и обслуживания жд путей необщего пользования, предусматривающий порядок начисления платы за время нахождения вагонов на станции назначения в ожидании подачи, несостоятельна.
Размер платы с 07.06.2015 определен по ставкам Тарифного руководства, утв. Приказом Федеральной службы по тарифам РФ о 29.04.2015 года N 127-т/1 "Об утверждении платы за нахождение на железнодорожных путях общего пользования подвижного состава и правил ее применения (Тарифное руководство), а также о внесении изменений и дополнений в Правила применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденные постановлением федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19 июня N 35/12.
Пунктом 4.7. Правил эксплуатации и обслуживания ж.д. путей необщего пользования установлено, что в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, в том числе на промежуточных железнодорожных станциях, из-за неприема их железнодорожной станцией назначения по причинам, зависящим от грузополучателей, владельцев или пользователей железнодорожных путей необщего пользования, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами при условии, что задержка по указанным причинам привела к нарушению сроков доставки грузов.
Основанием для начисления платы за пользования вагонами, контейнерами по задержанным в пути следования вагонам, контейнерам является невыполнение грузополучателями, владельцами или пользователями железнодорожных путей необщего пользования технологических сроков оборота вагонов или технологических норм погрузки грузов в вагоны и выгрузки грузов из вагонов.
Перевозчик на основании этого распоряжения извещает станцию назначения о задержке вагонов, контейнеров в пути следования с указанием всех задержанных вагонов, контейнеров и станций задержки. Станция назначения, в свою очередь, извещает об этом грузоотправителя, грузополучателя, владельца или пользователя железнодорожного пути необщего пользования. В аналогичном порядке дается распоряжение и извещение о дате и времени отправления задержанных вагонов, контейнеров на станцию назначения.
Перевозчиком на станции назначения на факт задержки вагонов, контейнеров составляется акт общей формы, в котором указываются причина задержки вагонов, контейнеров, номер поезда, количество всех задержанных вагонов, контейнеров, а также их номера, время начала и окончания задержки вагонов, контейнеров по каждой станции.
Временем окончания задержки вагонов, контейнеров является освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей.
Таким образом, из совокупного толкования п. 4.7 Правил эксплуатации и обслуживания путей необщего пользования и Тарифного руководства N 127-т/1 следует, что временем начала начисления платы является момент задержки вагонов на промежуточных станциях, временем окончания начисления платы -освобождение мест выгрузки или освобождение станционных путей, в связи с чем довод ответчика о необходимости учета технологического время на выгрузку является несостоятельным.
Относительно довода о неполной подаче контейнерного поезда суд апелляционной инстанции отмечает.
В соответствии с пунктом 4-6 договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования АО "Новорослесэкспорт" при станции Новороссийск СКЖД от 18.09.2015 N 393/2/488/15-ТД подача вагонов на железнодорожный путь необщего пользования производится круглосуточно по уведомлению.
Уведомление передается перевозчиком владельцу не позднее, чем за два часа до подачи вагонов: приемосдатчик станции Новороссийск уведомляет старшего диспетчера диспетчерского отдела владельца по телефону N 38-588 с записью в книгу уведомлений.
Количество вагонов, одновременно подаваемых на железнодорожный путь необщего пользования, устанавливается не более 29 вагонов (116 осей) по длине и 2300 тонн по весу, на путь N 14 не более 17 вагонов (68 осей) по длине и 1800 тонн по весу, на пути NN 16,17,18 не более 56 вагонов (224 осей) по длине и 4200 тонн по весу.
Таким образом, условиями договора определено максимальное количество вагонов, которые могут быть поданы на железнодорожный путь необщего пользования. Соблюдение этих требований со стороны перевозчика подтверждается имеющимися в материалах дела ведомостями подачи и уборки вагонов, из которых следует, что количество одновременно подаваемых вагонов не превышает максимальное количество по договору 393/2.
Минимальное количество подаваемых вагонов условиями договора не предусмотрено.
Подача вагонов на путь необщего пользования в количестве меньшем, чем максимальная перерабатывающая способность АО "Новорослесэкспорт", не освобождает ответчика от необходимости соблюдения технологических норм выгрузки, установленных пунктом 10 Договора.
Относительно довода о нарушении технологических норм выгрузки по иным видам груза, отличающимся от грузов в составе задержанных поездов, суд апелляционной инстанции отмечает.
Как было указано ранее, в соответствии с положениями статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Представленные в материалы дела ведомости подачи и уборки вагонов, подтверждающие нарушение со стороны ответчика максимальных сроков выгрузки по всем видам груза, предусмотренных договором, не содержат вид груза, в отношении которого производилась грузовая операция, в связи с чем, указанный довод ответчика не может быть признан обоснованным.
Учитывая, что простой вагонов на пути общего пользования по причинам, зависящим от ответчика, подтвержден имеющимися в деле доказательствами, которые в достаточной степени подтверждающими обоснованность требований истца, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов суда первой инстанции по доводам апелляционной жалобы.
В соответствии со ст. 64, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
В соответствии с положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований к отмене либо изменению решения суда первой инстанции.
Суд правильно определил спорные правоотношения сторон и предмет доказывания по делу, с достаточной полнотой выяснил обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела.
Выводы суда основаны на доказательствах, указание на которые содержится в обжалуемом судебном акте и которым дана оценка в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений процессуального права, являющихся основанием для безусловной отмены судебного акта в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не допущено.
В соответствии с правилами статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по оплате государственной пошлины при подаче апелляционной жалобы подлежат отнесению на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 05 сентября 2017 года по делу N А32-16844/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в кассационном порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в срок, не превышающий двух месяцев со дня принятия постановления.
Председательствующий |
В.В. Галов |
Судьи |
М.Н. Малыхина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-16844/2017
Истец: ОАО "Российские железные дороги" филиал "Северо-Кавказская железная дорога", ОАО РЖД, ОАО филиал "Центр фирменного транспортного обслуживания" Северо-Кавказский терририториальный центр фирменного транспортного обслуживания" г. Ростов-на-Дону Российские железные дороги, Северо-Кавказский территориальный центр фирменного транспортного обслуживания
Ответчик: АО "Новорослесэкспорт"
Хронология рассмотрения дела:
27.06.2019 Определение Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-4312/19
21.02.2019 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-247/19
26.11.2018 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16844/17
27.04.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1541/18
21.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16439/17
05.09.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-16844/17