город Воронеж |
|
17 января 2018 г. |
Дело N А14-6993/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи судей |
Донцова П.В., Миронцевой Н.Д., Протасова А.И. |
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бауман Л.В.,
при участии:
от ГЖИ Воронежской области:
от ООО "РВК-Воронеж":
от ООО "РЭК Центральный": |
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела,
представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела, |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области на решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2017 по делу N А14-6993/2017 (судья Домарева В.В.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (ОГРН 1117746139499, ИНН 7726671234, город Воронеж) к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (ОГРН 1033600084968, ИНН 3664032439, город Воронеж) о признании недействительным предписания от 03.03.2017 N 04-31/90,
третьи лица: общество с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный",
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "РВК-Воронеж" (далее - ООО "РВК-Воронеж" или заявитель) обратилось в Арбитражный суд Воронежской области с заявлением к Государственной жилищной инспекции Воронежской области (далее - ГЖИ Воронежской области или заинтересованное лицо), в котором просило признать недействительным предписание от 03.03.2017 N 04-31/90.
Дело рассматривалось с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, общества с ограниченной ответственностью "РЭК Центральный" (далее - ООО "РЭК Центральный").
Решением Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2017 по делу N А14-6993/2017 требования заявителя удовлетворены в полном объеме.
Признано недействительным предписание ГЖИ Воронежской области от 03.03.2017 N 04-31/90.
Также с ГЖИ Воронежской области в пользу ООО "РВК-Воронеж" взысканы судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым судебным актом, ГЖИ Воронежской области обратилась в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда первой инстанции отменить полностью и принять по делу новый судебный акт, которым отказать в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Податель жалобы ссылается на то, что ООО "РВК-Воронеж" было обязано иметь надлежащим образом заверенную копию протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме для начисления платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению без учета нормативов потребления.
Судебное разбирательство по делу откладывалось на 06.12.2017, 10.01.2017.
Определением суда апелляционной инстанции ГЖИ Воронежской области предложено сослаться на доказательства, подтверждающие выставление (внесение) платы за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и выставление (внесение) платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Предложенным судом процессуальным правом ГЖИ Воронежской области не воспользовалось.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 АПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
Из материалов дела следует и установлено судом первой инстанции, что ГЖИ Воронежской области в отношении ООО "РВК-Воронеж" была проведена внеплановая документарная проверка.
Судом не установлены нарушения требований к организации и проведению проверок, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", которые в любом случае свидетельствуют о незаконности результатов проверки. Проверка отвечает всем требованиям закона, и поэтому ее результаты признаются судом допустимыми доказательствами по делу.
Многоквартирный дом по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Средне-Московская, дом 27, находится в управлении ООО "РЭК Центральный". Многоквартирный дом оборудован общедомовым прибором учета.
С 01.09.2014 ООО "РВК-Воронеж" проводит расчеты за коммунальные услуги по холодному водоснабжению и водоотведению непосредственно с потребителями коммунальной услуги в многоквартирном доме в связи с расторжением договора от 04.07.2012 N 2014, заключенного с ООО "РЭК Центральный".
Внеплановая документарная проверка в отношении ООО "РВК-Воронеж" была проведена на предмет соблюдения обязательных требований к определению размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению и водоотведению, в том числе предоставленную на общедомовые нужды, за период с января 2015 года по декабрь 2016 года.
По результатам проверки составлен акт проверки от 03.03.2017 N 04-29/161 и выдано оспариваемое предписание от 03.03.2017 N 04-31/90, которым на ООО "РВК-Воронеж" возложены следующие обязанности:
1) в срок до 22.05.2017 производить начисление платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам помещений в многоквартирном доме по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Средне-Московская, дом 27, в соответствии с требованиями пункта 44 Правил N 354 и с учетом норматива, утвержденного приказом ДЖКХиЭ Воронежской области от 19.06.2015 N 105, пропорционально площади всех жилых и нежилых помещений указанного дома;
2) в срок до 22.05.2017 произвести перерасчет размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Средне-Московская, дом 27, за декабрь 2016 года с учетом норматива, утвержденного приказом ДЖКХиЭ Воронежской области от 19.06.2015 N 105, пропорционально площади всех жилых и нежилых помещений указанного дома, в порядке, предусмотренном пунктом 44 Правил N 354.
Не согласившись с названным предписанием, полагая, что оно противоречит действующему законодательству и нарушает права и законные интересы ООО "РВК-Воронеж" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, последнее обратилось в арбитражный суд за судебной защитой.
Арбитражный суд первой инстанции, принимая обжалуемое решение, пришел к выводу, что у заявителя отсутствует обязанность применять норматив при определении размера платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, а равно и обязанность по начислению платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению в порядке, указанном в пункте 1 предписания, и по проведению перерасчета в соответствии с нормативом, как это указано в пункте 2 предписания.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно части 1 статьи 39, части 1 статьи 156 ЖК РФ (в редакции, действовавшей в проверяемый период) собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме.
Плата за содержание жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491 утверждены Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее - Правила N 491).
Суд апелляционной инстанции учитывает, что до 01.01.2017 порядок и размер платы за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, регулировался следующим образом.
Пунктом 29 Правил N 491 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) предусмотрено, что расходы за содержание и ремонт жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание и ремонт внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
Согласно абзацу 1 пункту 40 Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
В силу абзаца 2 пункта 44 Правил N 354 (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) при этом распределяемый в соответствии с формулами 11-14 приложения N 2 к настоящим Правилам между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.
Следовательно, по Правилам N 491 и Правилам N 354 (в редакциях, действовавших до 01.01.2017) плата за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества, не могла превышать нормативы потребления, если решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не предусмотрено иное.
Такое решение общим собранием собственников помещений многоквартирного дома по адресу: Воронежская область, город Воронеж, улица Средне-Московская, дом 27, было принято 01.03.2014 и является действующим по настоящее время. Доказательства обратного ГЖИ Воронежской области в нарушение части 5 статьи 200 АПК РФ суду не представлены.
Довод ГЖИ Воронежской области о том, что выписка из протокола общего собрания собственников помещений от 01.03.2014 является ненадлежащим доказательством, основан на неправильном толковании закона.
Копия выписки из протокола общего собрания не является доказательством проведения общего собрания только при отсутствии самого протокола такого собрания. Однако в материалах дела имеется копия протокола общего собрания собственников помещений от 01.03.2014. При этом ГЖИ Воронежской области имело возможность и было обязано в ходе проведения проверки при наличии сомнений в подлинности выписки из протокола самостоятельно истребовать заверенную копию или подлинник необходимого протокола общего собрания.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме" внесены изменения в Правила N 491 и Правила N 354, которые вступили в силу с 01.01.2017.
Абзацем 1 пункта 40 Правил N 354 предусмотрено, что потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме.
Согласно абзацам 1 и 2 пункта 29 Правил N 491 расходы за содержание жилого помещения определяются в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, включая в том числе оплату расходов на содержание внутридомовых инженерных систем электро, тепло-, газо- и водоснабжения, водоотведения, расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг и работ в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг), обоснованные расходы на истребование задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, на снятие показаний приборов учета, содержание информационных систем, обеспечивающих сбор, обработку и хранение данных о платежах за жилые помещения и коммунальные услуги, выставление платежных документов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг.
С 01.01.2017 в указанные расходы также включаются расходы на оплату холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии, потребляемых при выполнении минимального перечня необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме услуг (за исключением случаев, когда стоимость таких коммунальных ресурсов в многоквартирном доме включается в состав платы за коммунальные услуги, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, в соответствии с пунктом 40 Правил предоставления коммунальных услуг).
В силу абзаца 4 пункта 29 Правил N 491 при последующих включениях размер указанных расходов на оплату коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, определяется исходя из нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. В случае если перечень работ по содержанию общего имущества превышает минимальный перечень, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о включении в плату за содержание жилого помещения расходы на приобретение объема коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, с учетом превышения нормативов потребления соответствующих видов коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Таким образом, новый порядок оплаты энергоресурсов, потребляемых в целях содержания общего имущества в многоквартирных домах, в которых выбран и реализован способ управления управляющей организацией (ТСЖ, ЖК, ЖСК), согласно которому оплата указанных энергоресурсов осуществляется в составе платы за содержание общего имущества, то есть регулируется Правилами N 491, действует только с 01.01.2017 и на спорные правоотношения не распространяется.
Установив все обстоятельства, имеющие существенное значение для рассмотрения дела, на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, которые были оценены в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции правомерно и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемое предписание противоречит закону.
Материалами дела подтверждается, что ГЖИ Воронежской области выявлено нарушение пункта 44 Правил N 354 в действиях ООО "РВК-Воронеж" по начислению платы за коммунальную услугу по холодному водоснабжению, предоставленную на общедомовые нужды, за декабрь 2016 года, и для устранения которого выдано оспариваемое предписание.
Также в пункте 5 приказа руководителя ГЖИ Воронежской области о проведении внеплановой документарной проверки от 13.02.2017 N 815 указан проверяемый период с января 2015 года по декабрь 2016 года.
Вместе с тем редакция пункта 44 Правил N 354, примененная ГЖИ Воронежской области, вступила в силу с 01.01.2017.
Таким образом, ООО "РВК-Воронеж" не могло допустить нарушение требований названного пункта Правил N 354, поскольку эти требования не действовали и не могли быть общеобязательными в проверяемый период.
Следовательно, выданное ООО "РВК-Воронеж" предписание является недействительным, поскольку возлагает на юридическое лицо обязанности, не предусмотренные законом.
При таких обстоятельствах требования ООО "РВК-Воронеж" подлежали удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для переоценки выводов суда первой инстанции. Несогласие подателя жалобы с выводами суда первой инстанции не может являться основанием для отмены обжалуемого решения.
Доводы апелляционной жалобы фактически повторяют позицию ГЖИ Воронежской области при рассмотрении дела судом первой инстанции, нашли свое отражение в решении суда первой инстанции. Они были подробно исследованы судом, и, по мнению суда апелляционной инстанции, им была дана правильная юридическая оценка.
Суд первой инстанции полно установил фактические обстоятельства дела, непосредственно исследовал представленные доказательства, дал им правильную правовую оценку и принял обоснованное решение, соответствующее требованиям норм материального и процессуального права.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены принятых судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
Учитывая, что в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, арбитражными судами, в качестве истцов или ответчиков, освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о распределении расходов по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не разрешается.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Воронежской области от 19.09.2017 по делу N А14-6993/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственной жилищной инспекции Воронежской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции согласно части 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
П.В. Донцов |
Судьи |
Н.Д. Миронцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А14-6993/2017
Истец: ООО "РВК-Воронеж"
Ответчик: ГЖИ ВО, ГЖИ Воронежской области
Третье лицо: ООО "РЭК Центральный"