г. Самара |
|
22 января 2018 г. |
Дело N А55-14822/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Драгоценновой И.С., Юдкина А.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сурковой Г.В.,
с участием в судебном заседании:
от общества с ограниченной ответственностью "Самарацветмет" - Логинов А.В., доверенность от 17.10.2016,
от Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области - Гиззатуллина Д.Р., доверенность от 07.08.2017 N 02-03/038,
от Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области - Гиззатуллина Д. Р., доверенность от 04.08.2017 N 12-22/0074,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2018 года в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Самарацветмет"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2017 года по делу N А55-14822/2017 (судья Бойко С.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Самарацветмет" (ИНН 6318152430), Самарская область, с. Красный Яр,
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области, Самарская область, с. Красный Яр,
к Управлению Федеральной налоговой службы по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными решений,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СамараЦветМет" обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением (с учетом уточнений - л.д.115 т.1) о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области от 04.05.2016 N 87 об отказе в возмещении частично суммы НДС, заявленной к возмещению, в размере 2 350 023 руб. и от 04.05.2016 N 10531 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части отказа в возмещении из бюджета НДС в сумме 2 350 023 руб., а также решения Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 09.03.2017.
Решением суда 1 инстанции от 31 октября 2017 года в удовлетворении заявления общества отказано.
В апелляционной жалобе ООО "Самарацветмет" просит решение суда 1 отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
При этом указывает, что отказ в применении вычетов по НДС по взаимоотношениям с контрагентом ООО "Салюме" является необоснованным, т.к. в ходе налоговой проверки были представлены все необходимые документы, предусмотренные ст.ст. 169,171,172 НК РФ. Налоговым органом не представлено доказательств участия и умышленных действий совместно с ООО "Салюме" в схеме, направленной на незаконное возмещение НДС из бюджета.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области, Самарская область и Управление Федеральной налоговой службы по Самарской области в отзыве на апелляционную жалобу просят решение суда 1 инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представители ООО "Самарацветмет", Инспекции и Управления поддержали доводы, изложенные в апелляционной жалобе и отзыве соответственно.
Проверив материалы дела, выслушав представителей сторон, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, в соответствии со ст.143 НК РФ ООО "Самарацветмет" является плательщиком налога на добавленную стоимость.
Основной вид деятельности организации - обработка отходов и лома цветных металлов - ОКВЭД 37.10.2.
01.09.2015 ООО "Самарацветмет" представило в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 7 по Самарской области уточненную декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2015 года с суммой налога, подлежащей возмещению из бюджета, в размере 4 825 263 руб.
По результатам камеральной налоговой проверки представленной декларации Инспекцией был составлен акт проверки от 15.12.2015 N 06-09/3189 (л.д.48-63 т.1).
04.05.2016 на основании акта проверки Инспекцией были вынесены решения N 10531 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и N 87 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость.
В решениях отражено, что в представленной налоговой декларации НДС в сумме 2 350 022,79 руб. к возмещению заявлен необоснованно, поскольку реализуемый заявителем на экспорт товар является предварительно расплавленным ломом алюминия в слитках и чушках, тогда как в силу пп.25 п.2 ст.149 НК РФ операции по реализации лома и отходов цветных металлов обложению НДС не подлежат. В силу положений ст.ст.170,171 НК РФ суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров, учитываются в составе налоговых вычетов в случае приобретения товаров для осуществления операций, признаваемых объектами обложения НДС. В случае приобретения товаров для осуществления операций, не подлежащих налогообложению, указанные суммы НДС учитываются в стоимости товаров.
Завышение суммы налога, заявленного к возмещению из бюджета, составило 2 350 023 руб., в связи с чем применение налоговых вычетов по НДС в сумме 2 350 023 руб. признано необоснованным (л.д.18, 28-47 т.1).
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Самарской области от 09.03.2017 N 03-15/08137@ жалоба ООО "Самарацветмет" оставлена без удовлетворения (л.д.10-11 т.1).
Не согласившись с данными решениями, общество обратилось в арбитражный суд с указанным заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд 1 инстанции исходил из того, что заявителем под видом алюминиевого сплава марки АК5М2, в составе стоимости которого выделен НДС, фактически осуществлялись операции по реализации лома расплавленного в чушках и слитках. Следовательно, в документах, представленных для подтверждения правомерности применения вычетов по НДС, содержится недостоверная информация. Операции по реализации лома цветных металлов в соответствии с пп.25 п.2 ст.149 НК РФ налогообложению НДС не подлежат.
Выводы, изложенные в обжалуемом решении суда 1 инстанции, являются обоснованными.
Согласно пункту 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 Кодекса на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.
В соответствии с пунктом 1 статьи 172 Кодекса вычетам подлежат, если иное не установлено названной статьей, только суммы налога, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) и при наличии соответствующих первичных документов.
В силу пункта 3 статьи 172 Кодекса, вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 Кодекса, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 Кодекса, производятся в порядке, установленном статьей 172 Кодекса, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 Кодекса.
Моментом определения налоговой базы по указанным товарам (работам, услугам) является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 Кодекса (пункт 9 статьи 167 Кодекса).
Представление полного пакета документов, соответствующих требованиям статьи 165 Кодекса является лишь условием, подтверждающим факт экспорта, и не влечет автоматического применения налоговой ставки 0%, подтверждения обоснованности заявленных вычетов по НДС и возмещения налога.
В соответствии с подпунктом 25 пункта 2 статьи 149 Кодекса операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению (освобождаются от налогообложения) НДС.
Поскольку для целей обложения НДС местом реализации экспортируемых товаров признается территория Российской Федерации, то приведенный в статье 149 Кодекса перечень операций, не облагаемых указанным налогом, охватывает и экспортные операции с соответствующими товарами.
В случае реализации на экспорт товаров, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, исключается возможность возмещения из федерального бюджета сумм налога, уплаченных поставщикам этих товаров.
В таком случае в силу положений статей 170 и 171 Кодекса суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), учитываются в стоимости товаров (работ, услуг).
Из представленных ООО "Самарацветмет" документов (счетов-фактур, товарных накладных, актов выполненных работ, договоров, анализов счетов 01,08,10,41,60,62,7,66,76, оборотно - сальдовых ведомостей 01,08,10,41,60,62,67,66,76) следует, что возмещение налога на добавленную стоимость из бюджета в размере 4 825 263 руб. по декларации за 2 квартал 2015 года заявлено в связи с реализацией на экспорт алюминиевых чушек, с применением ставки налога на добавленную стоимость 0 процентов в соответствии со ст.164 НК РФ.
Поставщиками алюминиевых чушек являлись ООО "Метпромторг" и ООО "Салюме".
27.07.2015 налогоплательщиком одновременно с представлением первичной налоговой декларации за 2 квартал 2015 в соответствии с п.10 ст.165 НК РФ были представлены документы в подтверждение правомерности применения налоговой ставки 0 %.
Приобретенный у данных поставщиков товар реализован заявителем на экспорт компании М&А Трейдинг Алюминиум (Великобритания) по контракту от 18.06.2014 N 01/14МА.
Согласно пункту 2.1 договора от 20.04.2015 N СМ-10/2015 качество поставляемого товара должно соответствовать ГОСТу.
В приложениях к договору содержится ссылка на ГОСТ 1583-93.
На основании данных книги покупок Инспекцией установлено, что сумма налогового вычета в размере 4 825 263 руб. сложилась за счет приобретения алюминиевых сплавов марки АК5М2 в том числе :
- 1 290 244,57 руб. (приобретение товара у ООО "МетПромТорг" на сумму 8 458 269,94 руб.). В подтверждение права на вычет ООО "Самарацветмет" к проверке представлены договор поставки от 26.02.2015 N 26-02/15 и соответствующие счета-фактуры, товарные накладные, товаротранспортные накладные.
- 3 528 186,5 рублей (приобретение товара у ООО "Салюме" на сумму 23 129 222,68 руб.). В подтверждение права на вычет ООО "Самарацветмет" к проверке представлены договор поставки N СМ-10/2015 от 20.04.2015 и соответствующие счета-фактуры, товарные накладные, товаротранспортные накладные.
В соответствии с условиями договора ООО "МетПромТорг" осуществляло поставку ООО "Самарацветмет" сплавов марки АК5М2 доставку товара с адреса: г. Тверь, ул. Светлогорская, д.2 с места регистрации ООО "Литком-Тверь"в адрес г. Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова,24 корп.6 для организации ООО "Русмарин-Логистика".
С целью установки производителя алюминиевого сплава марки АК5М2 направлен запрос в ИФНС России N 10 по Тверской области относительно ООО "Литком-Тверь". Поручение N 1295 от 27.07.2015 (представлении копий документов, информации по производителю). Ответ получен 03.09.15, вх. N 01-38/1425дсп.
В соответствии с условиями договора ООО "Салюме" осуществляло поставку ООО "Самарацветмет" сплавов марки АК5М2 и доставку товара с адреса: Московская область, Подольский район, п. Львовский, проезд Металлургов, д.3 с места регистрации АО "Завод алюминиевых сплавов" в адрес г. Санкт-Петербург, дорога на Турухтанные острова, 24 коп.6 для организации ООО "Русмарин-Логистика (для ООО СЦМ").
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом был проведен анализ представленных сертификатов качества алюминиевого сплава Ак5М2 изготовителя ООО "Литком-Тверь" на предмет соответствия требованиям ГОСТа1583-93 "Сплавы алюминиевые литейные".
В результате установлено, что представленные ООО "Самарацветмет" в налоговый орган сертификаты качества изготовителя ООО "Литком Тверь" по своему химическому составу не подтверждают соответствие указанного в них алюминиевого сплава АК5М2 требованиям ГОСТа-1583-93 2 "Сплавы алюминиевые литейные", а являются предварительным расплавленным ломом в слитках Алюминий 27 согласно ГОСТа 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов. Общие технические условия".
В ходе проведения камеральной налоговой проверки налоговым органом был также поведен анализ представленных сертификатов качества алюминиевого сплава АК5М2 изготовителя ОАО "Завод алюминиевых сплавов" на предмет соответствия требованиям ГОСТа1583-93 "Сплавы алюминиевые литейные".
В результате установлено, что представленные ООО "Самарацветмет" в налоговый орган сертификаты качества изготовителя ОАО "Завод алюминиевых сплавов" по своему химическому составу не подтверждают соответствие указанного в них алюминиевого сплава АК5М2 требованиям ГОСТа-1583-93 2 "Сплавы алюминиевые литейные", а являются предварительным расплавленным ломом в слитках Алюминий 27 согласно ГОСТа 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов. Общие технические условия".
В связи с этим у налогового органа имелись основания полагать, что товар, приобретенный заявителем у ООО "Метпромторг", ООО "Салюме", стоимость которого заявлена в проверяемом периоде, является ломом.
Инспекцией в ходе проверки установлено наличие необоснованной налоговой выгоды связи с созданием искусственного документооборота с "лишними" звеньями с целью прикрытия фактического приобретения товара у производителей, применяющих освобождение от налогообложения в соответствии с пп.25 п.2 ст.149 Кодекса.
Выявленные факты свидетельствуют о недостоверности и о неполноте сведений содержащихся в представленных первичных документах, следовательно не могут подтверждать обоснованность налоговых вычетов ООО "Самарацветмет", так как не удовлетворяют требованиям ст.169 НК РФ.
По результатам проверки налоговым органом был сделан вывод о том, что оформление счетов-фактур и первичных документов от имени ООО "МетПромТорг", ООО "Салюме" в адрес ООО "Самарацветмет" носило формальный характер, с целью создания условий для получения обществом необоснованной налоговой выгоды в виде применения налоговых вычетов по НДС.
В рамках камеральной налоговой проверки Инспекцией проведен анализ документов, представленных налогоплательщиком (сертификатов качества алюминиевого сплава АК5М2 изготовителя ОАО "Завод алюминиевых сплавов"), на предмет соответствия требованиям ГОСТ 1583-93 "Сплавы алюминиевые литейные".
10.02.2016 Инспекцией в соответствии со ст. 95 НК РФ было вынесено постановление от 10.02.2016 N 1 о назначении экспертизы сертификатов качества алюминиевого сплава марки АК5М2, изготовленного ООО "Литком-Тверь" и АО "Завод алюминиевых сплавов" и реализуемого ООО "СамараЦветМет".
Проведение экспертизы было поручено эксперту АНО "Самараэкспертиза" ТПП Самарской области Пузанову И.С. (л.д.30-32 т.2).
Руководитель ООО "СамараЦветМет" Хоменко А.М. был ознакомлен с указанным постановлением, ему были разъяснены права, предусмотренные пунктом 7 статьи 95 Налогового кодекса Российской Федерации: заявить отвод эксперту; просить о назначении эксперта из числа указанных им лиц; представить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта; присутствовать с разрешения должностного лица налогового органа при производстве экспертизы и давать объяснения эксперту; знакомиться с заключением эксперта (л.д.33 т.2).
В соответствии с заключением эксперта N Ф-П 007 03 00081 от 02.03.2016 в результате анализа (см.5 вопрос), химический состав чушек плавок 3751, 3797, 3800, 3829, 3831, 3871, 3873, 3877, 3880, 3897, 3900, 3906, 3910, 3916, 3933, 3934, 3935, имеющих отклонения по содержанию основных компонентов сплава - меди, кремния и магния, не позволяет использовать данный товар в производстве готовых литых изделий по причине резкого снижения его жидкотекучести в расплавленном состоянии, твердости, прочности на разрыв и на изгиб в готовых изделиях ввиду отклонений от химического состава сплава АК5М2. Чушки перечисленных плавок 3751, 3797, 3800, 3829, 3831, 3871, 3873, 3877, 3880, 3897, 3900, 3906, 3910, 3916, 3933, 3934, 3935 соответствуют ГОСТу 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов. Общие технические условия" и являются предварительно расплавленным ломом в чушках с определенным химическим составом - "Алюминием 27" (л.д.64-68 т.1).
При этом согласно заключению эксперта чушки по сертификатам качества и массы N 7937, N 7943, N 7945, N 7962) и чушки, на которые оформлены сертификаты качества/веса N 30 от 07.04.2015, N 31 от 07.04.20185, N 32 от 07.04.2015, N 33 от 10.04.2015, соответствуют требованиям ГОСТ 1583-93 "Сплавы алюминиевые литейные. Технические условия" (п.3.3) и являются чушками из литейного сплава АК5М2. На данные сертификаты качества оформлены счета-фактуры, указанные в решении налогового органа от 04.05.2016 N 10531.
С учетом заключения эксперта на основании представленной обществом налоговой декларации подлежит возмещению НДС в сумме 2 468 408,29 руб., так как товар, отправленный на экспорт, является алюминиевым сплавом марки АК5М2 ГОСТ 1583-95 "Сплавы алюминиевые литейные".
Согласно заключению эксперта чушки по сертификатам качества и массы N 8084 от 19.05.2015, 8065 от 19.05.2015, 7951 от 12.05.2015, 7996 от 12.05.2015, 8197 от 03.06.2015, 8193 от 03.06.2015, 8134 от 26.05.2015, 8123 от 26.05.2015 имеющихся в химическом составе отклонения по меди, кремнию и магнию, являются, согласно ГОСТ 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов. Общие технические условия" (п.7.2, таблица 2), "предварительно расплавленным ломом алюминия в слитках и чушках" или "Алюминием 27" (Throb). На данные сертификаты качества оформлены счета-фактуры, указанные в решении налогового органа от 04.05.2016 N 10531.
Следовательно, с учетом заключения эксперта ООО "Самарацветмет" неправомерно приняло к вычету НДС при приобретении лома цветных металлов по счетам- фактурам с выделенной суммой НДС, выставленным поставщиком ООО "Салюме".
В силу этого не подлежит возмещению НДС в сумме 2 350 022,79 руб., поскольку в соответствии с пп.25 п.2 ст.149 НК РФ операции по реализации лома и отходов цветных металлов не подлежат обложению НДС, товар, отправленный на экспорт, является согласно ГОСТу 1639-2009 "Лом и отходы цветных металлов, общие технические условия" предварительно расплавленным ломом алюминия в слитках и чушках или "Алюминием 27" (Throb).
Вопреки доводам заявителя, изложенным в апелляционной жалобе, заключение дано компетентным экспертом, имеющим высшее образование по специальности "самолетостроение" и аттестованным в системе "ТПП Эксперт" (аттестат N 1684 действителен до 04.12.2016).
Назначение и проведение экспертизы в ходе проведенной налоговой проверки соответствует полномочиям налогового органа, предусмотренным пп.11 п.1 ст.31, ст.95, п.6 ст.101 НК РФ.
Указанное заключение эксперта по своим форме и содержанию соответствует требованиям ст.95 НК РФ, содержащиеся в нем выводы являются ясными, полными и вопросов в отношении исследованных обстоятельств не вызывают.
В связи с этим заявленные обществом в апелляционной жалобе ходатайства об исключении указанного заключения эксперта из числа доказательств по настоящему делу и о назначении по делу судебной металловедческой экспертизы сертификатов алюминиевых сплавов АК5М2 на соответствие ГОСТу 1583-93 являются необоснованными и судом апелляционной инстанции отклоняются.
Оснований для назначения и проведения по настоящему делу судебной металловедческой экспертизы применительно к положениям ст.ст.82,83 АПК РФ из материалов дела не усматривается.
Таким образом, налоговой проверкой установлено и материалами дела подтверждено, что ООО "СамараЦветМет" не проводился анализ сертификатов качества реализуемого на экспорт алюминиевого сплава, тем самым не была проявлена должная осмотрительность при выборе контрагента ООО "Салюме" и приобретении у него указанного товара.
Заявителем в качестве подтверждения обоснованности заявленных налоговых вычетов были представлены счета-фактуры N 321 от 12.05.2015, N 322 от 12.05.2015, N 367 от 19.05.2015; N 368 от 19.05.2015; N 387 от 26.05.2015; N 388 от 26.05.2015, N 420 от 03.06.2015 и N 421 от 03.06.2015, выставленные ООО "Салюме", в которых указано наименование товара: "Алюминиевый сплав АК5М2 Zn 1.0 Mg 0.1".
Между тем приобретенный заявителем товар в действительности является предварительно расплавленным ломом в чушках с определенным химическим составом - "Алюминием 27", спорный товар изготовлен из лома цветных металлов и не содержит в своей стоимости налога на добавленную стоимость.
ООО "СамараЦветМет", однако, не удостоверилось в качестве приобретенного товара, приобрело у поставщика ООО "Салюме" не алюминиевый сплав АК5М2, а алюминиевый лом и в подтверждение права на налоговый вычет приняло документы, содержащие недостоверную информацию.
В связи с этим налоговым органом правомерно сделан вывод о том, что обществом под видом алюминиевого сплава марки АК5М2, в составе цены которых выделен НДС, фактически осуществлялись операции по купли-продажи лома расплавленного в чушках и слитках.
Таким образом, довод заявителя о том, что он правомерно заявил налоговые вычеты по НДС по выставленным поставщиком ООО "Салюме" счетам-фактурам, в которых выделена сумма НДС, по операциям реализации лома цветных металлов, не подлежащих налогообложению в соответствии с пп. 25 п. 2 ст. 149 НК РФ, является необоснованным.
На данные обстоятельства правомерно указано в обжалуемом решении суда 1 инстанции.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда РФ от 09.10.2015 N 301-КГ15-12047, от 25.11.2016 N 307-КГ16-15575, постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 14.02.2017 N Ф06-17683/2017, от 12.09.2017 N Ф06-24017/2017.
С учетом изложенного доводы, приведенные в апелляционной жалобе ООО "Самарацветмет", являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции правомерно отказал обществу в удовлетворении заявления, оснований для отмены решения суда не имеется.
ООО "Самарацветмет" при подаче апелляционной жалобы платежным поручением от 14 ноября 2017 года N 175 уплатило государственную пошлину в сумме 3 000 руб., в то время как по данной категории споров согласно ст.333.21 НК РФ подлежит уплате государственная пошлина в размере 1 500 руб.
С учетом этого и в соответствии со ст.104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 ч.1 ст. 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации ООО "Самарацветмет" следует возвратить из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 14 ноября 2017 года N 175 государственную пошлину в размере 1 500 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 31 октября 2017 года по делу N А55-14822/2017 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Самарацветмет" (ИНН 6318152430) из федерального бюджета излишне уплаченную по платежному поручению от 14 ноября 2017 года N 175 государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-14822/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 4 июня 2018 г. N Ф06-32777/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "СамараЦветМет"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N7 по Самарской области, УФНС России по Самарской области
Третье лицо: АНО "Самараэкспертиза" Торгово-Промышленной палаты Самарской области