Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 мая 2018 г. N Ф06-31573/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А65-22243/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 23 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кувшинова В.Е.,
судей Кузнецова В.В., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
без участия в судебном заседании представителей сторон, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 17 января 2018 года в помещении суда апелляционную жалобу Муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 октября 2017 года по делу N А65-22243/2017 (судья Бредихина Н.Ю.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор4" (ОГРН 111165650006797, 116500224000), г. Набережные Челны,
к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (ОГРН 1051614258740, ИНН 1650135166), г. Набережные Челны,
о признании незаконным разрешение на строительство,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор4" (далее - заявитель, общество, ООО "Вектор4") обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Муниципальному казенному учреждению "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" (далее - Исполком) о признании незаконным разрешение на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017 объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: г.Набережные Челны, пр.Х.Туфана, в районе "Майдана" на земельном участке кадастровый N 16:52:050101:41; об обязании отозвать разрешение на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017 объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: г.Набережные Челны (л.д.3-4).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.10.2017 по делу N А65-22243/2017 заявленные требования удовлетворены.
Суд признал незаконным выданное Муниципальным казенным учреждением "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны" разрешение на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017 объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: г.Набережные Челны, пр.Х.Туфана, в районе "Майдана" на земельном участке кадастровый N 16:52:050101:41 и обязать Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем отмены разрешения на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017 объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: г.Набережные Челны пр.Х.Туфана, в районе "Майдана" на земельном участке с кадастровым номером 16:52:050101:41.
Взыскал с МКУ Исполнительный комитет города Набережные Челны в пользу ООО "Вектор4", г. Набережные Челны 3000 руб. расходов по уплате государственной пошлины (л.д.69-72).
В апелляционной жалобе Исполком просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт, указывая, что на момент обращения общества к заявлению не была приложена проектная документация на объект, площадь застройки которого составляет 360 кв.м., в связи с чем, обществу выдано разрешение на строительство для возведения объекта капитального строительства с площадью застройки 100 кв.м. (л.д.79-80).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного разбирательства.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, 25.03.2016 заявитель обратился к Исполкому с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: РТ, г.Набережные Челны, пр.X.Туфана, в районе "Майдана".
04.04.2016 Исполком направил в адрес заявителя письмо N 02/1593 об отказе в выдаче разрешения на строительство, в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка.
06.04.2016 заявитель направило в адрес Исполкома письмо об уточнении причин отказа в выдаче разрешения на строительство.
05.05.2016 Исполком направил в адрес заявителя письмо N 02/2268 об отказе в выдаче разрешения на строительство, в связи с несоответствием проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка (отсутствует проект планировки территории от пр.Чулман вдоль пр.X.Туфана до ул.Раскольникова со стороны парка "Прибрежный").
Не согласившись с указанными действиями Исполкома, заявитель обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с требованием о признании незаконным действия муниципального казенного учреждения "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" по отказу в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "Вектор4" разрешения на строительство объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: г.Набережные Челны, пр.X.Туфана, в районе "Майдана" на земельном участке с кадастровым номером 16:52:050101:41.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 20.12.2016 по делу N А65-14660/2016, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2017, требования общества удовлетворены в полном объёме; суд обязал МКУ "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан" устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества с ограниченной ответственностью "Вектор4" посредством выдачи последнему разрешения на строительство объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: г.Набережные Челны, пр.Х.Туфана, в районе "Майдана" на земельном участке кадастровый N 16:52:050101:41 (л.д.16-17).
В порядке принудительного исполнения судебного акта, в мае 2017 года заявителю выдано разрешение на строительство от 26.04.2017 N RU16302000-94-2017 объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: г.Набережные Челны, пр.Х.Туфана, в районе "Майдана" на земельном участке кадастровый N 16:52:050101:41 (л.д.6).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2016 по делу N А65-27411/2015, оставленным без изменения Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2016, признаны незаконными действия Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны по предоставлению обществу с ограниченной ответственностью "Вектор 4" градостроительного плана земельного участка N RU 16302000-2014-00000000350 (утв. Постановлением исполкома г. Набережные Челны N 4265 от 27.07.2015), сведения о котором содержаться в разрешении на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017, частично не соответствующего требованиям законодательства. Суд обязал Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем внесения изменений в сведения о линиях минимального отступа от границ земельного участка и о месте допустимого размещения здания на чертеже градостроительного плана земельного участка и в пункт 2.2 градостроительного плана земельного участка в части исключения обязанности ООО "Вектор 4" разработать проект планировки территории от пр.Чулман вдоль пр.Хасана Туфана до ул.Раскольникова со стороны парка "Прибрежный" и исключения требований к транспортной инфраструктуре (л.д.18-21).
В порядке принудительного исполнения судебного акта по делу N А65-27411/2015, Исполкомом выдан новый градостроительный план N RU 16302000-2017-00000000001, утвержденный Постановлением Исполкома г. Набережные Челны от 12.01.2017 N 32 (л.д. 9-14).
На основании вышеизложенного, заявитель посчитал, что на момент выдачи обществу разрешения на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017, имелся новый градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:41 N RU 16302000-2017-00000000001, утвержденный Постановлением Исполкома г. Набережные Челны от 12.01.2017 N 32, в который внесены соответствующие изменения.
В соответствии со спорным разрешением на строительство от 26.04.2017, оно выдано для возведения объекта капитального строительства с площадью застройки 100 кв.м.
Вместе с тем, согласно предоставленным для выдачи разрешения на строительство документам, а также в соответствии с градостроительным планом N RU 16302000-2017-00000000001, площадь застройки составляет 360 кв.м.
Заявитель полагая, что оспариваемое разрешение на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017 выдано обществу без соблюдения требований статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), без учета последующего изменения градостроительного плана, который на момент выдачи разрешения на строительства имелся в распоряжении Исполкома, не основано на проверке сведений в документах, приложенных к заявлению о выдаче разрешения на строительство, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворяя заявленные требования, правильно применил нормы материального права.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, ненормативный акт, действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, могут быть признаны недействительными (незаконными) при наличии одновременно двух условий: в случае, если данные ненормативный акт, действия (бездействие) не соответствуют закону и нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя.
Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных ГРК РФ (часть 1 статьи 51 ГрК РФ).
Согласно части 2, 4 статьи 51 ГрК РФ строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных часть 5 - 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.
В соответствии с частью 7 статьи 51 ГрК РФ в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство, с приложением документов, перечисленных в п. 1 - 8. Как следует из содержания ч. 10 названной статьи, не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в части 7 и 9 настоящей статьи документов.
Таким образом, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган вправе отказать в выдаче такого разрешения только в прямо указанных в части 13 статьи 51 ГрК РФ случаях, отсутствия одного из документов, подлежащих представлению, или несоответствия проектной документации градостроительному плану. Указанный перечень оснований отказа в выдаче разрешения на строительство объекта является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
Постановлением Исполкома муниципального образования г. Набережные Челны от 27.09.2013 N 5858 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка. Данный регламент устанавливает стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги по подготовке и выдаче градостроительного плана земельного участка на территории муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан. Получатели муниципальной услуги: физические и юридические лица.
Судом первой инстанции установлено, что на основании решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2016 по делу N А65-27411/2015, Исполкомом выдан заявителю новый градостроительный план N RU 16302000-2017-00000000001, утвержденный Постановлением Исполкома г. Набережные Челны от 12.01.2017 N 32.
В соответствии с новым градостроительным планом N RU 16302000-2017-00000000001 площадь застройки составляет 360 кв.м.
Согласно представленному заявителем в материалы дела эскизного проекта кафе, которое ранее представлялось Исполкому, в целях получения разрешения на строительство площадь застройки составляет 359,5 кв.м. Исполком претензий к данному проекту не предъявлял.
В соответствии с частью 1 статьи 44 ГрК РФ подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам.
В составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, информация о разрешенном использовании земельного участка, требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на указанном земельном участке, а также информация о расположенных в границах земельного участка объектах капитального строительства, объектах культурного наследия.
Статьей 46 ГрК РФ установлена обязанность органов местного самоуправления по заявлению физического или юридического лица о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, осуществить в течение тридцати дней со дня поступления обращения подготовку градостроительного плана земельного участка, утверждение и предоставление его бесплатно заявителю.
По смыслу статьи 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях.
Таким образом, наличие у застройщика градостроительного плана дает основания обращения за выдачи разрешения на строительство объекта, назначение и параметры которого соответствуют указанному в градостроительном плане земельному участку.
В силу части 1 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2013 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно части 4 статьи 7 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона N 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие (издание) соответствующего муниципального правового акта, а также судом; а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).
Из положений данных норм следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены в порядке самоконтроля уполномоченными органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления в случае принятия ненормативного правового акта с нарушением или в противоречие с действующим законодательством.
Законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны основываться на принципах, направленных, в том числе, на обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований сохранения объектов культурного наследия и особо охраняемых природных территорий; ответственность за нарушение законодательства о градостроительной деятельности и т.д. (статья 2 ГрК РФ).
Материалами дела подтверждается, что в соответствии с градостроительным планом земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:41 площадью 2468 кв.м., утвержденного Исполкомом 12.01.2017 площадь застройки составила 360 кв.м., однако Исполкомом 26.04.2017 выдано разрешение с указанием площади застройки 100 кв.м., то есть вдвое уменьшающую площадь застройки для возведения объекта капитального строительства разрешенную градостроительным планом земельного участка.
Таким образом, с учетом выявленных расхождений в показателе "площадь застройки", разрешение на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017 выдано в нарушение положений части 13 статьи 51 ГрК РФ.
Суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что согласно градостроительному плану земельного участка с кадастровым номером 16:52:050101:41 N RU 16302000-2017-00000000001, утвержденного Постановлением Исполкома г. Набережные Челны от 12.01.2017 N 32 площадь застройки не соответствует площади застройки, указанной в разрешении на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017. В этом случае разрешение, выданное с нарушением установленных правил градостроительства, не подлежит исполнению, является юридически ничтожным с даты выдачи, а выдавший его орган вправе его отменить в порядке самоконтроля как ошибочное.
В нарушение статьи 65 АПК РФ Исполком не представил в суд доказательств, опровергающих данный вывод.
Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
В силу пункта 3 части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд в случае удовлетворения заявленных требований в судебном акте указывает на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции, что заявленные требования общества подлежат удовлетворению, подлежит признанию незаконным разрешение на строительство от 26.04.2017 N RU 16302000-94-2017 объекта "Стационарное и летнее кафе", расположенного по адресу: г.Набережные Челны, пр.Х.Туфана, в районе "Майдана" на земельном участке кадастровый N 16:52:050101:41, выданное Муниципальным казенным учреждением "Исполнительный комитет муниципального образования города Набережные Челны".
Суд апелляционной инстанции отклоняет доводы апелляционной жалобы Исполкома, как основанные на неверном толковании норм материального права и не соответствующие материалам дела.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Поскольку в соответствии с пунктом 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины, государственная пошлина Исполкомом в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27 октября 2017 года по делу N А65-22243/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
В.В. Кузнецов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-22243/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 мая 2018 г. N Ф06-31573/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Вектор4", г.Набережные Челны
Ответчик: Муниципальное казенное учреждение "Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан", г. Набережные Челны