г. Челябинск |
|
24 января 2018 г. |
Дело N А47-2420/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 января 2018 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Забутыриной Л.В., Калиной И.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леонтьевой Л.С.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российские железные дороги" на определение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2017 по делу N А47-2420/2012 (судья Бабердина Е.Г.).
В заседании принял участие представитель открытого акционерного общества "Российские железные дороги" - Шаронова Т.А. (доверенность от 24.08.2017).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 05.09.2012 муниципальное унитарное предприятие "Тюльпанское жилищно-коммунальное хозяйство", ИНН 5639006527, ОГРН 1065603025751 (далее - предприятие), признано банкротом как отсутствующий должник с открытием конкурсного производства сроком на шесть месяцев, конкурсным управляющим предприятия утвержден Акулинин Д.Ю.
Вступившим в законную силу определением арбитражного суда от 14.08.2013 с администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (далее - Администрация Тюльпанского сельсовета, должник) в пользу предприятия взыскано 2 598 046 руб. 26 коп. в порядке субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия.
Определением суда от 13.04.2017 конкурсное производство в отношении предприятия завершено.
Определением суда от 16.01.2017 в деле о банкротстве произведена замена взыскателя - муниципального унитарного предприятия "Тюльпанское жилищно-коммунальное хозяйство" на преемника - открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") в обособленном споре о привлечении Администрации Тюльпанского сельсовета к субсидиарной ответственности и взыскании с нее 2 837 784 руб. 96 коп., в части суммы 2 540 701 руб. 73 коп.
24.03.2017 ОАО "РЖД" в лице Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению - структурного подразделения Центральной дирекции по тепловодоснабжению филиала ОАО "РЖД" обратилось в арбитражный суд с ходатайством о замене должника - Администрации Тюльпанского сельсовета на администрацию Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области (далее - Администрация Фурмановского сельсовета) в обособленном споре по привлечению Администрации Тюльпанского сельсовета к субсидиарной ответственности по обязательствам предприятия (л.д.47-51 т.5).
Определением арбитражного суда первой инстанции от 26.07.2017 в удовлетворении заявления о процессуальной замене должника в исполнительном производстве отказано (л.д.143-145 т.5).
Не согласившись с указанным судебным актом, ОАО "РЖД" обратилось в суд апелляционной инстанции с жалобой, в которой, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и неверное толкование нормативно-правовых актов, просило определение арбитражного суда от 26.07.2017 отменить и разрешить вопрос по существу.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 определение суда первой инстанции от 26.07.2017 отменено, производство по заявлению ОАО "РЖД" о процессуальной замене должника прекращено.
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29.11.2017 постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2017 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд (л.д.53-63 т.6).
В апелляционной жалобе ОАО "РЖД" указывает, что в связи преобразованием муниципальных образований - объединения муниципального образования "Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области" и муниципального образования "Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области" путем образования муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области к последнему в порядке универсального правопреемства перешли обязательства Администрации Тюльпанского сельсовета, в том числе перед ОАО "РЖД" по вышеуказанному спору, вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания. Кроме того, заявитель считает, что судом не дана оценка тому обстоятельству, что передаточный акт не подписан по причинам субъективного характера, с целью уклонения должника и преемника от исполнения обязательства. Возможность исполнения судебного акта в рамках процедуры ликвидации Администрации Тюльпанского сельсовета отсутствует, так как активы и денежные средства переданы должником Администрации Фурмановского сельсовета.
Администрация Фурмановского сельсовета в отзыве просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения; указывает, что перечисление денежных средств с лицевого счета Администрации Тюльпанского сельсовета на лицевой счет Администрации Фурмановского сельсовета осуществлено на основании требований Бюджетного кодекса Российской Федерации, что не порождает перехода субсидиарной ответственности по долгам Администрации Тюльпанского сельсовета (л.д.15-16 т.6). В отзыве от 16.01.2018 Администрация Фурмановского сельсовета отмечает, что не являлась собственником предприятия, не несет ответственность по его долгам. Соответственно, обязательство могло возникнуть только из передаточного акта, однако, такой акт отсутствует.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Протокольным определением суда апелляционной инстанции от 22.01.2018 с учетом мнения представителя ОАО "РЖД" на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, разъяснений, данных в пункте 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 N 36 "О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции", удовлетворено ходатайство Администрации Фурмановского сельсовета о приобщении к материалам дела дополнительных доказательств: акта приема-передачи обязательств от 10.11.2017 и акта приема-передачи имущества от 10.11.2017 в целях обеспечения правильного и полного пересмотра дела, установления и оценки значимых обстоятельств.
Должник, Администрация Фурмановского сельсовета, надлежащим образом уведомленные о времени и месте судебного разбирательства посредством почтовых отправлений, а также размещения информации на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, определением арбитражного суда от 14.08.2013 с Администрации Тюльпанского сельсовета в пользу предприятия взыскано 2 598 046 руб. 26 коп. в порядке субсидиарной ответственности, на принудительное исполнение судебного акта арбитражным судом выдан исполнительный лист серии АС N 005382128 от 08.10.2013.
ОАО "РЖД" на основании определения суда от 16.01.2017 является преемником взыскателя в части суммы 2 540 701 руб. 73 коп.
Исполнительный лист предъявлен конкурсным управляющим предприятия в Управление Федерального казначейства по Оренбургской области для исполнения и возвращен последним без исполнения уведомлением от 18.01.2016 N УВЛ-16-2781 по причине отсутствия лицевых счетов должника - Администрации Тюльпанского сельсовета, закрытых 14.01.2016 на основании заявлений ликвидационной комиссии (л.д.71-72 т.5).
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением Законодательного Собрания Оренбургской области от 22 апреля 2015 года N 3228 принят Закон Оренбургской области "О преобразовании муниципальных образований Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области и Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области", в соответствии с которым указанные муниципальные образования преобразовываются путем объединения, влекущего за собой образование муниципального образования Фурмановский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (л.д.158-160 т.4).
26.05.2015 Совет депутатов муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области принял решение N 195 "О ликвидации администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области", согласно которому администрация ликвидируется с 01.01.2016. Этим же решением назначена ликвидационная комиссия (л.д.117-118 т.5).
23.12.2015 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о создании администрации Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области (л.д.54-57 т.5).
Согласно сведениям из Единого государственного реестра юридических лиц, в том числе по состоянию на дату рассмотрения апелляционной жалобы, Администрация Тюльпанского сельсовета находится в стадии ликвидации, запись о прекращении ее деятельности в реестр не внесена.
Определение арбитражного суда от 14.08.2013 до настоящего времени должником не исполнено.
Обращаясь с заявлением о замене Администрации Тюльпанского сельсовета на Администрацию Фурмановского сельсовета, общество "РЖД" указало на следующие обстоятельства: с августа 2013 года ни в добровольном, ни в принудительном порядке не исполняется вступивший в законную силу судебный акт о привлечении к субсидиарной ответственности муниципального образования; Законом Оренбургской области от 22.04.2015 N 3228 установлен переходный период для формирования органов местного самоуправления - до 01.01.2016, кредиторами предприятия уведомление о начале ликвидации Тюльпанского сельсовета получено в июле 2015 года, до настоящего времени ликвидация не завершена; с учетом установленных законом сроков и длительности ликвидационных мероприятий процедура ликвидации Администрации Тюльпанского сельсовета носит формальный характер и юридического значения для спорного обязательства не имеет, так как с 01.01.2016 права и обязанности Администрации Тюльпанского сельсовета перешли к Администрации Фурмановского сельсовета; в силу положений Федерального закона от 06.10.2003 N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 06.10.2003 N131-ФЗ) исполнение спорного денежного обязательства не должно зависеть от ликвидационных процедур Администрации Тюльпанского сельсовета; преобразование органов местного самоуправления не может служить основанием для прекращения обязательств, принятых такими органами или находящимися в их ведении юридическими лицами, в противном случае права и интересы кредиторов будут нарушены.
Отказывая обществу "РЖД" в удовлетворении заявления о процессуальном правопреемстве, суд первой инстанции исходил из того, что вновь образованное муниципальное образование является преемником по решению вопросов местного значения, к которым исполнение спорного денежного обязательства не относится. Суд, руководствуясь статьей 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", указал, что Администрация Фурмановского сельсовета не являлась собственником предприятия, не изымала у последнего имущество и не может нести субсидиарную ответственность по долгам предприятия. Субсидиарные обязательства Администрации Фурмановского сельсовета по долгам Администрации Тюльпанского сельсовета могли возникнуть только на основании передаточного акта. Однако передаточный акт, который определял бы имущественные обязательства Администрации Фурмановского сельсовета, возникающие в силу правопреемства, отсутствует. Муниципальное имущество, ранее находившееся в муниципальной собственности Тюльпанского сельсовета, Фурмановскому сельсовету не передавалось. Ликвидационные процедуры в отношении Администрации Тюльпанского сельсовета не завершены, ликвидационный баланс не утвержден, запись о прекращении деятельности в Единый государственный реестр юридических лиц не внесена; отказ в проведении процессуального правопреемства не препятствует дальнейшему исполнению судебного акта.
Заслушав объяснения подателя жалобы, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о наличии оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения заявления ОАО "РЖД" в связи с неправильным применением судом норм материального права, несоответствием выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 13 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ преобразованием муниципальных образований является в том числе объединение и разделение муниципальных образований.
Объединение двух и более поселений, не влекущее изменения границ иных муниципальных образований, осуществляется с согласия населения каждого из поселений, выраженного представительным органом каждого из объединяемых поселений (часть 3 статьи 13 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Преобразование муниципальных образований влечет создание вновь образованных муниципальных образований в случаях, предусмотренных частями 3, 3.2, 4 - 6.1 настоящей статьи (часть 8 статьи 13 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 57 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) или органа юридического лица, уполномоченного на то учредительным документом. Допускается реорганизация юридического лица с одновременным сочетанием различных ее форм, предусмотренных абзацем первым настоящего пункта.
Согласно пункту 1 статьи 58 ГК РФ при слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации (пункт 4 статьи 57 ГК РФ).
Статьей 59 ГК РФ предусмотрено, что передаточный акт должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая обязательства, оспариваемые сторонами, а также порядок определения правопреемства в связи с изменением вида, состава, стоимости имущества, возникновением, изменением, прекращением прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица, которые могут произойти после даты, на которую составлен передаточный акт. Передаточный акт утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации юридического лица, и представляется вместе с учредительными документами для государственной регистрации юридических лиц, создаваемых в результате реорганизации, или внесения изменений в учредительные документы существующих юридических лиц.
В соответствии с частью 10 статьи 85 Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований являются правопреемниками органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, осуществлявших на территориях указанных муниципальных образований полномочия по решению вопросов местного значения на основании законодательных актов Российской Федерации, с даты, начиная с которой указанные органы местного самоуправления приступают к исполнению полномочий в соответствии с положениями части 5 статьи 84 настоящего Федерального закона.
Имущественные обязательства органов местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований, возникающие в силу правопреемства, определяются передаточным (разделительным) актом. Порядок и сроки составления передаточного (разделительного) акта устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пункту 6 Правил составления передаточного (разделительного) акта по имущественным обязательствам органов местного самоуправления, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2004 N 903, при объединении муниципальных образований обязательства органов местного самоуправления каждого из них консолидируются. Консолидация обязательств оформляется в виде передаточного акта.
Передаточный акт в отношении обязательств Администрации Тюльпанского сельсовета в установленном порядке на дату рассмотрения спора судом не утвержден, что следует из письма Администрации Фурмановского сельсовета от 07.03.2017 N 65, письма администрации Первомайского района Оренбургской области от 12.12.2015 N 02-01-08/4954; составленные 01.01.2016 акт приема-передачи имущества, акт приема-передачи обязательств со стороны должника не подписаны (л.д.58, 62, 73-74 т.5).
На стадии апелляционного производства Администрацией Фурмановского сельсовета представлены акты приема-передачи обязательств от 10.11.2017 и приема-передачи имущества от 10.11.2017, подписанные председателем ликвидационной комиссии Администрации Тюльпанского сельсовета и Администрацией Фурмановского сельсовета. В реестре кредиторов по муниципальному образованию Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области на 10.01.2017 (приложение к акту приема-передачи обязательств от 10.11.2017) спорная задолженность не значится.
Вместе с тем, причины, по которым процедура ликвидации Администрации Тюльпанского сельсовета, начатая в мае 2015 года, не завершена, суду не раскрыты; имущество должника по акту от 10.11.2017 передано Администрации Фурмановского сельсовета; доказательств того, что после передачи активов у должника осталось имущество, достаточное для исполнения судебного акта, суду не представлены; доводы ОАО "РЖД" о том, что ликвидационные мероприятия носят формальный характер, не проводятся в течение длительного периода времени с целью уклонения должника от расчетов с кредиторами, не опровергнуты.
Согласно пункту 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 N 25 "О применении судами некоторых положений раздела 1 части 1 Гражданского кодекса Российской Федерации" при слиянии все права и обязанности каждого из участвующих в слиянии юридических лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в порядке универсального правопреемства вне зависимости от составления передаточного акта и его содержания. Факт правопреемства может подтверждаться документом, выданным органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, в котором содержатся сведения из единого государственного реестра юридических лиц о реорганизации юридического лица, созданного в результате слияния, в отношении прав и обязанностей юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния, и документами юридических лиц, прекративших деятельность в результате слияния, определяющими соответствующие права и обязанности, в отношении которых наступило правопреемство.
При изложенных обстоятельствах, Администрация Фурмановского сельсовета является правопреемником должника - Администрации Тюльпанского сельсовета на основании пункта 1 статьи 392.2, статьи 58 ГК РФ.
В данном случае правопреемство Администрации Фурмановского сельсовета обязательно в силу положений Закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ, несоблюдение установленной законодательством процедуры оформления, подписания и утверждения передаточного (разделительного) акта, невключение спорной задолженности в передаточный акт не может служить основанием для отказа в установлении правопреемства по имущественным обязательствам органов местного самоуправления.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте.
Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Поскольку материалами дела подтверждается правопреемство должника в обособленном споре по привлечению Администрации Тюльпанского сельсовета к субсидиарной ответственности, заявление взыскателя - ОАО "РЖД" в части суммы 2 540 701 руб. 73 коп. является обоснованным.
Определение суда первой инстанции подлежит отмене на основании пунктов 3, 4 части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по настоящей апелляционной жалобе уплата государственной пошлины не предусмотрена.
Руководствуясь статьями 48, 176, 268, 269, 270, 272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
определение Арбитражного суда Оренбургской области от 26.07.2017 по делу N А47-2420/2012 отменить.
Заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о процессуальной замене должника удовлетворить.
Произвести замену должника по исполнительному листу серии АС N 005382128 от 08.10.2013, выданному Арбитражным судом Оренбургской области на исполнение определения Арбитражного суда Оренбургской области от 14.08.2013 по делу N А47-2420/2012 - администрации муниципального образования Тюльпанский сельсовет Первомайского района Оренбургской области (ИНН 5639006380, ОГРН 1055603040536) его правопреемником - администрацией Фурмановского сельсовета Первомайского района Оренбургской области (ИНН 5639021155, ОГРН 1155658033630) в части суммы 2 540 701 руб. 73 коп. в пользу взыскателя - открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице Южно-Уральской дирекции по тепловодоснабжению.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение одного месяца со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-2420/2012
Постановлением Арбитражного суда Уральского округа от 29 ноября 2017 г. N Ф09-13129/13 настоящее постановление отменено
Должник: МУП "Тюльпанское жилищно-коммунальное хозяйство"
Кредитор: ОАО "Российские железные дороги" - филиал Южно-Уральской Дирекция по тепловодоснабжению
Третье лицо: а/у Акулинин Д. Ю., В/у Акулин Денис Юрьевич, К/у Акулинин Д. Ю., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Оренбургской области, НП Объединение АО "Авангард", ОСП Первомайского района, Суд Первомайского района, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области (РОСРЕЕСТР), Учр. Администрация Тюльпанского сельсовета Первомайского района
Хронология рассмотрения дела:
24.01.2018 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-15992/17
29.11.2017 Постановление Арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13129/13
27.09.2017 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10476/17
14.02.2017 Определение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2420/12
26.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1307/14
03.02.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1307/14
23.12.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-13129/13
04.10.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10107/13
05.09.2012 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-2420/12