Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 20 апреля 2018 г. N Ф05-4360/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
23 января 2018 г. |
Дело N А41-56279/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 23 января 2018 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Марченковой Н.В.,
судей Иевлева П.А., Панкратьевой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Дорохиным Д.С.
при участии в заседании:
от открытого акционерного общества "Луховицы-Карьер": Маргарян А.В. по выписке из протокола от 24.08.2015 N 2-2015; Саркисян М.В. по доверенности от 15.01.2018 б/н; Файнберг И.М. по доверенности от 04.09.2017 б/н;
от Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу: Загорская Л.М. по доверенности от 10.01.2018 N 06-02/25
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Луховицы-Карьер" на решение Арбитражного суда Московской области от 19.09.2017 по делу N А41-56279/17, принятое судьей Гриневой А.В.,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Луховицы-Карьер" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконными действий Департамента по недропользованию по Центральному Федеральному округу (далее - департамент) и недействительным Приказа Центрнедра от 20.06.2017 N 167 о прекращении права пользования недрами, предоставленное обществу на основании лицензии от 17.06.2002 серии МСК N 09349 ТЭ.
Решением Арбитражного суда Московской области от 19.09.2017 в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе общество просит решение суда отменить, ссылаясь на несоответствие выводов суда обстоятельствам дела, неполное выяснение обстоятельств по делу, неправильное применение судом норм права, и принять по делу новый судебный акт об заявления. Представители общества в судебном заседании поддержали доводы апелляционной жалобы.
Представители департамента в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив апелляционную жалобу, материалы дела, выслушав представителей участвующих в деле лиц, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
Общество являлось владельцем лицензии на право пользования недрами от 17.06.2002 N МСК 09349 ТЭ (далее - Лицензия) с целевым назначением и видами работ "добыча формовочных песков на Задорожном участке Луховицкого месторождения и использование их по назначению.
Срок окончания действия Лицензии установлен до 01.01.2007.
Приложением к Лицензии от 21.12.2006 рег. N 528ц/MСК 09349 ТЭ срок окончания действия Лицензии установлен до 01.01.2017.
Приложением к Лицензии от 24.12.2016 рег. N 5052ц/MСК 09349 ТЭ департаментом были внесены изменения в Лицензию, а именно: пункт 2.1 Раздела 2 "Сроки и условия действия лицензии" следовало читать в следующей редакции: "Недропользователь" имеет право на пользования недрами для добычи формовочных песков на Задорожном участке Луховицкого месторождения. Срок действия лицензии в соответствии с техническим проектом разработки месторождения.
Согласно Приказа Департамента от 20.06.2017 N 167 право пользования недрами, предоставленное обществу лицензией МСК 09349 ТЭ прекращается с 30.06.2017.
Приказом Департамента от 29.06.2017 N 186 право пользования недрами, предоставленное обществу лицензией МСК 09349 ТЭ прекращено.
Полагая, что приказ департамента от 20.06.2017 N 167 является незаконным и нарушает права общества, последнее обратилось в суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявление общества, суд первой инстанции признал его обоснованным.
Проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению ввиду следующего.
В силу статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействия) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно пункту 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления, арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно совместному Постановлению Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.1996 N 6/8, основанием для признания ненормативного правового акта недействительным, решений, действий (бездействия) незаконными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Следовательно, из существа приведенных норм следует, что для признания недействительным решения государственного органа необходимо наличие двух обязательных условий, а именно, несоответствие его закону и наличие нарушения им прав и охраняемых законом интересов заявителя.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах) участки недр предоставляются в пользование на определенный срок.
В силу абзаца 3 статьи 10 Закона о недрах срок пользования участком недр продлевается по инициативе пользователя недр в случае необходимости завершения поисков и оценки или разработки месторождения полезных ископаемых либо выполнения ликвидационных мероприятий при условии отсутствия нарушений условий лицензии данным пользователем недр.
Перечень оснований возникновения права пользования участками недр установлен в статье 10.1 Закона о недрах. Данная статья содержит исчерпывающий перечень оснований предоставления права пользования недрами.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.
Согласно части 3 статьи 11 Закона о недрах лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.
В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами прекращается по истечении установленного в лицензии срока ее действия. Порядок прекращения права пользования недрами, предусмотренный частью 2 статьи 20 Закона о недрах, фактически носит диспозитивный характер, предоставляя Роснедрам право прекратить действие лицензии в случае невыполнения пользователем недр определенных условий лицензии, то часть 1 статьи 20 Закона о недрах является императивной и обязывает Роснедра прекратить право пользования недрами.
Приложением к Лицензии от 24.12.2016 рег. N 5052ц/MСК 09349 ТЭ департаментом внесены изменения в Лицензию, а именно: пункт 2.1 Раздела 2 "Сроки и условия действия лицензии" был изложен в следующей редакции: "Недропользователь" имеет право на пользования недрами для добычи формовочных песков на Задорожном участке Луховицкого месторождения. Срок действия лицензии в соответствии с техническим проектом разработки месторождения.
Таким образом, с момента вступления в силу изменений в Лицензию от 24.08.2016, срок действия лицензии соответствует календарному плану добычных работ отработки месторождения утвержденного проектом.
С момента внесения изменений срок действия лицензии соответствует план-графику (календарному плану) отработки месторождения, утвержденному техническим проектом. Общество имеет действующий проект с 2002 года, в котором план-график расписан на 8 лет до 2010 года (л.д. 61-62).
В связи с окончанием срока действия Рабочего проекта разработки Задорожного участка Луховицкого месторождения формовочных песков, общество 18.01.2017 обратилось в Департамент с заявлением о согласовании "Дополнения к Рабочему проекту разработки Задорожного участка Луховицкого месторождения формовочных песков" (далее - Дополнение).
Представленное обществом дополнение к проекту не соответствовало требованиям к комплектности Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118.
В связи с несоответствием дополнения требованиям постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118, общество 20.02.2017 представило в департамент дополнительные материалы (рабочий проект разработки недр от 2002 года и заключение экспертизы промбезопасности и охраны недр от 2003 года).
На заседании Комиссии 28.02.2017, оформленном протоколом заседания Комиссии N 902/т, Комиссия, изучив представленное обществом дополнение и заключение эксперта, пришла к выводу о том, что проектные материалы не соответствуют требованиям Положения от 03.03.2010 N 118, приказу Министерства природных ресурсов России от 25.06.2010 N 218 и не в полной мере соответствуют "Требованиям к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых...", утвержденных приказом Министерства природных ресурсов России от 25.06.2010 N 218.
Принято решение об отказе в согласовании представленной проектной документации по причине несоответствия проектной документации подпункту "а" пункта 21 Положения от 03.03.2010 N 118.
Обществу рекомендована доработка проектной документации в соответствии с Положением от 03.03.2010 N 118 и приказом Министерства природных ресурсов России от 25.06.2010 N 218.
Согласно абзацу 1 статьи 23.2 Закона о недрах разработка месторождений полезных ископаемых (за исключением добычи подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения и объем добычи которых составляет не более 100 кубических метров в сутки) осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, а также правилами разработки месторождений полезных ископаемых по видам полезных ископаемых, устанавливаемыми федеральным органом управления государственным фондом недр по согласованию с уполномоченными Правительством Российской Федерации федеральными органами исполнительной власти. Пользование недрами в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, осуществляется в соответствии с утвержденными техническими проектами и иной проектной документацией на выполнение работ, связанных с пользованием недрами.
В соответствии с абзацем 4 статьи 23.2 Закона о недрах, Порядок подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, устанавливается Правительством Российской Федерации по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами.
Согласно пункту 25 Постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами" (далее - Порядок), подготовка, согласование и утверждение изменений (дополнений), вносимых в проектную документацию, осуществляются в порядке, установленном для подготовки, согласования и утверждения проектной документации.
Согласно абзацу 2 статьи 23.2 Закона о недрах, технические проекты и иная проектная документация на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, изменения, вносимые в технические проекты и иную проектную документацию на выполнение работ, связанных с пользованием недрами, до утверждения подлежат согласованию с комиссией, которая создается федеральным органом управления государственным фондом недр и в состав которой включаются представители уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти, в отношении участков недр местного значения - с органами государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Для рассмотрения Комиссией по согласованию проектов разработки месторождений полезных ископаемых Центрнедр (далее - Комиссия) "Дополнения к Рабочему проекту разработки Задорожного участка Луховицкого месторождения формовочных песков", экспертом А.И. Тушовым было составлено экспертное заключение на "Дополнение к Рабочему проекту разработки Задорожного участка Луховицкого месторождения формовочных песков".
Согласно экспертному заключению, представленные проектные материалы не соответствуют требования постановления Правительства Российской Федерации от 03.03.2010 N 118 "Об утверждении Положения о подготовке, согласовании и утверждении технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами", приказу Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.06.2010 N 218 "Об утверждении требований к структуре и оформлению проектной документации на разработку месторождений твердых полезных ископаемых, ликвидацию и консервацию горных выработок и первичную переработку минерального сырья. Проект, с учетом высказанных замечаний рекомендовать к доработке".
С момента вступления в силу изменений в Лицензию от 24.08.2016, срок действия лицензии соответствует календарному плану добычных работ отработки месторождения утвержденного проектом.
В данном случае общество имеет действующий Рабочий проект с 2002 года, в котором план-график расписан на 8 лет до 2010 года.
Доказательств продления план-графика рабочего проекта в материалы дела не представлено.
Таким образом, доводы общества о том, что срок Лицензии являлся до 01.01.2017, противоречит материалам дела.
С самостоятельным требованием, либо в рамках настоящего спора об оспаривании протокола Комиссии от 28.02.2017 N 902/т об отказе в согласовании представленной проектной документации по причине несоответствия проектной документации подпункту "а" пункта 21 Положения от 03.03.2010 N 118 общество не обращалось.
Доказательств устранения причин отказа в согласовании представленной проектной документации общество также не представило.
При изложенных обстоятельствах апелляционный суд соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в данном случае отсутствуют основания для удовлетворения заявленных требований.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 19 сентября 2017 года по делу N А41-56279/17 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции может быть обжаловано в порядке кассационного производства в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу.
Председательствующий |
Н.В. Марченкова |
Судьи |
П.А. Иевлев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-56279/2017
Истец: ОАО "Луховицы-Карьер"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ
Третье лицо: ДЕПАРТАМЕНТ ПО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЮ ПО ЦЕНТРАЛЬНОМУ ФЕДЕРАЛЬНОМУ ОКРУГУ