Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2018 г. N Ф06-32197/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
25 января 2018 г. |
А55-18608/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2018 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Поповой Е.Г., судей Корнилова А.Б., Бажана П.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кожуховой С.В.,
при участии:
от общества с ограниченной ответственностью "Альянс Медиа" - представитель не явился, извещен,
от Госавтоинспекции Управления МВД России по городу Самаре - представителя Лукьянова Д.А. (доверенность от 01.09.2017),
от Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара - представителя Красиковой С.Н. (доверенность от 20.11.2017 N 1-03/2-08-01/15005),
от ГКУ СО "Центр размещения рекламы" Министерства имущественных отношений Самарской области - представитель не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Альянс Медиа"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2017 года по делу N А55-18608/2017 (судья Якимова О.Н.),
по заявлению Госавтоинспекции Управления МВД России по городу Самаре, Самарская область, г. Самара,
к обществу с ограниченной ответственностью "Альянс Медиа", Самарская область, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Департамента городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара, ГКУ СО "Центр размещения рекламы" Министерства имущественных отношений Самарской области,
о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
Госавтоинспекция Управления МВД России по городу Самаре (далее - заявитель, административный орган) обратилась в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью "Альянс Медиа" (далее - ООО "Альянс Медиа", общество) к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
К участию в деле в качестве третьих лиц судом первой инстанции привлечены Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о.Самара, ГКУ СО "Центр размещения рекламы" Министерства имущественных отношений Самарской области (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Самарской области общество с ограниченной ответственностью "Альянс Медиа" привлечено к административной ответственности, предусмотренной ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с наложением административного штрафа в размере 250 000 рублей.
В апелляционной жалобе общество просит суд апелляционной инстанции отменить решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2017 года по делу N А55-18608/2017 и принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении заявленных требований административного органа отказать, указывая на существенные процессуальные нарушения, допущенные административным органом при производстве по делу об административном правонарушении, а также при обращении в арбитражный суд с заявлением о привлечении общества к административной ответственности.
В материалы дела поступили отзывы третьих лиц на апелляционную жалобу общества, в которых Департамент городского хозяйства и экологии г.о. Самара просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, а ГКУ СО "Центр размещения рекламы" указало на то, что рассматриваемый вопрос не относится к компетенции учреждения, в связи с чем просит рассмотреть жалобу в отсутствие своего представителя.
Представитель общества в судебное заседание апелляционного суда не явился, общество извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
Представители административного органа и третьего лица, Департамента городского хозяйства и экологии г.о. Самара, в судебном заседании апелляционного суда возражали против удовлетворения апелляционной жалобы общества, просили суд оставить без изменения решение суда первой инстанции от 23.11.2017.
Представитель ГКУ СО "Центр размещения рекламы" в судебное заседание апелляционного суда не явился, учреждение извещено надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие общества и третьего лица, надлежаще извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети 11 мая 2017 года государственным инспектором ДН ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре Лукьяновым Дмитрием Алексеевичем установлено:
в 10 часов 00 минут на Московском шоссе в районе здания литер "Д" корпус 43 выявлен факт размещения наружной рекламы - "Приезжай сегодня будем отмечать новоселье. СОКОЛ. Новый дон. 922-50-50" с контактным телефоном 922-50-50, на щитовой установке большого формата (4*12 м.) в нарушение требования ч. 9 ст. 19 ФЗ от 13 марта 2006 г. 38-ФЗ "О рекламе", а именно отсутствует разрешение от органов местного самоуправления Администрации городского округа Самара.
11.05.2017 года госинспектором ОДИ ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре старшим лейтенантом полиции Лукьяновым Д.А. была выявлена рекламная конструкция с размещенной на ней рекламной информацией "Строительной компании СОКОЛ-1", которая была зафиксирована посредством фотоаппарата, после чего составлен план-схема размещения рекламной конструкции (4 х 12 м) на Московском шоссе литер Д корпус 43 и вынесено определение N 63 ХА 144423 от 11.05.2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 14.37 КоАП РФ в отношении неустановленного юридического лица.
В рамках административного расследования было установлено, что на момент проверки на обозначенном рекламном щите находилась реклама Общества с ограниченной ответственностью "Строительная компания СОКОЛ-1".
26.05.2017 года была опрошена начальник юридического отдела ООО "СК СОКОЛ-1" Стариннова С.В., которая пояснила, что рекламная информация их организации размещалась на основании договора оказания услуг по размещению наружной рекламы между ООО "СК СОКОЛ-1" и ООО "Медиа-Групп".
31.05.2017 года был опрошен заместитель директора ООО "СК СОКОЛ-1" - Полькин С.Н.
08.06.2017 года от государственного инспектора ОДИ ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре старшего лейтенанта полиции Лукьяновым Д.А. на имя начальника ОГИБДД УМВД России по г. Самаре подполковника полиции Карпочева А.С. поступило ходатайство, содержащее вопрос о продлении сроков административного расследования до 2-х по вынесенному определению от 11.05.2017 года о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования по ст. 14.37 КоАП РФ, в связи с тем, что для полного, всестороннего и законного рассмотрения обстоятельств, в связи с необходимостью установления виновного юридического лица, осуществляющего незаконное размещение рекламной информации на рекламной конструкции N 5.
08.06.2017 года начальник ОГИБДД УМВД России по г. Самаре подполковник полиции Карпочев А.С. определил: продлить срок проведения административного расследования до 2-х месяцев, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.37 КоАП РФ, возбужденного в отношении: неустановленного юридического лица, в связи с необходимостью установления юридического лица, осуществляющего незаконное размещение рекламной информации на рекламной конструкции.
15.06.2017 года была опрошена генеральный директор ООО "Медиа-Групп", которая пояснила, что реклама ООО "СК СОКОЛ-1" размещалась ООО "АЛЬЯНС МЕДИА".
08.06.2017 года был опрошен заместитель директора ООО Группа компаний "Анион" - Чиликин Павел Юрьевич.
20.06.2017 года был опрошен директор ООО "Деп-П" - Петровский Алексей Анатольевич.
Вместе с тем, из договора субаренды земельных участков между ООО "Деп-П" и ООО "АЛЬЯНС МЕДИА" следует, что последние устанавливают металлоконструкции на субарендуемой земле в целях размещения рекламно-информационного материала.
13.06.2017 года в адрес ГКУ Самарской области "Центр размещения рекламы" направлено определение об истребований сведений о предоставлении информации по наличию разрешений на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, расположенных в районе здания литер Д корпус 43 по Московскому шоссе.
30.06.2017 года поступил ответ из Департамента городского хозяйства и экологии о том, что на рекламные конструкции, расположенных в районе здания литер Д корпус 43 по Московскому шоссе разрешения не выдавались.
Таким образом, общество с ограниченной ответственностью "АЛЬЯНС МЕДИА" допустило установку и (или) эксплуатацию рекламной конструкции без предусмотренного законодательством Российской Федерации разрешения, выдаваемого органом местного самоуправления - в данном случае Администрацией городского округа Самара.
05.07.2017 года в адрес ООО "АЛЬЯНС МЕДИА" было направлено письмо содержащее информацию, о прибытии 10.07.2017 года к 14 часам 00 мин. по адресу г Самара, улица Ставропольская 120, 3 этаж, 7 каб., законного представителя ООО "АЛЬЯНС МЕДИА", для составления административного протокола в отношении юридического лица в порядке ст. 14.37 КоАП РФ по факту эксплуатации щитовой установки большого формата (4* 12 м.) на которой была размещена реклама по адресу: г. Самара, Московское шоссе, в районе здания литер Д корпус 43 в нарушение требований ГОСТ Р 522044-2003 и ФЗ "О рекламе".
В целях привлечения лица ответственного за выявленное правонарушение государственным инспектором ОДИ ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре капитаном полиции Лукьяновым Дмитрием Алексеевичем в отношении юридического лица ООО "АЛЬЯНС МЕДИА" в лице директора Рулевой Татьяны Николаевны, улица Стара Загора, дом N 29 "А", офис 105, г. Самара, 443081, составлен административный протокол N 63 АА 368835, по ст. 14.37 КоАП РФ.
В обоснование возражений ООО "Альянс Медиа", ссылаясь на нарушения административным органом норм административного законодательства - ст. ст. 25.6, 26.3, 28.7 КоАП РФ, связанные с нарушением опроса лиц, которым не разъяснены их права и не указано, в качестве кого эти лица опрошены, обращает внимание на отсутствие в материалах дела утвержденной в установленном порядке схемы места совершения административного правонарушения, на подписание заявления в арбитражный суд лицом, полномочия которого не подтверждены.
Доводы ООО "Альянс Медиа" обоснованно отклонены судом первой инстанции по следующим основаниям.
Согласно ст. 14.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции без предусмотренного законодательством разрешения на ее установку и эксплуатацию, а равно установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 11.21 настоящего Кодекса, влекут наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.
Объективной стороной состава административного правонарушения по статье 14.37 КоАП РФ является установка и (или) эксплуатация конструкции, являющейся рекламной, в отсутствие предусмотренного законодательством разрешения на ее установку; либо установка и (или) эксплуатация рекламной конструкции с нарушением требований технического регламента, либо установка и (или) эксплуатация одновременно в отсутствие разрешения и с нарушением требований технического регламента.
Согласно статьи 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 9 статьи 19 Закона установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
Согласно пункту 17 статьи 19 названного Закона разрешение выдается органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа на каждую рекламную конструкцию на срок действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В разрешении указываются владелец рекламной конструкции, собственник земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединена рекламная конструкция, тип рекламной конструкции, площадь ее информационного поля, место установки рекламной конструкции, срок действия разрешения, орган, выдавший разрешение, номер и дата его выдачи, иные сведения.
Согласно пункту 1 статьи 19 Закона владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) определяется в указанной норме как собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
Субъектами указанных в статье 14.37 КоАП РФ административных правонарушениях являются физические лица, юридические лица и должностные лица, а именно: рекламораспространители - владельцы рекламных конструкций, их законные, уполномоченные представители или работники.
Согласно договору N 34 от 17.11.2016, заключенному между ООО "Альянс Медиа" (исполнитель) и ООО "Строительная компания СОКОЛ-1" (заказчик), именно ООО "Альянс Медиа" выполняет комплекс работ и услуг по размещению рекламно-информационных материалов (РИМ) заказчика на согласованных сторонами объектах наружной рекламы на территории г.о. Самара на рекламоносителе: рекламный щит городского стандарта 4х12 кв. м по адресу: Московское шоссе - СКАЛА N 3 сторона А, Московское шоссе - СКАЛА N 2 сторона А.
Размещенная обществом информация с учетом размера информационного полотна, художественного оформления, носит рекламный характер, адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему.
В нарушение требований Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ эксплуатация конструкции, являющейся рекламной, осуществлялась ООО "Альянс Медиа" как рекламораспространителем без соответствующего разрешения, что подтверждается Департаментом городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самара, Администрацией г.о. Самара в судебном заседании.
Данные обстоятельства свидетельствуют о наличии в действиях ООО "Альянс Медиа" состава вмененного ему административного правонарушения.
Статья 27.8 КоАП РФ, предусматривающая составление протокола осмотра при осмотре принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов, в данном случае не подлежит применению, поскольку заявителем составлен акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) в ходе проведения повседневного надзора за состоянием улично-дорожной сети.
Согласно статьи 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела (часть 1); эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (часть 2).
Тем самым, акт выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы) и приложенные к нему фотоматериалы и план-схема могут рассматриваться как иные документы, упомянутые в статье 26.2 КоАП РФ. При этом приложенные к акту фотоматериалы с объективностью подтверждает изложенные в акте обстоятельства. Как иные документы, упомянутые в статье 26.2 КоАП РФ, могут рассматриваться и опросы.
Требования к порядку привлечения к административной ответственности проверены судом и признаны соблюденными, существенных нарушений судом не установлено с учетом того, что существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Исходя из изложенного, факт административного правонарушения материалами дела подтверждается.
ООО "Альянс Медиа" не приняты все зависящие от него меры по соблюдению установленных норм закона, не проявлена должная осмотрительность и осторожность.
В силу положений п. 3.2. ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания судом приняты во внимание исключительные обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения и отсутствие документально подтвержденных негативных последствий, наказание назначено судом первой инстанции в виде административного штрафа в размере 250 000 рублей.
Положения ст. 4.1.1 КоАП РФ "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением" в рассматриваемом случае применению не подлежат в связи с отсутствием совокупности условий и обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 и ст. 4.1.1 КоАП РФ.
Заявление о привлечении к административной ответственности подписано старшим государственным инспектором ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре Лукьяновым Д.А. - должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушении, что соответствует требованиям ч. 2 ст. 202 АПК РФ.
Принимая во внимание вышеизложенное, яобщество правомерно привлечено судом первой инстанции к административной ответственности с наложением штрафа в размере 250000 рублей.
Доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают обстоятельств, установленных судом и сделанных им выводов, и подлежат отклонению.
Указание общества о том, что к заявлению административный орган не приложил соответствующие документы (доверенности, приказы и т.п.), подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление, отклоняется. Старший государственный инспектор ОГИБДД Управления МВД России по городу Самаре Лукьянов Д.А., подписавший заявление в арбитражный суд, составил протокол об административном правонарушении, что входит в его полномочия, в связи с чем, на основании ч.2 ст.202 АПК РФ он вправе подписать заявление о привлечении правонарушителя к административной ответственности и направить его в суд.
Кроме того, полномочия указанного лица на подписание и предъявление заявления в суд подтверждены также доверенностью от 19.12.2016 года.
Ссылка общества на то, что представленные административным органом копии документов не заверены надлежащим образом, необоснованна, так как в материалы дела представлены подлинные документы (протокол об административном правонарушении, определение о возбуждении дела об административном правонарушении). Копии фотографий, хотя и не заверены подписями должностного лица, содержат оттиск печати ОГИБДД. Однако в материалы дела представлены и иные доказательства, подтверждающие факт совершения обществом правонарушения.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не было установлено техническое средство фиксации фотографий, подлежит отклонению. В силу ч.2 ст.26.7 КоАП РФ документы могут содержать сведения, зафиксированные как в письменной, так и в иной форме. К документам относятся материалы фото- и киносъемки, звуко- и видеозаписи, информационных баз и банков данных и иные носители информации. Таким образом, указанные документы отнесены Кодексом к доказательствам. Отсутствие на фотографиях указания на вид примененного для фотосъемки технического средства само по себе не свидетельствует о недостоверности полученных доказательств. Сведения, отраженные на указанных фотографиях, Обществом не опровергнуты
Доводы апелляционной жалобы о недоказанности совершения административного правонарушения ООО "Альянс Медиа" несостоятельны, опровергаются материалами дела.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела, основаны на правильном применении норм права и согласуются с позицией, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Поволжского округа от 26.09.2017 по делу N А55-1677/2017, от 21.09.2017 по делу N А55-1678/2017, постановлениях Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2018 по делу NА55-17848/2017, от 18.01.2018 по делу NА55-18609/2017.
Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 23 ноября 2017 года по делу N А55-18608/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.Г. Попова |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-18608/2017
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2018 г. N Ф06-32197/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Госавтоинспекция Управления МВД России по городу Самаре
Ответчик: ООО "Альянс Медиа"
Третье лицо: ГКУ СО "Центр размещения рекламы" Министерства имущественных отношений Самарской области, Департамент городского хозяйства и экологии Администрации г.о. Самары