г. Чита |
|
26 января 2018 г. |
дело N А10-6784/2016 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2018 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Сидоренко В.А.,
судей Желтоухова Е.В., Басаева Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Савиной Л.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Читаэнергосбыт" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2017 года по делу N А10-6784/2016 по заявлению акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430, адрес: 672039, Забайкальский край, г. Чита, ул. Бабушкина, д. 38) к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073) о признании незаконным и отмене предписания от 19 октября 2016 года N 583/16-П,
(суд первой инстанции: судья Кушнарева Н.П.),
при участии в судебном заседании:
от акционерного общества "Читаэнергосбыт" - Снегирева А.Е. - представителя по доверенности от 29.12.2017,
от Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора - не явился, извещена,
установил:
акционерное общество "Читаэнергосбыт" (далее также - заявитель, АО "Читаэнергосбыт" или общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия к Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (далее также - Служба) с заявлением о признании недействительным и отмене предписания от 19 октября 2016 года N 583/16-П.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2017 года в удовлетворении заявленных требований отказано полностью. Суд первой инстанции пришёл к выводу о соответствии оспариваемого предписания действующему законодательству Российской Федерации и отсутствии нарушения прав и законных интересов заявителя.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции установил, что с июня 2014 по июнь 2015 года общество начисляло плату за общедомовые нужды по электрической энергии потребителям многоквартирного дома по адресу: с. Ильинка, ул. Октябрьская 198 по формуле 15 приложения N 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354 (далее - Правила N 354), определяющей порядок расчетов такой платы в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета.
При доначислении платы на общедомовые нужды в период с июня 2014 года по июнь 2015 года показания общедомового прибора учета электрической энергии, расположенного в указанном многоквартирном доме общество ежемесячно не снимало, а использовало сведения, представленные сетевой организацией ОАО "МРСК Сибири".
В платежных документах за июнь 2016 года, предъявленных жильцам указанного дома, отсутствуют сведения об основании перерасчета платы за коммунальные услуги, что указывает на нарушение порядка доначисления платы за электрическую энергию на общедомовые нужды.
С учётом того, что на правовые отношения, связанные с предоставлением коммунальных услуг и их оплате, распространяется законодательство о защите прав потребителей, суд считает, что перерасчет платы за коммунальные услуги будет являться законным только тогда, когда имеются соответствующие основания и исполнителем соблюден порядок такого перерасчета, предусматривающий доведение до сведения потребителей полной информации об основаниях такого перерасчета.
Не согласившись с указанным решением, общество обжаловало его в апелляционном порядке. Заявитель апелляционной жалобы ставит вопрос об отмене решения суда первой инстанции как незаконного и необоснованного, как принятого при несоответствии выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела и неправильном применении норм материального права.
В судебном заседании представитель заявителя поддержал доводы апелляционной жалобы.
Служба отзыв на апелляционную жалобу не представила.
О месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом в порядке, предусмотренном главой 12 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), что подтверждается почтовыми уведомлениями, а также отчетом о публикации на официальном сайте Федеральных Арбитражных судов Российской Федерации в сети "Интернет" (www.arbitr.ru) определения о принятии апелляционной жалобы к производству, однако Служба явку своего представителя не обеспечила.
В соответствии с частью 2 статьи 200 АПК РФ неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 17 января 2018 года был объявлен перерыв до 09 часов 30 минут 19 января 2018 года. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Четвертого арбитражного апелляционного суда в сети Интернет.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, проанализировав доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя общества, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм процессуального и материального права, пришел к следующим выводам.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, 30 декабря 2005 года акционерное общество "Читаэнергосбыт" зарегистрировано в качестве юридического лица (т. 1, л. д. 23).
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 08 мая 2014 года N 252 статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности гарантирующего поставщика ОАО "МРСК Сибири" на территории Республики Бурятия с 01 июня 2014 года присвоен ОАО "Читаэнергосбыт".
11 августа 2016 года в Службу поступило обращение жильцов дома N 198 по ул. Октябрьской с. Ильинка Прибайкальского района Республики Бурятия о несогласии с начислением платы за электрическую энергию на общедомовые нужды (т. 2, л.д. 57-60).
16 сентября 2016 года руководителем Службы с целью проверки доводов, изложенных в обращении, издано распоряжение о проведении внеплановой документарной проверки в отношении АО "Читаэнергосбыт". Лицом, уполномоченным для проведения проверки, назначен главный специалист Службы Иванова И.Б. Срок проверки определен с 22 сентября по 19 октября 2016 года (т.2, л.д. 63-64). Распоряжение о проведении проверки направлено в адрес Общества факсимильной связью и получено 20 сентября 2016 года (т.2, л.д.65).
19 октября 2016 года по результатам проверки составлен акт, согласно которому выявлено нарушение обществом пунктов 31, 37, 56, 59, 61, 67, 69 Правил N 354, статей 155 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, выразившееся в доначислении платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды жильцам многоквартирного дома по адресу: с. Ильинка, ул. Октябрьская 198 в сентябре, ноябре 2015 года за июнь-декабрь 2014 года и в июне 2016 года за январь-июнь 2015 года (т. 2, л.д.71-79).
В тот же день главным специалистом отдела по жилищному надзору Службы выдано предписание N 583/16-П (с учетом исправления технической ошибки) об устранении названных нарушений, которым на АО "Читаэнергосбыт" возложена обязанность в срок до 21 ноября 2016 года произвести перерасчет собственникам помещений многоквартирного дома по указанному адресу начисленной платы за общедомовые нужды по электрической энергии с июня 2014 года по июнь 2015 года (т. 2, л. д. 80, 151).
Заявитель, полагая, что указанное предписание не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд апелляционной инстанции находит вывод суда первой инстанции о законности обжалуемого предписания ошибочными, исходя из следующего.
Пределы судебного разбирательства при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов и должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, установлены частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2 статьи 201 АПК РФ).
Согласно пункту 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 1 июля 1996 года N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением Гражданского кодекса Российской Федерации" основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции полагает, что требования заявителя могут быть удовлетворены только в том случае, если будут установлены следующие обстоятельства:
1) несоответствие оспариваемого предписания закону или иному нормативному правовому акту;
2) нарушение прав и законных интересов заявителя этим предписанием.
При отсутствии хотя бы одного из данных обстоятельств, требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что основанием для проведения Службой проверки общества послужило обращение жильцов дома N 198 по ул. Октябрьской с. Ильинка Прибайкальского района Республики Бурятия о несогласии с начислением платы за электрическую энергию на общедомовые нужды.
Частью 1 статьи 153 Жилищного кодекса Российской Федерации в редакции проверяемого периода было установлено, что граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В соответствии с частью 2 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
1) плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
2) взнос на капитальный ремонт;
3) плату за коммунальные услуги.
Плата за коммунальные услуги включает в себя плату за горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления) (часть 4).
Согласно части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг (в том числе нормативов накопления твердых коммунальных отходов), утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе.
Правила N 354 регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, порядок заключения договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг, порядок определения размера платы за коммунальные услуги с использованием приборов учета и при их отсутствии, порядок перерасчета размера платы за отдельные виды коммунальных услуг в период временного отсутствия граждан в занимаемом жилом помещении, порядок изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, определяют основания и порядок приостановления или ограничения предоставления коммунальных услуг, а также регламентируют вопросы, связанные с наступлением ответственности исполнителей и потребителей коммунальных услуг (пункт 1).
Согласно пункту 2 Правил N 354 под "исполнителем" понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, предоставляющие потребителю коммунальные услуги; под "коммунальными услугами" - осуществление деятельности исполнителя по подаче потребителям любого коммунального ресурса в отдельности или 2 и более из них в любом сочетании с целью обеспечения благоприятных и безопасных условий использования жилых, нежилых помещений, общего имущества в многоквартирном доме, а также земельных участков и расположенных на них жилых домов (домовладений); под "коммунальными ресурсами" - холодная вода, горячая вода, электрическая энергия, газ, тепловая энергия теплоноситель в виде горячей воды в открытых системах теплоснабжения (горячего водоснабжения), бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, используемые для предоставления коммунальных услуг.
Из содержания пунктов 8 - 10 Правил N 354 следует, что ресурсоснабжающая организация при наличии оснований, предусмотренных пунктом 17 Правил, вправе выступать в качестве исполнителя коммунальных услуг и предоставлять потребителям коммунальные услуги.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что общество с июня 2014 года выступает в качестве исполнителя коммунальных услуг, предоставляя электрическую энергию собственникам помещений многоквартирного жилого дома по адресу: с. Ильинка, ул. Октябрьская 198, на основании договоров.
Наличие у АО "Читаэнергосбыт" статуса исполнителя коммунальной услуги по энергоснабжению подтверждается актом проверки и лицами, участвующими в деле, не оспаривается.
Способ управления многоквартирным домом жильцами не выбран.
Оспариваемым предписанием на общество с целью устранения нарушений пунктов 31, 37, 56, 59, 61, 67, 69 Правил N 354, статей 155, 157 Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность произвести перерасчет собственникам помещений многоквартирного дома по указанному адресу начисленной платы за общедомовые нужды по электрической энергии с июня 2014 года по июнь 2015 года.
Согласно пункту 40 Правил N 354 потребитель коммунальных услуг в многоквартирном доме (за исключением коммунальной услуги по отоплению) вне зависимости от выбранного способа управления многоквартирным домом в составе платы за коммунальные услуги отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или в нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребляемые в процессе использования общего имущества в многоквартирном доме.
Пунктом 44 Правил N 354 предусмотрено, что размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
Согласно пункту 10 Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, для i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения согласно пунктам 44 - 48 Правил определяется по формуле 10:
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме и приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение;
- тариф на соответствующий коммунальный ресурс, установленный в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Пунктом 13 Приложения N 2 к Правилам N 354 установлено, что приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество), в том числе электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, определяется по формуле 12 приложения N 2 Правил N 354.
,
где:
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в многоквартирном доме, определенный по показаниям коллективного (общедомового) прибора учета коммунального ресурса. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в u-м нежилом помещении, определенный в соответствии с пунктом 43 Правил;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в v-м жилом помещении (квартире), не оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета;
- объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта;
- определяемый в соответствии с пунктом 54 Правил объем соответствующего вида коммунального ресурса (электрическая энергия, газ), использованный за расчетный период исполнителем при производстве коммунальной услуги по отоплению и (или) горячему водоснабжению (при отсутствии централизованного теплоснабжения и (или) горячего водоснабжения), который кроме этого также был использован исполнителем в целях предоставления потребителям коммунальной услуги по электроснабжению и (или) газоснабжению;
- общая площадь i-го жилого помещения (квартиры) или нежилого помещения в многоквартирном доме;
- общая площадь всех жилых помещений (квартир) и нежилых помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 17 Приложения N 2 к Правилам N 354 приходящийся на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объем (количество) коммунального ресурса (холодная вода, горячая вода, газ, сточные бытовые воды, электрическая энергия), предоставленного на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, не оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, определяется по формуле 15:
,
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в том числе из акта проверки от 19.10.2016, с июня 2014 по июнь 2015 года общество начисляло плату за общедомовые нужды по электрической энергии потребителям указанного дома по формуле 15 приложения N 2 к Правилам, определяющей порядок расчетов такой платы в многоквартирном доме, не оборудованном общедомовым прибором учета.
С июля 2015 года начисление платы за общедомовые нужды по электрической энергии АО "Читаэнергосбыт" производит на основании формулы 12 приложения N 2 к Правилам N 354, определяющей порядок расчетов такой платы в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета.
Вместе с тем, с июня 2014 года многоквартирный жилой дом по адресу: с. Ильинка, ул. Октябрьская 198 оборудован общедомовым прибором учета электрической энергии, что подтверждается актами допуска приборов учета электрической энергии в эксплуатацию (т. 1, 9 л.д. 98, т. 2, л.д. 96-98).
Следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, с июня 2014 года начисление платы за общедомовые нужды по электрической энергии должно было производиться по формуле 12 приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно акту проверки от 19.10.2016 АО "Читаэнергосбыт" произвело перерасчет (доначисление) в сентябре, ноябре 2015 года и июне 2016 года за предыдущие расчетные периоды по формуле 12 приложения N 2 к Правилам N 354 (абзац 3 страницы 2).
Произведенные перерасчеты не соответствуют требованиям действующего законодательства, так как общество неправомерно произвело доначисление по формуле N 12 приложения N 2 к Правилам N 354 (абзацы 2 и 13 страницы 3).
Согласно информации АО "Читаэнергосбыт" договор энергоснабжения с АО "Читаэнергосбыт" по адресу: Прибайкальский район, с. Ильинка, ул. Октябрьская, д. 198 заключен с 48 потребителями, из низ 48 абонентов обслуживаются по индивидуальным приборам учета (абзац 6 страницы 5).
Вместе с тем, АО "Читаэнергосбыт" производило доначисления по формуле 12 приложения N 2 к Правилам N 354, где обязательной составляющей являются показания всех индивидуальных приборов учета. Обоснования произведенных расчетов по начислению платы на общедомовые нужды нет (абзац 6 страницы 5).
Для расчета по формуле N 12 необходимо установить показания, а в противном случае - данные (заявления, обращения) об отсутствии потребителей в тех квартирах, по которым нет сведений об энергопотреблении. В ходе проверки данные сведения не представлены (абзац 6 страницы 7).
В отсутствие этих данных показания общедомового прибора потребления электрической энергии не могут быть достоверными (абзац 7 страницы 7).
Таким образом, потребленная электроэнергия в квартирах, где отсутствуют показания приборов учета, включена в размер платы на общедомовые нужды, что является недопустимым (абзац 8 страницы 7).
Оценив установленные Службой в ходе проверки и зафиксированные в акте проверки от 19.10.2016 обстоятельства о неправомерном доначислении платы за электроэнергию на общедомовые нужды по адресу: Прибайкальский район, с. Ильинка, ул. Октябрьская, д. 198, суд апелляционной инстанции установил, что вывод Службы о включении обществом в размер платы на общедомовые нужды платы за потребленную электроэнергию в квартирах, где отсутствуют показания приборов учета, основан на предположении, исходя лишь из того, что сведения об энергопотреблении в таких квартирах не представлены обществом.
Как указывалось выше, в рассматриваемом случае общество в силу приведенных норм Жилищного кодекса Российской Федерации и Правил N 354 начисление платы за общедомовые нужды по электрической энергии должно производить на основании формулы 12 приложения N 2 к Правилам N 354.
При определении приходящегося на i-е жилое помещение (квартиру) или нежилое помещение объема (количества) электрической энергии, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета соответствующего вида коммунального ресурса, по формуле 12 устанавливается в том числе - объем (количество) коммунального ресурса, потребленный за расчетный период в w-м жилом помещении (квартире), оснащенном индивидуальным или общим (квартирным) прибором учета коммунального ресурса, определенный по показаниям такого прибора учета. В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил, для расчета размера платы за коммунальные услуги используется объем (количество) коммунального ресурса, определенный в соответствии с положениями указанного пункта.
В случаях, предусмотренных пунктом 59 Правил N 354, в том числе в случае непредставления потребителем показаний индивидуального, общего (квартирного), комнатного прибора учета за расчетный период в сроки, установленные настоящими Правилами, или договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, или решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (подпункт "б"), плата за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, определяется исходя из рассчитанного среднемесячного объема потребления коммунального ресурса потребителем, определенного по показаниям индивидуального или общего (квартирного) прибора учета за период не менее 6 месяцев, а если период работы прибора учета составил меньше 6 месяцев, - то за фактический период работы прибора учета, но не менее 3 месяцев.
Вместе с тем, Службой в ходе проверки случаи, предусмотренные пунктом 59 Правил N 354, для определения платы за коммунальную услугу, предоставленную потребителю в жилом или нежилом помещении за расчетный период, не выявлены и, как следствие неверность начисления платы за общедомовые нужды по электрической энергии не проверена и не установлена.
Кроме того, в качестве характеристики нарушений, как в акте проверки, так и в оспариваемом предписании со ссылкой на пункты 31, 37, 56, 59, 61, 67, 69 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 мая 2011 года N 354, статьи 155 и 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, указано на доначисление платы за коммунальные ресурсы на общедомовые нужды жильцам многоквартирного дома по адресу: с. Ильинка, ул. Октябрьская 198 в сентябре, ноябре 2015 года за июнь-декабрь 2014 года и в июне 2016 года за январь-июнь 2015 года.
В чем конкретно выражено нарушение Служба не указывает.
В качестве устранения нарушений оспариваемое предписание содержит общее указание о перерасчете собственникам помещений многоквартирного дома по указанному адресу начисленной платы за общедомовые нужды по электрической энергии с июня 2014 года по июнь 2015 года, без обязания совершить определенные и конкретные действия.
Вместе с тем, предписание как ненормативный правовой акт, содержащее законные требования, должно быть реально исполнимо и содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения. При этом содержащиеся в предписании формулировки должны исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами.
Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Предписание может содержать, как указание на устранение выявленных нарушений с указанием сроков их устранения, так и (или) на проведение мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде и так далее.
В рассматриваемом случае, формулировка оспариваемого предписания, исходя из принципа конкретности и исполнимости, не позволяет сделать вывод о том, какие действия при перерасчете начисленной платы за общедомовые нужды по электрической энергии с июня 2014 года по июнь 2015 года, учитывая, что такой перерасчет уже произведен обществом в сентябре, ноябре 2015 года и в июне 2016 года, должно совершить общество.
Конкретный перечень действий, которые заявитель должен совершить, оспариваемое предписание не содержит.
В силу указанных обстоятельств с учетом приведенных норм права суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что Службой не доказана неправомерность произведенного обществом перерасчета собственникам помещений многоквартирного дома по адресу: с. Ильинка, ул. Октябрьская 198 платы за общедомовые нужды по электрической энергии с июня 2014 года по июнь 2015 года.
При таких обстоятельствах даже при возможном нарушении обществом порядка перерасчета платы за общедомовые нужды по электрической энергии с июня 2014 года по июнь 2015 года оспариваемое предписание не соответствует закону и нарушает права и законные интересы общества, незаконно возлагая на него обязанности по устранению выявленных нарушений.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
При указанных фактических обстоятельствах и правовом регулировании суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции с принятием по делу нового судебного акта об удовлетворении заявленных обществом требований.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 26 сентября 2017 года по делу N А10-6784/2016 отменить, принять по делу новый судебный акт.
Предписание Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073) от 19 октября 2016 года N 583/16-П признать недействительным, как не соответствующее Жилищному кодексу Российской Федерации.
Республиканской службе государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, адрес (место нахождения): 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, д. 35) устранить допущенные нарушения прав и законных интересов акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430).
Взыскать с Республиканской службы государственного строительного и жилищного надзора (ОГРН 1150327025386, ИНН 0326543073, адрес (место нахождения): 670034, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Красноармейская, д. 35) в пользу акционерного общества "Читаэнергосбыт" (ОГРН 1057536132323, ИНН 7536066430) расходы по уплате государственной пошлины в размере 4 500 рублей.
Суду первой инстанции выдать исполнительные листы.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев в кассационном порядке в Арбитражный суд Восточно-Сибирского округа путем подачи жалобы через принявший решение в первой инстанции арбитражный суд..
Председательствующий судья |
Сидоренко В.А. |
Судьи |
Желтоухов Е.В. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-6784/2016
Истец: АО Читаэнергосбыт
Ответчик: Республиканская служба государственного строительного и жилищного надзора