Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 мая 2018 г. N Ф10-1416/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Воронеж |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А48-5215/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 января 2018 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ольшанской Н.А.,
судей Михайловой Т.Л.,
Осиповой М.Б.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бауман Л.В.,
при участии путем использования системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Орловской области:
от Акционерного общества "Орелмасло": Жуковой Л.А., доверенность N 50 от 17.11.2017; Мелентьевой О.Р., доверенность N 16 от 24.10.2017,
от Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу: Марченко И.Э., доверенность от 17.01.2018,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Акционерного общества "Орелмасло" на решение Арбитражного суда Орловской области от 07.11.2017 по делу N А48-5215/2017 (судья Жернов А.А.), принятое по заявлению Акционерного общества "Орелмасло" (ОГРН 1025700775297, ИНН 5752002910) к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (ОГРН 1125742000020, ИНН 5752077778) о признании недействительным решения от 31.01.2017 N 17-28/06 в редакции решения УФНС России по Орловской области от 12.04.2017 N 95,
УСТАНОВИЛ:
Акционерное общество "Орелмасло" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Орловской области с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее - Инспекция, налоговый орган) о признании незаконным решения от 31.01.2017 N 17-28/06 "О привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, предусмотренное Налоговым кодексом Российской Федерации (за исключением налогового правонарушения, дело о выявлении которого рассматривается в порядке, установленном статьей 101 Налогового кодекса Российской Федерации)" в редакции, измененной решением УФНС по Орловской области N 95 от 12.04.2017, в части привлечения АО "Орелмасло" к ответственности в виде штрафа в сумме 4600 руб.
Решением Арбитражного суда Орловской области от 07.11.2017 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Общество, не согласившись с состоявшимся судебным актом, обратилось с настоящей апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы АО "Орелмасло" ссылается, что запрашиваемые налоговым органом документы являются сводными или аналитическими документами бухгалтерского учета, которые формируются на основании первичных документов и не являются основанием для исчисления налога, истребование у Общества спорных сведений в виде сводных или аналитических учетных документов ведет, по мнению АО "Орелмасло", к нарушению его прав путем обязания формировать и изготавливать документы, представление которых законодательством не предусмотрено.
Общество ссылается, что налогоплательщик не может быть привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. По мнению Общества, налоговым органом не доказано наличие у АО "Орелмасло" истребуемых документов. Общество ссылается, что на момент получения требования, данные документы Обществом не формировались.
Также в обоснование апелляционной жалобы Общество ссылается, что запрашиваемые документы предоставлялись им в налоговый орган ранее.
В представленном отзыве налоговый орган возражает против доводов апелляционной жалобы, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу Общества - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Как следует из материалов дела, в ходе проведения выездной налоговой проверки АО "Орелмасло" Инспекцией в рамках ст. 93 НК РФ в адрес Общества выставлено требование о предоставлении документов (информации) от 23.11.2016 N 17-10/15/08, которое получено АО "Орелмасло" 23.11.2016.
Поскольку в установленный указанным требованием срок истребованные документы АО "Орелмасло" в полном объеме не представлены, Инспекцией составлен акт от 20.12.2016 N 17-28/05 об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налогового кодекса Российской Федерации налоговых правонарушениях, по результатам рассмотрения которого, Инспекцией вынесено решение N 17-28/06 от 31.01.2017 о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 126 НК РФ, в виде штрафа в размере 5800 руб. за непредставление по требованию 29 документов.
Решением УФНС России по Орловской области от 12.04.2017 N 95 апелляционная жалоба Общества на решение N 17-28/06 от 31.01.2017 удовлетворена частично, оспариваемое решение Инспекции отменено в части привлечения АО "Орелмасло" к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ в сумме штрафа 1200 руб.
Не согласившись с решением Инспекции, Общество обратилось в Арбитражный суд Орловской области с соответствующим заявлением.
Суд первой инстанции, оценив представленные доказательства, отказал в удовлетворении заявленных требований. Апелляционный суд не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, исходя из следующего.
В соответствии с подпунктами 3 и 5 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", за исключением случаев, когда организация в соответствии с указанным Федеральным законом не обязана вести бухгалтерский учет или освобождена от ведения бухгалтерского учета.
Налоговые органы согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 31 НК РФ вправе требовать от налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента документы, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов, сборов.
Указанному правомочию налогового органа корреспондирует обязанность налогоплательщика предоставлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях и в порядке, предусмотренных Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов (подпункт 6 пункта 1 статьи 23 НК РФ).
В соответствии со статьей 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа. Предметом выездной налоговой проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
В соответствии с пунктом 12 статьи 89 НК РФ при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном статьей 93 настоящего Кодекса.
В силу пункта 1 статьи 93 Кодекса должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
Из пункта 5.1 письма ФНС России от 25.07.2013 N АС-4-2/13622 следует, что в ходе проведения налоговой проверки проверяются, анализируются, сопоставляются и оцениваются документы и информация, имеющие значение для формирования выводов о правильности исчисления, удержания и уплаты (перечисления) налогов и сборов, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.
Следовательно, при проведении налоговой проверки налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностным лицам налоговых органов, проводящих налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.
Отказ проверяемого лица от представления запрашиваемых документов или непредставление их в установленный срок в силу пункта 4 статьи 93 НК РФ признаются налоговым правонарушением и влекут ответственность, предусмотренную статьей 126 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 126 НК РФ непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных настоящим Кодексом и иными актами законодательства о налогах и сборах, если такое деяние не содержит признаков налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 119, 129.4 и 129.6 настоящего Кодекса, а также пунктами 1.1 и 1.2 настоящей статьи влечет взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ.
Как установлено судом первой инстанции по материалам дела, АО "Орелмасло" привлечено к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ в виде взыскания штрафа в размере 4600 руб. за непредставление налоговому органу в установленный требованием от 23.11.2016 N 17-10/15/08 срок запрошенных при проведении выездной налоговой проверки 23 документов (с учетом решения УФНС России по Орловской области от 12.04.2017 N 95): карточка субсчета 19-01 "Операции, облагаемые НДС"; оборотно-сальдовая ведомость субсчета 19-01 "Операции, облагаемые НДС"; карточка субсчета 19-02 "НДС по приобретенным нематериальным активам"; оборотно-сальдовая ведомость субсчета 19-02 "НДС по приобретенным нематериальным активам"; карточка субсчета 19-03 "НДС по приобретенным МПЗ"; оборотно-сальдовая ведомость субсчета 19-03 "НДС по приобретенным МПЗ"; карточка субсчета 19-08 "НДС при строительстве ОС"; оборотно-сальдовая ведомость субсчета 19-08 "НДС при строительстве ОС"; налоговый регистр по счету 01.1 "Основные средства"; карточка счета 01.1 "Основные средства"; оборотно-сальдовая ведомость счета 01.1 "Основные средства"; карточка счета 02.1 "Амортизация ОС" (помесячно); оборотно-сальдовая ведомость счета 02.1 "Амортизация ОС"; налоговый регистр счета 08.4 "Приобретение отдельных объектов ОС"; карточка счета 08.4 "Приобретение отдельных объектов ОС"; оборотно-сальдовая ведомость счета 08.4 "Приобретение отдельных объектов ОС"; карточка счета 10 "Материалы"; оборотно-сальдовая ведомость счета 10 "Материалы"; налоговый регистр по счету 90.1.1 "Продажи" (по видам продукции); налоговый регистр по счету 91 "Прочие доходы и расходы"; оборотно-сальдовая ведомость по счету 60 (в разрезе поставщиков): оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 (в разрезе покупателей); оборотно-сальдовая ведомость по всем счетам бухгалтерского учета за 2014 год.
Как установил суд первой инстанции, предметом выездной налоговой проверки АО "Орелмасло" является правильность исчисления и своевременность уплаты налогов за 2014 год. Истребуемые документы были необходимы Инспекции для проведения контрольных мероприятий.
Согласно учетной политике для целей налогообложении на 2014 год, утвержденной Приказом от 31.12.2013, налоговый учет в АО "Орелмасло" ведется с использованием программы 1С:Предприятие. Подтверждением данных налогового учета являются: первичные документы; аналитические регистры налогового учета; расчет налоговой базы производится нарастающим итогом с начала года на основании данных регистров налогового учета, сформированных на базе регистров бухгалтерского учета и регистров налогового учета, предусмотренных в программе "1С:Предприятие".
Пунктом 39 указанной учетной политики предусмотрено, что налоговый учет по НДС организовывается на основе регистров бухгалтерского учета". В пункте 45 учетной политики Общества перечислены субсчета для учета НДС: 19-01 "Операции, облагаемые НДС" 19-2 "НДС по приобретенным нематериальным активам",19-03 "НДС по приобретённым МПЗ", 19-4 "НДС но приобретенным работам, услугам", 19-08 "НДС при строительстве ОС". В пункте 48 указано, что при исчислении налога па имущество налоговая база определяется исходя из остаточной стоимости недвижимого имущества, учитываемого на качестве объектов ОС и отражаемого в активе балансе согласно плану счетов: 01.1 " Основные средства" за минусом счета 02.1 "Амортизация ОС" и счета 08.4 "Приобретение отдельных объектов ОС".
Налоговый учет операций по приобретению и списанию в производство сырья и материалов осуществляется в порядке, определенном для целей бухгалтерского учета, на соответствующих субсчетах к счету 10 "Материалы". Бухгалтерский учет выручки от реализации продукции на и внутренний рынок вести по субконто (вид продукции, ставка НДС) на счетах ( п.п. 16, 42 учетной политики).
Таким образом, в ходе проверки налоговым органом у АО "Орелмасло" запрашивались аналитические регистры бухгалтерского учета (оборотно-сальдовые ведомости по всем счетам бухгалтерского учета, карточки счетов, журналы проводок главные книги с расшифровкой) и расшифровки: доходов от реализации и реализационных расходов, внереализационных доходов и расходов отраженных в налоговой декларации по налогу на прибыль за 2014 год, поскольку пунктом 39 Учетной политики АО "Орелмасло" предусмотрено, что налоговый учет Общества по НДС организован на основе регистров бухгалтерского учета, а анализ счетов 01, 08, 02 необходим для проверки правильности исчисления налогооблагаемой базы по налогу на имуществу.
Положения п. 6 ст. 21, п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 93, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а у налогового органа имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики, которая для целей налогообложения определена как выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.
В соответствии с пунктом 19 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 29.07.1998N 34н, регистры бухгалтерского учета предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных учетных документах, для отражения на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности.
Кроме этого, в соответствии со ст. 313 НК РФ, налоговый учет является системой обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ.
Положения п. 1 ст. 54, ст. 313 НК РФ обязывают налогоплательщика вести регистры бухгалтерского учета, а налоговый орган имеется право проверить регистры бухгалтерского и налогового учета, которые ведутся в установленном порядке и с учетом учетной политики.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что запрошенные в требовании от 23.11.2016 N 17-10/15/08 налогового органа документы бухгалтерского и налогового учета содержат информацию, необходимую для проведения контрольных мероприятий в рамках выездной налоговой проверки АО Орелмасло" за 2014 год в отношении налога на прибыль, налога на имущество организаций, НДС.
Оценив довод АО "Орелмасло" о том, что запрашиваемые документы уже представлялись в Инспекцию ранее, суд первой инстанции обоснованно отклонил его, поскольку указанное не подтверждено Обществом документально. Как установил суд первой инстанции, из имеющихся в деле доказательств следует, что Обществом по ранее выставленным требованиям от 30.06.2016 N 17-10/15/01, от 07.07.2016 N17-10/15/03 представлялись налоговому органу документы, отличные от перечисленных в требовании от 23.11.2016 N 17-10/15/08. Это следует из содержания указанных требований и письменных ответов Общества на них. Запрашиваемые налоговым органом карточки счетов и оборотно-сальдовые ведомости представляют собой регистры бухгалтерского учета, предназначенные для регистрации и накопления данных, содержащихся в первичных документах и не входят в круг документов, представленных АО "Орелмасло" в налоговый орган ранее.
Довод Общества, что число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом, отклоняется судом апелляционной инстанции как не соответствующий фактическим обстоятельствам дела.
Довод АО "Орелмасло", что на момент получения требования, запрашиваемые документы Обществом не формировались, отклоняется судом апелляционной инстанции как необоснованный, поскольку бухгалтерский учет Общества велся с использованием компьютерной программы "1С", предусматривающей возможность формирования оборотно-сальдовых ведомостей, журналов-ордеров, карточек счетов на бумажном носителе.
При таких обстоятельствах суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Рассматривая доводы, приведенные в апелляционной жалобе, арбитражный апелляционный суд констатирует то, что они аналогичны доводам, изложенным в заявлении об оспаривании решения налогового органа и дополнениях к нему, и исходит из того, что эти доводы уже получили надлежащую оценку суда первой инстанции.
В данном случае судом первой инстанции установлены все фактические обстоятельства по делу, правильно применены нормы материального и процессуального права, в связи с этим оснований для отмены состоявшегося судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
При указанных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что решение Арбитражного суда Воронежской области от 14.11.2017 по делу N А14-9588/2017 следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу Инспекции - без удовлетворения.
Суд первой инстанции не допустил нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта (ч. 4 ст. 270 АПК РФ).
Поскольку в удовлетворении апелляционной жалобы отказано, расходы по уплате госпошлины в сумме 1500 руб. относятся на подателя жалобы в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 16, 17, 48, 110, 112, 258, 266 - 268, пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Орловской области от 07.11.2017 по делу N А48-5215/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в законную силу, путем подачи кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Н.А. Ольшанская |
Судьи |
Т.Л. Михайлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А48-5215/2017
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 17 мая 2018 г. N Ф10-1416/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: АО "ОРЕЛМАСЛО"
Ответчик: ИФНС России по г. Орлу, Управление Федеральной налоговой службы по Орловской области