Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2018 г. N Ф05-4026/18 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
25 января 2018 г. |
Дело N А40-165164/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Проценко А.И.,
Судей: Левиной Т.Ю., Поповой Г.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента городского имущества города Москвы, "ЭКСперт Сервис 1" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2017 года по делу N А40-165164/2017, принятое судьей Е.Н. Яниной по иску ООО "ЭКСперт Сервис 1" (ОГРН 1117746528063) к Департаменту городского имущества города Москвы (ОГРН 1037739510423) о взыскании 1 418 499 руб. 61 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Казачков Ю.Е. по доверенности от 11.01.2018 N 465;
от ответчика: Шинкарюк А.Ю. по доверенности от 25.12.2017 N 33-Д-1219/17;
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "ЭКСперт Сервис 1" обратилось в Арбитражный суд г.Москвы с иском к городу Департаменту городского имущества города Москвы о взыскании 1 418 499 руб. 61 коп., составляющих в том числе: задолженность по оплате коммунальных услуг в размере 1 298 219 руб. 16 коп., пени, начисленных за несвоевременное внесение платы за помещение, рассчитанных по правилам ч.14 ст.155 ЖК РФ в размере 120 280 руб. 45 коп.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены частично.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что в представленной документации отсутствуют копии счетов и актов поставки тепловой энергии ресурсоснабжающей организацией, а также договоров теплоснабжения, подтверждающих факт потребления, а также требование о взыскании пени незаконны.
Также, не согласившись с решением суда первой инстанции, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции изменить, указывая, что судом первой инстанции не учтены положения Определения Верховного суда РФ от 13.06.2017 г. N 309-ЭС17-6399.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы ответчика возражал, отзыв на жалобу не направил.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы своей жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалоб, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 15 ноября 2017 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, ООО "ЭКСперт Сервис 1" является управляющей компанией многоквартирного дома, расположенного в Москве по адресу: ул.Народного Ополчения, д.3.
Арбитражный суд установил, что городу Москве принадлежат машиноместа N 1-50,61-74,79-90,97,10-102,117-134,134-144,находящиеся в подземном паркинге многоквартирного дома по адресу: г.Москва, ул. ул.Народного Ополчения, д.3, что подтверждается актом от 08.07.2016 г. о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционному контракту N 123 от 24.12.1999 (реестровый N 13-000049-5801-0001-00001-99), в редакции дополнительных соглашений от 05.07.2000 N 123-1,от 23.05.2001 N 123-2, от 28.12.2002 N 123-3, от 27.12.2003 N 123-1-1, от 10.09.2004 N 123-4, от 08.09.2009 N 123-5, от 15.12.2009 N 123-6, от 23.03.2010 N 123-7, от 18.10.2010 N 123-8, от 19.11.2012 б/н, от 23.12.2013 N 10, от 04.08.2014 N 11, от 04.12.2014 N 12, от 20.03.2015 N 13, от 19.08.2015 N 14, от 24.03.2016 N 15, в части подземной автостоянки жилого дома (2-й этап) по адресу: г.Москва, ул.Народного Ополчения, д.3 (строительный адрес: г.Москва, Северо-Западный административный округ, район Хорошево - Мневники, кв.75, корп.15 (ул.Народного Ополчения, вл.3-7).
Как указал истец, за ответчиком за период с 08.07.2016 г. по 30.06.2017 г. числится задолженность в размере 1 298 219 рублей 16 коп. за содержание, текущий ремонт и коммунальные услуги.
Согласно ст. 39 Жилищного кодекса РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 20.02.2013 N 99-ПП "Об утверждении Положения о Департаменте городского имущества города Москвы" Департамент является функциональным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим следующие функции и полномочия, являющиеся установленной сферой деятельности Департамента:
- функции по разработке и реализации государственной политики в сфере управления и распоряжения движимым и недвижимым имуществом города Москвы, в том числе жилыми помещениями, земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, приватизации имущества города Москвы, выполнения полномочий собственника в отношении имущества города Москвы, использования, охраны и учета земель на территории города Москвы;
- функции главного распорядителя, получателя бюджетных средств города Москвы, главного администратора доходов бюджета города Москвы, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета города Москвы в соответствии с возложенными полномочиями.
Собственник в силу требований статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Департамент городского имущества города Москвы не оплачивает задолженность по платежам в указанном размере, претензии об оплате остались без ответа.
В соответствии с п. 28 Постановления Правительства N 491 от 13.08.2006 г. "Об утверждении правил содержания общего имущества в многоквартирном доме", собственники помещений обязаны нести бремя расходов на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения в многоквартирном доме.
Исходя из п. 31 Постановления Правительства N 491 при определении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения собственников помещений, которые выбрали управляющую организацию для управления многоквартирным домом, решение общего собрания собственников помещений в таком доме принимается на срок не менее чем один год с учетом предложений управляющей организации. Указанный размер платы устанавливается одинаковым для всех собственников помещений.
Согласно условиями п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.
В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса РФ, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у лица, принявшего от застройщика (лица, обеспечивающего строительство многоквартирного дома) после выдачи ему разрешения на ввод многоквартирного дома в эксплуатацию помещения в данном доме по передаточному акту или иному документу о передаче, с момента такой передачи.
Согласно ч. 7 ст. 155 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме, управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации.
В соответствии со статьями 39, 156 (частей 3, 7 и 8) и 158 ЖК РФ размер платы за содержание и ремонт жилого помещения на 1 кв. м общей площади помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме. Собственники нежилых помещений в многоквартирном доме обязаны нести расходы на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме наравне с собственниками жилых помещений.
Исходя из п. п. 2.5.2 Постановления Правительства Москвы от 29.06.2010 г. N 540-ПП "Об утверждении положения об управлении объектами нежилого фонда, находящимися в собственности города Москвы" указано, что содержание объектов нежилого фонда, не имеющих пользователя, и доли общего имущества пропорционально площади не переданных в пользование нежилых помещений обеспечивает Департамент имущества города Москвы. При этом в п. п. 2.5.3 указанного Постановлении Правительства Москвы от 29.06.2010 г. указано, что соответствующие бюджетные средства предусматриваются в бюджете города Москвы по заявке Департамента имущества города Москвы.
Удовлетворяя исковые требования частично, арбитражный суд, верно, указал, что поскольку доказательств оплаты суммы долга за оказанные услуги ответчиком не представлено, возражений по факту оказания услуг либо качеству оказанных услуг не заявлено, в связи с чем, руководствуясь ст. ст. 309 и 310 ГК РФ, у суда не имелось оснований для отказа истцу в удовлетворении требования о взыскании долга в размере 1 298 219 руб. 16 коп. Вместе с тем, судом обоснованно отказано в требовании в части пени в размере в размере 120 280 руб. 45 коп. за период с 11.08.2016 по 01.08.2017, поскольку истцом не представлено доказательств выставления ответчику соответствующих платежных документов и сроки их выставления.
Довод апелляционной жалобы ответчика о том, что взыскание пени незаконны, признан апелляционным судом ошибочным, поскольку вынесенным судебным актом данные требования были оставлены судом первой инстанции без удовлетворения, с чем соглашается, в свою очередь, суд апелляционной инстанции.
Довод апелляционной жалобы о том, что в представленной документации отсутствуют копии счетов и актов поставки тепловой энергии ресурсоснабжающей организацией, а также договоров теплоснабжения, подтверждающих факт потребления, признан апелляционным судом ошибочным ввиду следующего.
Так, к исковому заявлению (Приложения, пункт N 12) приложен акт от 08.07.2016 о результатах частичной реализации инвестиционного проекта согласно Инвестиционному контракту от 24.12.1999 N 123 (реестровый N 13-000049-5801-0001-00001-99), в редакции дополнительных соглашений от 05.07.2000 N 123-1, от 23.05.2001 N 123-2, от 28.12.2002 N 123-3, от 27.12.2003 N 123-1-1, от 10.09.2004 N 123-4, от 08.09.2009 N 123-5, от 15.12.2009 N 123-6, от 23.03.2010 N 123-7, от 18.10.2010 N 123-8, от 19.11.2012 б/н, от 23.12.2013 N 10, от 04.08.2014 N 11, от 04.12.2014 N 12, от 20.03.2015 N 13, от 19.08.2015 N 14, от 24.03.2016 N 15, в части подземной автостоянки жилого дома (2-й этап) по адресу: г. Москва, ул. Народного Ополчения, д. 3 (строительный адрес: г. Москва, Северо-Западный административный округ, район Хорошево-Мневпики, кв. 75, корп. 15, (ул. Народного Ополчения, вл. 3-7).
Собственник помещения в МКД обязан нести бремя содержания принадлежащего ему имущества, в том числе путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в МКД соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения. Указанная обязанность предусмотрена ст.ст. 210, 249 ГК РФ, ст.ст. 39, 153 - 155, ч.1 ст. 158 ЖК РФ, п.28 Правил содержания общего имущества собственников помещений в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, п. 19 Правил пользования жилыми помещениями, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2006 N 25, подп."а" п.32, подп."и" п.34 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.
Порядок определения объема коммунального ресурса, поставляемого в жилые дома для оказания коммунальных услуг, в приоритетном порядке регулируется нормами жилищного законодательства (п. 10 ч.1 ст.4, ст.8 ЖК РФ).
Размер платы за коммунальные услуги определяется на основании показаний приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления (п.1 ст. 157 ЖК РФ).
В силу положений статей 539, 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Пунктом 19 Правил предоставления коммунальных услуг аналогичным образом предусматривается учет норматива потребления тепловой энергии на отопление и норматива потребления горячей воды при установлении порядка определения размера платы за отопление и горячее водоснабжение при отсутствии в жилом доме или в помещениях многоквартирного дома коллективных (общедомовых), общих (квартирных) и индивидуальных приборов учета.
Согласно п.43 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" Объем потребляемых в помещении, отведенном в многоквартирном доме под машино-места, электрической энергии, холодной воды и горячей воды, объем отводимых сточных вод определяется исходя из показаний приборов учета соответствующего коммунального ресурса, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, а при их отсутствии исходя из площади указанного помещения и норматива потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме. Указанный объем электрической энергии, холодной воды и горячей воды, а также сточных вод распределяется между собственниками машино-мест пропорционально количеству машино-мест, принадлежащих каждому собственнику. При этом при отсутствии приборов учета электрической энергии, холодной воды и горячей воды, установленных в целях раздельного учета потребления коммунальных ресурсов в этом помещении, размер платы для собственников машино-мест определяется с применением повышающего коэффициента к соответствующему нормативу потребления коммунального ресурса, величина которого принимается равной 1,5.
Истцом во исполнение договора управления, а также в целях обеспечения тепловой энергией, водоснабжением, водоотведением, электроснабжением многоквартирного дома, указанного в исковом заявлении, заключены договоры с застройщиком о возмещении ему расходов, связанных с предоставлением поставщиками коммунальных ресурсов соответствующих ресурсов, в подтверждение чего в материалы дела были представлены соответствующие договоры.
В нарушение ч 1, ст. 65 АПК РФ ответчик не доказал тех обстоятельств, на которые ссылается как на основания своих возражений более того, не соглашаясь с размером платы за содержание помещения контррасчет не представил, тем самым позицию свою не обосновал. Следовательно, собственник нежилого помещения, расположенного в здании, в силу прямого указания закона обязан нести расходы по содержанию имущества, независимо от наличия у него расходов на содержание собственного помещения, находящегося в индивидуальной собственности и расходов на коммунальные услуги. В этой связи, содержание собственного помещения, оплата потребляемых в нем коммунальных услуг, а также содержание земельного участка, предоставленного в индивидуальное пользование и не входящего в состав общего имущества многоквартирного дома, не освобождает собственника помещений от бремени расходов на содержание общего имущества многоквартирного дома, включая земельный участок, на котором расположен дом.
Довод апелляционной жалобы истца о том, что судом первой инстанции не учтены положения Определения Верховного суда РФ от 13.06.2017 г. N 309-ЭС17-6399, также отклоняется судом апелляционной инстанции на основании следующего.
Предметом задолженности Департамента городского имущества города Москвы являлась плата за услуги по содержанию общего имущества в многоквартирном доме и плата за коммунальные услуги по отоплению.
В ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:
- плату за содержание и ремонт жилого помещения, в том числе плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме;
- взнос на капитальный ремонт;
- плату за коммунальные услуги.
Согласно пункту 14 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации лица, несвоевременно и (или) не полностью внесшие плату за жилое помещение и коммунальные услуги (должники), обязаны уплатить кредитору пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на момент оплаты, от не выплаченных в срок сумм за каждый день просрочки начиная со следующего дня после наступления установленного срока оплаты по день фактической выплаты включительно.
Увеличение установленного в настоящей части размера пеней не допускается.
В силу части 1 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится ежемесячно до десятого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом, либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива, созданного в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье в соответствии с федеральным законом о таком кооперативе (далее - иной специализированный потребительский кооператив).
Вместе с тем, в пункте 2 той же нормы Жилищного кодекса Российской Федерации законодателем предусмотрено, что плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Для удовлетворения иска в части взыскания пени в размере 120 280, 45 руб. оснований у суда первой инстанции не имелось ввиду отсутствия доказательств исполнения истцом требований статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации о выставлении платежных документов собственнику (обратного судами не установлено, в этой части между сторонами спора нет).
Невыполнение истцом возложенных на него законом (пункт 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации) обязательств по предоставлению собственникам платежных документов не может нести негативные последствия для собственника в виде оплаты пени за несвоевременные платежи.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционных жалоб несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционных жалоб не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 15 ноября 2017 года по делу N А40-165164/2017 оставить без изменения, апелляционные жалобы Департамента городского имущества города Москвы, "ЭКСперт Сервис 1" - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Т.Ю. Левина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-165164/2017
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 23 мая 2018 г. N Ф05-4026/18 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ЭКСПЕРТ СЕРВИС 1"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ