г. Москва |
|
26 января 2018 г. |
Дело N А40-142662/17 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2018 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи: Проценко А.И.,
Судей: Поповой Г.Н., Семикиной О.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Валежной Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Мосстройэксплуатация" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года по делу N А40-142662/2017, принятое судьей О.В. Дубовик по иску АО "Мосводоканал" (ИНН 7701984274) к ООО "Мосстройэксплуатация" (ИНН 7743064952) о взыскании денежных средств в сумме 718 119 руб. 42 коп.
при участии в судебном заседании:
от истца: Щербаченко А.А. по доверенности от 31.12.2017 N 3001.16-985/17;
от ответчика: Эркенова З.О. по доверенности от 01.09.2017 N 45;
УСТАНОВИЛ:
АО "Мосводоканал" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к ООО "Мосстройэксплуатация" о взыскании 718 119 руб. 42 коп. задолженности.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2017 года исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ответчик обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, указывая, что истец ошибочно полагает, появление у ответчика платы за неизвестный объем услуг водоотведения, а также, что возражения ответчика судом проигнорированы.
Представитель истца в судебном заседании против доводов жалобы возражала, направила отзыв на жалобу.
Представитель ответчика в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме. Считает решение суда незаконным и необоснованным.
Девятый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело по правилам статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив доводы жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, заслушав представителей сторон, не находит оснований для отмены или изменения решения Арбитражного суда города Москвы от 07 ноября 2017 года на основании следующего.
Как следует из материалов дела, между истцом АО "Мосводоканал" (Мосводоканал) и ответчиком ООО "Мосстройэксплуатация" (абонент) заключен договор холодного водоснабжения и водоотведения от 15.05.2014 N 240773.
Стороны определили, что Мосводоканал обязуется подавать абоненту через присоединенную водопроводную сеть из централизованных систем холодного водоснабжения холодную (питьевую) воду, а также осуществлять прием сточных вод абонента от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект, а абонент обязуется оплачивать принятую холодную (питьевую) воду и водоотведение в сроки и порядке, предусмотренные договором(п. 1.1 договора).
Исходя из п. 5.1 договора количество отпущенной истцом воды и принятых от ответчика сточных вод определяется по показаниям средств измерения, установленных на водопроводных вводах и канализационных выпусках, указанных в Приложении N 1 к договору.
На основании п. 3.1 договора расчеты за полученную ответчиком питьевую воду и принятые сточные воды производятся согласно тарифам, устанавливаемым в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании цен (тарифов).
Как указал истец, что за период с 01.01.2017 г. по 31.03.2017 г. поставил ответчику холодную питьевую воду и принял сточные воды, предъявило к оплате платежные документы, в которых содержатся данные о показаниях приборов учета, объемах отпущенной питьевой воды и принятых сточных вод, применяемых тарифах и суммы, подлежащей оплате. Однако, ответчик, ресурс не оплатил, в результате чего задолженность ответчика перед истцом составила 718 119 руб. 42 коп.
Согласно части 1 статьи 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 13 Правил N 354 условия договоров с ресурсоснабжающими организациями не должны противоречить данному нормативному правовому акту.
Порядок определения размера платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды, зависит от наличия коллективного прибора учета коммунального ресурса.
Расходы на отведение сточных вод в целях содержания общего имущества включены в плату за содержание жилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с Федеральным законом от 29.06.2015 г. N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее- Федеральный закон N176-ФЗ).
Положения Федерального закона N 176-ФЗ, предусматривающие вышеуказанные расходы действуют с 1 января 2017 года.
Обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации не позднее 1 июня 2017 г. утвердить нормативы потребления холодной воды, горячей воды, отведения сточных вод, электрической энергии в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме установлена пунктом 2 постановления Правительства РФ от 26.12.16 г. N 1498 "О вопросах предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме".
Таким образом, до утверждения органом государственной власти субъекта Российской Федерации соответствующих нормативов потребления коммунальных ресурсов в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме, норматив отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме принимается равным нулю.
Арбитражный суд указал, ответчик считает, что расчет платы за водоотведение, не соответствует указанным требованиям, а значит неправомерен. Условия договоров, предусматривающие такой порядок расчетов, являются незаконными, т.е. ничтожными. Кроме того, исполнитель коммунальных услуг не должен оплачивать ресурсоснабжающей организации коммунальные услуги в объеме, определенном иначе, чем определяют этот объем граждане-потребители, оплачивающие коммунальные услуги исполнителю коммунальных услуг (определение Верховного Суда РФ от 02.11.2015 по делу N 305-ЭС15-7767).
Определение объема водоотведения по совокупным показаниям объема водопотребления необоснованно, поскольку такой способ завышает объем оказанных услуг, так как принимает во внимание водоотведение из мест общего пользования, услуга по которым не оказывается.
На основании вышеизложенного, ООО "Мосстройэксплуатация" произвело расчет платы за водоотведение (сточные воды), по указанным многоквартирным жилым домам за период с января по март 2017 г., в соответствии с указанными требованиями жилищного законодательства на основании данных ГБУ г. Москвы "МФЦ города Москвы" МФЦ района Южное Бутово", разница разногласий, составляет 269 185 руб. 66 коп.
Вместе с тем, суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования и не принимая позицию ответчика пояснил, что ответчик не оспаривает объемы водоснабжения, следовательно, согласно ч. 11 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" не могут быть оспорены и объемы водоотведения по холодному водоснабжению. Ответчик указал, что объем водоотведения необходимо рассчитать исходя из индивидуальных (квартирных) показаний приборов учета - по формулам, указанным в подпункте "в" пункта 21 Правил N 124, как объем коммунального ресурса, поставляемого за расчетный период в многоквартирный дом, не оборудованный коллективным (общедомовым) прибором.
Однако, постановлением Правительства РФ от 29.06.2016 г. N 603 в подпункт "в" пункта 21 Правил N124 было добавлено уточнение "за исключением объема сточных вод", свидетельствующее о не применении указанных формул для расчета объемов сточных вод. Разъяснения по применению этого пункта, и определению объема водоотведения были даны в приложении к письму заместителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 г. N 28483-АЧ/04. Министерство пояснило (п.2), что новая редакция пункта 21 Правил N124 не изменяет действующий ранее порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом, и в очередной раз подтвердило (п.5), что определение объема водоотведения многоквартирного дома, не оборудованного коллективным прибором учета, необходимо производить исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом, т.е. в соответствии с ч. 11 ст. 20 Федерального закона N 416-ФЗ и п. 23 Правил N 776.
Таким образом, с 29.12.2016 в жилищном законодательстве содержится формула расчета объемов водоотведения, ранее указанная в ч. 11 ст. 20 Федерального закона N 416-ФЗ и п. 23 Правил N 776.
Кроме того, структура платежей за холодное водоснабжение и водоотведение не ограничивается платежами жителей и юридических лиц многоквартирных домов, находящихся в управлении Ответчика. На расчетный счет ответчика поступают средства граждан, оплаченные за содержание жилого помещения. Правительство Москвы регулирует цены за содержание жилого помещения в случаях, определенных п.3 ст. 156 и п.4 ст. 158 ЖК РФ.
Таким образом, коммунальные услуги по водоотведению ОДН в размере 5% от объема воды, поставленной в многоквартирный дом (согласно постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-ПП), потребленные при содержании общего имущества, не начисляются гражданам при выставлении платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, вместе с тем, данные расходы оплачиваются гражданами в составе цены за содержание жилого помещения на расчетный счет ответчика, и субсидируются ответчику из бюджета города.
Законодательством РФ, в том числе п. 1 ст. 544 ГК РФ, п. 4, 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", регламентировано, что расчеты за водоснабжение и водоотведение ведутся за фактически принятое Истцом количество энергетического ресурса. Само по себе отсутствие норматива ОДН (обще домовые нужды) за водоотведение, не говорит о том, что фактический потребленный объем водоотведения не должен оплачиваться, это противоречит п. 1 ст. 544 ГК РФ.
Напротив, согласно п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК РФ (в редакции, действующей с 30.06.2015), плата за содержание жилого помещения, включает в себя плату за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме.
Довод апелляционной жалобы о том, что истец ошибочно полагает, появление у ответчика платы за неизвестный объем услуг водоотведения, признан апелляционной коллегией несостоятельным по следующим основаниям.
В соответствии с ч.9 ст. 12 Федерального закона от 29.06.2015 N 176-ФЗ "О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения п. 2 ч. 1 и п. 1 ч. 2 ст. 154, ЖК РФ о включении в состав платы за содержание жилого помещения расходов на оплату холодной воды, горячей воды, электрической энергии, тепловой энергии, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме, отведения сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме применяются с 1 января 2017 года.
На основании п.40 Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила 354), утв. постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" потребитель в многоквартирном доме вносит плату за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленные потребителю в жилом и нежилом помещении в случаях, установленных настоящими Правилами, за исключением случая непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в этом доме, а также случаев, если способ управления в многоквартирном доме не выбран либо выбранный способ управления не реализован, при которых потребитель в многоквартирном доме в составе платы за коммунальные услуги (за исключением коммунальной услуги по отоплению) отдельно вносит плату за коммунальные услуги, предоставленные потребителю в жилом или нежилом помещении, и плату за коммунальные услуги, потребленные при содержании общего имущества в многоквартирном доме (далее - коммунальные услуги, предоставленные на общедомовые нужды).
Согласно п. 48 Правил N 354 при отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета размер платы за коммунальную услугу (за исключением коммунальной услуги по отоплению), предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме в случаях, установленных в пункте 40 настоящих Правил, определяется в соответствии с формулой 10 приложения N 2 к настоящим Правилам.
ООО "Мосстройэксплуатация" является управляющей организацией в многоквартирных домах г. Москвы, и правоотношения по оплате услуги водоотведения на общедомовые нужды регулируются в том числе нормативно-правовыми актами города Москвы, которые дополняют вышеуказанные изменения жилищного законодательства с 01.01.2017 г.
В соответствии с п.п. 1.1, 1.2 ст. 167 ЖК РФ, п. 18 Минимального перечня услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290, Регламентом на работы по содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденным Распоряжением ДЖКХиБ г. Москвы от 02.12.2013 N 05-14-381/3 управляющая организация для надлежащего содержания систем водоснабжения (холодного и горячего), отопления и водоотведения в многоквартирных домах обязана выполнять определенные виды работ, в том числе:
- промывка загрузочных клапанов стволов мусоропроводов, мусоросборной камеры и ее оборудования;
- промывка участков водопровода после выполнения ремонтно-строительных работ на водопроводе;
- промывка систем водоснабжения для удаления накипно-коррозионных
отложений;
- очистка и промывка водонапорных баков;
- гидропневматическая промывка системы центрального отопления;
- содержание помещений для консьержей, охраны, оборудованных соответствующим санитарно-техническим оборудованием;
- санитарная уборка мест общего пользования и т.д.
Вода от вышеперечисленных работ, исходя из требований санитарно-эпидемиологического содержания придомовых территорий и их благоустройства, сливается в центральную систему водоотведения. Таким образом, Ответчик, исполняя обязанности управляющей организации, использует как водопотребление, так и водоотведение для общедомовых нужд.
На расчетный счет Ответчика поступают средства граждан, оплаченные за содержание жилого помещения. Правительство Москвы регулирует цены за содержание жилого помещения в случаях, определенных п.З ст. 156 и п.4 ст. 158 ЖК РФ. При применении льготных цен за содержание жилых помещений часть стоимости всех работ датируется из бюджета города Москвы в форме субсидий управляющим организациям исходя из ставок планово-нормативного расхода на содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме. В составе цен за содержание жилых помещений, а также в составе расходов, учитываемых при формировании ставок планово-нормативных расходов, учитываются расходы на оплату коммунальных услуг (за исключением отопления), потребленных при содержании общего имущества (письма Департамента экономической политики и развития города Москвы от 22.07.2008 N ДПР/8 - 10461 от 12.02.2016 N ДПР-3-130/16).
Таким образом, коммунальные услуги по водоотведению ОДН в размере 5% от объема воды, поставленной в многоквартирный дом (согласно постановлению Правительства Москвы от 10.02.2004 N 77-1111), потребленные при содержании общего имущества, не начисляются гражданам при выставлении платежей за услуги водоснабжения и водоотведения, вместе с тем, данные расходы оплачиваются гражданами в составе цены за содержание жилого помещения на расчетный счет Ответчика, и субсидируются Ответчику из бюджета города.
Законодательством РФ, в том числе п. 1 ст. 544 ГК РФ, п. 4, 5 ст. 20 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее Закон N 416-ФЗ), регламентировано, что расчеты за водоснабжение и водоотведение ведутся за фактически принятое Ответчиком количество энергетического ресурса. Само по себе отсутствие норматива ОДН в части искового периода (общедомовые нужды) за водоотведение, не говорит о том, что фактический потребленный объем водоотведения не должен оплачиваться, это противоречит п. 1 ст. 544 ГК РФ.
Ответчиком не представлены документы, на основании которых произведен расчет начислений жителям, а именно:
- данные о количестве проживающих (выписки из домовой книги);
- ежеквартальные акты обследования и выявления временно проживающих граждан в квартирах, где начисления осуществляются по нормативу;
- данные по ИПУ (индивидуальных приборов учета) по каждому лицевому счету либо собственнику;
- акты контрольного снятия показаний по ИПУ.
Разъяснения по применению этого пункта, и определению объема водоотведения были даны в приложении к письму заместителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 02.09.2016 N 28483-АЧ/04.
Министерство пояснило (п.2), что новая редакция пункта 21 Правил N 124 не изменяет действующий ранее порядок определения объемов коммунальных ресурсов, поставляемых в многоквартирный дом, и в очередной раз подтвердило (п.5), что определение объема водоотведения многоквартирного дома, не оборудованного коллективным прибором учета, необходимо производить исходя из суммы объемов холодной и горячей воды, предоставленных в многоквартирный дом, т.е. в соответствии с ч. 11 ст. 20 Федерального закона N 416-ФЗ и п. 23 Правил N 776.
Довод о том, что суд неправомерно проигнорировал возражения ответчика, отклоняется, поскольку суд детально исследовал возражения и признал их необоснованными.
При совокупности изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции находит доводы апелляционной жалобы несостоятельными, оснований для отмены либо изменения решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Расходы по государственной пошлине в размере 3 000 рублей относятся на заявителя апелляционной жалобы согласно ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 266-268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 07 ноября 2017 года по делу N А40-142662/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу ООО "Мосстройэксплуатация" - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "Мосстройэксплуатация" в доход федерального бюджета государственную пошлину по апелляционной жалобе в размере 3000 (три тысячи) рублей.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
А.И. Проценко |
Судьи |
Г.Н. Попова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-142662/2017
Истец: АО "МОСВОДОКАНАЛ"
Ответчик: ООО "МОССТРОЙЭКСПЛУАТАЦИЯ"
Хронология рассмотрения дела:
29.05.2019 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5293/18
04.02.2019 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-66390/18
26.10.2018 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142662/17
01.08.2018 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-5293/18
26.01.2018 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-67868/17
07.11.2017 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-142662/17