Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25 мая 2018 г. N Ф08-3373/18 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
29 января 2018 г. |
дело N А32-46575/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2018 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2018 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Ванина В.В., Маштаковой Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сурженко Т.М.,
при участии:
от администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от администрации муниципального образования Калининский район: представитель Рябухна Ю.С., по доверенности N 4 от 15.01.2018;
от ответчиков: представители не явились, извещены надлежащим образом;
от третьих лиц: представители не явились, извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу администрации муниципального образования Калининский район на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2017 по делу N А32-46575/2015 по иску администрации Старовеличковского сельского поселения Калининского района (ИНН 2333011154, ОГРН 1052318606340) и администрации муниципального образования Калининский район (ИНН 2333006299, ОГРН 1032318602469) к ответчикам: Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (ИНН 2309090540, ОГРН 1042304982510) и Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея (ИНН 2308171570, ОГРН 1102308008330) при участии третьих лиц: Министерства природных ресурсов Краснодарского края, ФГБУ "ФКП Росреестра" в лице филиала по Краснодарскому краю о признании недействительным права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда квартал ЗГ "Дендрарий", площадью 5,8 га и 4Г "Парк" ("Питомник"), площадью 20 га; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю погасить регистрационную запись N 23-23-01/342/2011-151 о регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда кварталы 3 Г площадью 5,8 га и 4 Г площадью 20 га; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета участки лесного фонда квартал 3 Г площадью 5,8 га и 4 Г площадью 20 га с кадастровыми (условными) номерами 23-23-01/375/2009-149, принятое в составе судьи Куликова О.Б.,
УСТАНОВИЛ:
администрация Старовеличковского сельского поселения Калининского района и администрация муниципального образования Калининский район (далее - администрации) обратились в Арбитражный суд Краснодарского края с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю (далее - управление), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае (далее - территориальное управление) о признании недействительным права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда квартал ЗГ "Дендрарий", площадью 5,8 га и 4Г "Парк" ("Питомник"), площадью 20 га, расположенные по адресу: Краснодарский край, Калининский район, Елизаветинское участковое лесничество Краснодарского края кадастровый (условный) номер 23-23-01/375/2009-149, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.08.2011 записью N 23-23-01/342/2011-151;
об обязании Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю погасить регистрационную запись N 23-23-01/342/2011-151 о регистрации права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда кварталы 3 Г площадью 5,8 га и 4 Г площадью 20 га с кадастровыми (условными) номерами 23-23-01/375/2009-149, расположенные по адресу: Краснодарский край, Калининский район, Елизаветенское участковое лесничество Краснодарского края; об обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю снять с кадастрового учета участки лесного фонда квартал 3 Г площадью 5,8 га и 4 Г площадью 20 га с кадастровыми (условными) номерами 23-23-01/375/2009-149" (с учетом уточнений первоначально заявленных требований, произведенных в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации т. 1 л.д.54).
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2017 в удовлетворении исковых требований отказано. Суд первой инстанции пришел к выводу, что спорные земельные участки не находятся во владении истцов, в этой связи правовых оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
Не согласившись с указанным судебным актом, администрация муниципального образования Калининский район обжаловала его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к следующему:
- спорные земельные участки не переведены в земли лесного фонда, то есть земельные участки не стали собственностью Российской Федерации, отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения ими, с 2008 года орган местного самоуправления фактически приобрел право владения, пользования и распоряжения на спорные земельные участки на основании решения Арбитражного суда Краснодарского края от 04.09.2008 по делу N А32-4984/2008-28/160;
- предмет настоящего спора является идентичным с предметом спора по делу N А32-4984/2008-28/160.
В судебное заседание администрация Старовеличковского сельского поселения Калининского района, ответчики и третьи лица, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В материалы дела от межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Краснодарском крае и Республике Адыгея поступил отзыв на апелляционную жалобу.
Представитель администрации муниципального образования Калининский район в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение отменить, исковые требования - удовлетворить.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя истца, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из искового заявления, управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю была сделана запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним за N 23-23-01/342/2011-151 о государственной регистрации права Российской Федерации на лесной участок Елизаветинского участкового лесничества (Динской район, Калининский район, Красноармейский район), кварталы 1-А-20А, 1Б-15Б, 1В-11В, 1Г-7Г, площадью 1743,00 га, условный номер 23-23-01/375/2009-149, расположенный по адресу: Российская Федерация, Краснодарский край, Краснодарское лесничество, Елизаветинское участковое лесничество и выдано на основании указанной записи свидетельство о государственной регистрации права серии от 10.08.2011 23-АК N 101482, в состав земель которого вошли, в том числе, земельные участки на территории сельских поселений Калининского района - земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0402006 "Роща", земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0602198 "Дендрарий", земельный участок в кадастровом квартале 23:10:0602196 "Парк" площадью 2 370 000 кв. м.
Документами - основаниями государственной регистрации явились: приказ Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.10.2008 N 316, план лесного участка Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества от 17.10.2008 N 316.
Буквенный индекс "Г" соответствует Калининскому кварталу Елизаветинского участкового лесничества согласно приказу Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 17.10.2008 N 316 и приказу Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 07.04.2009 N 142.
Истцы полагают, что регистрация права собственности на участки лесного фонда 1 Г - 7 Г за Российской Федерацией, осуществлена с нарушением норм действующего законодательства, поскольку земельные участки "Дендрарий" площадью 5,8 га и "Парк" ("Питомник") площадью 20 га расположены на территории сельского поселения, данные участки не могут находиться в собственности Российской Федерации.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения истцов в суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Как следует из материалов дела, согласно архивной копии постановления главы Калининского района Краснодарского края N 150 от 20.06.2000 году муниципальным образованием Калининский район по ходатайству Краснодарского опытного лесного хозяйства согласно акту от 27.10.1997 о передаче Калининской рощи на баланс Калининскому лесничеству, в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса РСФСР Краснодарскому опытному лесному хозяйству был предоставлен земельный участок, площадью 19,6 га (сельхозугодий 1 га) в постоянное (бессрочное) пользование для нужд лесного хозяйства (т.1 л.д.15).
В соответствии с архивной копией постановления главы Калининского района Краснодарского края N 97 от 04.05.2000 "О передаче в Гослесфонд дендрария в ст. Старовеличковской" по результатам рассмотрения ходатайства Краснодарского опытного лесного хозяйства от 23.03.2000 N 83 о передаче в государственный лесаной фонд Калининского лесничества, находящегося в ст. Старовеличковской уникального дендрария, для проведения лесоводственных уходов, дополнения коллекции древесных пород и кустарников и в соответствии со статьей 94 Земельного кодекса РСФСР Краснодарскому опытному лесному хозяйству был передан безвозмездно дендрарий в государственный лесной фонд вместе с земельным участком площадью 5,8 га (под лесонасаждениями, секция 21, контур 100) для нужд лесного хозяйства. (т.1 л.д.16).
Согласно архивной копии постановления главы Калининского района Краснодарского края N 88 от 14.04.2000 "О предоставлении земли Краснодарскому опытному лесному хозяйству" Краснодарскому опытному лесному хозяйству предоставлен земельный участок площадью 20 га (секция 30, контур 12,15) в бессрочное (постоянное) пользование для нужд лесного хозяйства с правом создания базового лесопитомника за счет земель, находящихся в ведении Старовеличковской сельской администрации (т.1 л.д.17).
Письмом Управления федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Краснодарскому краю от 18.07.2008, направленным в адрес администрации муниципального образования Калининский район сообщается, что согласно балансу распределения земель Калининского района:
земельный участок 19,6 га (Роща на 01.01.2000 и на 01.01.2005 - категория "земли промышленности";
земельный участок Парк, площадью 5,8 га, категория земель на 01.01.2000 и на 01.01.2005 категория земель - "земли поселений";
земельный участок "Питомник", площадью 20 га, на 01.01.2000 и на 01.01.2005 категория земель - "земли поселений" (т.1 л.д.19).
Постановлением главы муниципального образования Калининского района от 03.09.2008 N 384 отменены постановления: N 150 от 20.06.2000, N 97 от 04.05.2000, N 88 от 14.04.2000 в связи с нарушением ст.ст. 7,9,10 Лесного кодекса РФ от 29.01.1997 N 22-ФЗ, ст. 94 Земельного кодекса РСФСР, Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т.1 л.д.18).
Защита гражданских прав осуществляется способами, установленными статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации. Способ защиты должен соответствовать содержанию нарушенного права и характеру нарушения. Необходимым условием применения того или иного способа защиты гражданских прав является обеспечение восстановления нарушенного права истца (пункт 1 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплена судебная защита нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; самозащиты права; присуждения к исполнению обязанности в натуре; возмещения убытков; взыскания неустойки; компенсации морального вреда; прекращения или изменения правоотношения; неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; иными способами, предусмотренными законом.
Условиями предоставления судебной защиты лицу, обратившемуся в суд с рассматриваемым требованием, являются установление наличия у истца принадлежащего ему субъективного материального права потребовать исполнения определенного обязательства от ответчика, наличия у ответчика обязанности исполнить это обязательство и факта его неисполнения последним.
Статьей 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени муниципальных образований в суде могут выступать органы местного самоуправления в соответствии с их компетенцией.
В силу пункта 1 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации - республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (пункт 2 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Одним из принципов земельного законодательства является разграничение государственной собственности на землю на собственность Российской Федерации, собственность субъектов Российской Федерации и собственность муниципальных образований, согласно которому правовые основы и порядок такого разграничения устанавливаются федеральными законами (подпункт 9 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации).
Установление ограничений прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, а также ограничений оборотоспособности земельных участков относится к полномочиям Российской Федерации (пункт 2 части 1 статьи 9 Земельного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа земельных участков для муниципальных нужд, установление, с учетом требований законодательства Российской Федерации, правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.
Наряду с разграничением государственной собственности на землю, другим самостоятельным основанием для возникновения права федеральной собственности на землю является признание земельных участков таковыми федеральными законами (абзац 2 пункта 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.
Лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса (статья 7 Лесного кодекса Российской Федерации).
На основании части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Орган местного самоуправления муниципального района не уполномочен распоряжаться расположенными в пределах границ соответствующего муниципального района земельными участками, относящимися к землям лесного фонда.
Согласно Положению о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 N 432, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4.1 части 2 Положения о Территориальном управлении, утвержденном Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 27.02.2009 N 49, Территориальное управление осуществляет полномочия собственника в отношении имущества федеральных государственных унитарных предприятий, федеральных государственных учреждений, зарегистрированных на территории Краснодарского края, и иного федерального имущества, расположенного на территории Краснодарского края.
Согласно выписке из ЕГРП спорный земельный участок с кадастровым (условным) номер 23-23-01/375/2009-149 относится к землям лесного фонда, таким образом, в силу части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации, является федеральной собственностью.
По смыслу пункта 52 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" приведенных разъяснений иск о признании обременения отсутствующим является исключительным способом защиты, который подлежит применению лишь тогда, когда нарушенное право истца не может быть защищено посредством предъявления специальных исков, предусмотренных действующим гражданским законодательством. Данная правовая позиция приведена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12576/11.
Указанные в абзаце 2 пункта 52 названного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 10/22 от 29.04.2010 иски о виндикации и реституции направлены на возврат фактического владения, а иск о признании права подлежит удовлетворению только, если такое владение истцом сохранено (пункт 58 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Таким образом, по общему правилу такой способ защиты, как признание зарегистрированного права отсутствующим, подлежит применению в том случае, когда заинтересованное лицо фактически владеет спорным недвижимым имуществом, однако, не имеет иной возможности защиты своих прав в связи с наличием в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним записи о праве собственности ответчика на это же имущество. Обязательным условием для реализации данного способа защиты права является отсутствие необходимости защиты владения.
Однако, согласно выписке из ЕГРП земельный участок кадастровым (условным) номер 23-23-01/375/2009-149 обременен правом аренды следующих лиц: Корниенко Николай Викторович, Баранова Надежда Ефимовна,Михайловская Ольга Валентиновна, Копачев Юрий Пантелеевич, Копачев Владимир Пантелеевич,Лазаренко Ирина Владимировна, Гондаревский Василий Александрович, Палий Андрей Владимирович, Шахалев Сергей Валентинович, Горбунов Алексасандр Владимирович, Гнедых Любовь Ивановна, Кесаева Вера Васкановна,Симоньян Симон Саркисович, Ефименко Елена Николаевна, Слепокуров Александр Николаевич, Высоцкий Игорь Юрьевич, ГапоненкоАлександр Иванович, Шкляр Вадим Николаевич, ОАО "Краснодаргоргаз", ООО "Альфа", ООО "Гамма", Марков Эдуард Васильевич, ООО "Аберрация", Журавленва Ольга Анатольевна, Арефьева Жанна Александровна, Ромашов Юрий Николаевич, Громов Владимир Прокофьевич, Громов Василий Прокофьевич, ООО "РОСС", ООО "ТИТАНИК", ООО "Бетта" со сроками аренды до 2057- 2063 года (выписка из ЕГРП т.1 л.д.56-70).
Таким образом, земельный участок, являющийся предметом настоящего спора находится в фактическом владении третьих лиц и не находится во владении истца.
Кроме того, в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда по делу А32-659/2011 установлены следующие обстоятельства дела.
"Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Российская Федерация является собственником:
участка лесного фонда (кварталы с 1 по 20), площадь 8 160 000 кв. м по адресу: г. Краснодар (Краснодарское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") - свидетельство о государственной регистрации права от 06.10.2005 серии 23-АА N 381008;
земельного участка категория земель: земли лесного фонда - лесные участки в составе земель лесного фонда, площадь 6 540 000 кв. м по адресу: Краснодарский край, Красноармейский район (Марьянское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") - свидетельство о государственной регистрации права от 19.07.2008 серии 23-АЕ N 077945;
лесного участка в составе земель лесного фонда (кварталы N 1-11), площадью 360 000 кв. м по адресу: Краснодарский край, Динской район (Динское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") - свидетельство о государственной регистрации права от 08.09.2008 серии 23-АЕ N 152369.;
лесного участка в составе земель лесного фонда площадью 2 370 000 кв. м по адресу: Краснодарский край, Калининский район (Калининское лесничество ФГУ "Краснодарский опытный лесхоз") свидетельство о государственной регистрации права от 04.07.2008 серии 23-АД N 438728.
В соответствии с приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства РФ от 17.10.2008 года N 316 на территории Краснодарского края создано 15 лесничеств, разделенных на участковые лесничества.
Так, согласно данному приказу в состав Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского опытного лесхоза вошли: Краснодарское, Марьянское, Динское и Калининское лесничества.
В соответствии с приказом Департамента лесного хозяйства Краснодарского края от 07.04.2009 N 142, Елизаветинскому участковому лесничеству присвоен номер 01, вошедшим в него кварталам - Краснодарскому, Марьянскому, Динскому и Калининскому присвоены буквенные индексы - А, Б, В, Г, соответственно.
Право собственности и другие вещные права на лесные участки, ограничения (обременения) этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (ст. 93 Лесного кодекса РФ).
В соответствии частью 1 статьи 20 ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии со ст. 4.3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" право собственности Российской Федерации на участки лесного фонда, ограничения (обременения) этого права и сделки с такими участками, зарегистрированные до дня введения в действие Лесного кодекса Российской Федерации, признаются соответственно правом собственности Российской Федерации на соответствующие лесные участки в составе земель лесного фонда, ограничениями (обременениями) этого права и сделками с ними (часть 1). Внесение в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним записей о праве собственности Российской Федерации на указанные в части 1 настоящей статьи лесные участки, об ограничениях (обременениях) этого права и о сделках с ними осуществляется на основании заявлений заинтересованных лиц и документов, ранее представленных для государственной регистрации этого права, этих ограничений (обременений) прав на участки лесного фонда и сделок с ними и помещенных в дела правоустанавливающих документов.
Согласно Федеральному закону от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" (статья 3) и Лесного кодекса Российской Федерации от 04.12.2006 N 200-ФЗ земли лесного фонда (лесные участки в составе земель лесного фонда) отнесены к федеральному уровню собственности. В соответствии ч. 2 ст. 8 Лесного кодекса РФ формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством.
Статьей 81 Лесного кодекса Российской Федерации установлено, что государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Исходя из приведенных норм материального права, можно сделать вывод, что земли лесного фонда находятся в федеральной собственности в силу закона.
Для осуществления регистрационных действий в отношении объекта права - лесного участка - данный земельный участок должен быть индивидуализирован в установленном порядке.
Понятие лесного участка определено статьей 7 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которой лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 названного Кодекса.
В соответствии с пунктом 2 статьи 69 Кодекса местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам, их границам и площади.
Понятие государственного учета лесных участков в составе земель лесного фонда раскрывает статья 4.1 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Согласно положениям указанной статьи, государственный учет лесных участков в составе земель лесного фонда включает в себя действия органов государственной власти в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 - 83 Лесного кодекса Российской Федерации, по внесению в государственный лесной реестр сведений, подтверждающих существование таких земельных участков с характеристиками, соответствующими части 1 статьи 69 Лесного кодекса Российской Федерации. Указанные сведения в графической и текстовой форме воспроизводятся в плане лесного участка, который заверяется органом государственной власти, осуществляющим ведение государственного лесного реестра. Порядок проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда устанавливается уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Государственный кадастровый учет лесных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (ст. 92 Лесного кодекса РФ).
В соответствии со ст. 4.4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" в случае, если до 1 января 2012 года государственный кадастровый учет лесных участков в составе земель лесного фонда не осуществлялся, для проведения государственной регистрации прав на такие лесные участки и сделок с ними вместо кадастрового плана или кадастрового паспорта представляются планы лесных участков и идентификация лесного участка в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется по условному номеру, который присваивается такому лесному участку в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
План участка лесного фонда рассматривается в качестве документа, подтверждающего существование ранее учтенного участка лесного фонда и ст. 47 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".
Таким образом, для лесных участков регистрационное действие может быть осуществлено без кадастрового учета земельного участка, однако, с обязательным представлением плана лесного участка.
Форма плана лесного участка утверждена в качестве приложения к Порядку проведения государственного учета лесного участка в составе земель лесного фонда, утвержденному Приказом Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 28.11.2007 N 310".
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 30.11.2011 по делу N А32-659/2011 решение от 01.07.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 07.09.2011 оставлены без изменения (т.1 л.д.45).
После указанных судебных актов 10.08.2011 за Российской Федерацией было зарегистрировано право собственности Российской Федерации на основании Приказа Федерального агентства лесного хозяйства Министерства сельского хозяйства Российской Федерации N 316 от 17.10.2008, плана лесного участка Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества от 17.10.2008 с примечанием к плану лесного участка Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества от 17.10.2008 (свидетельство от 10.08.2011, кадастровый условный номер 23-23-01/375/2009-149, запись о регистрации права 23-23-01-342/2011-151 т.1 л.д.101)
План лесного участка Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества от 17.10.2008 с примечанием к плану лесного участка Елизаветинского участкового лесничества Краснодарского лесничества от 17.10.2008 представлен в материалы дела (т.2 л.д.19-22).
Довод заявителя апелляционной жалобы о тождестве предмета спора в рамках настоящего дела и дела N А32-4984/2008 отклоняется судом апелляционной инстанции по следующим основаниям.
В рамках дела N А32-4984/2008 Администрация муниципального образования Калининский район обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю о признании недействительным зарегистрированного права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда (кварталы с 1 по 7) площадью 2370 000 кв.м, расположенных по адресу: Краснодарский край, Калининский район Калининское лесничество ФГУ Краснодарский опытный лесхоз кадастровый номер 23-23-01/206/2005-840 запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23-23-01/206/2005-840 от 04.10.2005. Исковые требования были удовлетворены Арбитражным судом Краснодарского края решением от 04.09.2008 (т.1 л.д.24-28). Решение вступило в законную силу и исполнено, поскольку свидетельство о государственной регистрации права федеральной собственности на участок лесного фонда (кварталы с 1 по 7) площадью 2 370 000 кв.м погашено (т.2 л.д.48).
В рамках настоящего дела Администрация муниципального образования Калининский район обратилась в суд с иском к Управлению Федеральной регистрационной службы по Краснодарскому краю и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Краснодарскому краю о признании недействительным права собственности Российской Федерации на участки лесного фонда квартал 3Г "Дендрарий" площадью 5,8 га и 4Г "Парк" ("Питомник"), площадью 20 га, расположенные по адресу: Краснодарский край, Калининский район, Елизаветинское участковое лесничество Краснодарского края кадастровый (условный) номер 23-23-01/375/2009-149, зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 01.08.2011, записью 23-23-01/342/2011-151 общей площадью 258 000 кв.м. В материалах дела представлено свидетельство о регистрации права собственности за Российской Федерацией на лесной участок Елизаветинского участкового лесничества (Динской район, Калининский район, Красноармейский район) кварталы 1А-20А, 1Б-15Б, 1В-11В, 1Г-7Г площадью 1743 га или 17 430 000 кв.м (т.1 л.д.101).
Доказательств того, что спорные земельные участки находятся во владении истцов, в материалы дела предоставлено не было.
В этой связи правовых оснований для удовлетворения исковых требований у суда не имелось.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 23.08.2017 по делу N А32-46575/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок с даты его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
В.В. Ванин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-46575/2015
Истец: АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАЛИНИНСКИЙ РАЙОН, Администрация Старовеличковского сельского поселения
Ответчик: АДМИНИСТРАЦИЯ СТАРОВЕЛИЧКОВСКОГО СЕЛЬСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ КАЛИНИНСКОГО РАЙОНА, МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО АГЕНТСТВА ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ИМУЩЕСТВОМ В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ И РЕСПУБЛИКЕ АДЫГЕЯ, Территориальное Управление Федеоального агенства по управлению государственным имуществом в КК, Управление Федералной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по КК, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО КРАСНОДАРСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Министерство природных ресурсов Краснодарского края, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "ФКП Росреестра по Краснодарскому краю, Администрация МО Калининский район
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2018 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3373/18
29.01.2018 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-17374/17
23.08.2017 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
13.06.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
07.04.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
30.03.2017 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
01.12.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
01.11.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
01.06.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
24.03.2016 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15
25.12.2015 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-46575/15