г. Пермь |
|
30 января 2018 г. |
Дело N А71-12686/2017 |
Резолютивная часть постановления объявлена 23 января 2018 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 30 января 2018 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Щеклеиной Л. Ю.
судей Варакса Н.В., Муравьевой Е.Ю.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Сергеевой С.А.
при участии:
от заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ГарантСервис" (ИНН 1840040787, ОГРН 1151840006284) - не явились, извещены надлежащим образом;
от заинтересованного лица Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (ИНН 1833046562, ОГРН 1071840007909) - не явились, извещены надлежащим образом;
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ГарантСервис"
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 23 октября 2017 года
по делу N А71-12686/2017,
принятое судьей Мосиной Л.Ф.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ГарантСервис"
к Управлению жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска
о признании незаконным предписания,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ГарантСервис" (далее - заявитель, общество, ООО "УК ГарантСервис") обратилось в Арбитражный суд Удмуртской Республики с заявлением о признании незаконным и отмене предписания Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска (далее - заинтересованное лицо, административный орган) от 13.06.2017 N 920/06-02.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 октября 2017 года (резолютивная часть решения объявлена 19.10.2017) в удовлетворении требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, ООО "УК ГарантСервис" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт - об удовлетворении требований в полном объеме.
В апелляционной жалобе ее податель настаивает на том, что корректировку (доначисление) размера платы за коммунальную услугу "отопление" в платежном документе за март 2017 года на сумму 878 руб. 65 коп. ООО "УК ГарантСервис" выполнило правомерно.
Заинтересованное лицо с доводами жалобы не согласно по основаниям, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылаясь на законность и обоснованность судебного акта.
Заявитель и заинтересованное лицо о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили, что в силу ч. 3 ст. 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившим обращением (вх. N 2467-М от 04.05.2017) Управлением жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ижевска на основании приказа от 25.05.2017 N 920/06-02 в отношении ООО "Управляющая компания ГарантСервис" проведена внеплановая документарная проверка, в ходе которой установлено, что обществом выполнена корректировка (доначисление) размера платы за коммунальную услугу "отопление" в платежном документе за март 2017 года на сумму 878 руб. 65 коп. в нарушение действующего законодательства, в связи с чем излишне предъявленная к оплате за коммунальную услугу "отопление" потребителю многоквартирного дома по адресу г. Ижевск, ул. Союзная, д.11 кв.87 составила сумму 1 788 руб. 65 коп.
По результатам проверки составлен акт N 920/06-02 от 13.06.2017 и ООО "Управляющая компания ГарантСервис" выдано предписание N 920/06-02 от 13.06.2017, согласно которому в срок до 31.07.2017 надлежало привести порядок соблюдения требований исполнения обязанностей по договору управления многоквартирным домом, связанным с предоставлением коммунальных услуг собственникам помещений в соответствии с установленными требованиями; произвести перерасчет размера платы за отопление, учитывая при расчете корректировки размера платы за отопление показания ОДПУ.
Не согласившись с оспариваемым предписанием, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании предписания незаконным и его отмене.
Суд первой инстанции при разрешении спора не усмотрел оснований для признания оспариваемого предписания недействительным и отказал в удовлетворении заявленных требований.
Оценив в порядке ст. 71 АПК РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проанализировав нормы права, регулирующие спорные правоотношения, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, статьей 200, статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц необходимо установить наличие двух условий: несоответствие оспариваемого ненормативного правового акта, решения и действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение указанными ненормативными правовыми актами, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Исходя из положений ч. 16 ст. 12, п. 3 ч. 5 ст. 20, ч. ч. 2, 3 ст. 196 Жилищного кодекса Российской Федерации, п. п. 1, 3 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", п. 8 ч. 1 ст. 1, ч. 2 ст. 1 Закона Удмуртской Республики от 30.06.2014 N 40-РЗ "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Удмуртской Республики по государственному жилищному надзору и лицензионному контролю и внесении изменения в статью 35 Закона Удмуртской Республики "Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений", п. п. 2.1.1, 2.13 решения Городской Думы города Ижевска от 30.10.2007 N 314 "Об учреждении отраслевого органа - структурного подразделения Администрации города Ижевска - Управления жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска", суд первой инстанции обоснованно указал, что оспариваемое предписание вынесено уполномоченным органом и должностным лицом в пределах предоставленных данному органу и должностному лицу полномочий и с соблюдением вышеуказанных нормативно-правовых актов.
На основании ч. 1 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
В ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Отношения в части расчета размера платы за отопление до 01.07.2016 регулировались Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", которым плата за отопление начислялась равномерно в течение календарного года.
С 1 июля 2016 года вступили в силу Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации N 354 от 06.05.2011 (далее - Правила N 354).
Постановлением Правительства Удмуртской Республики от 20.06.2016 N 252 "О применении в Удмуртской Республике способа оплаты коммунальной услуги по отоплению" (далее - Постановление Правительства УР N 252) установлен способ оплаты коммунальной услуги по отоплению в Удмуртской Республике равномерно за все расчетные месяцы календарного года (п. 1).
При этом пунктом 1 Постановления Правительства Удмуртской Республики от 19.12.2016 N 253 установлен поэтапный переход к установлению единых на территории Удмуртской Республики нормативов потребления коммунальной услуги по отоплению в отношении одно-, двухэтажных многоквартирных домов и одно-, двухэтажных жилых домов, завершив его не позднее 30.06.2019.
Из содержания вышеуказанных правовых норм следует, что существующая система расчета размера платы за отопление продолжает действовать и после 1 июля 2016 года - оплата за коммунальную услугу "отопление" в жилом и нежилом помещении в многоквартирном доме производится равномерно в течение календарного года, в том числе за месяцы, когда отопление отсутствует, исходя из расчета среднемесячного потребления тепловой энергии за предыдущий год, в случае отсутствия показаний общедомового прибора учета за предыдущий год среднемесячный объем потребления тепловой энергии определяется исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению.
В соответствии с абз. 3 п. 42 (1) Правил N 354 в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые или нежилые помещения оборудованы индивидуальными и (или) общими (квартирными) приборами учета (распределителями) тепловой энергии, размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом помещении определяется в соответствии с формулой 3, 3(1) и 3(2) приложения N 2 к этим Правилам исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии.
Согласно п. 3 (1) Приложения N 2 к Правилам N 354 размер платы за коммунальную услугу по отоплению в жилом и нежилом помещении в многоквартирном доме, который оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии, определяется при осуществлении оплаты коммунальной услуги по отоплению равномерно в течение календарного года по формуле 3 (1).
Для многоквартирного дома с централизованным отоплением, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и в котором не все жилые и нежилые помещения оборудованы индивидуальными (или) общими (квартирными) приборами учета тепловой энергии применяется расчет корректировки размера платы за коммунальную услугу "отопление" по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354.
Согласно формуле 3 (2) размер платы за коммунальную услугу по отоплению в i-м жилом или нежилом помещении в многоквартирном доме, определенный по формуле 3 (1), в первом квартале года, следующего за расчетным годом, корректируется исполнителем по формуле 3 (2).
Исходя из вышеприведенных норм права, суд первой инстанции обоснованно указал, что корректировка размера платы может быть произведена только при наличии показаний прибора учета исходя из совокупного объема тепловой энергии, измеренного коллективным (общедомовым) прибором учета за соответствующей период.
Согласно п. 2 Правил N 354 под коллективным (общедомовым) прибором учета понимается средство измерения (совокупность средств измерения и дополнительного оборудования), используемое для определения объемов (количества) коммунального ресурса, поданного в многоквартирный дом.
Как следует из материалов дела, ООО "Управляющая компания ГарантСервис" является с 01.06.2016 исполнителем коммунальной услуги "отопление" в отношении потребителей многоквартирного дома N 11 по ул. Союзная г. Ижевска. Многоквартирный дом N 11 по ул. Союзная г. Ижевска оборудован общедомовым прибором учета тепловой энергии тип прибора Взлет ТСР-М, заводской номер 715138, что подтверждается актом повторного допуска в эксплуатацию узла учета тепловой энергии у потребителя от 09.09.2016.
В ходе проверки ООО "Управляющая компания ГарантСервис" представлен реестр площадей многоквартирного дома N 11 по ул. Союзная, а также копия свидетельства о государственной регистрации права N 18-18-01/081/2007-641 от 07.11.2007.
Согласно данным документам общая площадь жилых помещений составляет 5123,70 кв. м; нежилых помещений - 99,1 кв. м.; итого общая площадь жилых и нежилых помещений составляет 5 222,80 кв. м.
При этом оснований для исключения площади нежилых помещений дома N 11 по ул. Союзная г. Ижевска при проведении корректировки размера платы за отопление, производимой по формуле 3 (2) приложения N 2 к Правилам N 354 у общества "Управляющая компания ГарантСервис" не имелось.
Между тем, как следует из представленного заявителем расчета, его пояснений и результатов проверки (акта проверки) без учета площади и потребления ресурсов нежилых помещений корректировка для потребителя квартиры 87 дома 11 по ул. Союзная г. Ижевск составила 878,65 руб. (доначисление платы потребителю).
Кроме того, как верно указал суд первой инстанции, с целью проведения корректировки размера платы по коммунальной услуге "отопление" за период с июня 2016 года по декабрь 2016 года при расчетах может быть использован только объем тепловой энергии, определенный по показаниям общедомового прибора учета тепловой энергии по распечаткам объема тепловой энергии с узла учета за отчетные периоды.
Как следует из формулы 3(2), показатель P k.пр. - размер платы за коммунальную услугу по отоплению, определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, установленного в многоквартирном доме, за прошедший год.
Общедомовой прибор учета на основании акта от 20.07.2016 был забракован по причине "истечение срока поверки в части отопления и горячего водоснабжения 13.01.2016", допущен в эксплуатацию только с 08.09.2016. Данные обстоятельства заявителем не оспариваются.
В соответствии с постановлениями администрации г. Ижевска N 125 от 04.05.2016 и N 315 от 12.09.2016 подача теплоносителя в целях получения коммунальной услуги "отопление" не производилась в многоквартирные дома,
соответственно расчетный объем потребления тепловой энергии за период с июня по август 2016 года не может быть предъявлен управляющей компанией потребителю к оплате.
Согласно представленным в материалы дела отчетам о потреблении тепловой энергии (по распечаткам объема потребления тепловой энергии с узла учета) за период с июня 2016 по декабрь 2016 по МКД начислено 671 261, 16 руб. за объем потребления тепловой энергии 421,938 Гкал при тарифе 1590,90 руб./Гкал.
Из представленных же платежных документов по квартире 87 дома 11 по ул. Союзная г. Ижевска расчет размера платы за отопление с июня по декабрь 2016 года выполнен по среднемесячному потреблению с июня 2016 года Гкал/кв.м, при ежемесячном объеме 0,4089 Гкал, при тарифе 1590,90 руб./Гкал, что составило 4534,08 руб.
Расчет корректировки составляет: Р = 671 261,16 руб./5222,80 кв.м x 28,2 кв.м - 4534,08 = -909,67 руб. (возврат потребителю).
Таким образом, при корректировке размера платы за отопление по формуле 3(2) приложения N 2 к Правилам N 354 в первом квартале 2017 года ООО "УК "ГарантСервис" обязано было откорректировать предъявленный размер платы за отопление за период с 01.06.2016 по 31.12.2016 определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета на сумму минус 909,67 руб.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о неправомерности действий ООО "Управляющая компания ГарантСервис" по корректировке размера платы за коммунальную услугу "отопление" потребителю многоквартирного дома N 11 по ул. Союзная г. Ижевска в платежном документе за март 2017 года на сумму 878,65 руб. (доначисление), в нарушение действующего законодательства излишне предъявлена сумма 1 788,65 руб..
При таких обстоятельствах выводы суда первой инстанции о законности оспариваемого предписания и отсутствии нарушения в данном случае прав и законных интересов заявителя являются правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и имеющихся доказательствах.
Нарушений норм материального и процессуального права, являющихся в соответствии со ст. 270 АПК РФ основанием для отмены судебного акта, не допущено.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда первой инстанции отмене не подлежит, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату на основании статьи 104 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 104, 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 23 октября 2017 года по делу N А71-12686/2017 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ГарантСервис" - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания ГарантСервис" (ИНН 1840040787, ОГРН 1151840006284) из федерального бюджета государственную пошлину, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 1467 от 20.11.2017 в сумме 1500 (одна тысяча пятьсот) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Л.Ю. Щеклеина |
Судьи |
Н. В. Варакса |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-12686/2017
Истец: ООО "Управляющая компания ГарантСервис"
Ответчик: Отраслевой орган Администрации города Управление жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Ижевска